ЩШООЕДЙПЙ ШВАРЬ
РУССКОГО БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ГРАНАТ.
(••' ^JL.
і Г "j-i
СЕДЬМОЕ ИЗДАНИЕ
ДО 33-го ТОМА ПОД РЕДАКЦИЕЙ
проФ. Ю. С. ГаплОарова, ПРОФ. В. Я. Желеанова, проФ. М. М. Ковалевского,
проФ. С. А. іірщев а и проФ, К, А, Тимирязева.
u
^
l ом сорок пятый.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Ф>ргіжіхи;л Фуганоьс.
Lexicographis seeundus post Herculem labor
{Скалагер).
Редакция и экспедиция „Русского Библиографического Института Гранат':
Москва, Тверской бульвар, 25.
Стр.1
оапаппппаапппаарпапапааааапоасшоостааосюаапа
В виду того, что 46-й том был выпущен раньше, а размеров
одного тома оказалось недостаточно для того, чтобы вместить
материал на буквы Ф, X, Ц и начало Ч, — 45-й том будет подразделен
на несколько томов, которые будут именоваться
соответствующими частями 45-го тома.
aDnaaDDnnnDDnDDDannDDODnnnDDDDDDDDDDCDDDDDOD
Главлит <№ 71.616.
Гос. тип. имени Ивана Февороза.
Тираж 6.000.
Ленинград, Звенигородская 11
Стр.2
ВАЖНЕЙШИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ,
ПОМЕЩЕННЫЕ В XLV ТОМЕ, ЧАСТЬ I.
Франция (окончание)
История (гл. ІХ-ХІХ)
IX. Революция — Л. А. Кропоткина
Столб.
1
1
X. Итоги революции. Эпоха Директории —проф. В. А. Вутенко . . . . 162
XI. Революционные войны —проф. А. П. Верховского
170
ХП. Эпоха Консульства и Первой империи — проф. В. А. Бутенко . . • 202
XIII. Наполеоновские войны —проф. А. А. Свечгша
XIV. Эпоха реставрации — проф. В. А. Вутенко
XV. Июльская монархия — его оісе
XVI. Вторая республика — его же
XVII. Вторая империя — его оке
XVIII. Коммуна —Я. К. Лебедева
• .216
22ij
241
t
XIX. Третья республика — IT. О. Русанова
Историография — що§. И. В.. Кареееа .
Французское право —проф. П. II. Люблинского
Французская литература —проф. J.. 4. Смирнова
Французское искусство — проф. if. Э. Грабаря
Французская музыка — проф. Л". Л. Сабанеева
Фребелизм — Г. К. Вебера
Фребель —его оісе
Фрейдизм — проф. В. А. Гиляровского
Фридрих И Гогенштауфен — проф. А. Е. Дживелегова
Фриз, Гуго — акад. С. Г. Навашина
. .
... .
. • 252
260
273
288
390
418
436
497
573
595
599
610
628
639
ТЕКСТОВЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ:
Стр.
Хронология Франции
Статист, таблицы по хозаяйств. развитию Франции
Конституция Франции — проф. М. А. Рейтера
320/321
352/353
... . 432/433
Стр.3
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕПРОДУКЦИИ:
Французское искусство:
Реймский Собор
Скульптура Шартрского собора
Пьер Леске (1515-1578), Лувр
Жан Анж Габриэль (1698-1782), Малый Трианон
Жан Гужон (ок. 1510-ок. 1568), «Диана» (Париж, Лувр)
.. .
• ^О/Збі
368/369
384/385
400/401
408/409
Франсуа Клуэ (ок. 1510—ок. 1572), «Елизавета Австрийская» (Париж, Лувр) . 416/417
Гиасент Риго (1659—1743), «Людовик XIV» (Версальская галлерея) .
Никола Пуссен (1594—1665), «Триумф Нептуна и Амфитриты» (Ленингр., Эрмит.) 440/441
Клод Лоррен (1600-1682), «Полдень» (Ленинград, Эрмитаж)
Антуан Ватто (1684—1721), «Танец» (Потсдам)
Жан Батист Грёз (1725-1805), «Чтение письма» (Лондон, колл. Ротшильда) . 464/465
Франсуа Буше (1703—1770), «Пастораль» (Париж, Лувр)
Оноре Фрагонар (1732-1806), «Этюд» (Париж, Лувр)
Жак Луи Давид (1748-1825), «Г-жа Ришмон с дочерью»
480/481
488/489
Огюст Родэн (1840-1917), «Данаида» (Париж, Люксембургск.-.й музей) ... . 496/497
Теодор Жерико (1791—1824), «Гвардейский егерь» (Париж, Лувр)
Пьер Прюдон (1758—1823), «Похищение Психеи» (Париж, Лувр),
504/505
512/513
Жан Огюст ДоминикЭнгр(17гО—1867), «Портрет г-жи Сенонн» (Музей в Нанте) 520/521
Жан Батист КамильКоро(1796-1875Л«Пейзаж» Москва, Муз. Изящн. Искусств) 528/529
Теодор Руссо (1812—1867), «Опушка леса в Фонтенебло» (Париж, Лувр) . . . 536/537
Жан Франсуа Милле (1814-1874), «Сеятель» (Музей в Брюсселе)
Эдуард Манэ (1832-1883), «Олимпия» (Париж, Лувр)
Клод Монэ (1840—1826), «Парижский Бульвар» (Москва, Муз. Нов. Зап. Живоп.) 560/561
Поль Сезан (1839-1906), «Натюр-Морт» (Москва, Музей Нов. Зап. Живописи) 568/569
ОПЕЧАТКИ И ИСПРАВЛЕНИЯ
NB (Просят яоправнть в тексте)
Том
XLII
XLII1
»
»
XLIV
»
LV ч. I
XLIIl
XL1V
Столб,
577
286
»
289
272
273
342
466
451
Строка
18 СН.
9 св.
12 св.
25 сн.
27 сн.
23 сн.
11 св.
25 св.
10 св.
Напечатано
бараб. перепонке;
Следует
бараб. полости;
в Саратов после того, как в Саратов. После того,как
Александра II. Сношения Александра 11, сношения
одни женские цветки
пальметта Веры
(японск. Тай-Вань)
75%
одни соцветия
пальметта Верье
(китайск. Тай-Вань)
55%
Пропущено
Физическое тепО| см. тело физическое.
Франко-русский союз, см. четырехлетняя
война, XLVII, 45 ел.; Россия — внешняя политика;
ср. также система вооруженного мира.
В ст. Н, А. Морозова о В. Н. Фигнер {см. ХЫІІ, 284) допущена, к сожалению, крупная
ошибка: говорится, что „партизан 1812 г. Фигнер был двоюродным братом ее
деда", но в автобиографии, напечатанной в XL т. Словаря (прил. „Революционные
деятели 70-80 гг.", 458), В. Н. определенно оговаривает, что предположение о родстве
ее отца с партизаном А. С. Фигнером лишено основания.
424/425448/449
456/457
472/473
544/545
552/553
Стр.4
ТОМ СОРОК пятый.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Франция — Фуганок
Стр.5
Французское искусство.
Собор в Реймсе.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ .ГРАНАТ".
Стр.2
361
Франция.
н без того жалкое народное представительство
и фильтрующем предложения
для обсуждения в Законодательном
корпусе. Процветание промышленности
и торговли отражается в известной
степени благоприятно и на положении
мелкой буржуазии, которой тоже
перепадает кое-что из увеличившегося
дохода нации, и даже на положении
рабочего класса. Но дух протеста все
более и более распространяется в широких
слоях населения, устраненных,—
если не считать искаженной формы всеобщей
подачи голосов,—от всякого действительного
участия в управлении
страной. И в то время, как идеологи
крупной буржуазии стремятся путем
легальной умеренной оппозиции превратить
Империю в парламентарное
государство, идейные представители
мелкой бурасуазии и обездоленных масс
толкают Ф. на путь демократии, республики,
революции.
Революция, действительно, разражается
в стране под влиянием несчастной
войны. Но возникшее в результате
Седана республиканское временное
правительство является, главным
образом, выражением власти крупной
и отчасти средней буржуазии. И продолжающее
его реакционное, клерикальное,
сильно монархическое Национальное
Собрание свидетельствует самим
характером своим, что верхние
•социальные слои хотят быть снова
и исключительно правящими. Демократический
идеал живет в это время,
кроме рабочего, в груди мелкой буржуазии,
которая в Париже примкнула
почти целиком к пролетариату и деятельно
участвовала в Коммуне. Ее бросали
в ряды рабочих пережитые вместе
« ними лишения парижской осады;
жестокий закон о торговых векселях,
принятый Национальным Собранием
и требовавший быстрой уплаты долгов
от всех этих мелких лавочников и ремесленников;
другой не менее жестокий
проект немедленного взноса квартирной
платы домохозяевам; патриотическое
чувство, оскорбленное постыдной
капитуляцией временного правительства,
сдавшего Париж немцам без
настоящего боя; опасения за республику
пред лицом монархически настроенной
„палаты деревенщины".
362
Вместе с пролетариатом парижская
мелкая буржуазия подвергается массовому
избиению в трагические дни
„кровавой недели". Вместе с ним она
расстреливается, ссылается в Новую
Каледонию и заключается в крепости
и тюрьмы. В числе жертв версальской
юстиции официалы-ше документы военных
судов цитируют всего чаще,—рядом
с чернорабочими, каменыдиками, механиками,
печатниками,—всевозможных
ремесленников, изготовляющих парижские
изделия, приказчиков и торговых
служащих. В смягченной форме эта
политическая рознь между мелкой
и крупной буржуазией продолжается
и по наши дни, между тем как средняя
буржуазия качается то вправо, то влево,
когда дело идет о том, чтобы защищать
сначала фактически, а потом
и легально установившуюся Третью
республику. Крупная и часто идущая
у ней на буксире средняя буржуазия
с самого же начала нового политического
строя стремится следовать пресловутоку
девизу орлеаниста Тьера,
присоединившегося к новому порядку
вещей: „Республика будет консервативной
или ее совсем не будет", и в первые
же годы после падения Империи
с прилежанием, достойным лучшей
участи, пытается осуществить политическую
квадратуру круга в виде „республики
без республиканцев". Лишь
под давлением все более радикализирующейся
в процессе ускорившейся капиталистической
эволюции мелкой буржуазии,
рядом с консервативными республиканцами,
еле-еле оторвавшимися
от монархической пуповины, рядом
с умеренными республиканцами, боящимися,
однако, действительного господства
широких масс, появляются на
общественной арене радикальные,тогда
немногочисленные республиканцы. Они
находят своих избирателей среди ремесленников
и лавочников, отчасти рабочих
городских центров, позже среди
крестьянства некоторых департаментов,
и ставят своим политическим идеалом
истинно-народную республику,
а своим экономическим идеалом „великие
и плодотворные социальные реформы",
как выражался в 1876 г. Кле|
мансо, тогда председатель парижского
1 очень левого муниципального совета
Стр.3
363
Франция.
„Социальные реформы", но не социализм,
потому что как бы „велики и плодотворны"
они ни были, они оставляют
нетронутой частную собственность,
составляющую предмет экономических
чаяний мелкой буржуазии, тогда как
социализм стремится заменить эту
собственность собственностью коллективной
и предполагает для своей поддержки
и своего осуществления другой
социальный класс, пролетариат,
который не обладает частной собственностью
и может быть приобщен к обладанию
благами жизни, лишь став
коллективным владельцем основных
средств производства.
Во время Великой революции пролетариат
сливался в значительной степени
с мелкой буржуазией и ремесленниками
и, поддерживая крайних республиканцев
и террористов, как мы
знаем, допустил без сопротивления закон
Ле-Шапелье, воспрещавший коалиции.
Он не протестует при Наполеоне I
ни против введения рабочей книжки,
ни против статей гражданского кодекса,
устанавливающего его неравенство с
хозяином в случае возникающего несогласия
по вопросам вознаграждения,
условий найма и т. п., ни против статей
уголовного кодекса, угрожающего
ему тюрьмой за забастовку. Между
тем во время Первой Империи политика
резкого протекционизма, создавая
целый ряд национальных ветвей
производства, способствует ускоренному
росту пролетариата на больших
заводах и фабриках. Реставрация, после
первых лет сравнительно мягкого обращения
е рабочими, возвращается к строгостям
наполеоновского времени и восстановляет
начавшие было выходить
из употребления закон против коалиций
и рабочую книжку. При Реставрации
же успехи машинного производства
в некоторых местностях и некоторых
отраслях промышленности наносят
первые сильные удары ремеслу,
превращают хозяина мелкого предприятия
в пролетария, понижают заработную
плату в соответствующих областях
индустрии увеличивают число нищих
в стране. Низвергая Бурбонов в интересах
[крупной и средней буржуазии,
которая умышленно закрывает свои
заведения](в Париже, чтобы выбросить
364
рабочих на улицу и на баррикады
в июльские дни 1830 г., пролетарии
и ремесленники видят свое материальное
положение еще более ухудшившимся
во время мещанской монархии.
Развитие обработки волокнистых веществ
на севере и отчасти на востоке
(в Эльзасе) выражается одновременно
в успехах техники и в возростании нищеты
среди рабочих. Прядильщики
и ткачи в северных департаментах,
которые при Реставрации получали за
18 часов работы до 4 и даже до 6 фр.
в день, принуждены теперь работать
16, порою 18 часов в сутки, а их вознаграждение
падает до 2 и до 1 фр.
И целые семьи, и матери семейств и
дети втянуты в лихорадочный процесс
фабричного производстваи занесколько
су в день отдают свои силы, здоровье,
жизнь жестоко эксплоатирующему их
капиталисту. На юге, в Лионе, где процветает
шелковое производство, тогда
первое во всем мире, 40.000 ткачей (les
canuts) работают в 10.000 маленьких мастерских,
хозяева которых трудятся
с ними же вместе и получают заказы от
700 „фабрикантов", являющихся, несмотря
на название, просто крупными торговцами,
скупщиками и эксплоататорами,
между тем как сами владельцы
маленьких заведений и ручных станков
делятся с „каню" половиною платы,
получаемой ими от крупных капиталистов.
Это-то население кустарей, доведенное
кризисом 1830 г. до крайней
степени лишений, и поднимает в конце
1831 г. знамя восстания против правящей
буржуазии во имя права на труд
(„жить, работая, или умереть в бою").
Но под скипетром „короля - гражданина*
сильно развивается и собственно
так называемый рабочий класс, и
в его рядах находятся теперь все более
многочисленные приверженцы социализма,
который с высот гениального философско-историч
ского и критическогоутопизма
Сен-Симона иФурье, коммунистической
проповеди Кабе спускается
на более практическую почву демократического
социализма Луи-Блана и.
анархического мутуализма (предвестника
последующего синдикализма)
Прудона. Февральская революция быстро
идет на убыль, оставляя в умах
пролетариев одну важную идею: необ
Стр.4
365
Франция.
ходимость „организацжи труда". Разочарование
в результатах борьбы во
имя социального идеала и улучшение
материального положения, связанное
с расцветом промышленности и
торговли в 50-х и 60-х годах, делают
рабочий класс Ф. почти равнодушным
к политике во время декабрьского переворота
и первых лет Империи. Но
Дальнейшие успехи страны в индустриальной
и коммерческой области,
в связи с усиливающимся тяготением
все более и более широких слоев населения
к свободе и демократии, не
только увеличивают ряды промышленного
пролетариата, но и повышают его
политическое понимание. Само заигрывание
цезаризма Второй Империи,—
этого первого проявления государственного
социализма в современной
Европе,— с рабочими идет скорее в
пользу, чем во вред пролетариату, давая
ему возможность пользоваться правительственными
реформами и попечительными
мерами власти в интересах
своего материального и умственного
прогресса и даже сближения с рабочими
других стран. Закон 25 мая 1864 г.
разрешает, правда с некоторыми чувствительными
ограничениями,—стачки.
Параллельно с этим правительство вынуждено
сквозь пальцы смотреть на
образование рабочих профессиональных
союзов и кооперативных обществ.
А кокетничанье императора с посылкою
рабочих делегатов Ф. на Лондонскую
всемирную выставку 1862 г. кончается
установлением братских отношений
между цветом английского и
французского пролетариата и в известной
мере способствует возникновению
(28 сентября 1864 г.) Международного
Общества Рабочих, перешедшего в историю
под именем (Первого) Интернационала.
Последние годы Империи характеризуются
хаотическим нестройным, зачастую
наивным, но сильным брожением
политических и социальных идей,
которые ищут выхода из-под тяжелой
покрышки цезаристского режима ичрезвычайно
повышают революционную
температуру в широких массах. Когда
поражение Империи приводит к образованию
наспех республиканского временного
правительства 4-го сентября
и у власти становятся почти исключи366
тельно
представители крупной и отчасти
средней буржуазии, мелкая
буржуазия и идущий впереди ее рабочий
класс Парижа несколько раз
пробуют взять в руки управление великим
городом и всей страной в интересах
как защиты Ф. от завоевателя,
так и осуществления некоторых основных
требований политической свободы
и социальной справедливости. Это им
удается, наконец, временно в форме
Коммуны, восстания трудящихся против
современного государства и современного
капитализма.
После свирепого подавления Коммуны
версальцами трудовое население притихает
на несколько лет. Собственно
рабочий класс уходит в профессиональное
движение, принимающее форму
синдикализма, но пока не революционного,
а мирного, который стремится к
частичным улучшениям положения трудящихся,
не задаваясь целями пересоздания
капиталистического строя.
Мелкаябуржуазия—торговец,ремесленник,
служащий,—застывает в своем экономическом
индивидуализме, но в области
политической остается сторонницей
республики и демократии, избирая
своими представителями крайних
радикалов в роде Клемансо и Камиля
Пельтана, которые, впрочем, еще долго
будут насчитывать не мало рабочих
в числе своих избирателей. Чувство
классовой особноети и стремление создать
отдельную рабочую партию проявятся
среди французского пролетариата
с достаточной определенностью
лишь в конце 70-х годов, на третьем
рабочем съезде в Марселе (октябрь
1879 г.), под влиянием идущего в то
время к марксизму Жюля Геда. Но и с
образованием в 1880 г. французской
рабочей партии, где будут преобладать
Гед, Лафарг, Девилль и другие представители
французского марксизма, рабочий
класс Ф. не образует компакт-'
ного политического целого, а разобьется
по нескольким, порою сильно враждующим
между собою, социалистическим
партиям и в течение довольно долгого"
времени будет лишь очень слабо представлен
в парламенте. Действительно,
рядом- с только что упомянутой французской
рабочей партией существую?
и агитируют среди трудящихся: очень
Стр.5
669
Фуа—Фуга.
соединена Генрихом IV к Франции.
Теперь занимает большую часть департамента
Ариеж.
Фу а, гл. город французского департамента
Ариеж, расположен на левом
берегу реки Ариеж, принимающей
здесь Арже. Торговля шерстью, скотом,
железом. Железн. источники. 6.105 жит.
(1921).
Фуа (Роіх), Гастон, граф, герцог
Немурский (1489—1512), представитель
боковой линии знаменитого на юге рода
графов де Ф., которые были виконтами
Беарнскими и некоторое время владели
королевским троном Наварры. Гастон
де Ф. был сыном сестры Людовика ХД
и с юных лет обнаружил замечательные
дарования полководца. Он командовал
французской армией в итальянском
походе 1512 г. и за свою безумную
храбрость был прозван „молнией
Италии". Он одержал блестящую победу
при Равенне (1512), но бросившись
в преследование испанской пехоты
без лат был убит. Гастон был последним
в роде.
Фуад I, король египетский, род. в
1868 г., сын хедива Измаила - Паши,
в 1917 г. сделался султаном, после
смерти своего брата Хуссейна Киамиля.
В 1922 г., после формального уничтожения
британского протектората,
провозглашен королем. См. XLVIU, Египет
в эпоху четырехлетней войны.
Фуад-Паша, Мехмед, турецкий
госуд. деятель (1814—1869), сын поэта
Иззэт-Эфенди, получил медицинское
образование, в 1848 г. комиссар при
дунайских княжествах, в 1849 г. послан
с чрезвычайной миссией в Россию,
в 1852 г. мин. иностр. дел. Возбудил
негодование имп. Николая I своей
полемической брошюрой „La verite sur
la question des lieux saints". В 1853 г.
вследствие грубого отношения русского
посла князя Меншикова потребовал
отставки. В1854 г. он подавил восстание
в Эпире, в 1858 г. снова министр иностр.
дел и участник парижских конференций
по организации дунайских княжеств.
В 1861 г. был назначен великим визирем
и в 1862 г. мин. финансов. В1867 г.
Ф.-п. опять мин. иностр. дел. Убежденный
сторонник прогрессивных реформ
в Турции, но встречавший ожесточенное
противодействие придворной пар070
тии,
Ф.. однако, убедил султана АбдулАзиеа
совершить поездку в Зап. Европу
и сопровождал его в этой поездке.
Ф. составил грамматику османского
языка, а также был известен, как
поэт.
вая единица = 1,87 гр. серебра—1/8 тнкаля
или 4 паси.
Фуанг, сиамская денежная и весо(=
многоголосная) форма, в которой
равноправность отдельных голосов проводится
наиболее последовательно.
Форма Ф. возникла в XV—XVI вв. Сначала
под этим термином разумелось
то, что теперь называется „каноном",
точное повторение другими голосами
мелодии главного голоса, иногда транспонированное
(перелоясенное) на другие
ступени гаммы. Современное понятие
Ф. выработалось к XVII в. Ф. теперь
означает многоголосное сочинение
(вокальное, или инструментальное,
или смешанное), в котором главная,
тема („вождь", „dux", обычно характерная
по ритму и не длинная) сначала
проводится одним голосом; потом
вступает .в виде „ответа" та же тема,
но транспонированная, обычно на интервал
квинты или кварты („спутник",
„comes"), при чем первый голос продолжает
вести по возможности рельефный
контрапункт к этому „спутнику". Если
в Ф. более двух голосов, то потом
вступает 3-й голос (обычно с первоначальным
видом темы — „dux"), а затем
4-й (с „comes") и т. д., пока во
всех голосах не будет проведена тема
(т. н. „первое проведение"). После небольшой
„интермедии" (нескольких
тактов более свободной контрапунктической
композиции, без темы, но обычно
основанной на ритмическом мотиве
темы, наступает „второе проведение",
обычно уже в другом тоне. Большая
Ф. заключает в себе не менее трех
проведений. Ф., в которой только одно
проведение, наз. fughetto и обычно
является как эпизод в больших сочинениях.
В „Ф. с удержанным противосложением"
контрапункт к спутнику сохраняется
все время, приобретая значение
как бы второй темы. Ф. с 2-мя
Фуаньи (Poigny), Габриэль, франц.
политпч. писатель - утопист, см. XL,
421/422.
Фуга (муз.), контрапунктическая
Стр.1