ББКУДК 82.09:343
83:67.408
Н34
Автор:
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Наумов А. В., доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Университета
прокуратуры Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской
Федерации, лауреат Национальной премии по литературе в области права, член
Союза писателей Москвы.
Наумов А. В.
Н34
Преступный сюжет в русской литературе : монография. — Москва : Проспект,
2021. — 640 с.
ISBN 978-5-392-34156-6
Обращение к проблеме преступления для литературы всех времен и народов является
не просто обычным, а вполне закономерным. Однако художественная литература
вовсе не служит лишь иллюстрацией к научному (уголовно-правовому) ее пониманию.
Более того, она может даже обогнать определенные доктринальные на этот счет представления,
в особенности в глубине подходов к социологии преступности и психологии
преступника. При этом очевидно, что для одних писателей преступный сюжет
является значительным для их творчества, а для других он может и не представлять какого-либо
интереса. В книге автор предпринял попытку объяснить данный феномен.
Книга представляет интерес как для юристов, так и читателей, любящих художественную
литературу и интересующихся проблемой отражения в ней вопросов, связанных
с понятиями преступления, наказания, уголовной и моральной ответственности
за преступное поведение.
ББК 83:6УДК 82.09:343
7.408
Научное издание
Наумов аНатолий валеНтиНович
ПРЕСТУПНЫЙ СЮЖЕТ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Монография
Печать цифровая. Печ. л. 40,0. Тираж 1000 (1-й завод 200) экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Подписано в печать 18.08.2021. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
/16
.
ISBN 978-5-392-34156-6
©© Наумов А. В., 2021
ООО «Проспект», 2021
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ..............................................................................................................................5
ЧастьI
ПРЕСТУПНЫЙ СЮЖЕТ ВРУССКОЙ
КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Глава 1. Вторая половина XVIIIв.: Радищев, Новиков.
Литературный иисторический фон эпохи.
Предшественники «классики» (литература Древней
Руси; Ломонос ов, Державин, Фонвизин) ...........................................19
Проблемы преступления инаказания втворчестве
Радищева ................................................................................. 24
Н. И. Новиков иего общественно- политические
взгляды (втом числе на правосудие) ....................................... 30
Глава 2. Первая половина XIXв.: Карамзин, Пушкин,
Лермонтов, Гоголь .......................................................................................36
Историческая характеристика эпохи
(правление АлександраI иНиколаяI) ..................................................36
Н. М. Карамзин (1766–1826) — как писатель иисторик ...............38
А. С. Пушкин ....................................................................................................43
Вольнолюбивая послелицейская лирика поэта,
воспринятая властями как революционная .............................43
Интерес Пушкина кпсихологическому содержанию
преступления .........................................................................................52
«Пиковая дама» — триллер или не триллер? ...........................55
«Евгений Онегин» глазами криминалиста ................................ 57
Отход поэта от радикальных революционных
настроений (стихотворения 1821–1823гг.,
«Борис Годунов», «Медный всадник»,
«Капитанская дочка», «История Пугачева») .............................63
Стр.634
Оглавление
635
Пушкин об основаниях уголовной ответственности,
осправедливости или жестокости наказания,
смертной казни ....................................................................................82
Уголовно- правовые мотивы втворчестве
М. Ю. Лермонтова ........................................................................................91
Понятие опреступном инаказуемом втворчестве
Н. В. Гоголя .......................................................................................................95
Глава 3. Вторая половина XIXв.: Герцен, Некрасов, Тургенев,
Сухово- Кобылин, Достоевский, Лев Толстой, Островский,
Лесков, Мельников- Печерский, Чехов ............................................ 101
Исторический фон: реформы АлександраII
(1855–1881) иконтрреформы АлександраIII
(1854–1894) ................................................................................................ 101
А. И. Герцен ................................................................................................... 104
Н. А. Некрасов .............................................................................................. 106
И. С. Тургенев ............................................................................................... 115
А. В. Сухово- Кобылин ................................................................................ 125
Ф. М. Достоевский..................................................................................... 130
Л. Н. Толстой ............................................................................................... 144
Лев Толстой обезнравственности как основном
признаке преступления ................................................................. 151
«Вой на имир» Льва Толстого как осуждение
преступности агрессивной вой ны ............................................. 158
А. Н. Островский ........................................................................................ 164
Н. С. Лесков ................................................................................................... 166
П. И. Мельников- Печерский .....................................................................177
А. П. Чехов ..................................................................................................... 185
«Остров Сахалин» как гражданский илитературный
подвиг писателя ................................................................................ 185
«Драма на охоте. Истинное происшествие»:
детективный роман? Пародия? .................................................. 189
«Шведская спичка. Уголовный рассказ» как
действительная пародия на «детективное чтиво» ............. 193
Глава 4. КонецXIX — начало XXв.: Горький, Шишков, Андреев,
Гумилев, Куприн, Короленко, Бунин ................................................. 195
Преступность первой русской революции
(1905–1907гг.) иее отражение влитературе ........................... 195
Стр.635
636
Оглавление
М. Горький .................................................................................................... 202
Проблема революционной преступности втворчестве
М. Горького .......................................................................................... 202
Отражение проблемы преступления инаказания
вдраматургии М. Горького ............................................................ 213
Взгляд М. Горького на проблему преступления
инаказания как вариант ее решения
Ф. Достоевским .................................................................................. 221
Проблема преступления втворчестве
А. И. Куприна ............................................................................................... 229
Отражение проблемы преступления инаказания
втворчестве В. Г. Короленко ................................................................ 241
Любовь как мотив преступления
(попроизведениям И. А. Бунина) .......................................................... 253
ПРЕСТУПНЫЙ СЮЖЕТ ВСОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(1917–1991)
ЧастьII
Глава 1. Краткая историческая икриминологическая
характеристика эпохи (Октябрьская революция 1917г.
иГражданская вой на) ............................................................................ 265
Глава 2. Преступность революции иее отражение
впоэзии: Блок иЕсенин ....................................................................... 268
Глава 3. Преступность Гражданской вой ны иее отражение
вхудожественной литературе: Шолохов, Фурманов,
Волошин, Бабель ...................................................................................... 279
Глава 4. Алексей Толстой опреступности времен НЭПа
(«Голубые города» и«Гадюка») .......................................................... 293
Глава 5. «Вор» Леонова как последний
советский роман, вкотором главным
героем является преступник ............................................................... 299
Глава 6. Преступность коллективизации всатирическом
изображении Платонова ...................................................................... 309
Глава 7. Следы Большого террора 30-х гг. вхудожественной
литературе: Мандельштам, Клюев, Васильев,
Тренев, Гайдар ........................................................................................... 320
Глава 8. Преступный сюжет вромане Булгакова
«Мастер иМаргарита»........................................................................... 333
Стр.636
Оглавление
637
Глава 9. Преступность немецко- фашистских захватчиков,
развязавших Вторую мировую вой ну, иее отражение
впублицистике ихудожественной литературе:
Симонов, Эренбург, Фадеев................................................................. 342
Глава 10. Чудовищные по своему цинизму преступления
Сталина ипартийно- государственной верхушки
его режима по отношению кполучившим увечья
на фронтах Великой Отечественной вой ны: рассказ
Нагибина «Терпение» ............................................................................ 351
Глава 11. Литературный процесс 40-х гг. послевоенной
отечественной истории. Смерть Сталина ихрущевская
оттепель: очерки ирассказы Овечкина иЯшина, повесть
Эренбурга «Оттепель» ............................................................................357
Глава 12. Повесть Нилина «Жестокость» как художественное
отражение истоков появления грубейшего нарушения
законности вдеятельности чекистских органов
(впериод Большого террора) ............................................................. 363
Глава 13. Литературное ипочти уголовное дело Пастернака,
или Написание романа ииздание его за границей
как особо опасное государственное преступление .................. 374
Глава 14. «Один день Ивана Денисовича» Солженицына
как возвращение советской литературы
котображению проблемы преступления инаказания
идальнейший гражданско- литературный поединок
автора стоталитаризмом ..................................................................... 381
Глава 15. Шестидесятники: Евтушенко, Вознесенский, Аксенов;
поэты- барды — Окуджава, Галич, Высоцкий ................................. 392
Глава 16. Опреступлениях Власти, совершенных
при незаконном подавлении массовых беспорядков,
означавшем окончательное прекращение хрущевской
оттепели, по известным причинам не получивших
отражения вхудожественной литературе .................................... 425
Расстрел демонстрации рабочих вНовочеркасске
как наиболее трагическая страница вистории
хрущевского правления .......................................................................... 426
Глава 17. Дело «тунеядца» ибудущего нобелевского
лауреата Бродского как символ замороженной
оттепели ...................................................................................................... 431
Стр.637
638
Оглавление
Глава 18. Переплетение литературных исудебных процессов
как отражение проблемы преступности инаказуемости
вхудожественной литературе: процесс по делу
Синявского иДаниэля ........................................................................... 440
Глава 19. Сталинские депортации народов
вхудожественном изображении писателя- гуманиста
Приставкина .............................................................................................. 444
Глава 20. Художественное отражение личного опыта
пребывания вгулаговском «аду» иего «преисподней»:
Шаламов иДомбровский ..................................................................... 452
Глава 21. Из «летописи» преступлений сталинского режима:
Чуковская иБородин ............................................................................. 461
Глава 22. Занятие наукой как преступление сталинской эпохи:
Дудинцев, Гранин ..................................................................................... 466
Глава 23. Отражение проблемы преступности эпохи «развитого»
социализма впрозе Шукшина ............................................................477
Глава 24. Преступный сюжет как «эхо» прошедшей вой ны:
причины имотивация предательства
(повоенной прозе Быкова) ................................................................. 490
Глава 25. «Зона» Довлатова, или «Обновленный» ГУЛАГ
иего обыватели глазами охранника колонии ............................ 505
Глава 26. Отражение проблемы преступления инаказания
вхудожественной литературе периода перестройки:
Астафьев иРаспутин .............................................................................. 510
Глава 27. Преступность советско- афганской вой ны
иее отражение вхудожественной прозе
Ермакова ..................................................................................................... 520
Глава 28. Преступный сюжет влитературе
русскоязычной эмиграции: Набоков, Газданов,
Алданов, Замятин .................................................................................... 529
ПРЕСТУПНЫЙ СЮЖЕТ ВПОСТСОВЕТСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ: БИТОВ, МАКАНИН, ЛИМОНОВ,
ПРИЛЕПИН, ПЕЛЕВИН...
ЧастьIII
Глава 1. Краткая справка об «исчезновении» советской
литературы исоздании «новой литературы»
(постсоветской) ......................................................................................... 563
Стр.638
Оглавление
639
Глава 2. Битов иМаканин как писатели, вышедшие
из советской литературы ивписавшиеся впостсоветскую
литературу .................................................................................................. 568
Глава 3. Лимонов — оппозиционный писатель
как летописец постсоветского ГУЛАГа, рассказавший
освоем личном тюремном опыте .................................................... 590
Глава 4. Прилепин, Пелевин как основоположники
«новой литературы» ............................................................................... 606
Стр.639