УДК 37.036
ББК 74.005.4
П 26
Первые шаги в науке : сборник материалов XIX Городской
научно-практической конференции научного общества учащихся
детских школ искусств (16 марта 2022 года) / ред.-сост.
И.Г. Дымова, Н.А. Тельнова. – Челябинск : ГБОУ ВО «ЮУрГИИ
им. П.И. Чайковского», 2022. – Вып. 18. – 177 с.
В восемнадцатый выпуск сборника материалов XIX Городской
научно-практической конференции научного общества учащихся
детских школ искусств (16 марта 2022 года) вошли статьи учащихся
ДШИ и ДХШИ г. Челябинска, выполненные под научным
руководством преподавателей школ города и консультантов
ЮУрГИИ имени П.И. Чайковского. Рассматривается широкий круг
тем, охватывающий вопросы отечественной и зарубежной музыки,
синтеза искусств, фольклора, регионального музыкального
искусства.
Издание предназначено для преподавателей и учащихся ДШИ,
ДХШИ и студентов средних специальных музыкальных учебных
заведений.
ISBN 978-5-94934-098-1
© Южно-Уральский государственный
институт искусств
им. П.И. Чайковского, 2022
© Авторы, 2022
2
Стр.2
ОТ РЕДАКТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ
Развитие творческого мышления – одна из важнейших задач в
современном мире. Намерение реализовать себя, проявить свои
возможности – это то направляющее начало, которое проявляется
во всех формах человеческой жизни: стремление к развитию,
совершенствованию, выражению и проявлению различных
личностных способностей. История, и даже обыденный опыт, даёт
множество примеров того, что любой человек мыслит по-своему, у
каждой личности свои ценностные ориентиры. Нестандартность
мышления лежит в основе изобретений, научных открытий, новых
идей, двигающих человечество вперёд.
Потребность к самореализации лежит в основе творческой
деятельности. Задействуя данную психологическую координату
личности на раннем этапе её формирования, актуализируется
собственно исследовательское начало в ученике. Вот почему
развитие самостоятельного, творческого мышления – одна из
важнейших задач современной педагогики, акцентирующей
необходимость формирования критического осмысления огромного
информационного потока, нахождения в нём своей «ниши
интересов». Однако недостаточно осознавать значимость
мыслительной сферы для обучения. Необходимо систематическое
культивирование творческого мышления в учебном процессе как
одного из приоритетных показателей личностного развития. На это
ориентированы ежегодно проводимые в Челябинске городские
(«Первые шаги в науке»), областные («Юный исследователь»),
региональные («Интеллектуалы XXI века») интеллектуальные
состязания, вводящие учащихся в мир научных поисков.
В данном, восемнадцатом выпуске представлены материалы
XIХ Городской конференции научного общества учащихся детских
школ искусств «Первые шаги в науке», прошедшей 16 марта 2022
года на базе Южно-Уральского государственного института
искусств имени П.И. Чайковского. Сборник содержит тексты
пятнадцати докладов, охватывающих широкий круг проблем.
Музыка выполняет интегрирующую функцию в тематике всех
сообщений. От неё расходятся векторы в разные сферы культуры,
искусства и науки: историю отечественной и зарубежной музыки
(«Образ Света и Красоты в творчестве Э. Денисова»,
3
Стр.3
«Сравнительная характеристика творчества С.В. Рахманинова и
А.Н. Скрябина», «Прочтение художественного образа: заметки для
вокалиста», «”Нос”: Гоголь, Шостакович, Хржановский»), вопросы
синтеза искусств («Золотое сечение», «Народное искусство как
источник вдохновения творчества В.В. Кандинского», «Органное
искусство: союз музыки и архитектуры», «Синтез декоративных
покрытий и природных материалов в изобразительном искусстве»,
«Архитектура соцгорода (ЧГРЭС И ЧТЗ) 20–30-х годов в городе
Челябинске»). Ярко представлены детские, фольклорные образы в
музыке, региональная тематика: «Георгий Фиртич и его детский
мюзикл “Приключения капитана Врунгеля”», «”Куриные” истории
и не только», «Авторская песня. Барды – детям», «Фольклорные
прототипы персонажей сказов Бажова», «Хоровая палитра
уральских голосов: страницы истории камерного хора
им. В.В. Михальченко», «Традиции и современность в творчестве
уральского композитора А.Б. Бызова».
В процессе работы от смыслового импульса до рождения
замысла юные исследователи вместе со своими научными
руководителями (преподавателями ДШИ) и научными
консультантами (доцентами, преподавателями ЮУрГИИ
им. П.И. Чайковского) решали главную задачу: упорядочивание
многообразных идей, превращение замысла в законченное
исследование. Успех работы зависел от согласованности
требований руководителей со способностями ученика подключить
поисковую активность и превратить избранную тему во внутренний
смыслозначимый факт своего сознания. Тогда в ходе исследования
избранная тема начинала приобретать личностное звучание, и в
дальнейшем могла стать фундаментом будущих серьёзных научных
открытий.
Думается, что материалы публикаций найдут широкое
применение в учебном процессе, принесут методическую пользу
преподавателям и учащимся детских школ искусств, студентам
средних и высших музыкальных профессиональных учебных
заведений.
И. Г. Дымова,
кандидат педагогических наук, доцент
4
Стр.4