УДК 061.4
ББК 79.2я73
К27 Карцева, Е. А. Выставочное и галерейное дело : учеб.
посо-бие / Е. А. Карцева. – Москва : Директмедиа Паблишинг, 2019.
– 195 с.
ISBN 978-5-4475-5716-4
Возросший интерес к изучению явления художественных выставок
и вопросов их организации связан с тем, что сегодня – это процесс
значительно более сложный и многогранный, чем в прежние времена,
и сопряжен с многочисленными производственными и концептуальными
особенностями. Многообразие выставочных пространств,
между которыми происходит постоянная циркуляция и взаимный
обмен идей, техник, подходов, специалистов и задач, поражает.
Цель настоящего учебного пособия – систематизировать основные
концептуальные этапы современного выставочного производства.
В основе книги – курс лекций по выставочному менеджменту,
который автор читал на базе Московского международного университета
и в первую очередь адресована студентам, обучающимся по
специальностям «Менеджмент в культуре», «Арт-менеджмент», «Реклама
и Связи с общественностью».
Издание также может быть полезно всем, кто заинтересован
создавать проекты в сфере искусства, организаторам мероприятий,
художникам, фотографам, дизайнерам, а также широкому кругу
читателей, интересующихся искусством и вопросами его функционирования.
ISBN
978-5-4475-5716-4
УДК 061.4
ББК 79.2я73
© Карцева Е. А. , текст, 2018
© Издательство «Директмедиа Паблишинг», оформление, 2019
Стр.3
ВЫСТАВОЧНОЕ И ГАЛЕРЕЙНОЕ ДЕЛО
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Художественная выставка как элемент
социализации искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Классификация художественных выставок . . . . . . . . . . . . . . . 8
Художественная выставка в современных контекстах . . . . . . 9
Художественная выставка как проект творческий
и как коммерческий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Дополнительные текстовые материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Художественные выставки в Древней Греции . . . . . . . . . . . . . 20
Выставки французских Салонов XVII–XIX вв. . . . . . . . . . . . . . 21
Первая в истории искусства моновыставка
художника-провокатора Гюстава Курбе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Первая выставка передвижников 1871–1872 гг. . . . . . . . . . . . . 25
Первая выставка импрессионистов 1874 г. . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА КАК
ОБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . 32
Социокультурное посредничество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Выставка как сфера деятельности
экспертного сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Художественная выставка как часть арт-бизнеса . . . . . . . . . 39
Взаимодействие различных форм
социокультурного посредничества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Этапы реализации арт-проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
191
Стр.192
Е. А. КАРЦЕВА
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ
В ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Взаимоотношения власти и искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Государство как заказчик художественных выставок . . . . . . 52
Современная российская культурная политика . . . . . . . . . . 53
Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Дополнительные текстовые материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
«Бульдозерная выставка» 15 сентября 1974 г. . . . . . . . . . . . . . . 57
Выставка «Дегенеративное искусство» 1937 г.
. . . . . . . . . . . . . 58
Выставка «RUSSIA!» в Музее Гуггенхайма. Нью-Йорк.
16 сентября 2005 г. — 12 января 2006 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
ГЛАВА 4. КУРАТОРЫ И АРТ-МЕНЕДЖЕРЫ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК.
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ . . . . . . . . . . . . 64
Специфика деятельности куратора
и арт-менеджера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Критерии оценки эффективности проекта . . . . . . . . . . . . . . . 71
Личные качества куратора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Функции куратора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Куратор-творец . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Критика института кураторства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Художники в роли кураторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Современные российские художники-кураторы . . . . . . . . . . 80
Взаимодействие куратора, арт-менеджера и художника . . . . 83
Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
Дополнительные текстовые материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Кураторская деятельность Марселя Дюшана.
Международная выставка сюрреалистов. 1938 . . . . . . . . . . . . . . 86
Первое независимое агентство по организации выставок
Харальда Зеемана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Куратор Жан-Юбер Мартен и его кураторский принцип
«против исключения» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
192
Стр.193
ВЫСТАВОЧНОЕ И ГАЛЕРЕЙНОЕ ДЕЛО
Куратор Ханс-Ульрих Обрист . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Ретроспектива Андрея Бартенева «Скажи, я тебя люблю».
Московский музей современного искусства.
30 сентября — 22 ноября 2015 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
ГЛАВА 5. ВЫСТАВКИ В МУЗЕЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Виды музейных выставок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Понятие экспозиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Компетенции и специфика деятельности
музейного куратора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Современный музей и вызовы,
с которыми он сталкивается . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Музейный менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Дополнительные текстовые материалы . . . . . . . . . . . . . . . 114
Выставочная программа ГТГ 2016 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Пополнение коллекции ГТГ. (Из документа концепции
развития Третьяковской галереи 2016 г.) . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Тетрис, Пакмен, Боинг-747 в коллекции МоМА . . . . . . . . . 117
ГЛАВА 6. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
МУЗЕЙНЫХ ВЫСТАВОК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Временные выставки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Новые технологии в музейных выставках . . . . . . . . . . . . . . . 121
Современное искусство в классическом музее . . . . . . . . . . . . 123
Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Дополнительные текстовые материалы . . . . . . . . . . . . . . . 127
Выставка «Валентин Серов. К 150-летию
со дня рождения». ГТГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Применение технологии i-beacon в музее Рубенса . . . . . . . 130
193
Стр.194
Е. А. КАРЦЕВА
«Ян Фабр: рыцарь отчаяния, воин красоты». Рыцарский зал
Нового Эрмитажа. 21 октября 2016 — 9 апреля 2017.
Куратор: Дмитрий Озерков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
ГЛАВА 7. ФЕНОМЕН МУЗЕЕВ СОВРЕМЕННОГО
ИСКУССТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Американская модель музеев современного искусства . . . . 134
Европейское институциональное курирование
второй половины ХХ века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Музей Стеделейк и Вильгельм Сандберг . . . . . . . . . . . . . . . 137
Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Дополнительные текстовые материалы . . . . . . . . . . . . . . . . 139
The American Shows MоМА. 1950-е гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Выставка «Когда отношения обретают форму:
работы, концепции, процессы, ситуации, информации».
Музей Берна. 1969 г. Куратор: Харальд Зееман . . . . . . . . . . . . . 140
Выставочная трилогия «Париж—Нью-Йорк»,
«Париж—Берлин», «Париж—Москва». Центр Жоржа
Помпиду. 1977—1981. Куратор: Понтюс Хюльтен . . . . . . . . . 142
ГЛАВА 8. БИЕННАЛЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Биеннальная культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Структура менеджмента и специфика кураторской
работы на биеннале . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Критика биеннального движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
История Венецианской биеннале . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Русский павильон на Венецианской биеннале . . . . . . . . . . . 151
Московская биеннале современного искусства . . . . . . . . . . . . 155
Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Дополнительные текстовые материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Документа V. 1972 г. Куратор Харальд Зееман . . . . . . . . . . . . 157
194
Стр.195
ВЫСТАВОЧНОЕ И ГАЛЕРЕЙНОЕ ДЕЛО
ГЛАВА 9. ВЫСТАВКИ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ЯРМАРКАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
Явление и виды художественных ярмарок . . . . . . . . . . . . . . 159
Менеджмент и специфика кураторской
работы на арт-ярмарках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
ГЛАВА 10. ВЫСТАВКИ В ГАЛЕРЕЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Художественные галереи как культурный феномен . . . . . 166
Современная художественная галерея
и структура ее управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Разновидности сотрудничества художника и галереи . . . . 168
Выставочная стратегия галереи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Главные направления в галерейной деятельности . . . . . . 173
Баланс между коммерческой ориентацией
и экспериментальностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Дополнительные текстовые материалы . . . . . . . . . . . . . . . 177
Импрессионизм и зарождение
современного арт-бизнеса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Галерея Лео Кастелли. Нью-Йорк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Чарльз Саатчи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
ТЕСТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
ОБ АВТОРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
195
Стр.196