Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Преступный сюжет в русской литературе (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторНаумов Анатолий
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц639
ID807366
АннотацияОбращение к проблеме преступления для литературы всех времен и народов является не просто обычным, а вполне закономерным. Однако художественная литература вовсе не служит лишь иллюстрацией к научному (уголовно-правовому) ее пониманию. Более того, она может даже обогнать определенные доктринальные на этот счет представления, в особенности в глубине подходов к социологии преступности и психологии преступника. При этом очевидно, что для одних писателей преступный сюжет является значительным для их творчества, а для других он может и не представлять какого-либо интереса. В книге автор предпринял попытку объяснить данный феномен.
Кому рекомендованоКнига представляет интерес как для юристов, так и читателей, любящих художественную литературу и интересующихся проблемой отражения в ней вопросов, связанных с понятиями преступления, наказания, уголовной и моральной ответственности за преступное поведение.
ISBN978-5-392-34156-6
УДК821.161.1.09:343
ББК83:67.408
Наумов, А. В. Преступный сюжет в русской литературе : монография / А. В. Наумов .— Москва : Проспект, 2021 .— 639 с. — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-392-34156-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/807366 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Преступный_сюжет_в_русской_литературе._Монография.pdf
Стр.2
Стр.634
Стр.635
Стр.636
Стр.637
Стр.638
Стр.639
Преступный_сюжет_в_русской_литературе._Монография.pdf
ББКУДК 82.09:343 83:67.408 Н34 Автор: Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Наумов А. В., доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Университета прокуратуры Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Национальной премии по литературе в области права, член Союза писателей Москвы. Наумов А. В. Н34 Преступный сюжет в русской литературе : монография. — Москва : Проспект, 2021. — 640 с. ISBN 978-5-392-34156-6 Обращение к проблеме преступления для литературы всех времен и народов является не просто обычным, а вполне закономерным. Однако художественная литература вовсе не служит лишь иллюстрацией к научному (уголовно-правовому) ее пониманию. Более того, она может даже обогнать определенные доктринальные на этот счет представления, в особенности в глубине подходов к социологии преступности и психологии преступника. При этом очевидно, что для одних писателей преступный сюжет является значительным для их творчества, а для других он может и не представлять какого-либо интереса. В книге автор предпринял попытку объяснить данный феномен. Книга представляет интерес как для юристов, так и читателей, любящих художественную литературу и интересующихся проблемой отражения в ней вопросов, связанных с понятиями преступления, наказания, уголовной и моральной ответственности за преступное поведение. ББК 83:6УДК 82.09:343 7.408 Научное издание Наумов аНатолий валеНтиНович ПРЕСТУПНЫЙ СЮЖЕТ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Монография Печать цифровая. Печ. л. 40,0. Тираж 1000 (1-й завод 200) экз. Заказ № ООО «Проспект» Подписано в печать 18.08.2021. Формат 60×90 1 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. /16 . ISBN 978-5-392-34156-6 ©© Наумов А. В., 2021 ООО «Проспект», 2021
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ..............................................................................................................................5 ЧастьI ПРЕСТУПНЫЙ СЮЖЕТ ВРУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Глава 1. Вторая половина XVIIIв.: Радищев, Новиков. Литературный иисторический фон эпохи. Предшественники «классики» (литература Древней Руси; Ломонос ов, Державин, Фонвизин) ...........................................19 Проблемы преступления инаказания втворчестве Радищева ................................................................................. 24 Н. И. Новиков иего общественно- политические взгляды (втом числе на правосудие) ....................................... 30 Глава 2. Первая половина XIXв.: Карамзин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь .......................................................................................36 Историческая характеристика эпохи (правление АлександраI иНиколаяI) ..................................................36 Н. М. Карамзин (1766–1826) — как писатель иисторик ...............38 А. С. Пушкин ....................................................................................................43 Вольнолюбивая послелицейская лирика поэта, воспринятая властями как революционная .............................43 Интерес Пушкина кпсихологическому содержанию преступления .........................................................................................52 «Пиковая дама» — триллер или не триллер? ...........................55 «Евгений Онегин» глазами криминалиста ................................ 57 Отход поэта от радикальных революционных настроений (стихотворения 1821–1823гг., «Борис Годунов», «Медный всадник», «Капитанская дочка», «История Пугачева») .............................63
Стр.634
Оглавление 635 Пушкин об основаниях уголовной ответственности, осправедливости или жестокости наказания, смертной казни ....................................................................................82 Уголовно- правовые мотивы втворчестве М. Ю. Лермонтова ........................................................................................91 Понятие опреступном инаказуемом втворчестве Н. В. Гоголя .......................................................................................................95 Глава 3. Вторая половина XIXв.: Герцен, Некрасов, Тургенев, Сухово- Кобылин, Достоевский, Лев Толстой, Островский, Лесков, Мельников- Печерский, Чехов ............................................ 101 Исторический фон: реформы АлександраII (1855–1881) иконтрреформы АлександраIII (1854–1894) ................................................................................................ 101 А. И. Герцен ................................................................................................... 104 Н. А. Некрасов .............................................................................................. 106 И. С. Тургенев ............................................................................................... 115 А. В. Сухово- Кобылин ................................................................................ 125 Ф. М. Достоевский..................................................................................... 130 Л. Н. Толстой ............................................................................................... 144 Лев Толстой обезнравственности как основном признаке преступления ................................................................. 151 «Вой на имир» Льва Толстого как осуждение преступности агрессивной вой ны ............................................. 158 А. Н. Островский ........................................................................................ 164 Н. С. Лесков ................................................................................................... 166 П. И. Мельников- Печерский .....................................................................177 А. П. Чехов ..................................................................................................... 185 «Остров Сахалин» как гражданский илитературный подвиг писателя ................................................................................ 185 «Драма на охоте. Истинное происшествие»: детективный роман? Пародия? .................................................. 189 «Шведская спичка. Уголовный рассказ» как действительная пародия на «детективное чтиво» ............. 193 Глава 4. КонецXIX — начало XXв.: Горький, Шишков, Андреев, Гумилев, Куприн, Короленко, Бунин ................................................. 195 Преступность первой русской революции (1905–1907гг.) иее отражение влитературе ........................... 195
Стр.635
636 Оглавление М. Горький .................................................................................................... 202 Проблема революционной преступности втворчестве М. Горького .......................................................................................... 202 Отражение проблемы преступления инаказания вдраматургии М. Горького ............................................................ 213 Взгляд М. Горького на проблему преступления инаказания как вариант ее решения Ф. Достоевским .................................................................................. 221 Проблема преступления втворчестве А. И. Куприна ............................................................................................... 229 Отражение проблемы преступления инаказания втворчестве В. Г. Короленко ................................................................ 241 Любовь как мотив преступления (попроизведениям И. А. Бунина) .......................................................... 253 ПРЕСТУПНЫЙ СЮЖЕТ ВСОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (1917–1991) ЧастьII Глава 1. Краткая историческая икриминологическая характеристика эпохи (Октябрьская революция 1917г. иГражданская вой на) ............................................................................ 265 Глава 2. Преступность революции иее отражение впоэзии: Блок иЕсенин ....................................................................... 268 Глава 3. Преступность Гражданской вой ны иее отражение вхудожественной литературе: Шолохов, Фурманов, Волошин, Бабель ...................................................................................... 279 Глава 4. Алексей Толстой опреступности времен НЭПа («Голубые города» и«Гадюка») .......................................................... 293 Глава 5. «Вор» Леонова как последний советский роман, вкотором главным героем является преступник ............................................................... 299 Глава 6. Преступность коллективизации всатирическом изображении Платонова ...................................................................... 309 Глава 7. Следы Большого террора 30-х гг. вхудожественной литературе: Мандельштам, Клюев, Васильев, Тренев, Гайдар ........................................................................................... 320 Глава 8. Преступный сюжет вромане Булгакова «Мастер иМаргарита»........................................................................... 333
Стр.636
Оглавление 637 Глава 9. Преступность немецко- фашистских захватчиков, развязавших Вторую мировую вой ну, иее отражение впублицистике ихудожественной литературе: Симонов, Эренбург, Фадеев................................................................. 342 Глава 10. Чудовищные по своему цинизму преступления Сталина ипартийно- государственной верхушки его режима по отношению кполучившим увечья на фронтах Великой Отечественной вой ны: рассказ Нагибина «Терпение» ............................................................................ 351 Глава 11. Литературный процесс 40-х гг. послевоенной отечественной истории. Смерть Сталина ихрущевская оттепель: очерки ирассказы Овечкина иЯшина, повесть Эренбурга «Оттепель» ............................................................................357 Глава 12. Повесть Нилина «Жестокость» как художественное отражение истоков появления грубейшего нарушения законности вдеятельности чекистских органов (впериод Большого террора) ............................................................. 363 Глава 13. Литературное ипочти уголовное дело Пастернака, или Написание романа ииздание его за границей как особо опасное государственное преступление .................. 374 Глава 14. «Один день Ивана Денисовича» Солженицына как возвращение советской литературы котображению проблемы преступления инаказания идальнейший гражданско- литературный поединок автора стоталитаризмом ..................................................................... 381 Глава 15. Шестидесятники: Евтушенко, Вознесенский, Аксенов; поэты- барды — Окуджава, Галич, Высоцкий ................................. 392 Глава 16. Опреступлениях Власти, совершенных при незаконном подавлении массовых беспорядков, означавшем окончательное прекращение хрущевской оттепели, по известным причинам не получивших отражения вхудожественной литературе .................................... 425 Расстрел демонстрации рабочих вНовочеркасске как наиболее трагическая страница вистории хрущевского правления .......................................................................... 426 Глава 17. Дело «тунеядца» ибудущего нобелевского лауреата Бродского как символ замороженной оттепели ...................................................................................................... 431
Стр.637
638 Оглавление Глава 18. Переплетение литературных исудебных процессов как отражение проблемы преступности инаказуемости вхудожественной литературе: процесс по делу Синявского иДаниэля ........................................................................... 440 Глава 19. Сталинские депортации народов вхудожественном изображении писателя- гуманиста Приставкина .............................................................................................. 444 Глава 20. Художественное отражение личного опыта пребывания вгулаговском «аду» иего «преисподней»: Шаламов иДомбровский ..................................................................... 452 Глава 21. Из «летописи» преступлений сталинского режима: Чуковская иБородин ............................................................................. 461 Глава 22. Занятие наукой как преступление сталинской эпохи: Дудинцев, Гранин ..................................................................................... 466 Глава 23. Отражение проблемы преступности эпохи «развитого» социализма впрозе Шукшина ............................................................477 Глава 24. Преступный сюжет как «эхо» прошедшей вой ны: причины имотивация предательства (повоенной прозе Быкова) ................................................................. 490 Глава 25. «Зона» Довлатова, или «Обновленный» ГУЛАГ иего обыватели глазами охранника колонии ............................ 505 Глава 26. Отражение проблемы преступления инаказания вхудожественной литературе периода перестройки: Астафьев иРаспутин .............................................................................. 510 Глава 27. Преступность советско- афганской вой ны иее отражение вхудожественной прозе Ермакова ..................................................................................................... 520 Глава 28. Преступный сюжет влитературе русскоязычной эмиграции: Набоков, Газданов, Алданов, Замятин .................................................................................... 529 ПРЕСТУПНЫЙ СЮЖЕТ ВПОСТСОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: БИТОВ, МАКАНИН, ЛИМОНОВ, ПРИЛЕПИН, ПЕЛЕВИН... ЧастьIII Глава 1. Краткая справка об «исчезновении» советской литературы исоздании «новой литературы» (постсоветской) ......................................................................................... 563
Стр.638
Оглавление 639 Глава 2. Битов иМаканин как писатели, вышедшие из советской литературы ивписавшиеся впостсоветскую литературу .................................................................................................. 568 Глава 3. Лимонов — оппозиционный писатель как летописец постсоветского ГУЛАГа, рассказавший освоем личном тюремном опыте .................................................... 590 Глава 4. Прилепин, Пелевин как основоположники «новой литературы» ............................................................................... 606
Стр.639

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.