Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Выставочное и галерейное дело : учебное пособие (1200,00 руб.)

0   0
Первый авторКарцева Екатерина Александровна
ИздательствоДиректмедиа Паблишинг
Страниц197
ID809831
АннотацияВозросший интерес к изучению явления художественных выставок и вопросов их организации связан с тем, что сегодня – это процесс значительно более сложный и многогранный, чем в прежние времена, и сопряжен с многочисленными производственными и концептуальными особенностями. Многообразие выставочных пространств, между которыми происходит постоянная циркуляция и взаимный обмен идей, техник, подходов, специалистов и задач, поражает. Цель настоящего учебного пособия – систематизировать основные концептуальные этапы современного выставочного производства. В основе книги – курс лекций по выставочному менеджменту, который автор читал на базе Московского международного университета и в первую очередь адресована студентам, обучающимся по специальностям «Менеджмент в культуре», «Арт-менеджмент», «Реклама и Связи с общественностью».
Кому рекомендованоПолезно всем, кто заинтересован создавать проекты в сфере искусства, организаторам мероприятий, художникам, фотографам, дизайнерам, а также широкому кругу читателей, интересующихся искусством и вопросами его функционирования.
ISBN978-5-4475-5716-4
УДК061.4
ББК79.2я73
Карцева, Е. А. Выставочное и галерейное дело : учебное пособие / Е. А. Карцева .— : Директмедиа Паблишинг, 2019 .— 197 с. — ISBN 978-5-4475-5716-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/809831 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Выставочное_и_галерейное_дело__учебное_пособие.pdf
Стр.3
Стр.192
Стр.193
Стр.194
Стр.195
Стр.196
Выставочное_и_галерейное_дело__учебное_пособие.pdf
УДК 061.4 ББК 79.2я73 К27 Карцева, Е. А. Выставочное и галерейное дело : учеб. посо-бие / Е. А. Карцева. – Москва : Директмедиа Паблишинг, 2019. – 195 с. ISBN 978-5-4475-5716-4 Возросший интерес к изучению явления художественных выставок и вопросов их организации связан с тем, что сегодня – это процесс значительно более сложный и многогранный, чем в прежние времена, и сопряжен с многочисленными производственными и концептуальными особенностями. Многообразие выставочных пространств, между которыми происходит постоянная циркуляция и взаимный обмен идей, техник, подходов, специалистов и задач, поражает. Цель настоящего учебного пособия – систематизировать основные концептуальные этапы современного выставочного производства. В основе книги – курс лекций по выставочному менеджменту, который автор читал на базе Московского международного университета и в первую очередь адресована студентам, обучающимся по специальностям «Менеджмент в культуре», «Арт-менеджмент», «Реклама и Связи с общественностью». Издание также может быть полезно всем, кто заинтересован создавать проекты в сфере искусства, организаторам мероприятий, художникам, фотографам, дизайнерам, а также широкому кругу читателей, интересующихся искусством и вопросами его функционирования. ISBN 978-5-4475-5716-4 УДК 061.4 ББК 79.2я73 © Карцева Е. А. , текст, 2018 © Издательство «Директмедиа Паблишинг», оформление, 2019
Стр.3
ВЫСТАВОЧНОЕ И ГАЛЕРЕЙНОЕ ДЕЛО ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Художественная выставка как элемент социализации искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Классификация художественных выставок . . . . . . . . . . . . . . . 8 Художественная выставка в современных контекстах . . . . . . 9 Художественная выставка как проект творческий и как коммерческий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Дополнительные текстовые материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Художественные выставки в Древней Греции . . . . . . . . . . . . . 20 Выставки французских Салонов XVII–XIX вв. . . . . . . . . . . . . . 21 Первая в истории искусства моновыставка художника-провокатора Гюстава Курбе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Первая выставка передвижников 1871–1872 гг. . . . . . . . . . . . . 25 Первая выставка импрессионистов 1874 г. . . . . . . . . . . . . . . . . 29 ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . 32 Социокультурное посредничество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Выставка как сфера деятельности экспертного сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 Художественная выставка как часть арт-бизнеса . . . . . . . . . 39 Взаимодействие различных форм социокультурного посредничества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 Этапы реализации арт-проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 191
Стр.192
Е. А. КАРЦЕВА ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Взаимоотношения власти и искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Государство как заказчик художественных выставок . . . . . . 52 Современная российская культурная политика . . . . . . . . . . 53 Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 Дополнительные текстовые материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 «Бульдозерная выставка» 15 сентября 1974 г. . . . . . . . . . . . . . . 57 Выставка «Дегенеративное искусство» 1937 г. . . . . . . . . . . . . . 58 Выставка «RUSSIA!» в Музее Гуггенхайма. Нью-Йорк. 16 сентября 2005 г. — 12 января 2006 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 ГЛАВА 4. КУРАТОРЫ И АРТ-МЕНЕДЖЕРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ . . . . . . . . . . . . 64 Специфика деятельности куратора и арт-менеджера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 Критерии оценки эффективности проекта . . . . . . . . . . . . . . . 71 Личные качества куратора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 Функции куратора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 Куратор-творец . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 Критика института кураторства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Художники в роли кураторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 Современные российские художники-кураторы . . . . . . . . . . 80 Взаимодействие куратора, арт-менеджера и художника . . . . 83 Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 Дополнительные текстовые материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 Кураторская деятельность Марселя Дюшана. Международная выставка сюрреалистов. 1938 . . . . . . . . . . . . . . 86 Первое независимое агентство по организации выставок Харальда Зеемана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89 Куратор Жан-Юбер Мартен и его кураторский принцип «против исключения» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 192
Стр.193
ВЫСТАВОЧНОЕ И ГАЛЕРЕЙНОЕ ДЕЛО Куратор Ханс-Ульрих Обрист . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Ретроспектива Андрея Бартенева «Скажи, я тебя люблю». Московский музей современного искусства. 30 сентября — 22 ноября 2015 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 ГЛАВА 5. ВЫСТАВКИ В МУЗЕЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 Виды музейных выставок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 Понятие экспозиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 Компетенции и специфика деятельности музейного куратора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 Современный музей и вызовы, с которыми он сталкивается . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 Музейный менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 Дополнительные текстовые материалы . . . . . . . . . . . . . . . 114 Выставочная программа ГТГ 2016 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 Пополнение коллекции ГТГ. (Из документа концепции развития Третьяковской галереи 2016 г.) . . . . . . . . . . . . . . . . 116 Тетрис, Пакмен, Боинг-747 в коллекции МоМА . . . . . . . . . 117 ГЛАВА 6. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МУЗЕЙНЫХ ВЫСТАВОК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 Временные выставки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 Новые технологии в музейных выставках . . . . . . . . . . . . . . . 121 Современное искусство в классическом музее . . . . . . . . . . . . 123 Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 Дополнительные текстовые материалы . . . . . . . . . . . . . . . 127 Выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения». ГТГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Применение технологии i-beacon в музее Рубенса . . . . . . . 130 193
Стр.194
Е. А. КАРЦЕВА «Ян Фабр: рыцарь отчаяния, воин красоты». Рыцарский зал Нового Эрмитажа. 21 октября 2016 — 9 апреля 2017. Куратор: Дмитрий Озерков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 ГЛАВА 7. ФЕНОМЕН МУЗЕЕВ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 Американская модель музеев современного искусства . . . . 134 Европейское институциональное курирование второй половины ХХ века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 Музей Стеделейк и Вильгельм Сандберг . . . . . . . . . . . . . . . 137 Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 Дополнительные текстовые материалы . . . . . . . . . . . . . . . . 139 The American Shows MоМА. 1950-е гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 Выставка «Когда отношения обретают форму: работы, концепции, процессы, ситуации, информации». Музей Берна. 1969 г. Куратор: Харальд Зееман . . . . . . . . . . . . . 140 Выставочная трилогия «Париж—Нью-Йорк», «Париж—Берлин», «Париж—Москва». Центр Жоржа Помпиду. 1977—1981. Куратор: Понтюс Хюльтен . . . . . . . . . 142 ГЛАВА 8. БИЕННАЛЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 Биеннальная культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 Структура менеджмента и специфика кураторской работы на биеннале . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 Критика биеннального движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 История Венецианской биеннале . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 Русский павильон на Венецианской биеннале . . . . . . . . . . . 151 Московская биеннале современного искусства . . . . . . . . . . . . 155 Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 Дополнительные текстовые материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 Документа V. 1972 г. Куратор Харальд Зееман . . . . . . . . . . . . 157 194
Стр.195
ВЫСТАВОЧНОЕ И ГАЛЕРЕЙНОЕ ДЕЛО ГЛАВА 9. ВЫСТАВКИ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЯРМАРКАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 Явление и виды художественных ярмарок . . . . . . . . . . . . . . 159 Менеджмент и специфика кураторской работы на арт-ярмарках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 ГЛАВА 10. ВЫСТАВКИ В ГАЛЕРЕЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 Художественные галереи как культурный феномен . . . . . 166 Современная художественная галерея и структура ее управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 Разновидности сотрудничества художника и галереи . . . . 168 Выставочная стратегия галереи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 Главные направления в галерейной деятельности . . . . . . 173 Баланс между коммерческой ориентацией и экспериментальностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 Вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 Дополнительные текстовые материалы . . . . . . . . . . . . . . . 177 Импрессионизм и зарождение современного арт-бизнеса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 Галерея Лео Кастелли. Нью-Йорк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179 Чарльз Саатчи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 ТЕСТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185 ОБ АВТОРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189 195
Стр.196

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.