ББК 7УДК 316.73 И74
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Авторы:
Федякин А. В., доктор политических наук, профессор, РУТ (МИИТ) – введение,
гл. 1–3; Федякин И. В., доктор политических наук, профессор, РУТ (МИИТ) –
гл. 4; Селезнев П. С., доктор политических наук, доцент, Финансовый университет
при Правительстве РФ – гл. 5 (в соавт.); Александров Д. В., Финансовый университет
при Правительстве РФ – гл. 5 (в соавт.); Титов В. В., кандидат политических наук,
Финансовый университет при Правительстве РФ – гл. 5 (в соавт.); Фельдман П. Я.,
кандидат политических наук, доцент, АТиСО – гл. 6, 7; Володенков С. В., доктор
политических наук, профессор, МГУ им. М. В. Ломоносова – гл. 8; Манойло А. В.,
доктор политических наук, профессор, МГУ им. М. В. Ломоносова – гл. 9.
Рецензенты:
Коваленко В. И., доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей
школы РФ;
Пономарева Е. Г., доктор политических наук, профессор.
И74
Информационная политика государства в эпоху медиапротивостояния:
глобальные вызовы и российские перспективы : учебное пособие / под общ.
ред. А. В. Федякина. — Москва : Проспект, 2021. – 336 с.
ISBN 978-5-392-35575-4
В учебном пособии рассматривается комплекс теоретико-методологических и практических
вопросов, связанных с выявлением проблем и определением перспектив
формирования и реализации государством эффективной информационной политики,
адекватной современным вызовам и мегатрендам, одним из которых является усиление
глобального медиапротивостояния. Особое внимание уделяется внутри- и внешнеполитическим
приоритетам РФ в информационной сфере, а также возможностям
российского общества и государства по нейтрализации соответствующих угроз и минимизации
рисков. Анализируются конкретные примеры операций информационной
войны, в том числе направленных против России, и технологии противодействия им.
Законодательство приведено по состоянию на 1 августа 2021 г.
Для всех изучающих государственную информационную политику и связанные с
ней социополитические феномены, а также тех, кто интересуется общими и специальными
проблемами, которые затрагивают деятельность государства в медиасфере в
современных условиях.
ББК 7УДК 316.73
Учебное издание
Федякин Алексей ВлАдимироВич и др.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
В ЭПОХУ МЕДИАПРОТИВОСТОЯНИЯ
ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И РОССИЙСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Учебное пособие
Печать цифровая. Печ. л. 21,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Подписано в печать 05.10.2021. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-35575-4
©© Коллектив авторов, 2021
ООО «Проспект», 2021
/16
.
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вступительное слово ...................................................................................................5
Введение ...........................................................................................................................9
Раздел 1
КАК ОСНОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ИНФОРМАЦИЯ ИКОММУНИКАЦИИ
Глава 1. Концептуализация информации как феномена
мира политического ...............................................................................17
1.1. Информация: понятие, сущностные черты, типы .......................17
1.2. Информационное общество, информационная
индустрия иинформационно- телекоммуникационные
технологии ................................................................................................ 23
1.3. Массовая информация имассовые коммуникации ................. 34
1.4. Средства массовой информации икоммуникации .................. 42
Контрольные вопросы изадания...................................................... 52
Темы докладов ирефератов ............................................................... 53
Рекомендуемая литература ............................................................... 53
Глава 2. Коммуникации иих роль вполитике ............................................ 54
2.1. Сущностные черты, содержание, типы
коммуникаций ......................................................................................... 54
2.2. Основные техники политических коммуникаций ..................... 60
2.3. Коммуникации иинформационное пространство ................... 70
Контрольные вопросы изадания...................................................... 86
Темы докладов ирефератов ............................................................... 86
Рекомендуемая литература ............................................................... 86
Стр.331
332
Оглавление
Глава 3. Имиджевая составляющая политических
коммуникаций игосударственной информационной
политики .................................................................................................... 88
3.1. Концептуализация образов иимиджей
вполитике ................................................................................................. 88
3.2. Содержание иструктура политических образов
иимиджей ................................................................................................. 94
3.3. Основные механизмы формирования
итехнологии продвижения образов иимиджей
вполитике ...............................................................................................106
3.4. Пространственный имиджмейкинг
как направление государственной
информационной политики .............................................................117
Контрольные вопросы изадания....................................................127
Темы докладов ирефератов .............................................................127
Рекомендуемая литература .............................................................128
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОПЫТ, ПРИОРИТЕТЫ
ИИМПЕРАТИВЫ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Раздел 2
Глава 4. Доктринальные инормативные основания
государственной информационной политики РФ .................131
4.1. Осмысление приоритетов информационной
политики государства вПосланиях Президента РФ
Федеральному Собранию .................................................................131
4.2. Основные направления информационной
политики России вважнейших выступлениях главы
государства в2000–2020гг. ............................................................146
4.3. Цели изадачи государственной информационной
политики вдокументах стратегического
планирования РФ .................................................................................154
4.4. Нормативное оформление приоритетов
государственной информационной политики
современной России ...........................................................................169
Контрольные вопросы изадания....................................................184
Темы докладов ирефератов .............................................................185
Рекомендуемая литература .............................................................185
Стр.332