Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимыя для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке : издание под ред. проф. А. П. Лопухина : с иллюстрациями и картами Гаага - Донатисты. Т. 4 (290,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц621
ID80542
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимыя для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке : издание под ред. проф. А. П. Лопухина : с иллюстрациями и картами Гаага - Донатисты. Т. 4 .— : [Б.и.], 1903 .— 621 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/80542 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Православная_богословская_энциклопедия_или_Богословский_энциклопедический_словарь,_содержащий_в_себе_необходимыя_для_каждаго_сведения_по_всем_важнейшим_предметам_богословскаго_знания_в_алфавитном_порядке__издание_под_ред._проф._А._П._Лопухина__с_иллюстрациями_и_картами_Гаага_-_Донатисты._Т._4.pdf
# щ Ш •-) *ут
Стр.1
• ПРАВОСЛАВНАЯ4 И Л И У /y Vff/ БОГОСЛОВСШ ЭНЦИКЛОПЕДІЯ БОГОСЛОВСЮЙ ОВЩЛОПЕЦСКШ СЛОВАРЬ: СОДЕРЖАЩІИ ВЪ СЕБЪ НЕОБХОДИМЫЯ ДЛЯ КАЖДАГр-^^ ^ ІГО ВС-БМЪ ВАЖНФЙШИМЪ ПРЕДМЕТАМЪ БОГОСЛОБГ Б Ъ АПФАВИТНОМЪ ПОРЯДЕФ. Въ НЕГО входятъ-^r-fT Кіевской дух. БОГОСПОБСЕИМЪ НАУКАМЪ, Е ^ /si, инспекторъ нар. I. Св. Писаыі п Библейская исторія u археологія. П. Основное, Догматическое и Нравственное ботословіе. Ш. Дерковная исторія^—всеобщая п русская. IV. Обличеніе инославія, раскола г сектантства. ИЗДАНІЕ ПОДЪ ' Д/КЦІЕИ А. П. ЛОЛУХИНІ Тоз4 IV. т М, Т. Каноі/ ТІ. Лит УПфессоіэъ )ессоръ Московпрофес)ессоръ міи. іій. адеміп, іравляконоуч. ;%урор Св. Синода. С Ъ II Л .1 Ю С Т Р А ДI Й ^ ^огословія, свящ. Знаменской r^.^o "С; дух. учялища въ Спб.. я і. іубогословія, преподаватель Спб. ПЕТРСдной исторіи, профессоръ Спб. дух. ПРІІЛОЖЕШБ КЪ духовирмогическаго ішститута въ Спб.
Стр.2
« іючататі дозволяется иларетг. НР. Тел жная ул,,
Стр.3
СПИСОКЪ СОТРУДНЙКОВЪ, •статьи которыхъ вошпи въ составъ IV тома или предназначались для него, но не вошли по недостатку м ста и им ются въ портфел редакціи Для сл дугощяхъ томовъ. богдашевскій Дм. Іів., магистръ богословія, профессоръ Кіевской дух. академіи. Бронзовъ Александръ Александровичъ, докторъ богословія, профессоръ Спб. духовной академіи. Богородскій Неофитъ Мих., магистръ богословія, инспекторъ нар. училищъ въ Гродн. губ. Глаголевъ Серг й Серг евичъ, докторъ богословія, профессоръ Московской дух. академіи. Б ляевъ Александръ Дмитріевичъ, докторъ богисловія, профессоръ Московской дух. академіи. •Завьяловъ Алекс й Александровичъ, магистръ богословія, пом. заіравляющаго канцеляріей Св. Синода. Данькозъ Николай Петровичъ, ка ^. богословія Спб. дух. Академіи. Драгомирецкій Вас. Степ., чиновникъ департ. иностр. испов даній. Емельяновичъ Вас. Пар ен.. кандидатъ богословія Спб. дух. академіи, ст. столонач. въ канцеляріи оберъ-прокурора Св. Синода. Глубоковскій Николай Никаноровичъ, докторъ богословія, профессоръ Спб. дух. академіи. Ласк евъ Павелъ Мих., преподаватель CM. дух. семинаріи. Ливотовъ Вфремъ Н., преподаватель Холмской дух. семинаріи. Лопухинъ Александръ Павловичъ, магистръ богословія, профессоръ Спб. дух. академіи. • Нремлевскій Александръ Магистріановнчъ, магистръ богословія, законоуч. Ярослав. Демид. лицея. Марковъ Ник. едоровичь, кандидатъ кан. права Спб. университета,, пом. юрисконсульта при оберъ-прокурор Св. Синода. ііокровскій Ник. Вас. докторъ церковіной исторіи, профессоръ Спб. дух. академіп и директоръ Археологическаго ішститута въ Спб. Никодимъ архим., смотр. Алекс.-Невскаго дух. учллища въ Спб. Летровскій Александръ Вас, магп^тръ богословія, преподаватель Спб. дух. семинаріи. Митропольскій Алекс й Арсен., кандидатъ богословія, свящ. Знаменской церкви въ С.-Петербург . / І Іальцевъ Алекс й Петровичь, магистръ богословія, протоіерей-настоятель посольской церкви въ Берлин . Глаголевъ Александръ Александровичъ, магистръ богословія, профессоръ Кіевской духовной академіи.
Стр.4
Поповъ Нв. Васильевичъ, профессоръ Московской духовной академіи. Родосскій Алекс й Степановичъ, кандидатъ богословія, библіотекарь. Спб. дух. академіи. • Сергіевскій Серг й Филаретовичъ, кандидатъ богословія, начальникъ. отд ленія въ канцеляріи оберъ-прокурора Св'. Синода. Смирновъ Петръ Сем., магистръ богословія, профессоръ Спб. духовной академіи. Серебрениковъ Виталій Степ., магистръ богоеловія, профессоръ Спб., дух. академіи и членъ Духовноучебнаго Комитета при Св. Синод . Якшичъ Дим. Николаевичъ, бывшій проф. Карловец. дух. семинаріи (въ Австріи), нын священникъ въ С.-Петербург . выразили свою готовность принять участіе въ Энциклопедіи по предметамъ, им ющимъ войти въ сл дующіе томы. С П И С 0 К Ъ нллюстрацій и картъ, пом щеиныхъ въ IV том «ПРАВООІАВНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДІИ». I. Церковь св. Николая во Львов ...... . Ка едр. соборъ св. Юра во Львов Церковь Успенія шш Ставропигія йо Львов .. . Горчаковъ Мих. Ивановичъ, протоіерей, профессоръ С.-Петербургскаго университета, докторъ каноническаго црава. ч т* V. Ка едральный соборъ въ гор. Гродн . Іоакимъ, преосвященный епископъ Гродненскій и БрестскШ Остатки древней Коложской церкви въ г. Гродн . Карта Гродненской епархіи ....... . Метехскій монастырь въ Тифлис . . X. Сіонскій ка едр. соборъ въ Тифлис Алексій, высокопреосвященнь^й экзархъ Грузіи. Карта Грувиискаго экзархаіі. ....... . Церковь св. Давида въ Тяфлис . XIY. Правосл. дух. семинарія лъ Тифяис .... . . . . . . . Столбцы., 57 63 79 554 701 703—4706 711—'%•: 717 . 726 . 731—2 736 738 742; Соколовъ Ив. Ивановичъ, магистръ богословія, доцентъ Сиб. духовной академіи. Въ этотъ списокъ не вошли т изъ сотрудниковъ, которыеПокровскій Александръ Ив., магистръ богословія, преподаватель МоС% духовной семинаріи. Рункевичъ Степанъ Григорьевичъ, докторъ церк. исторш, секретарьСв. Синода.
Стр.5
Православная_богословская_энциклопедия_или_Богословский_энциклопедический_словарь,_содержащий_в_себе_необходимыя_для_каждаго_сведения_по_всем_важнейшим_предметам_богословскаго_знания_в_алфавитном_порядке__издание_под_ред._проф._А._П._Лопухина__с_иллюстрациями_и_картами_Гаага_-_Донатисты._Т._4_(1).pdf
611 ГРИГО Borooj ОВОКАЯ да. Событія, соверішівшіяся между 1204—1320 гг. Г. описываетъ кратко въ семи книгахъ, дополняя Пахимера. И- въ остальныхъ книгахъ н тъ равном рности въ разсказахъ и описаніяхъ: пов ствуя о богословскихъ спорахъ, Г. вдается въ подробности, въ историческомъ труд не віюлн ум стныя. Зд сь сказалось личное пристрастіе автора, горячаго участника движенія, стремнвшагося шложятъ какъ бы свои воспоминанія о пережитоыъ. Наблюдается н которое пристрастіе историка и въ характеристик Андроника Старшаго съ одной стороны, а съ другой Андроника Младшаго и Іоанна Кантакузина, ири которыхъ Г. не им лъ прежняго благогюлучія. Посл днія книги (съ 18-й) своей исторіи Г. написалъ, находясь въ заключеніи и no слухамъ,. Разум ется, эта часть не во вс хъ подробностяхъ достов рна, т мъ бол е, что написана въ очень короткій срокъ (40 днеи). Посл днія книги ниже дредыдущихъ и въ литературномъ отношеніи: зд сь .н тъ той отд лки языка и слога, какая наблюдается въ первыхъ книгахъ. Но несомн нно, Римская нсторія Г. естьисточникъ лервостепенной важности для ознакомлеаія съ гражданской и церковной исторіей Византіи съ 1204 до 1359 года. Изъ богословскжхъ трудовъ Г. изв стны, ярежде всего, т , которые были направлены противъ исихастовъ и защитника ихъ св. Григорія ГГаламы. Изъ нихъ на первомъ м ст надо поставить «Десять полемическихъ словъ» (Двха коуоі а тірртіхіу.оі, .с/Х охт]Хітео-:і7.оі), за которыми посл 1347 года посл довали еще восемь. Такъ какъ вс они еще не изданы, то точная характеристика ихъ невозможна. Изданъ только діалогъ «Флорентій или о мудрости», им ющій своимъ содержаніемъ споръ Г. съ Варлаамолъ, который произошелъ въ 1330 и 1331 году. Г. выводится зд сь подъ ішенемъ Никагора, a Варлаамъ яодъ именемъ Ксенофана. Діалогъ написанъ въ сатирическомъ тон и им етъ ц лыо осм ять Варлаама, которыі надмевается своимъ энцикло • педическпмъ образованіемъ, а между ГРИГО 612 т мъ ые знаетъ самыхъ простыхъ началъ науки. Діалогъ им тъ в.ажное историко-литературное знач ніе, такъ какъ изображаетъ любопытный историческій фактъ, рисуетъ литературные обычаи XIV в ка и показываетъ даправлені главн йшихъ научныхъ и литературныхъ теченій тоі'о времени. Г. написалъ и н иоторы г рм невтическі труды, одинъ въ форм діалога до вопросу, создалъ ли Богъ челов ка смертнымъ или безсмертнымъ, а тавже собраніе изр ченій изъ бодыпихъ и мадыхъ пророковъ и изъ книги Іова съ толкованіями, прологъ къ эпизоду съ Сусанной; ,но и эти труды вс н изданы. Изданъ только го комм нтарій на сотанені Син сія Еиринійскаго, гд «0 сновид ніяхъ» сд ланы заж чанія по поводу отд льныхъ м стъ и фразъ, безъ внутренней связи. Дал е, Г. изв стенъ и синаксарными своими трудами. Въ рукописяхъ сохранилось достаточное число синаксарныхъ жнтій, ішторыя были составлены Г. для чт нія въ церкви въ дня памяти т хъ или иныхъ святыхъ. Но многі изъ нихъ былн, по распоряженію императора Кантакузяна, преданы огню, когда соетавитель ихъ впалъ въ немилость. Изъ нихъ изданы лишь мученичество св. Еодра.та, епископа корин скаго, и житіе императриды еофады, судругд Льва YJ Мудраго. Въ рукодисяхъ сохранили^ь житія кодотадтидодольскаго дат^іарха Адтонія Кавлея, Михаила сднЁедла іерусалимскаго, митродолита ираклійскаго Іоадда, дяди автора и др. ' ' Сочид нія Г. до остальнымъ отраслямъ яаукд, разработывавшдмся въ Визадтіи, хранятся еще въ р^кописномъ вид кахъ востока д залада. Чи/сло яхъ весьма велико, какъ видно ! іп'омъ въ / бодскомъ стого л речиследія, дал ко н/едолдаго, сд ландаго ІЗоілг изданіи исторіи Г. (др дисловіе, стр. 44—58). Въ ряду этдхъ! сочдд діл дм ются діалоги, молитвы, Іпохвальныя слова, риторическія ущшжщенія, р чц, зач щаііія, непрологи (Грдторія Метохита) ут шителъное слово ;ямператриц ло ловоду смертд мнтрололита филавъ различдыхъ бдбліотедзъ дро
Стр.1
613 ГРИГО ЭНЦИКДОПЕДІЯ. дельфійокаго еодиата, надгробныя р - чгь, біоірафіи, ірамматическія изсл дованія (объ ор ографіи), комментаріи (на Одиссею Гомера), схолги, acmfouoмическія разсуоюденія (о см ющихся надъ астронозііей, о томъ, какъ нулщо д лать астролябію), яяфическіе стихи. Наконецъ, Г,, какъ и многіе другіе зам чательные византійцы, оставилъ богато собраніе тісещъ, которыя прежде всего заслуживаютъ .изданія. Но, въ виду того, что изъ богат йшаго ученолитературнаго яасл дія Г. . въ печати издана лишь неболыпая часть, окончат льно и всесторонн е сужденіе немъ, какъ писател , высказать лишь, невозможно. , Несомн нно чтоэто былъ ..колоссальныи представнтель византійсіюй учености, тяпичный византійскій энциклопедистъ, мощный, талантливый носитедь византійскаго ученаго духа эпохи Падеолоі^въ. махъ издана въ боннокон с ріи Corpus scriptorum bj^zantinorum. 1829—30 г. 1856 г. Переп чатано у Мгдпе'я, Patrologia graeca, t. 148 и 149, Зд сь пом щ ны и другія ссгяин пія P., издапныя въ разно вр мя и разными ученыыи. Русскій переводъ « Исторіи» изданъ при спб. духоваой акад міи. 1862 г. О другихъ изданіяхъ сочин ній Г. см. 2) Zarl Krumbacher, Geschiclite der byzantiniohen Litteratur. Zweite Auflage. Munchen. 1897 r. 3) Лроф. Л. Л. Лебедевъ, Оч рки исторіи византійско-восточной ц ркви отъ копцаХТдо половины XV в ка. Издані Литература: 1) Исторгя Г. въ трехъ тоI. Москва, 1892 г. 4) Часть Ш.Отд пъ 2. Оаб. 1892 г. 6)Я. А.Сырку, Къ исторіи исправл нія книгъ въ Волгаріи въ XIV в к . Опб. 1899 г. 7) Qoдробности объ иностранной литератур см. у Ерумоахера, указ. соч. скій, Оч рки по лсторіи впзаятіиокоп образованности. Спб. 1892 г. 5) Еп скот ІІорфирій Ж. Соколовъ. ГРИГОРЕВСКІЙ М. С. — смотритель арханг. дух. училища, магистръ богословія. Сынъ псаломщнка курской губ., род. въ 1872 г.; по окончаніи курса въ кур. дух. семянаріи, постудилъ въ кі в. дух. акад мію,' гд окончнлъ курсъ въ 1895 году съ правомъ полуяенія магистра богословія безъ новыхъ устныхъ испытаній. 1 февр. 189,6 г. былъ опр д л нъ на должность преподавателя гражд. исторіи въ арханг. ух. семинаріто, гд состоялъ вм ст . Л. УспенУспенскій. «Исторія А она». ГРИГО 614 съ т мъ и преподавателемъ н. ,імедкаго языка, 29 іюня 1899 г. онъ былъ назначенъ смотрит лемъ арх. дух. училища, въ каковой должности состонтъ и въ настоящ е время. Въ разное вр мя Г. напечатаны въ дух. журналахъ и вышли отд льными оттискамн сл ду йщія работы: «Ложные пророки въ Ветхомъ Зав т и ихъ религіозно-политическія воззр нія въ борьб съ истинными», «Воззр нія св. Іоанна Златоуста на существо н ц ль брачнаго союза», «Ставропигіалъныі первоклассный Соловецкій монастырь»; «НикЬлаевскій Корельскіи монастыръ» (Историч скій очеркъ); «Учені св. отцовъ н учителей церквн I — IV в. о брак » (Историяескій оч ркъ, «Странникъ» 1898 г.); «Ученіе св. Іоанна Златоуста о брак » («Странникъ» 1899 г,). «Религіозный характеръ русскихъ государ й ХУІІІ в.: «Реднгіозный характеръ имп. Ал - ксандра I».—«Царь Миротворецъ Александръ ПІ»; «Сущность христіанской апологетикн нполемикнІІ в.» (до апологетическнмъ твореніямъ); «Ученіе св. Іоанна Златоуста о брак ». Это посл днее сочнненіе (въ исправл. и дополн. вид ) было представлено на стенень магистра богословія. Печаталось въ «Арх. Епарх. В д.» 1901 г., №№3—ІІВ, прилож. Выясняя во вступительной своей р чи передъ днспутомъ (14 ф. 1903 г.) побужденія къ напнсанію своего труда, авторъговорнть,чтовъцосл днее вр мя, когда зам тно всеобщее шатані нравственныхъ основъ, идея брака таімй не изб жала своейучастн,— и появилось два діаметрально, дротивоположныхъ взгляда. По мн нію одннхъ, бракъ въ своемъ сущ ств есть и что уніізительно , скверна; онъ протлвор чйтъ хрнстіанскому идеалу, тр - бующему отречься отъ себя для слулс - нія Богу н блнжннмъ. По другому воззр нію, сущность брака чувственніі: чадозачатіе есть главный трансцедентно-мистнческшактъ.«Христіанство, читаемое правильно, отъ началала къ концу, изъ рыданііі надъ гробомъ и около гроба переходитъ въ нензъяснимую глубину херувимской п снн около брака» .. Отношеніе къ полу въ этомъ воззр ніи доведено до р ліігіознаго
Стр.2
615 ГРИГО БОГОСЛОВСКАЯ. поклоненія му и христіанское воззр - ніе на бракъ отождествлено съ языческимъ культомъ Ваала и Астарты. Въ виду такого колебанія взглядовъ и ЯВЕЛОСЬ у него желаніе обратиться къ ученію о брак св. Іоанна Златоуста, этого велитайшаго моралиста христіанской древности. По отзыву одного изъ оппонентовъ, доц. I. Бродовича, сочиненіе Г. удовлетворительно р шаетъ поставленную задачу: «характеръ работы выдержанъ вполн , н авторъ, строго систематизировавъ свои матеріалъ, обнаружилъ болыпое знаніе свято-отеческой литературы и безвристрастное отношеніе къ ученію св. отцовъ о брак ; всл дствіе этого сочиненіе магистранта найдетъ отзвукъ и въ св тскомъ современномъ обществ . Несмотря на то, что сочиненіе написано на «с вер дикомъ», вдали отъ культурныхъ центровъ, оно все-же лвляется довольно значнтельньшъ вкладоыъ въ богословскую науку». ГРИГОРІІІ — нмя н сколькихъ свяГРИГО 616 жалъ къ сект ипсистаріевъ, которые поклонялись Всевышн му, соблюдали іудейскія постановленія о суббот іі пищ , но вм ст съ этимъ почитали огонь и св тъ. Въ 325 г., подъ вліяні іиъ женъі, онъ крестился, а въ 328 или 329 г. былъ избранъ еписколомъ Казіанза. Какъ епископъ, онъ отличался щедрою благотворитедьностью и добротою, но былъ вспыльчивъ. По своему догматичёскому направленію онъ принадлежалъ ЛІЪ полуаріанамъ, иринявшимъ впосл дствіи терминъ o^oouoiocj Мать Гр. Б. происходила отъ христіанскихъ родвтелей и была очень вабожна Она не читала языческихъ сочиненін, проходя МИІІО языческихъхраыовъ, стараласъ ые смотр ть на нихъ. не прикасаласъ къ язычникамъ, не д лов.ала родныхъ, еслй они не были крещевы, не вкушала вм ст съ ниыи пищи. тыхтц изъ нихъ св. преп. Критскій — въ схнм мирно скончался въ окрестностяхъ Царьграда около 820 г.; 8 янв.—преп. Печерскій ск. 1094 г.; 10 ят.—Григорій Нисскій (CM. j ; 25 янв. — Григорій Богословъ (см.); 12 март.— Грягорій Двоесловъ или великій (см.); 20апр.— патріархъАнтіохійскій'.8ает,.— преп. Печерскій иконописецъ, сподвилсникъ Алипія икэнописца, ск. 1310 г.; 30 сент.: — св. просв тнт ль Великой Арменіи ск. 335 г., преп. Пeльшeмcкiй• ск. 1442 г., основалъ обитель въ вологодской губ., гд и шощи; 5 нонбря—архіепископъ александрійскііі пострададъ при Льв Исавря\/ нии ; 14= моя^/'лГр. Падама(см.);^7'и.Гр. Неокесарійскій (см.); 20 и. Декаиолитъборецъ за иконоіючиташе, пострадалъ около 820- г.; 23 нояб.— архіеп. акрагантіискій, участникъ 5-го всел. собора, ск. въ VI в.; 1.9 деп.—епнскопъ омиритскій ск. около 552 г. ГРИГОРІЙ БОГОСЛОВЪ—велякій от цъ церкви п вселенскій учителъ. Отецъ Гр. Б., Григорій Старшій, былъ еиископомъ незначительна.о городка въ Еашіадэкіи—Базіанза. До сво го обращенія въ христіанство онъ цринадле. Бракъ родвтелей св. Гр.,долгоевремі} оставался безилоднымъ. Гр. —в роятво иервый плодъ этого брака,—былъ сыиомъ молитвы. За ЕИМЪ сл довала дочь Горгонія д младшій сьшъ Кееарій. Гр. родился- около 329 года ви Аріанз , им ніи своихі, родителей, лежавшемъ недалеко отъ . Назіавза къ югу. Мать и сына связывала трогательная любовь. Неудивительно иоэтому, если религіозно-аскетическое настроеві лервой сообщалось и ребенку. Въ раннсмъ д тств Г. Б. вид лъ поразившій его совъ. Въ образ прекрасныхъ д въ въ простой, но изящной оделсд , ему явились ц ломудріе и чистота, вриглашая его сл довать за собою. Среднее образованіе Г. получилъ въ Кессаріи Каппадокіііской,гд онъ впервые встр тился съ Вас. В л. Зат мъ онъ предпринялъ свое образователыюо цутешествіе въ Кесарію Палестинекую, въ Алексаидрію и А ины. Во время осенняго пере зда изъ Александріи въ А ины Г. иережилъ тяжкі часы смертельной овасности. Разразивпіаяся буря едва но потопила корабля. Г., тогда ещ не | крещенный, былъ въ отчаяніи, боясь | погибнуть, не омывшись отъ гр ховъ | въ водахъ крещенія. Въ А инахъ Г. j пробылъ довольно долго, и это время I студенчества навсегда оставило въ немъ. і самыя лучвіія воспомиианія. Зд съ воз
Стр.3
617 ГРИГО ЭНЦШШЖЕДІЯ. никла дружба между нимъ и Вас. Вел., прі хавшимъ въ А ины н ьшого поздн е. Друзья жйли подъ одною кровлею, ревностно предавались занятіямъ, мечтали о жизни пустынниковъ, посвящ нной аскетическимъ подвигамъ. Соблазны большого города не коснулись ихъ: «они знали лишь два пути — въ школу и въ христіанскую церковь». Въ 355 г. ояи познакомились съ Юліаномъ, будущимъ реформаторомъ язычества, которыи тогда еще произв лъ на Г. само отталкиваювдее впечатл - ніе. Около 357 г. н'е' безъ труда оторвался Г. отъ «золотыхъ А инъ» и чрезъ Еонстантинополь возвратился на родину. Однако юношескимъ мечтамъ о жизни пустынника не суждено было исполниться: престар лые родители нуждались въ молодыхъ силахъ своего лгобимаго сына. Г. остается съ родителями, и ему вв ряется управленіе им ніемъ. Только на коротко вр мя онъ поо щаетъ сво го друга въ его уединенш на берегахъ Ириса. По возвращеніи въ 359 г. къ родителямъ, въ одинъ изъ болыпихъ праздниковъ, в - роятно, въ Ронсд ство, Г. быдъ н ожиданно для самого себя посвящ нъ отцомъ въ пр свитера. Отв тственность пастырскаго служенія устрашила созерцательную и слабовольную натуру Г., и онъ б жалъ въ Понтъ. Только по настойяивому требоваиію отца онъ возвратился къ м сту своего служенія. Отецъ Г., подобно болыпинству епископовъ, им лъ неосторожность подписать в роопред ленія аріанскаго собора 360 г. Это вызвало н годовані моиаховъ, и обстоятельства принялн такой серьезный оборотъ, что миру Назіанза угрожала схизма. Стараніями Г., провзнесшаго по этому случаю слово о мир , примиреві епископа съ паствою было достигнуто. Въ 365 г. Г. явился примирителемъ меяеду Василі мъ Великимъ и Евсеві мъ Кесарійсііимъ (См. Вас. Вел.). Въ 370 г. Евсевій Кесарійскій скончался. Предстояли бурные выборы новаго епископа. .ІІучшимъ кандидатомъ былъ Василій. Предвидя затрудненія, Василій подъ пр длогомъ бол зни прпгласплъ въ Кесарію Г. Г. по халъ, но па дорог узналъ о ГРИГО 618 д йствительной причин приглашенія и, обиж нный недостаткомъ искренности со стороны друга, съ в годовавіемъ возвратился домой. Т мъ не мен е вс ми уважаемый назіанзскій епископъ Григорій Старшій и его непосредственный помощникъ Г. Б. письмами къ вліятальвымъ епископамъ всячески поддерживали кандидатуру Васияія, a въ р шительвую минуту престар лыи епискоаъ Гркгорій, несмотря на бол знь, отправился въ К сарію, и его личное появл ні на собор скловило мн ніе избирателей въ пользу Василія (Объ обстоятельствахъ восвящевія Г. Б. въ епископа Сасимъ и о его размолвк съ Вас. Вел. см. статъю Василій Великій). Посд полунасильственнаго посвящ нія въ епискояа Сасимъ, Г. удалился въ Понтъ, но по настоянію отца возвратился въ Назіанзъ и оставался его ближайшимъ номощникомъ и викаріемъ до самой смерти пр стар лаго енископа, поел - довавшей зимою въ конд 373 г. или начал 374 г. Всл дъ за отцомъ скоро скончалась и мать Г. Б.—Нонна. Братъ и сестра умерли ран е. Теп рь св. Г. счелъ себя свободнымъ отъ всякихъ обязательствъ и р шился воснользоваться обстоятельствами для того чтобы осуществить свою давнишнюю мечту о подвижнической жизни. Оставаясь, временнымъ зам стителемъ своего нокойнаго отца, онъ тотчасъ же прягласилъ енискояовъ для нзбранія нреемника почившему пастырю. Но такъ какъ енийкопы долгое время н - моглинн на что р шиться, Г. внезанно оставилъ Назіанзъ и удалился въ Селевкію въ монастырь св. еклы. Зд сь въ молитв нномъ уединееін онъ пров лъ н - сколько л тъ—съ конца 375 до натала 379 г. 1 янв. 379 г. скончался Вас. Вел. Г. самъ въ это вр мя былъ бол нъ и н , присутствовалъ ви при кончинЬ, ни на похоронахъ своего друга. Въ этомъ году начина тся самый ялодотворный, но самыі печальный періодъ въ жизни Г, Столица ваходнлась всец ло въ рукахъ аріанъ. Неболъшая горсть православныхъ, оставшаяся безъ пастыря, обратнлась къ Г. съ предложені мъ явиться въ столицу, стать во глав ихъ п прддержать умирающую викей
Стр.4
•619 ГРИГО ВОГОСЛОВСКАЯ скую в ру. Этому плану сочувствовали многіе изъ православныхъ епископовъ. Весною 379 г. Г. прибылъ въ столицу и поселился въ дом своихъ родственниковъ. Одна изъ залъ этого дома была обращена въ церковь во имя воскр с - нія (Анастасія). Въ этомъ посвященіи Г. выразидъ свое желані вид ть Воскрёсеніе НИК ЙСКОЁ в ры; Пропов дь Г. им ла усп хъ, что навлекло на него пресл довані со стороны аріанъ. Однажды толпа цодъ предводительствомъ ыонаховъ ворвалась въ домашнюю церковь Г., осквернила алтарь, избила молящихся и въ этихъ безпорядкахъ обвинйла потомъ самого лс Г. Много непріятностеи перен съ въ это время Г. отъ Максима Циннка. Эта темная личность выдавала себя за потомка мучениковъ и за йспов дника, прётерп вшаго мученія за в рность никеиской в р . Как посл дователь философіи циниковъ, Максимъ носилъ б лый плащъ, въ который ум лъ красиво драпироваться, и длинны волосы, которые, согласно мод , завивадъ въ локоны и красилъ въ рьщій цв тъ. Чтобы снискать. дов ріе Г., Максимъ хвалилъ его пропов ди, превозносилъ вс го планы и громилъ его противниковъ. Непрактичныи и непроницательный Г. не распозналъ во время этого авантюриста, далъ ему уб жище въ собственномъ дом , предоставилъ въ его распоряженіе столъ и все свое имущество и даж нм лъ неосторожность произнести публично р чь въ похвалу Максима. Между т мъ Максимъпиталъ честолюбівые планы овлад ть ка едрою Гр. .Вс нити интриги исходили изъ Александріи. Петръ, еп. александріискій, поддерживалъ Максима и чрезъ шпіоновъ сл дилъ за усп хами предпріятія. Когда почва была подготовлена, изъ Ал ксандріи прибыли епископы для посвящ нія Максима. Ддя этого ночыо они тайно проникли въ ка дральную церковь Г. и начали обрядъ посвященія. Но это было скоро зам чено. Собравшійся народъ изгналъ епископовъ, которые б ясали въ квартиру какого-то флейтиста, гд и окончено лрерванное богослуженіе. Получивъ санъ епнскопа, Максвмъ попыГРИГО . 620 тался было овлад ть и ка дрой Г. Съ этою ц лію онъ отправил.ся въ лоники, гд войскожъ вмп. ессавъ это время стоялъсъ еодосіи, искать его благоврленія, но былъ отвергнутъ императоромъ, который желалъ им ть епископомъ столицы только Г. Потрясенный этимъ случа мъ, Г. хот лъ удалиться изъ Константинополя, но былъ удержанъ' народомъ. 24 ноября 3'80 г. имп. еодосіи вступилъ въ .столицу и пер далъ православнымъ церквн, отвятыя у нихъ аріанами. 26 ноября Г. вм от съ ишператоромъ торж ств нно вступилъ въ храмъ св. Апостоловъ. Въ это время со стороны озлобленныхъ аріанъ подготовлялось покушеніе на жизнь Г., «извлеченъ былъ одинъ мечъ, но опять былъ скрытъ въ ножны». Вскор другой убійца проникъ въ спальню Г., но мучимый сов стью раскаялся въ сво мъ нам реніи й просидъ у Г. прощенія. «Да спасетъ тебя Богъ, бтв тилъ ему на это Г., а мн спасенному не трудно бытьмидбстивымъ». Зам чательною чертою Г. слунштъ его терпимость къ ретикамъ и иномыслящимъ. «Тайна спасенія, говорилъ онъ, для ж лающихъ, а не для насилуемыхъ». Сд - лавшись господиномъ положенія въ столиц , Г. н былъ ревностевъ въ отобраніи дерковныхъ имуществъ у аріанъ и не пользовался своимъ вліяні мъ, чтобы отплатить имъ' за прит сненія. Паства не понимала этого й роптала противъ него. Въ ма 381 г., по вол имп. еодосія, былъ созванъ второй вселенскій соборъ въ Константинопол , подъ предс дательствомъ Мелетія Антіохійскаго. Согласно желанію императора и народа, ешіскопомъ столицы былъ избранъ Г. Вскор посл этого Мелетій скончался и предс дателемъ собора стественно сд лался вновь избранный епископъ Константинополя. Онъ тотчасъ же внесъ пр дложеніе, въ видахъ пр кращенія антіохійскаго раскола, н нзбирать преемника' Мелетію впредь до смерти второго антіохійскаго епнскопа Павлина, а посл смерти Павлива, избрать для Антіохіи одного епископи съ согласія той и другой
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.