Д. С. Мережковский
Стихотворения
---------------------------------------------------------------------------Поэты
1880-1890-х годов.
Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание
Л., "Советский писатель".
Составление, подготовка текста, биографические справки и примечания
Л. К. Долгополова и Л. А. Николаевой
Дополнение по:
Русская поэзия XX века. Антология русской лирики первой четверти века.
OCR Бычков М. Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Содержание
Биографическая
справка.
46. "Мы бойцы великой рати!.."
47. "Знаю сам, что я зол..."
48. Поэту
49. На распутье
50. Кораллы
52. Поэту наших дней
53. "С тобой, моя печаль, мы старые друзья..."
54. Искушение (Отрывок)
55. Сакья-Муни
56. "С потухшим факелом мой гений отлетает..."
57. Смерть Надсона
58. "Кроткий вечер тихо угасает..."
59. "Как летней засухой сожженная земля
60. "В этот вечер горячий, немой и томительный..."
61. "Покоя, забвенья!.. Уснуть, позабыть..."
63. Дон Кихот
66. "Летние, душные ночи..."
67. "Дома и призраки людей..."
69. <Лирическое заключение из поэмы "Смерть">
72. Ювенал о Древнем Риме
73. Изгнанники
74. В лесу
75. Дети ночи
76. Краткая песня
80. Зимний вечер
Дополнение
"В сияньи бледных звезд, как в мертвенных очах". (Собрание сочинений. Т. XXII. М., 1914)
"И вновь, как в первый день созданья" (Собрание сочинений. Т. XXII. М., 1914. В т. XXII помещено дважды на стр. 49 и 182. Второй раз с заглавием
"Кроткий вечер тихо угасает". (Там же)
"Напрасно я хотел всю жизнь отдать народу". (Там же)
Не надо звуков. (Там же)
"Опять горит меж темных сосен". Собрание сочинений. Т. XXIV. М., 1914)
Родное. (Там же)
"Христос воскрес" - поют во храме". (Там же)
Украине. Дед поэта был участником кампании 1812 года. Отец Мережковского
выбрал
ведомства; занимал
казенную квартиру в доме против Летнего
Прачечного моста. Здесь и провел свое детство будущий поэт.
Родился Дмитрий Сергеевич Мережковский 2 августа 1865 года. Окончив
гимназию, он поступил в университет, на историко-филологический факультет. В
эти годы он сближается с кругами народнической интеллигенции, завязывает
знакомства с Н. К. Михайловским, А. Н. Плещеевым, С. Я. Надсоном; активно
посещает редакцию "Отечественных записок", где и печатает
{Первое
свои стихи.
стихотворение Мережковского "Нарцисс" было
опубликовано в
литературном сборнике "Отклик" (СПб., 1881, с. 154).} Особую симпатию у него
вызывал Плещеев, о котором он сообщает Надсону в марте 1883 года: "Минуту у
него побыл, сказал всего два слова. А ушел как будто утешенный". {Рукописный
отдел Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. В дальнейшем
ссылки на это архивохранилище даются сокращенно: ПД.} Плещеев тоже относился
к молодому поэту с заметным сочувствием и рекомендовал в члены Литературного
фонда. {См. письмо А. Н. Плещеева в Комитет литературного фонда (ПД). В этом
же письме рекомендуется в члены Литературного фонда С. Я. Надсон.}
Дома у Мережковских обстановка была тяжелой: брат Константин, будущий
ученый-зоолог, сочувственно отнесся к цареубийству 1 марта 1881 года. Отец,
истый царедворец, возмутился и изгнал Константина из дома. В семье этот
разлад переживался тяжело и долго. Активной позиции в ссоре отца с братом
Мережковский не занял. Однако, выпустив свой первый сборник стихотворений,
он отослал экземпляр находившемуся в каторжных работах П. Ф. Якубовичу с
многозначительной надписью: "Собрату по поэзии".
Он всерьез собирается в это время уйти "в народ", хотя ищет в народе
не то, что искали активные деятели народнического движения. Его интересует
религиозное "самосознание" народа, в соответствие с которым
он
хочет
привести собственные религиозные искания. Он пишет П. П. Перцову: "И вот что
мне надо бы узнать: нет ли в глубине русского народа сил, отвечающих нам.
Нам нужно по-новому, по-своему "идти в народ". Не думайте, что я говорю это
легкомысленно. Я чувствую, как это трудно, почти невозможно, труднее, чем
нигилистам. Но, кажется, этого не избегнуть, кажется, современный культурный
слой в России не может нам ответить - он весь или наивно-либерален, или
наивно-декадентен, т. е. гнил до конца..." {ПД.} Однако "в народ"
Мережковский не ушел.
В 1889 году он женился на З. Н. Гиппиус, которая сыграла впоследствии
заметную роль в развитии декадентского искусства. В жизни Мережковского
начинается новая полоса: он выступает выразителем упадочных мотивов и в то
же время - проповедником "нового религиозного сознания". Он сближается с Н.
М. Минским, с реорганизованной редакцией "Северного вестника", пишет много
стихов, широко печатается. Некоторые
его стихотворные произведения
становятся программными для русского декадентского искусства.
В 1892 году Мережковский выпустил сборник стихотворений "Символы",
который дал наименование оформлявшемуся в это время новому
(символизм). Через год Мережковский издает особенно нашумевшую
литературы",
где
утверждает
течению
книгу
критических очерков "О причинах упадка и о новых течениях современной
русской
религиозно-символический и
отвлеченно-идеалистический подход к явлениям искусства.
В 90-е годы Мережковские совершают ряд поездок за границу. Они
и Грецию (страны, к которым поэт испытывал
посещают Италию
пристрастие), Турцию, Швейцарию, Францию. Впечатления насыщают стихи, а
также
особое
служат материалом для опытов в прозе (с середины 90-х годов
Мережковский активно выступает в роли прозаика). Наиболее значительным его
прозаическим произведением явилась историческая трилогия "Христос и
Антихрист" (романы "Юлиан Отступник", "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи",
"Петр и Алексей"), созданная в 1895-1904 годах. Он много переводит - Эсхила,
Софокла, Еврипида, Лонга, Гете и других. Особую известность
перевод программного в эстетике символизма произведения поэмы Эдгара По
получает
Свой род Мережковские вели от Федора Мережки - войскового старшины на
карьеру чиновника и дослужился до столоначальника
дворцового
сада, у
Стр.1