Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645832)
Контекстум

Стихотворения

0   0
Первый авторМережковский Дмитрий Сергеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц15
ID8045
Аннотация"Мы бойцы великой рати!. ""Знаю сам, что я зол."" Поэту. На распутье. Кораллы. Поэту наших дней. ""С тобой, моя печаль, мы старые друзья."" Искушение (Отрывок). Сакья-Муни. ""С потухшим факелом мой гений отлетает."" Смерть Надсона. ""Кроткий вечер тихо угасает."" "
Кому рекомендованоСтихотворения
Мережковский, Д.С. Стихотворения : Сборник стихов / Д.С. Мережковский .— : [Б.и.], 1887 .— 15 с. — Поэзия .— URL: https://rucont.ru/efd/8045 (дата обращения: 19.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л. К. Долгополова и Л. А. Николаевой Дополнение по: Русская поэзия XX века. <...> Зимний вечер Дополнение "В сияньи бледных звезд, как в мертвенных очах". <...> Второй раз с заглавием "Кроткий вечер тихо угасает". <...> Отец Мережковского выбрал карьеру чиновника и дослужился до столоначальника дворцового ведомства; занимал казенную квартиру в доме против Летнего сада, у Прачечного моста. <...> Здесь и провел свое детство будущий поэт. <...> {Первое стихотворение Мережковского "Нарцисс" было опубликовано в литературном сборнике "Отклик" (СПб., 1881, с. <...> {Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. <...> } Плещеев тоже относился к молодому поэту с заметным сочувствием и рекомендовал в члены Литературного фонда. <...> {См. письмо А. Н. Плещеева в Комитет литературного фонда (ПД). <...> В этом же письме рекомендуется в члены Литературного фонда С. Я. Надсон. <...> Активной позиции в ссоре отца с братом Мережковский не занял. <...> В 1889 году он женился на З. Н. Гиппиус, которая сыграла впоследствии заметную роль в развитии декадентского искусства. <...> Некоторые его стихотворные произведения становятся программными для русского декадентского искусства. <...> В 1892 году Мережковский выпустил сборник стихотворений "Символы", который дал наименование оформлявшемуся в это время новому течению (символизм). <...> Через год Мережковский издает особенно нашумевшую книгу критических очерков "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы", где утверждает религиозно-символический и отвлеченно-идеалистический подход к явлениям искусства. <...> В конце 90-х годов в Петербурге открываются организованные по инициативе Зинаиды Гиппиус и Мережковского собрания Религиозно-философского общества, задачей которых было отыскание путей к овладению "новым религиозным сознанием". <...> В 1907 году в Париже он издает (в соавторстве с З. Гиппиус <...> Бурные события русской истории, приближение революции, а также кризис декадентских течений и выход крупнейших представителей <...>
Стихотворения.pdf
Д. С. Мережковский Стихотворения ---------------------------------------------------------------------------Поэты 1880-1890-х годов. Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание Л., "Советский писатель". Составление, подготовка текста, биографические справки и примечания Л. К. Долгополова и Л. А. Николаевой Дополнение по: Русская поэзия XX века. Антология русской лирики первой четверти века. OCR Бычков М. Н. mailto:bmn@lib.ru ---------------------------------------------------------------------------Содержание Биографическая справка. 46. "Мы бойцы великой рати!.." 47. "Знаю сам, что я зол..." 48. Поэту 49. На распутье 50. Кораллы 52. Поэту наших дней 53. "С тобой, моя печаль, мы старые друзья..." 54. Искушение (Отрывок) 55. Сакья-Муни 56. "С потухшим факелом мой гений отлетает..." 57. Смерть Надсона 58. "Кроткий вечер тихо угасает..." 59. "Как летней засухой сожженная земля 60. "В этот вечер горячий, немой и томительный..." 61. "Покоя, забвенья!.. Уснуть, позабыть..." 63. Дон Кихот 66. "Летние, душные ночи..." 67. "Дома и призраки людей..." 69. <Лирическое заключение из поэмы "Смерть"> 72. Ювенал о Древнем Риме 73. Изгнанники 74. В лесу 75. Дети ночи 76. Краткая песня 80. Зимний вечер Дополнение "В сияньи бледных звезд, как в мертвенных очах". (Собрание сочинений. Т. XXII. М., 1914) "И вновь, как в первый день созданья" (Собрание сочинений. Т. XXII. М., 1914. В т. XXII помещено дважды на стр. 49 и 182. Второй раз с заглавием "Кроткий вечер тихо угасает". (Там же) "Напрасно я хотел всю жизнь отдать народу". (Там же) Не надо звуков. (Там же) "Опять горит меж темных сосен". Собрание сочинений. Т. XXIV. М., 1914) Родное. (Там же) "Христос воскрес" - поют во храме". (Там же) Украине. Дед поэта был участником кампании 1812 года. Отец Мережковского выбрал ведомства; занимал казенную квартиру в доме против Летнего Прачечного моста. Здесь и провел свое детство будущий поэт. Родился Дмитрий Сергеевич Мережковский 2 августа 1865 года. Окончив гимназию, он поступил в университет, на историко-филологический факультет. В эти годы он сближается с кругами народнической интеллигенции, завязывает знакомства с Н. К. Михайловским, А. Н. Плещеевым, С. Я. Надсоном; активно посещает редакцию "Отечественных записок", где и печатает {Первое свои стихи. стихотворение Мережковского "Нарцисс" было опубликовано в литературном сборнике "Отклик" (СПб., 1881, с. 154).} Особую симпатию у него вызывал Плещеев, о котором он сообщает Надсону в марте 1883 года: "Минуту у него побыл, сказал всего два слова. А ушел как будто утешенный". {Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. В дальнейшем ссылки на это архивохранилище даются сокращенно: ПД.} Плещеев тоже относился к молодому поэту с заметным сочувствием и рекомендовал в члены Литературного фонда. {См. письмо А. Н. Плещеева в Комитет литературного фонда (ПД). В этом же письме рекомендуется в члены Литературного фонда С. Я. Надсон.} Дома у Мережковских обстановка была тяжелой: брат Константин, будущий ученый-зоолог, сочувственно отнесся к цареубийству 1 марта 1881 года. Отец, истый царедворец, возмутился и изгнал Константина из дома. В семье этот разлад переживался тяжело и долго. Активной позиции в ссоре отца с братом Мережковский не занял. Однако, выпустив свой первый сборник стихотворений, он отослал экземпляр находившемуся в каторжных работах П. Ф. Якубовичу с многозначительной надписью: "Собрату по поэзии". Он всерьез собирается в это время уйти "в народ", хотя ищет в народе не то, что искали активные деятели народнического движения. Его интересует религиозное "самосознание" народа, в соответствие с которым он хочет привести собственные религиозные искания. Он пишет П. П. Перцову: "И вот что мне надо бы узнать: нет ли в глубине русского народа сил, отвечающих нам. Нам нужно по-новому, по-своему "идти в народ". Не думайте, что я говорю это легкомысленно. Я чувствую, как это трудно, почти невозможно, труднее, чем нигилистам. Но, кажется, этого не избегнуть, кажется, современный культурный слой в России не может нам ответить - он весь или наивно-либерален, или наивно-декадентен, т. е. гнил до конца..." {ПД.} Однако "в народ" Мережковский не ушел. В 1889 году он женился на З. Н. Гиппиус, которая сыграла впоследствии заметную роль в развитии декадентского искусства. В жизни Мережковского начинается новая полоса: он выступает выразителем упадочных мотивов и в то же время - проповедником "нового религиозного сознания". Он сближается с Н. М. Минским, с реорганизованной редакцией "Северного вестника", пишет много стихов, широко печатается. Некоторые его стихотворные произведения становятся программными для русского декадентского искусства. В 1892 году Мережковский выпустил сборник стихотворений "Символы", который дал наименование оформлявшемуся в это время новому (символизм). Через год Мережковский издает особенно нашумевшую литературы", где утверждает течению книгу критических очерков "О причинах упадка и о новых течениях современной русской религиозно-символический и отвлеченно-идеалистический подход к явлениям искусства. В 90-е годы Мережковские совершают ряд поездок за границу. Они и Грецию (страны, к которым поэт испытывал посещают Италию пристрастие), Турцию, Швейцарию, Францию. Впечатления насыщают стихи, а также особое служат материалом для опытов в прозе (с середины 90-х годов Мережковский активно выступает в роли прозаика). Наиболее значительным его прозаическим произведением явилась историческая трилогия "Христос и Антихрист" (романы "Юлиан Отступник", "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи", "Петр и Алексей"), созданная в 1895-1904 годах. Он много переводит - Эсхила, Софокла, Еврипида, Лонга, Гете и других. Особую известность перевод программного в эстетике символизма произведения поэмы Эдгара По получает Свой род Мережковские вели от Федора Мережки - войскового старшины на карьеру чиновника и дослужился до столоначальника дворцового сада, у
Стр.1