ЭКОНОМИКА СЕВЕРО-ЗАПАДА
РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ» 15 ИЮНЯ 2023 ЧЕТВЕРГ № 129 (9074)
Выходит для читателей Архангельской области, Вологодской области, Ленинградской области, Ненецкого автономного округа,
Калининградской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, Республики Карелии, Республики Коми, Санкт-Петербурга
Работаем на пределе
Все регионы СЗФО
испытывают дефицит
кадров
Страница 14
ОФИЦИАЛЬНО
С рабочим визитом Арктический
и антарктический институт
(ААНИИ) посетил министр
РФ по развитию Дальнего Востока
и Арктики Алексей Чекунков.
Полярники показали опытовый
бассейн, где проходят испытания
модели судов, предназначенных
для северных морей,
рассказали о подготовке
к круглогодичной навигации
на Севморпути, продемонстрировали
ледовые керны возрастом
более миллиона лет, добытые
на станции «Восток»
в Антарктиде. И показали
фотовыставку «‘‘Северный
полюс — 41’’: дневник одной
экспедиции», подготовленную
ААНИИ совместно с «Российской
газетой».
На заседании Законодательного
собрания Ленобласти депутаты
сразу в трех чтениях приняли
проект закона о присвоении
деревне Колтуши статуса
города. Было предложено объединить
деревню Колтуши и деревню
Старая — два этих населенных
пункта фактически слились
друг с другом в результате
активного жилищного строительства.
В Колтушах проживают
453 человека, а в деревне
Старая — 13 836. В результате
объединения за новым муниципальным
образованием сохранится
наименование Колтуши.
Укрупненный населенный
пункт Колтуши предлагается
отнести к категории «город»,
изменить статус сельского поселения
в связи с наделением
его статусом городского (Колтушское
городское поселение).
В Калининградской области
предложили распространить
субсидирование морских поставок
белорусских товаров
в регион так же, как и российских.
ЦИФРЫ
Более
20 тонн вологодского мороженого
экспортировано
в 2023 году в Узбекистан. Эта
страна наряду с Китаем и Казахстаном
входит в топ-3
стран — партнеров региона.
1100 социальных контрактов
планируют заключить в этом
году в Мурманской области. Заключить
их могут малообеспеченные
семьи и одинокие граждане,
чей доход не превышает
уровня прожиточного минимума,
установленного в регионе.
На реализацию программы
в 2023 году предусмотрено более
286 миллионов рублей федеральных
и областных средств
в рамках плана «На Севере —
жить».
170 социально значимых
объектов Заполярья построено
и реконструировано за четыре
года.
Прописка для бизнеса
Российские предприятия,
зарегистрированные
за рубежом, взяли курс
на калининградский офшор
Страница 15
Заплати за красоту
На что должна
расходоваться плата
за посещение
природных парков
Страница 16
ТЕНДЕНЦИИ В систему общественного транспорта Петербурга
интегрируют искусственный интеллект
Инесса Суворова,
Санкт-Петербург
КОРОТКО
Без пилота в голове
С
анкт-Петербург претендует
на звание
первого города
в стране, где общественный
транспорт
массово перейдет
на работу в режиме
беспилотности.
Элементы подобной
системы уже опробовали
в поездах метрополитена и в автобусах,
есть проекты внедрения
искусственного интеллекта
(ИИ) и в такси, а также в грузовом
транспорте — в июне
на трассе М11 «Нева» между
Москвой и Петербургом планируется
запустить беспилотные
грузовики, которые могут использоваться
для доставки грузов
по городу. Но, пожалуй, самый
большой прорыв в развитии
интеллектуального общественного
транспорта за последние
пару лет оказался у трамваев.
С прошлого года городской
трамвайный парк пополнялся
исключительно моделями
с функциями беспилотного
управления.
Сегодня по городу курсирует
уже 82 вагона с системой искусственного
интеллекта Cognitive
Pilot, а до конца 2023 года трамвайная
сеть увеличится еще
на 25 двухкабинных трехсекционных
трамваев с ИИ. «Умный»
трамвай оборудован системой
активной помощи водителю,
куда входит контроль безопасности
от окружающих помех
и контроль за физическим состоянием
водителя.
Один из основных способов
применения ИИ в беспилотных
транспортных средствах — это
обнаружение и распознавание
объектов на дороге. С помощью
камер и датчиков беспилотный
транспорт может определять
препятствия на дороге, такие
как другие автомобили, пешеходы
или велосипедисты. Это
позволяет транспортному средству
двигаться более безопасно
и эффективно.
Однако, как оказалось в реА
КЦЕНТ
Искусственный интеллект
помогает транспорту стать
более безопасным на дорогах
зультате практического применения
такой модели транспорта,
система с ИИ не только дает
удобство водителю, снимая
с него часть автоматических
функций, но и в целом улучшает
качество дорожного перемещения
горожан. Например, новые
трамваи движутся с ровной скоростью,
без резких рывков
и торможений, делая поездку
более комфортной.
Согласно анализу, проведенному
экспертами, искусственный
разум помогает пассажиру
сократить время ожидания
на остановке в среднем
до 10 процентов, сделав при
этом транспортный поток на линии
более равномерным. Ровный
скоростной режим в свою
очередь позволяет бережнее сохранять
инфраструктуру, минимизировать
повреждения различных
участков дорожного полотна.
А это, по мнению экспертов,
на 30–40 процентов увеличивает
срок службы рельсов без
ремонта и замены.
Еще один плюс такого рода
систем — они могут работать
круглосуточно без перерывов,
что может сделать общественный
транспорт более доступным
и привлекательным для
пассажиров.
— Мне вообще нравится идея
о беспилотном городском общественном
транспорте и такси, —
говорит доцент кафедры матеСевер
в моде
В
Светлана Цыганкова,
«Российская газета»
четырех регионах Северо-Запада
действует программа
«Арктический
гектар». Жители оформляют
участки для строительства
дома, ведения хозяйства или
бизнеса. Правда, не во всех
субъектах дела идут активно.
Напомним, что земельный
участок в один гектар можно
получить сроком на пять лет,
а затем при надлежащем использовании
оформить его
в собственность или долгосрочную
аренду. Участки предоставляются
для индивидуального
жилищного строительства,
ведения хозяйства, осуществления
любой не запрещенной
законодательством деятельности,
оказания различных
видов услуг, в том числе туристических.
В
Коми пока поданы 74 заявления,
в том числе девять коллективных.
Заключили 34 договора
безвозмездного пользования.
Для этого в муниципалитетах,
которые отнесены к Арктической
зоне (а это города Воркута,
Инта, Усинск и Усть-Цилемский
район) отвели 59 территорий
общей площадью около
трех тысяч гектаров. Те граждане,
которые уже зарегиГЕКТАРЫ,
КОТОРЫЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ГРАЖДАНАМ
ДЛЯ РАЗДАЧИ В СЗФО, тысячи гектаров
Источник: по данным Минвостокразвития РФ
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 767,0
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ 339,0
РЕСПУБЛИКА КОМИ
4,2
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ 1,9
НЕНЕЦКИЙ АО
1,2
матического обеспечения
и применения ЭВМ СПбГЭТУ
«ЛЭТИ» Антон Филатов. — Активное
развитие такого вида
транспорта позволит сократить
количество личных автомобилей,
что значительно уменьшит
число дорожных пробок и вообще
разредит транспортный поток.
При этом городу не понадобится
столько парковок.
Впрочем, с автопилотами
на колесной технике дела пока
обстоят немного сложнее.
По мнению члена Совета директоров
«ПК Транспортные системы»
Павла Терешко, несмотря
на то что на их новых электробусах
тоже есть похожие системы
активной безопасности,
этот функционал пока не может
быть полностью реализован.
Причина — отсутствие необходимой
нормативно-правовой
базы.
Мало создать технику, способную
работать самостоятельно,
необходимо учесть все
организационные моменты,
в том числе государственное
сертифицирование подобных
систем.
Пока же, в продолжение
укрепления статуса «трамвайной
столицы», в ближайшем будущем
в Петербурге будет создан
первый в стране полигон
для испытания перспективных
технических решений.
Полигон создается на базе петербургского
предприятия. В его
Комментарий
Геннадий Савицкий,
ведущий разработчик Cognitive Pilot:
— К 2025–2026 годам в Петербурге будет ходить полностью беспилотный
трамвай, и это, безусловно, повысит уровень безопасности на дорогах.
Чем выше уровень интеллектуальности и автономности транспортного
средства, тем более он безопасен.
Сегодня, по статистике, причиной большинства ДТП с участием трамваев
является именно человеческий фактор. Искусственный интеллект позволяет
его минимизировать, поскольку не ругается с женой, не употребляет
алкоголя, не читает сообщений в мобильном телефоне, наконец, не устает
и не отвлекается. Поэтому на любые опасные ситуации у него будет наиболее
оптимальная и постоянная реакция.
Кроме того, система искусственного интеллекта беспилотного трамвая
постоянно самообучается в процессе работы. Ее опыт постоянно совершенствуется.
Более того, опыт преодоления какой-либо ситуации, произошедшей
с одним из беспилотных трамваев, становится сразу доступным
всему флоту беспилотников через облачные сервисы. Это гарантия,
что ни с одним из беспилотных трамваев такая ситуация в будущем не повторится.
Беспилотный транспорт — самый безопасный, и уровень его
безопасности со временем только повышается.
ТЕМА НЕДЕЛИ В регионах Северо-Запада расширяют количество арктических участков
Россияне соскучились по свежей рыбе.
По сообщениям корреспондентов «РГ»
стрировали и получили участки,
на них хотят построить жилые
дома, вести личное подсобное
хозяйство, огородничество,
садоводство, выращивать
лекарственные и другие культуры.
Кажется,
есть предложения,
есть спрос и не должно возник
а ть особых проблем.
Но не тут-то было. Выяснилось,
что глава Коми Владимир Уйба
тоже хотел получить арктический
гектар в Усть-Цилемском
районе. Задумал построить дом
для семьи, хлев для скотины,
баню. Понадобился кредит для
возведения всех этих капитальных
объектов. Обратился
в банк. А там ему разъяснили:
чтобы взять кредит, он должен
заложить имущество на крупную
сумму. Поэтому руководитель
региона оформить кредит
для строительства в Арктической
зоне не смог.
Он считает, что созданный
механизм для многих граждан
практически нереализуем.
Чтобы построить на арктическом
гектаре дом и взять на его
строительство кредит, пусть
и по пониженной процентной
ставке, надо банку заложить
прежде всего свою недвижимость.
В республике далеко
не каждый может себе это позволить.
А если что-то пойдет
не так? Можно остаться и без
имущества, и без денег, и без
гектара. Так что необходимо
искать иные возможности для
реализации программы.
Есть и другое препятствие
для освоения предложенных
земельных участков — отсутствие
необходимой инфраструктуры.
Ведь для того чтобы заняться
на полученных гектарах
собственным делом, нужны
электроэнергия, водопроводные
сети, внутриземельные
проезды. Необходимы и общественные
территории. Именно
они должны давать свободный
доступ ко всем участкам,
чтобы в перспективе обеспечить
их инфраструктурой.
И получается, что возможностью
получить арктические
гектары интересуются многие,
но далеко не все решаются
взять землю без электрических
и водных сетей.
Тем не менее некоторые индивидуальные
предприниматели
хотят взять гектары для развития
собственного дела. После
этого они могут стать и резидентами
Арктической зоны
России на территории республики.
И это дает им множество
преференций. Прежде всего —
налоговые и страховые льготы,
а еще субсидии из федерального
бюджета на осуществление
капитальных вложений в объекты
инфраструктуры и другие
меры поддержки.
А вот в Карелии гектары беСегежском
районах и городе
Костомукше.
ТОЛЬКО НА САЙТЕ
С предложением изменить
rg.ru/region/szfo
рут намного активнее, чем
в Коми. Здесь уже подали более
700 заявок. Это жители республики
и других регионов России
— Москвы, Санкт-Петербурга,
Ленинградской и Московской
областей. Есть и желающие
из Смоленской, Калининградской
области и даже
Крыма.
Они готовы строить дома,
базы отдыха и коммерческие
объекты. Получить участки
можно в Беломорском, Калевальском,
Кемском, Лоухском,
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий Трутнев,
заместитель председателя
правительства РФ:
— Предоставление земли гражданам
— это степень экономической
свободы. Арктика — сложная территория.
Не все возьмут там землю.
Это коснется тех людей, у которых
есть идеи, которые понимают,
чего они хотят добиться, которые
готовы рисковать, трудиться.
Таких людей не так мало.
федеральное законодательство
и упростить процедуру предоставления
земли в Арктической
зоне выступили и власти
региона. В Карелии подготовили
законопроект, в котором
предлагается дополнить территории
участками, не являющимися
землями лесного фонда.
Их площадь — две тысячи гектаров.
На сегодняшний день
96,8 процента уже включенных
в программу территорий составляют
именно земли лесного
фонда, остальные — населенных
пунктов и сельскохозяйственного
назначения. И последние
практически исчерпаны.
Парламент Петербурга
утвердил в первом
чтении законопроект
о курортном сборе
НАВЕДИ СМАРТФОН
СЧИТАЙ QR-КОД
ПЕРЕЙДИ ПО ССЫЛКЕ
ФИЛИАЛЫ ФГБУ
«РЕДАКЦИЯ
«РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: 2-Я СОВЕТСКАЯ УЛ., 27/2.
ТЕЛЕФОН: (812) 449-65-45. Е-MAIL: SPB@RG.RU
КАЛИНИНГРАД: УЛ. КОПЕРНИКА, 6.
ТЕЛЕФОН: (4012) 53-10-10. Е-MAIL: RG@ETYPE.RU
АРХАНГЕЛЬСК: ПР. ТРОИЦКИЙ, 63, 3-Й ЭТАЖ, 30-Й КАБИНЕТ.
ТЕЛЕФОН: (8182) 20-78-37. Е-MAIL: GAZETA.ROSS@YANDEX.RU
МУРМАНСК: УЛ. ВОРОВСКОГО, 5/23, ОФИС 636.
ТЕЛЕФОН: (8152) 60-74-24. Е-MAIL: LEADER_57@RG.RU
Пока опасных ситуаций помогает
избегать опытность водителя,
а не техника.
функционал войдут проверка
трамваев с системами активной
помощи, обучение водителей
и обкатка ими нового подвижного
состава для дальнейшей работы
на линии с пассажирами. Кроме
того, здесь же будут проходить
испытания и апробация
перспективной техники и новых
технических решений.
Для мониторинга Арктики
запущен спутник
Запуск «Кондора» — начало большой работы по развертыванию
полноценной группировки спутников. Уже
в ближайшие два года ученые смогут получать все
необходимые данные для составления ледовых прогнозов
с системы российских спутников. Одна из важнейших
задач, которые решают ученые, — гидрометеорологическое
обеспечение навигации на трассе Севморпути.
Без качественных и своевременных прогнозов
безопасное и коммерчески оправданное судоходство
в Арктике организовать практически невозможно. Полученные
в том числе со спутников данные систематизируются,
по ним можно как составлять актуальные
карты состояния льдов, так и давать прогнозы. Тщательно
выверенный маршрут с учетом ледовой обстановки
сократит сроки доставки и повысит безопасность.
«Седов»
вернулся
Крупнейшее в мире российское учебное парусное судно
«Седов» завершило первый в навигации 2023 года
рейс с курсантами-практикантами морских учебных
заведений страны на борту и пришвартовалось у причала
морского рыбного порта в Калининграде. Навигация
для парусника «Седов» в этом году началась 3 мая.
Первыми ее участниками стали более 130 курсантов
БГА, Калининградского морского рыбопромышленного
колледжа и Керченского государственного морского
технологического университета. На 6 июля запланировано
начало второго рейса, в котором примут участие
еще порядка 130 курсантов морских учебных заведений
из Астрахани, Калининграда, Мурманска,
Санкт-Петербурга.
ЛПК Вологодчины
отмечен экспертами
Рослесхоз подвел итоги оценки эффективности исполнения
переданных полномочий в области лесных отношений
за 2022 год и сформировал итоговый рейтинг субъектов.
Вологодская область повысила свою позицию
до четвертого места по стране. Напомним, по итогам
2021 года регион занимал восьмое место по России
и второе среди субъектов Северо-Западного федерального
округа. Регион устойчиво занимает высокие места
в первой десятке рейтинга на протяжении последних
лет: шестое место за 2017 год, седьмое место за 2018 год,
шестое место за 2019 год, пятое место за 2020 год, восьмое
место за 2021 год, четвертое место за 2022 год.
Гастропроекты Заполярья
признаны лучшими
Министерством промышленности и торговли Российской
Федерации подведены итоги Всероссийского конкурса
«Торговля России — 2023», в котором рассмотрены
1477 заявок в 11 номинациях. По результатам заседания
оргкомитета в конкурсе «Торговля России» победу
от Мурманской области одержали фуд-корт «Вкус
Арктики» на VII Арктическом фестивале «Териберка»
и проект «Гастрономическая карта России», а также
ярмарки «На Севере — светло!» и «Наша рыба». В номинации
«Лучший мобильный торговый объект» победителем
стал проект «Ребра BBQ» из Североморска.
ИНФОГРАФИКА «РГ»/СВЕТЛАНА ЦЫГАНКОВА/АННА ДУРОВА
АЛЕКСЕЙ СТРИГИН
АЛЕКСЕЙ СТРИГИН
Стр.1