ББК 88 я44УДК 159.9.018(035.3)
А72
Юж Печатается по решению Комитета Ученого Совета
заведующий кафедрой психологии управления и юридической
психологии ЮФУ, д-р псих. н., профессор А. В. Сидоренков;
заведующий кафедрой социальной психологии ЮФУ,
канд. псих. н., доцент Д. В. Воронцов;
Рецензенты:
доцент кафедры психологии образования и организационной
психологии ДГТУ, канд. псих. н., доцент Ю. А. Мочалова
А72
Антипова, И. Г.
Контекстуальность субъекта: перспективы методологии псиедерального
университета, 2022. – 326 с.
ного федерального университета по психологии и педагогике
(протокол № 5 от 03 июня 2021 г.)
ухологии: монография / И. Г. Антипова ; Южный федеральный
фниверситет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного
D ISBN 978-5-9275-4059-4OI 10.18522/801287841
Изменения классической рациональности, пересмотр классических категорий и метордов
открывают широкие перспективы для различных социальных и научных практик культупы.
На повороте к локальности практик производства науки и контекстуальности субъекта, в
сичлане осуществления методологической проработки проблем, связанных с отказом от класеских
универсалистских нормативов рациональной деятельности, психология интересна
р не столько своими эмпирицистскими исследованиями психического, сколько возможностями
стуальность представляет не признак субъекта, а проблему, стоящую перед эмпирическим
с субъектом и социальным технологом. Эти возможности проблематизации контекстуальности
сиеализации задач социальных технологий производства субъекта. Психология как открытая
текстема социальных технологий содержит возможности расширить осознание того, что конубъекта
составили предмет анализа в монографическом исследовании.
Методологические перспективы психологии представлены в монографии в плане анализа
пр контекстуальности / независимости от контекста субъекта в практиках социальных технологий
В этооизводства субъектности, реализуемых в психологии или же посредством методов психологии.
лппозиций в практиках социального технолога. Монография может представлять интерес для фив
мософов науки, методологов, психологов, занимающихся проблемами: неклассических поворотов
етодологии науки читателя, содержит программу курса «Контекстуальность субъекта».
ISBN 978-5-9275-4059-4
м русле монографическое исследование сосредоточено на том, чтобы проанализировать конотекстуальность
и независимость субъекта от контекста в аспекте конструирования культурных
етодологии науки, ограничений программ контекстуализма, реализма и релятивизма, культури
много смысла практик производства субъекта. Рассчитана на подготовленного в сфере философии
УДК 159.9.018(035.3)
ББК 88 я44
© Южный федеральный университет, 2022
© Антипова И. Г., 2022
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2022
2
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДВАРЕНИЕ ..................................................................................................................5
Контекстуальность субъекта на поворотах
от универсальности к локальности
и реальности культуры ..............................................................................5
Методология исследования ................................................................ 18
Глава 1. КОНТЕКСТУАЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТА
КАК ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ .............................................................. 80
1.1. Методологическая категория субъекта:
классические и неклассические перспективы
осмысления сложности культуры .............................................. 80
1.2. Контексты и культурное конструирование
контекстов как проблемы субъекта ........................................104
1.3. Независимость субъекта от контекста
как проблема конструирования
бинарных оппозиций культуры ................................................171
Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОИЗВОДСТВА СУБЪЕКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
И УСЛОВИЕ РАСШИРЕНИЯ КУЛЬТУРЫ .....................................229
2.1. Социальные технологии как практики
производства и реализации культуры:
проблемы расширения .................................................................229
2.2. Технологический тренд и изменения культуры:
настройка сознания в социальных технологиях...............234
2.3. Социальный технолог
как реальный субъект культуры ..............................................260
3
Стр.5
Глава 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ:
КОНТЕКСТУАЛЬНОСТЬ И КОНСТРУИРУЮЩИЕ
ФУНКЦИИ СУБЪЕКТА ..........................................................................269
3.1. Междисциплинарность в перспективе
конструирования контекста: медиации психолога..........269
3.2. Реификация в психологии: неклассическая
рациональность и контекстуальность субъекта ...............273
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................................................................................291
ПРИМЕЧАНИЯ ..............................................................................................................299
ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................................................310
Приложение 1. Рабочая программа курса
«Контекстуальность субъекта» .................................................................
Приложение 2. Фонд оценочных средств
к программе курса «Контекстуальность субъекта» ........................
ЛИТЕРАТУРА .................................................................................................................322
4
Стр.6