ЭКОНОМИКА СЕВЕРО-ЗАПАДА
РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ» 20 ИЮНЯ 2023 ВТОРНИК № 132 (9077)
Выходит для читателей Архангельской области, Вологодской области, Ленинградской области, Ненецкого автономного округа,
Калининградской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, Республики Карелии, Республики Коми, Санкт-Петербурга
Ставки на экспорт
Предприятия ЛПК
пытаются «отыграть»
снижение цен
на древесину
Страница 14
ОФИЦИАЛЬНО
В Санкт-Петербурге собираются
предложить Госдуме поправки
в Жилищный кодекс, ужесточающие
требования для получения
лицензии на управление
многоквартирными домами.
Предлагается добавить
к списку требований к соискателю
лицензии необходимость
держать в штате сотрудников
с профессиональным образованием,
а также соответствующей
квалификацией или стажем
работы. Кроме того, компании
могут обязать иметь
в собственности помещения
и оборудование, необходимое
для исполнения обязанностей.
Проверять соответствие этим
требованиям должна будет специальная
выездная комиссия.
В городе на Неве продолжается
работа по созданию историкоархеологического
музея, открыть
который в Северной столице
поручил президент
РФ. Музей археологии и исторический
парк с выходом к набережной
Невы появится
на Охтинском мысу. Половину
территории займут общественные
зоны. Ценные археологические
находки будут представлены
с помощью современных
технологий. По представленной
концепции на территории
ландшафтного парка создадут
трехмерный макет крепости
Ниеншанц, здесь также появятся
«контур бывших фортификаций»
и «очертания
Карлова бастиона».
Планируется также создание
экспозиции по истории Охтинского
мыса, которую разместят
на площади 1,5 тысячи квадратных
метров: она станет подразделением
музея археологии
в структуре Музея истории
Санкт-Петербурга в Петропавловской
крепости.
В Санкт-Петербурге построят
платную трассу за 300 миллиардов
рублей. Магистраль
№ 7 протянут от Арсенальной
набережной до Выборгского
шоссе. Новый транспортный
коридор предусматривает
строительство моста через
Неву в створе Арсенальной
улицы. Далее трасса пройдет
по Арсенальной улице и Полюстровскому
проспекту, затем
выйдет к железнодорожной линии
Выборгского направления,
пойдет вдоль нее и выйдет
на Выборгское шоссе в районе
Парголово, где имеется развязка
с КАД.
ЦИФРА
Около тысячи соглашений
на четыре триллиона рублей заключили
с 14 по 17 июня
на ПМЭФ. В форуме в офлайни
онлайн-формате приняли
участие 17 тысяч человек
из 130 стран, в том числе недружественных.
Обжигаются
на молоке
Почему фермеры
не могут решить проблемы
со сбытом продукции
Страница 15
Свято место
Спрос на православные
туры в Санкт-Петербурге
и Ленобласти идет в рост
Страница 16
т ХОРОШАЯ НОВОСТЬ На трассе М-11 «Нева» началось
КОРОТКО
Пилотажная группа
М
естирование грузового автотранспорта без водителя
Инесса Суворова,
Санкт-Петербург
ежду Санкт-Петербургом
и Москвой
по трассе
М-11 «Нева» начали
курсировать
беспилотные
КамАЗы. Это
первый в России
опыт, когда грузовой
автотранспорт без водителя
вышел на дороги общего
пользования. До сегодняшнего
дня подобные эксперименты
проводились лишь на закрытых
территориях, на дорогах без
присутствия других транспортных
средств.
Серийная модель КамАЗа
оснащена дополнительными
сенсорными датчиками для системы
технического зрения. Автомобили
снабжены дополнительными
радарами, лидарами,
санарами и видеокамерами, которые
анализируют обстановку
вокруг. Ориентироваться в пространстве
и понять, где она находится,
машине помогает высокоточная
система навигации.
Кроме того, у робота-автопилота
есть специальная система
связи с логистической командой.
Вся информация поступает
в единый вычислитель, который
обрабатывает получаемые данные
и принимает решение, куда
ехать, разгоняться или тормозить,
переключать ли передачи,
увеличивать ли расход топлива.
Впрочем, для старта потребовались
не только наличие самой
научно-технологической разработки,
но и законодательная возможность,
позволяющая беспилотным
транспортным средствам
легитимно перемещаться
по автодорогам страны. Сейчас
на трассе, соединяющей два столичных
города, действует специально
утвержденный экспериментальный
правовой режим
(ЭПР). Планируется, что в дальнейшем
этот опыт станет базой
для подготовки проектов новых
правовых и технических актов
регулирования дорожного движения
с участием беспилотников.
А значит, возможностей для
использования такого рода техники
станет куда больше.
По мнению первого вицеВ
Заполярье реализуют
программу «Зеленый
экран»
Программа «Зеленый экран» разработана правительством
Мурманской области и заполярными деятелями
культуры и направлена на создание платформы для
взаимодействия кинематографистов, желающих снимать
в Арктике, и локального бизнес-сообщества.
В рамках совместной деятельности ассоциации и региона
планируется выработать особые подходы к организации
кинопроизводства на арктической территории
— чтобы снизить техногенную нагрузку на экологию.
В частности, речь идет о возможном сокращении
количества ввозимого в арктическую зону технического
оборудования — его замещении местными ресурсами
и о возведении временных кинематографических
конструкций в природной среде. А разработка знака
«Зеленый экран» предполагается как система поощрений
кинокомпаний, оставивших при съемках минимальный
углеродный след. Кроме того, планируется
создание углеродного калькулятора, адаптированного
под кинобизнес.
Временный сад появился
у Мариинского дворца
В Петербурге в день рождения города открыли сад
на Исаакиевской площади напротив Мариинского
дворца. Сад открылся на месте парковки Законодательного
собрания. Деревья, в основном липы, их
в саду 104, выставили в кадках на асфальт. Половина
деревьев подстрижены в виде куба, остальные — в виде
шара. Деревья и кустарники будут находиться в саду
до сентября, а затем их пересадят вдоль набережных
рек и каналов города. Общая стоимость сада составляет
рекордные 162 миллиона рублей.
А КЦЕНТ
Проект аккумулировал усилия властей,
промышленности, программных
разработчиков, представителей бизнеса
Уверен, что где-нибудь в 2025–
2026 годах мы начнем экспериментировать
с пятым уровнем
автономности.
Он считает, что тогда на допремьера
России Андрея Белоусова,
нынешний старт трех
беспилотников — только начало.
В июле к ним добавятся еще три,
а в будущем году — 12 машин.
— Прогресс в этой сфере
неизбежно придет на дороги нашей
страны, — подчеркнул он. —
рогах появятся полностью беспилотные
автомобили, в кабине
которых совсем не будет человека.
Возможно, там не будет
и руля, и даже самой кабины.
И это не фантазии о далеком будущем.
Как уверяют эксперты,
технически такие машины можно
запускать уже сейчас.
Но к этому пока не готовы сами
люди. Пока нигде в мире не разрешено
движение наземного
транспорта на полном автопилоте.
—
Система автономности
классифицируется от нулевого
до пятого уровня, — говорит
Сам себе бренд
С
Марина Ледяева,
«Российская газета»
29 июня вступит в силу
закон, разрешающий самозанятым
регистрироВозможность
регистрировать
собственные товарные
знаки. Товарные знаки регистрируют
для защиты бизнеса,
чтобы другие предприниматели
не могли использовать такие
же обозначения, напоминает
основатель IT-платформы
для самозанятых Павел Зюков.
По его мнению, этот инструмент
интересен прежде всего
тем, кто продает изделия собственного
производства.
СУТЬ НАЛОГА ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ
Источник: правительство РФ
НАЛОГОВАЯ СТАВКА
ОТ ДОХОДОВ,
ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ
ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ
ИП И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
4%
6%
ОТ ДОХОДОВ,
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ
НАЛИЧИЕ НАЕМНЫХ
РАБОТНИКОВ
НЕ ТРЕБУЕТСЯ
ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ
ОТЧЕТНОСТИ
НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ
1%
2%
ПРИ НАЛОГОВОЙ СТАВКЕ
4%
ПРИ НАЛОГОВОЙ СТАВКЕ
6%
НЕЛЬЗЯ СОВМЕЩАТЬ
НПД С УСН,
ЕНВД И ОСНО
ПРИЛОЖЕНИЕ «МОЙ НАЛОГ»
РЕГИСТРАЦИЯ
ЧЕРЕЗ МОБИЛЬНОЕ
МАКСИМАЛЬНЫЙ
ЛИМИТ ДОХОДОВ
МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ В ГОД
2,4
вать товарные знаки самозанятых
приведет к появлению новых
ярких брендов, считает владелец
программ по развитию
своего дела Светлана Мишина.
По ее мнению, сегодня на рынке
много однотипных товаров
и услуг. Когда мастер начнет работать
над буквенным или графическим
обозначением своей
продукции, ему придется задуматься
над тем, что отличает ее
от предложений конкурентов.
Самозанятые смогут оформить
права на названия, логотипы
и упаковку товара, чтобы использовать
их для продвижения
главный конструктор КамАЗа
Сергей Назаренко. — Нулевой
уровень, когда система подсказывает
и предупреждает,
но в управление не вмешивается,
а пятый — это уже полный
беспилотник, без руля и кабины.
Сегодняшний автомобиль —
это «три плюс». То есть такой
полуробот, который может
ехать сам, но в кабине обязательно
должен присутствовать
человек. В нашем случае их два:
водитель-испытатель и инженер-исследователь.
Их
задача — снимать параметры,
анализировать поведение
автомобиля, вносить определенные
коррективы в алгоритмы
и программное обеспечение.
В таком формате КамАЗы
будут ездить 2,5 года в режиме
24/7. До конца 2025 года испытания
завершатся, а алгоритмы
будут доведены до четвертого
уровня, то есть до полноценного
робота. Когда водитель сможет
находиться в кабине только как
экспедитор, который может
в любой момент поспать или посмотреть
фильм.
Уникальность проекта в том,
что в нем тестируется целый
комплекс цифровых сервисов
и беспилотных технологий разработчика
автомобиля и оператора
трассы М-11. Это беспроводная
связь, цифровая карта
дороги, навигация, дорожные
службы.
Кроме того, проект аккумулировал
усилия из самых разных
сфер: властей, промышленности,
программных разработчиков,
представителей бизнеса.
Ведь КамАЗы ездят не порожняком,
уже сегодня они перевозят
реальные грузы вполне конкретных
производителей. Как
отметил совладелец и заместитель
директора компании ПЭК
Вадим Филатов, в первый рейс
они отправили грузы около
80 компаний-партнеров, произТЕМА
НЕДЕЛИ Самозанятые смогут регистрировать свои товарные знаки
Проект тестирует целый комплекс
цифровых сервисов и беспилотных
технологий.
водящих товары народного потребления.
—
Сегодня в отрасли категорически
не хватает водителей-дальнобойщиков,
— говорит Вадим
Филатов. — В автопарках перевозчиков,
как правило, простаивает
от пяти до 10 процентов подвижного
состава. Конечно,
несколько беспилотников не решат
эту проблему. Но это только
пока. Думаю, что через несколько
лет мы будем использовать
эту возможность по-другому.
В сегодняшних условиях
компания планирует применять
беспилотники в режиме
нон-стоп, организуя таким
образом своеобразный транспортный
грузопровод между
Питером и Москвой. По их прикидкам,
такая экономика поможет
сэкономить 10–12 процентов
расходов. Это произойдет
не только за счет экономии
на зарплате водителей, но и благодаря
увеличению скорости
доставки грузов из-за непрерывности
движения.
Временный сад расположился недалеко от Исаакия.
На Вологодчине
станет больше
профессиональных нянь
Развитие получил проект формирования системы сертифицированных
нянь, реализуемый в Вологодской
области с 2019 года. На обучение вологжан по программам
профессионального образования «Няня»
и «Помощник воспитателя» в этом году привлечено
федеральное финансирование. Поддержку выделят
по федеральному проекту «Содействие занятости» национального
проекта «Демография».
Бесплатное обучение граждан, заинтересованных в получении
профессиональной подготовки, организует
межрегиональная благотворительная общественная
организация «Социальная сеть добровольческих инициатив
«СоСеДИ», которая на протяжении нескольких
лет принимает участие в решении актуальных проблем
в реализации семейной и демографической политики
Вологодчины.
Всего с 2019 по 2022 год в рамках договоренностей
между областным правительством и организацией
«СоСеДИ» обучение по профессии «няня» прошли
120 женщин. В результате они получили возможность
оказывать услуги по присмотру и уходу за детьми
на условиях самозанятости или в качестве индивидуальных
предпринимателей.
По сообщениям корреспондентов «РГ»
в рекламе, социальных сетях
и на маркетплейсах. Насколько
это сложно и затратно?
— Зарегистрировать товарный
знак можно двумя способами:
обратиться к специалистам
или самостоятельно подать заявку
на сайте Роспатента или
портале «Госуслуги», — отмечает
Светлана Мишина. — Сначала
товарный знак должен пройти
проверку на отсутствие аналогов,
которые уже используются
или заявлены.
Никаких преференций при
годом растет, а пошлины при
этом не возвращаются. Цена
ошибки в случае неправильной
регистрации может достигать
сотен тысяч рублей, если самозанятый
вдруг начнет использовать
чужой товарный знак.
Ожидать ли бурного роста
регистрации товарного знака
для самозанятых не предусмотрено,
подчеркивает патентный
поверенный Светлана Ускова.
Процедура одинакова для всех
заявителей, а они часто совершают
типичные ошибки. Например,
не учитывают наличие
аналогичных фирменных наименований,
не проводят поиск
по заявкам, так как это возможно
только на платных ресурсах,
или не отвечают на формальный
запрос, что приводит к отзыву
заявления.
— Зарегистрировать товарный
знак — это не только придумать
красивое слово или логотип,
— соглашается юрист по интеллектуальным
правам Анна
Лапа. — Процент отказов по заявкам
в Роспатенте с каждым
количества желающих оформить
права на свою продукцию?
Эксперты расходятся во мнениях.
По словам Светланы Усковой,
многие самозанятые не хотят
получать статус ИП, поскольку
боятся лишних обязанностей.
Возможно, кого-то напугает
и регистрация товарного
знака, который надо будет использовать,
иначе через три
года его могут аннулировать.
— На мой взгляд, тема регистрации
товарных знаков
никогда не была хорошо понятна
российским предпринимателям,
— считает патентный поверенный
Ильяна Липатова. — Зачастую
это не казалось им
слишком важным, да и стоимость
регистрации многих отпугивала.
Далеко не все понимают,
что патентуется не слово
как таковое, а конкретный перечень
товаров и услуг. Сейчас такая
возможность открывается
для всех желающих, и очень интересно
посмотреть, как отреагирует
рынок.
Юрист по интеллектуальным
правам Изабелла Атласкирова
прогнозирует, что число
заявок на регистрацию товарного
знака вырастет в разы
и это вызовет ряд проблем:
— Придумать оригинальное
название станет все сложнее.
Возрастет количество возражений
против регистрации других
товарных знаков, что создаст
большую нагрузку как на регистрирующий
орган, так
и на суды. Кроме того, неизбежно
вырастет число патентных
троллей, которые регистрируют
на себя чужой бренд и затем
требуют за него деньги. Чем
проще требования к обладателям
товарного знака, тем легче
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Воробьев,
директор координационного
центра доменов.RU/.РФ:
— В качестве товарного знака можно
зарегистрировать не только название
и логотип, но и доменное
имя сайта. Это позволит защитить
его от копирования и при необходимости
аннулировать схожие домены,
а также подать в суд на подражателей
и получить денежную
компенсацию за нарушение прав
интеллектуальной собственности.
ФИЛИАЛЫ ФГБУ
«РЕДАКЦИЯ
«РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: 2-Я СОВЕТСКАЯ УЛ., 27/2.
ТЕЛЕФОН: (812) 449-65-45. Е-MAIL: SPB@RG.RU
КАЛИНИНГРАД: УЛ. КОПЕРНИКА, 6.
ТЕЛЕФОН: (4012) 53-10-10. Е-MAIL: RG@ETYPE.RU
АРХАНГЕЛЬСК: ПР. ТРОИЦКИЙ, 63, 3-Й ЭТАЖ, 30-Й КАБИНЕТ.
ТЕЛЕФОН: (8182) 20-78-37. Е-MAIL: GAZETA.ROSS@YANDEX.RU
МУРМАНСК: УЛ. ВОРОВСКОГО, 5/23, ОФИС 636.
ТЕЛЕФОН: (8152) 60-74-24. Е-MAIL: LEADER_57@RG.RU
этим правом злоупотреблять, —
предупреждает эксперт.
Значительный рост числа заявок
может привести к увеличению
сроков их рассмотрения,
считает управляющий партнер
юридической группы Владислав
Овчинников. Может сказаться
и нехватка квалифицированных
специалистов в области
интеллектуальной собственности.
По данным Федерального
института промышленной
собственности, сегодня их
в 30 раз меньше, чем необходимо,
а в шести регионах России
вообще нет патентных поверенных.
Но напомним, что зарегистрировать
бренд можно и самостоятельно.
ТОЛЬКО
НА САЙТЕ
rg.ru/region/szfo
В июле из Мурманска
на Гыдан отправят
первый модульный
завод СПГ
НАВЕДИ СМАРТФОН
СЧИТАЙ QR-КОД
ПЕРЕЙДИ ПО ССЫЛКЕ
ИНФОГРАФИКА «РГ»/АЛЕКСЕЙ СТРИГИН/АННА ДУРОВА
СВЯТОСЛАВ АКИМОВ
АЛЕКСЕЙ СТРИГИН
Стр.1