ДЕБЮТЪ—ДЕВАЙ
1 е2—е4, е7—еЗ; 3 Cfl—c4.
13) Контръ-гамбитъ Греко: 2
II. Игра королевскаю слона:
14) Двойной гамбитъ Макъ-Довнеля: 2
Cf8—С5; 3 Ь2—Ь4, Сс5 : Ь4; 4 f2—f4.
15) Гамбитъ Лопеца: 2
f7—f5.
,
, Cf8 — сб;
Ф(і1—е2, с7—сб; 4 f2—f4.
16) Д. двухъ слоповъ^З...., Cf8—сб; с2—сЗ.
III. Королевскій гамбитъ:
1 е2-е4, е7—е5; 2 f2-f4.
17) Королевскій гамбиіъ принятый: 2
e5:f4.
битъ: 2
Бидоизм ненге: Отказной королевскій гам,
Cf8—с5 (или d7—d5).
-:. '
Cf8— 7; 4 Cfl—с4, С 7—М+; б) Гамбитъ
Альгайера: 3
3 Kgl-f3.
Виды его: а) Гамбитъ Куннингама: 3
18) Гамбитъ королевскаго коня: 2
6 Kf3—e5; г) Гамбитъ Калабрійца: 3
, e5:f4;
,
5 Kf3-g6, h7—h6; 6 Kg6 : f7; в) Гамбитъ Kieзерицкаго:
3
g7—g5; 4 h2—h4, g5-g4;
, g7—g6; 4 h2—h4, g5—g4;
,
g7—g5; 4 Cfl—c4, Cf8~g7; 5 h2—h4, h7—h6;
6 d2—d4, d7—d6; 7 Kbl—сЗ; д) Гамбитъ Филидора
при ход : 7 с2—сЗ (вм сто 7 КЫ—сЗ,
какъ въ предыдущемъ); е) Гамбитъ Сальвіо:
3.... , g7-g6; 4 Cfl-c4, g5—g4; 6 Kf3—e5,
ф(
CM. пр дыд.); и) Гамбитъ Муціо: 3
, f4—f3 (вм сто 6
,
237
1. Ь2—ЬЗ.
Дсва (по-мадьярски Deva) — главн. гор.
комитата Гуніадъ въ Трансильваніи, въ долин
р. Марошъ, у подошоы крутой скалы,
на вершин которой развалиаы стараго, разрушенваго
въ 1849 г. замка. Францисканскій
монастырь; заведеніе для подготовленія
учптелей реальныхъ училищъ. Жптелей
(румывы и мадьяры) около 4000; они занимаются
разведеніемъ винограда и огородныхъ
растевій и разработкою м двой руды. — Въ
древности городъ назыв. Дакополъ (Dacopolis,
городъ даковъ). Зд сь, по преданію, похороненъ
Децебалъ, вождь даковъ. Въ 1555 г.
Иванъ Тэрэкъ при Д. поб дилъ Турокъ. Въ
прежнія времена городъ былъ кр постью и
теперь еще въ окрестностяхъ его видны сл ды
укр пленій.
29) Начало Вавъ-Круйса: 1. e2—eS.
30) Англійское начало: 1, c2—c4.
31) Начало Бирда: 1 f2—f4.
82) Гамбитъ Фрома: 1 f2—f4, 7—e5.
33) Начало Цукерторта: 1 Kgl—f3.
34) Дсбютъ Андерсена: 1. a2 — аЗ или
Л. М.
Ир. Ж.
говг въ древнеиндійской мв ологіи. Слово deva
находится въ корвевомъ родств
7.d2—d4, f4—f3; з) Ганбитъ Кохрана при продолженіи
6
і8-Ь4+; 6 Kpel—fl, Kg8-f6; ж) Гамбитъ
Зидьбершмидта при продолженіи 6
Kg8—h6 (вм сто б
4 Cfl—с4, g6—g4; 5. 0—0 (рокировка).
19) Гамбитъ королевскаго слона: 2
e5:f4; 3 Cfi-c4.
Виды mo: а) Прусск. защита: 8
б) Ковтръ-гамбитъ Бильгера: 3
в) Ковтръ-гамбить Лопеца: 3
г) Контръ-гамбитъ Бріана; 3
д) Классическая защита: 3
,
, Kg8—f6, см. предыд.);
, Kg8—h6,
, g7—g6;
,
, Od8—Ь4+;
, Cfl-e2 или СП—Ьб (вм сто
КЬ8 -сб; 3 f2—f4, еб : f4-, 4 Kgl—f3, g7—g6;
5 d2 — d4; б) Гамбитъ Гампе-Альгайера:
5.... , h2-h4 (CM. a), g6-g4; 6 Kf3-g5;
в) Гамбитъ Стейнида: 4
Виды ея: а) Гамбитъ Пирса: 2
Od8-h4+; 5 Kpel— 2.
21) Цевтральаый гамбитъ: 2
, d2—d4 (.CM. a),
, d2 - d4.
е5 : d4; 3 с2—сЗ, d4 : сЗ; 4 Cfl—с4.
V. Дебюты закрытыхъ партгй.
(Неправильныя начала).
02—c4.
28) Голландская партія: 1 d2 - d4, f7—f5.
Видъ ея: защита Ривьера: 1 d2—d4, f7—f6;
2 62—64, f6 : 84; 3 Kbl—c3.
d7—d5.
27) Гамбитъ ферзя: 1 d2—d4, d7—d5; 2
22) Французская партія: 1 е2—е4, е7—еб.
23) Сицильянская партія: 1 е2—е4, с7—с5.
24) Фіаншето короля: 1 е2—е4, g7—g6.
25) Фіаншето Ферзя: 1 е2—е4, Ь7—Ь6.
26) Центральный контръ-гамбитъ: 1 е2—е4,
Видъ его: С верный гамбитъ (датскій): 2
,
, КЬі-сЗ.
Cfl—с4, см. 19).
IT. См іианныя начала: 1 е2—е4, е7—е5.
20) В вская вартія: 2
, Kg8—f6;
, d7—d5;
, f7—1'5;
, Ъ7—Ьб;
4 Kpel—fl, g7—g6; е) Невравильный гаыбіггь:
3
, КЪІ—сЗ,
скимъ dievas—богъ. лативск. divus—божественный
ndeus—богъ, среднес верв. tivar—боги
и славяи. дивъ. Въ савскрвт deva первоначальво
значвтъ иебесный п въ древв йшемъ
період индійской религіи, такъ вазываемомъ
ведійскомъ, прилагается къ дливному ряду
космическихъ божествъ, распред ляюідпхся по
тремъ міровымъ сферамъ; земл , воздушному
пространству в аебу. Число Д. иногда опред
ляется въ 33 (по 11 ва каждую сферу),
ивогда въ 3339. Въ період разввтія брахманизма,
когда вародиыя в рованія стали
подъ опеку жреческой касты, когда выработались
теософпческія свстемы и развилась во
вс хъ подробностяхъ аскетнческая этвка, значеніе
Д. поиизвлось. Подвигиаскетизмамоглп
вріобр тать людямъ силы и своиства боговъ,
даже возвышать вхъ надъ посл двими. Названіе
Д. прилагается въ этомъ період и къ
брахмавамъ, какъ личностямъ, занятымъ божественвымъ,
в къ царямъ, какъ земнымъ
богамъ.
Дсва или Дэва (ми ол.). — названіе босъ
литовBe.
М.
Девавапья (по-мадьярски Devavanja)—
торговый городъ въ Вевгріи, въ Яссъ-ВеликоКуманско-Солвоцкомъ
комитат . Жит. около
18000, по большей части реформатскаго в -
роиспов дааія; сильво развито скотоводство.
скритское слово, изъ deva — богь и dasi —
рабыая)—такъ называются д вушка, получающія
спеціальяое воспвтаніе п живущія
въ Ивдіп при храмахъ. Ов посвящаютъ себя
служенію божеству и главвымъ образомъ -yBeселеаію
боговъ тавдами. Эти гіеродулки составляютъ
особую касту. Жизнь Д. ве соотв
тствуетъ евровейскимъ понятіямъ о вравствеввости.
Be.
М.
Дсваіі (Маттіасъ Виро Devay) — освователь
реформатской церкви въ Венгрів. Родомъ
въ иадійской ми ологіи жеяа Васудеву, мать
Кришвы (см.), восьмого воплощенія Впшну.
Дсвадаси (праввлья
Дсваги или Деваки (Devagi, Devaki) —
дэвадаси — сан
Стр.1
238
ДЕВА-ЙОНИ—ДЕВГЕЯІЙ
изъ Трансильваніи; былъ сяачала монахомъ,
но скоро сд лался приверженцемъ Лютера и
ревностно распространялъ его учені въ Венгріи
въ продолженіе Юл тъ. Вюрженіе турокъ
въ Веягрію въ 1541 г. заставило его удалиться
въ Швейцарііо, гд ояъ нозяакомился съ ученіемъ
Кальвипа. Вернувшись въ Венгрію, Д.
сталъ процов дывать кальвинизмъ и сяособствовалъ
нереходу венгерскихъ протестаятовъ
въ реформатскую церковь. Онъ ум. въ 1547 г.
свящеяяикомъ въ Дебречин . Его соч., съ
біографіей на венгер. язык , нзд. Revesz въ
Пешт , въ 1863 г.
Дева.-йопп (Deva-yonl = божественнаго
рожденія)—общее яазвані для низшихъ иядійскихъ
божествъ, каковы Адатья, Васу, Вишвадевы
н др.
Щевала—ведійскій мудредъ или рши(гзЫ),
которому нриписывается н сколько гимновъ.
Существуетъ, кром того, н сколько Д.: однаъ
былъ астрояомомъ, другой авторомъ одного
закояника; д дъ зяаменитаго иядійскаго грамматика
Паяияи, яосившій такж иыя Д., повидимому,
одно лицо съ Д. [закояодателемъ.
Д. есть такжв олицетвореяіе музыки въ вид
жеящины- .
званіе письма, унотребвтельяаго для саяскрнта,
языка религіи и литературы древнеа Индін
(deva—богъ, брахманъ, и nagari — городская,
т. е. азбука, нрилагалось къ висьму,
в роятяо, нотому, что ояо возникло раньше
всего въ городахъ). Д. азбука восходитъ
къ бол е вростой но начертаяію буквъ, в -
роятяо семитнческагонроисхождеяія. Въоснов
своей это пнсьмо свллабическое, т. е. каждо
отд льно начертавіе выражаетъ не одиночный
звукъ, а ц лый слогъ, при чемъ существеяною
частью слога считается согласный или
группасогласиыхъ,предшествующихъгласноиу.
Саяскритская азбука очень богата буквами и
зяаками (до 48), число же употребительныхъ
дигатуръ, т. е. связныхъ сочетаній двухъ или
н сколькихъ буквъ, составляющихъ одинъ
слогъ, доходитъ до 200. См. «Руководство къ
пзученію санскрита», В.
Кнауэра (СПб. 1891).
Девалтово—см. Дзевалтово.
Девальваііія—см. Деяьгя.
Девавагара (санскр. Devanagari)—навъ
яародной поэзіи им етъ языческо зяачеаіе
и часто означаетъ главнаго старшаго бога
(см. Дивериксъ), который не вм шивается въ
опред леяія судьбы (см. Лайме) или богиаьки
(см. Дейве). Въ совремеааыхъ лят. л геадахъ
«dievas» является въ образ старика или нищенкн,
страаствующаго для испытааія люде?
благочестнвыхъ.
Э. Б.
. Миллера и . И.
Be. М.
Деваііампріл - ТІІІПЫІ — одинъ изъ
цейлонскихъ царей (307—267 до Р. X.), привявшій
буддизмъ и объявившій его, подобяо
своему современянку, царю Асок , государственной
религіей Цейлона.
не - надійское слово, сложенное изъ deva
— богъ, божествеяный, брахманъ, z rshi—святой,
нророкъ. J^. гв&чатъ божественныйришг ,
т. е. святой, живущій средв яебесныхъ 6оговъ,
сносящійся свободао съ нвми и цаже
не устувающій имъ по значенію. Индійскія
сказавія насчитываютъ 7 божественныхъ ришіевъи
главоюихъвазываютъдреввяго святого
брахмаяа Васишту, упомнваемаго уже въ Ведахъ.
Деварши
(правильн е дэварши)—древBe.
М.
женька, божокъ, у латышей dews, dewinS, нын
въ молатвенннкахъ и нропов дяхъ употр
бляется для обозначеиія храст. Бога, во
Деваеъ, Девайтись (литовск.) — бор
воднойпов стя вазаатійскаго нроасхождеаія.
Въ аыа утрачеяаомъ сборяик , заключавшемъ
въ числ другяхъ стат й «Слово о Полку
РІгорев », находилась я н реводаая яов сть
о Д. Неболыпія выдержки изъ пов сти сд -
лаяы Карамзинымъ («Ист. Госуд. Росс», III,
прям. 272). Текстъ ея, по бол е ноздаей
рукониси, былъ ваервые изданъ А. Н. Пыпянымъ
въ нрвложенія къ «Очерку литературной
исторіи стариааыхъ пов стей н сказокъ>
(1853 г., стр. 316—332) и перевздааъ Н. И.
Костомаровымъ въ сПамятнякахъ старвв.
русской лятературы» (Вын. II, стр. 379 —
387). Недавво Н. С. Тихояравовымъ былъ
найд въ еще сяисокъ Девгеаіева д янія (въ
руковисаомъ сборник XYIII в.), нредставляющій,
новидимому, туже редакцію д янія,
что и утрачевный сбораякъ Мусвва-Пушкнна.
Ямя героя русской пов сти, Девгеній—веред
лка греческаго имеяи Дигевисъ (Дс^е іі)?), т.
е. двоеродаый,—прозвищаданааго герою во его
вроясхожденію отъ сврійскаго эмира (Мусура),
принявшаго христіааство, и гречанка язъ зяамеяятаго
вязаатійскаго рода Дуковъ. Собственвое
иия Дигеаиса было Василій. Какъ охранит
ль гранвцъ Визаатійской вмяеріи въ Азіи
противъ сарадяяъ, онъ носятътакже прозвяще
Акритъ (Ачріта; иля Axpixvjs). Подвигв Дигевиса—повидвмому,
исторяческаго лвца, совремевнака
амдератора Романа (в роятно,
Лаковева, 912—944) — прославляются досел
греческими вародяыми п сяямя, а въ средиіе
в ка составляли обшираый эпвческій цпклъ.
Въ своемъ аервовачальномъ вид этотъ вязавтінскій
народяый эпосъ до насъ ве дош лъ;
во въ аастоящее время взв стаы четыре позда
йшія воэмы, въ которыхъ п сва о Дигеввс
ствхотворяо обработавы разаымв авторами.
Время дронсхождеаія трехъ такяхъ воэмъ не
вдола оаред леао; четвертая—ря моваааая—
вряяадлежвтъ моааху Игяатію Петритцасъ в
была имъ окончеаа въ 1670 г. ва остр. Хіос .
Первая воэма о Дягевис была найдева въ
Травезувт въ рукопяси ХУІ в. я издава Са ой
а Легравомъ (К. Sathas et Е. Legraad, «Collect,
de monum. N. S.> vol. 6, ГІ. 1875), a
зат мъ деревздава Іоаваяд сомъ въ Коастантввовол
(1887). Вскор зат мъ была вайдева
въ Гротта-Ферата другая руковись Дигеаиса
XIV в. (до свхъ норъ веяздава); 3-я рукоавсь
ХТГв., того же содержавія, оказалась ва о-в
Аадрос я яздаяа Миліараквсомъ въ А иаахъ
(1881); вакоаецъ, удомяаутая выше 4-я, отыскавяая
въ Оксфорд , вздааа Ламбросомъ (въ
cCollect. de romaas grecs», HI—237). Раа е открытія
яеречисленпыхъ греческвхъ доэмъ въ
ааук взв стаа была только славяаская вескяхъ
боговъ вообще; чащ такъ яазываются
визшія божества.
Девгенін—герой старвпаой русской пеДсвата—общ
нарицат льное имя индій
Стр.2
ДЕВГЕНІЙ—ДЕВЕ-ВОИНУ
ред лка сказаній о Дигенис —пов сть о Дев- j
г ніи,—которая, поэтому, представляетъ значи-1
тельный интересъ для литературыой исторіи ;
византійскаго эпоса. Содержаніе поэмы о Дигенис
въ трапезуытской рукописи отчасти
восполня тся натей иов стыо, такъ какъ
поэма дошла до насъ не въ полномъ вид .
Въ недостающемъ начал поэмы разсказъ шелъ
о родит ляхъ Дигениса. Бабка его—вдовазнаиенитаго
Андроника Дуки, прославившагося
въ царствовані
У н я одна дочь и пять сыновей (въ нашей
пов сти ихъ трое). Аргвнтскій Амиръ, вторгнувшійся
въ пред лы имперіи, похитялъ дочькрасавицу
въ отсутствіе ея матери и братьевъ.
Огорченная ыать посылаетъ сынов й догнать
Амира. Они разбиваютъ часть его войска, доходятъ
до Амира, упрекаютъ его за похищеніе
ихъ сестры и спрашиваютъ, гд она. Амиръ
говоритъ, что она убита за то, что не исполнила
го воли, и трупъ ея лежитъ на гор въ
чнсл другихъ. Въ этомъ м ст греческая поэма
прищлкаетъ къ разсказу, переданноіму до
сихъ поръ по славяаской пов сти. Братья
вапрасво ищуть трупъ сестры, потому что
заявленіе Амира было ложно. Онъ признается
зат мъ, что ова у него, что онъ полюбилъ
и готовъ отречься отъ мусульманства.
еодоры и Льва Мудраго.
чтобъ на в й жениться. Братья соглашаются
ва этотъ бракъ. Амиръ съ ними u вев стой
детъ къ ея матери. Между т мъ мать Амира,
узнавъ о переход сыва къ врагамъ, укоряетъ
его въ письм за изм ну в р отцовъ и умоляеть
веряуться. Амиръ р шается съ здить
къ матери погостить и проситъ жеяу н говорить
викому о получеввомъ имъ письм .
Посл недоразум аій съ братьями жены, заподозрившими
Амира, сл дуетъ примиреніе
съ ними, по здка Амира къ матери, переходъ
посл да й въ христіавство изъ любви къ сыау
h прі здъ я къ молодымъ. Поэма (и пов сть)
переходятъ къ рождеаію Дигевиса, вго воспитааію,
первыяъ подвигамъ силы и храбрости,
совершеааымъ на охот за дикиии зв рями.
Когда окоачилось воеввое воспитааіе сыаа,
Аширъ удалился отъ д лъ, а Дигеаисъ, прааявъ
начальство аадъ домашацми яаликарами,
зяакомится съ жпзаью апелатовъ, т.
.
разбойаиковъ, а всюду расарострааяетъ страхъ
своего имеаи. Дал е сл дуетъ эротическая
час*ь воэиы—любовь Дигеаиса къ прекрасаой
Евдокіи, дочери стратига Дуки. Герой поетъ
водъ оквомъ ея любоввыя в сяв, располагаетъ
къ с б сердце д вушки, добивается свидааія
и яохищаетъ ее, водвергая свою жизвь оаасвости.
Приыирившись съ отцомъ u братьями
похищ нвой, Дигеаисъ вышво справляетъ
свадьбу в съ т хъ яоръ аачиааетъ вести
ЖІІЗІІЬ акрвта. Мвогочислеавые рыцарскіе
подвиги Дигеаиса, его воедивки съ заамеаитыми
вредводвтелями аяелатовъ, бой со зм емъ,
яохитившимъ Евдокію, бой съ амазовкой
Максимо и любоваыя вриключеаія составлаютъ
дальа йше содержааі поэмы. Блестящая
жвзвь Диг виса я была продолжительаа:
оаъ умеръ въ полвомъ цв т силъ, и Евдокія
н пережила смерти сувруга.
Овлад въ личвостью Дигеяаса, аародвая
фавтазія переаесла аа аего подвиги, которые
239
въ сказааіяхъ яриввсывались другвмъ звамеввтымъ
лицамъ. Двгеввсъ сталъ вдеаломъ
греческаго вародааго богатыря, Евдокія—идеаломъ
жеяской красоты, и отд льаы эввзоды
эпической біографіи героя до сихъ поръ расв
ваются въ народаыхъ п саяхъ, особеаао ва
греч скихъ островахъ (Кивр ). Вообщ сказавія
о Дагевис представляютъ широко-распростравеваый
героическій эпосъ средвев -
кового эллввазма, в Акритъ авляется въ
средвіе в ка таквмъ же блестящамъ его вредставителемъ,
какимъ былъ Ахяллъ для древвей
Эллады. Соотв тствующія вкусамъ средвев
кового общества, рыцарскія похождеаія Дигеааса
вышли далеко за вр д лывязаатівскихъ
влад вій и отразялвсь въ лвтературахъ стравъ,
ваходавшвхся подъ вліявіемъ культуры Вязавтів.
Въ русской пов ств, восходящей къ
южао-славявсков врозааческой обработк сказааій
о Дигеаяс , встораческія черты и геаеалогаческія
аодробаоств, ае вредставлявшія
иатереса для славявскаго чатателя, стерты.
Пов сть вроавквута христіаасквмъ благоч -
стіемъ; в которые эвизоды эротяческаго характера
водверглись заачательвому изм аевію.
По отсутствію гр ческаго яеяосредствеяяаго
орягивала сцов сти», впрочемъ, н можетъ
быть ввола уясвево, аасколько самостоятельаа
была южво-славяаская я русская
перед лкв. Заачеаіе сказавій о Двгенвс въ
русской латератур возвышается ещ т иъ,
что отголоски ихъ вроввкали въ вародаый
русскій эвосъ, какъ уясаеао изсл довавівмв
акад. A. Н. Веселовскаго (си. его статью:
«Отрывкя ввзаатіаскаго эаоса въ русскомъ>
въ «В ст. Евровы», 1875 г. Апр ль) н проф. И.
Ждааова (сКъ латератураой ясторів русскоа
былевой поэзіи», 1831). Бол
подробвое
взложевіе содержанія вазавтійской поэмы во
трааезувтской руковиса а сравяевіе его съ
сПов стью о Девгеніа» см.. въ кваг Вс.
Мяллера, «Взглядъ на Слово о Полку Игорев
» (1877, стр. 14—48). Подробвый веречеаь
лвтературы о вазаатійск. воэмахъ цвкла
Дагеавса а вародвыхъ греческихъ п свяхъ
см. въ кпвг Круыбахера (К. Krumbacher,
«Geschichle derByzantinischen Litteratur» 1891^
стр. 417 я сл.).
JBc. Миллеръ.
Дсвс-Биниу—гораый хребетъ между
Эрзерумскою и Верхае-Пассеаскою раввиаами.
Въ 1877 г., тур. главаокомаадующій Мухтаръ-ваша,
вам ревалсь, аосл д ла у Гассавъ-Кала,
вреградать яаиъ дальа вшее ваступлевіе
къ Эрзеруму, сосредоточалъ свои
войска ва возвціа Д.-Бойву,' весьма сильаой
съ фровта, а съ флааговъ обезвечеавой трудво-достуваыми
высотама. Гея.-л. Геймааъ,
вм я въ виду, что протавввкъ деморалвзовавъ
предшествовавшвмя в удачамв, р шался, соедааавшись
съ эрввавскамъ отрядомъ гев.
Тергукасова, атаковать эту грозвую позацію.
Атака вачалась въ 4,
/а ч. 23 октября. Коловаа
волковвака ка. Аивраджвбова овлад ла ключемъ
возяаіа, высотою Узуаъ-Ахметъ. Отступлеаіе
турокъ, бросившяхъ вочта всю свою
арталлерію, скоро превратилось въ безворядочвое
б гство. Гея. Геймавъ я восвользовался,
одвако, полаымъ разгромомъ вротвваака.
Оаъ оставался ва м ст я сколько двей
Стр.3
240
ДВВЕЛЛЬ -ДЕВЕРІА
Й т мъ далъ туркамъ вр мя опомниться и
иодготовиться къ упорной оборон Эрзеру.ма.
Девелль (Жюль-Поль Develle) — франц.
иолитическій д ятель (род. въ 1845'). Будучи
адвокатомъ, состоялъ секретаремъ Жюля Греви;
позже былъ су-префектомъ и префектомъ.
Избранный въ 1877 г. членомъ палаты депутатовъ,
онъ примкнулъ къ республиканской л -
вой. Въ 1879 г. назначенъ былъ товарищемъ
министра внутреннихъ д лъ и эту же должность
занниалъ въ кабинет Фрейсин 1882 г.
Въ сл дующемъ году Д. былъ избранъ презндентомъ
группы сдемократнческаго союзал,
вм сто Каряо. Въ март 1885 г., тотчасъ посл
получевія изв стія о неудач тонкипскоа экспедицш,
Д. обратился къ Ферри съ пр дложеніемъ
подать въ отставку. Посл общихъ выборовъ
1885 г. Д. былъ избранъ вице-президенто.мъ
палаты депутатовъ, а въ министерств
Фрейсине 1886 г. занялъ постъ министра
зеылед лія. Этотъ постъ онъ занималъ и въ
сл дующемъ кабанет Гобяе (1886—87), а такж
въ министерствахъ Фрейсине (1890—92),
Лубе и Рнбо. При реорганизаціи кабинета Рибо
въ янв. 1893 г. Д. поручено было министерство
иностранныхъ д лъ, которо онъ удержалъ
и въ новомъ кабинет Дюпюи (апр ль
1893). Зав дуя министерствомъ землед лія, Д.
принималъ д ятельное участіе въ пересмотр
тамоя;еннаго тарифа и въ выработк законопроекта
о зеыл д льческихъ cиндикaтaxъ.•
«
^
*• &
Дсвель ( едоръ Даниловичъ) — ген.-лейт.
(1818—1887), изъ дворянъ СПб. губ. Служа
во 2-й кавказск. саперномъ баталіов , участвовалъ
въ многочисленныхъ экспедиціяхъ протнвъ
горцевъ. Во время Вооточной войны
1858—1856 гг. находился въ состав гурійскаго
отряда. Комавдуя, съ 1858 г., саиурскимъ
п х. полкомъ, онъ входилъ въ составъ
отряда, д йствовавшаго въ Ичкеріи u Аух .
Въ войн 1877—78 г. онъ участвовалъ въ качеств
ра,
по дорогЬ изъ этого гор. въ Кейданы; здбсь
происходило 16 (28) іюня 1812 г. д ло между
франц. корпусомъ маршала Удино и арьергардомъ
гр. Витгенштейна, подъ начальствомъ
г н.-маіора Кульнева. Благодаря искуснымъ
распоряженіямъ Кульнева, главныя силы гр.
Витгенштейна усп ли безпрепятственно отступить
за р. Свенту, куда всл дъ за ними отошелъ
и арьергардъ нашъ, все время им вшій
д ло съ несравненяо превосходньши силами
французовъ.
орденъ св. Георгія 3-й степ. Посл дні годы
жизни Д. состоялъ членомъ Ал ксандровскаго
комитета о раненыхъ.
Девсльтово — деревня близъ Вилькомндивизіоннаго
коиандира и получилъ
Девсптеръ (М. Л. van-Devenler, 1831—
92)—видерландскій историкъ; служнлъ въ министерств
ивостранныхъ д лъ u н сколько
л гь былъ ген.-консуломъ въ Ріо-де-Жанейро.
Han.: «Het jaar 1566> (1856); tGedenkstukken
van Johan van Oldenbaruevelt en zyn tijd>
(до 1609 r.; 1860—66); «Geschiedenis der Nederlanders
op Java> (1886); «Het englisch gezag
In Java» (1891). Кром того, онъ окончилъ
соч. де Іоага: «De opkomst of het nederlandsch
gezag in Oost-Indle» (1884—86) и
гор. въ нидерландской провинціи Оверисс ль,
на правомъ берегу Исселя. Жит. (1891)23067.
Гимназія, высшее реальпое училищ , ремеслеиная,
рисовальная и строптельная, музыкальная,
гимнастическая и фехтовальная школы,
библіотека, обсерваторія, собрані физическихъ
приборовъ, обшество химіи и естественныхъ
наукъ, различныя благотворительныя
учрежденія. Дв обойныя фабрики, чугуннолитейный
заводъ, канатная и ситцепечатная
фабрики, фабрпка клея. Рабочій домъ для
б дныхъ, па 500 работнип,ъ. Значительная торговля
зерномъ, скотоиъ, полотяомъ, окороками
и масломъ. 5 фабрикъ изготовляютъ изв стные
во всей Голландін девевтерскіе пирожки. Д.,
прежній Daventre илиВа епІгіа, быдъ въ 778 г,
разрушенъ саксами, со времени Гогенштауфеновъ
принадлежалъ епископу
перевелъ на голл. яз. соч. Мотлея: .
Девсптеръ илн Дсмтсръ—старианый
былъ ганзейскимъ городомъ и въ 1528 г. достался
Карлу V, а въ 1591 г. бьтлъ отнятъ у
испандевъ Морицемъ Оранскимъ. Въ эпоху
Возрожденія Д. былъ однимъ изъ центровъ
гуманизма.
утрехтскому,
Дсверіа(Ве егіа)—двафранц. художника.
также серіей литографій, изображающихъ фигуры
историческпхъ женщинь. _ Впосл дствіи
писалъ образа для церквей, молёленъ и будуаровъ,
изящные по композицін, рисунку и краскамъ,
но чрезчуръ сладкія и лпшеяныя искренняго
религіознаго чувства.—2) Эжеиъ Д. (1805
—68), братъ предыдущаго, историч. жввописецъ,
учевикъ Жиродё, одинъ изъ главныхъ
представителей ромавтическаго наиравленія во
фраац. живописи. Лучшая его картияа—«Рождеиіе
кор. Генриха IT» (наход. въ луврск.
галлере ). Изъ прочихъ его произведевій заслуживаютъ
вниманія: «Марсайльская битва»,
«Взятіе Саверны» (об картины — въ версальскомъ
историч. ыузе ), «Открытіе памятника
Генриху IV въ По», «Смерть Іоаняы
Сеймуръ>, «Пріемъ Колумба Фердинандомъ и
Изабеллою Католической> и я кот. др. Онъ
писалъ также портреты и религіозныя картины,
первы — прекраспо (напр. портреты
маршаловъ Вриссака и Кревкёра, въ версальсколъ
дворц ), а вторыя мен е удачно (образа
въ ц. Лореттской Богородицы, въ Париж
, и н которыхъ церквахъ Бретани).
1) Ашиль Д. (1800—57), живописедъ и рисовальщикъ,
составилъ себ изв стность литографическими
портретами преимущественно
п вицъ п актрисъ, которы опъ издавалъ въ
1830-хъ годахъ вм ст
съ Греведономъ, a
А. С—въ.
франц. египтологъ (1831—71), сынъ художяиника
Альфонса Д.; почти самоучкой усвоилъ
классическі и еврейскій языки. Занятія посл
днимъ ввели его въ область древвяго Востока.
Былъ консерваторомъ египетскаго отд
ла въ Лувр . Труды его: «Bakenchouson,
Grand-pretre d'Ammon at architecte principal
de Thebes> (1860); «Le papyrus judicialre de
Turin» (1868); cNoub, la deesse d'or»; «Catalogue
des manuscrits egyptiens du Louvre»
(посмертное изд. 1872) и др.
Дсвсріа (Chaiies-Theodule Deveria) —
Б. Т.
Стр.4
ДЕВЕРІА—ДЕ-ВЕТТЕ
Деперіа (Огюстина Deveria) — франц.
актрвса. На спб. михайловской сден пробыла
съ 1860 по 68 г., играя преимущественно
въ водевиляхъ и комедіяхъ. Особенный усп
хъ Д. им ла въ роли Прекрасной Елены
(1866).
поэтъ и полит. д ятель. Род. въ 1814 г. въ
Ирландів. Уже цервыя его поэтическія произведенія
«The Waldeneesi or the fall of Rora»
(1842), cSearches after Proserpine and other
poems» (1843) им ли большой усп хъ. Изъ
дальн йшихъ зам чателыш: «Poems, miscellaneous
and sacred» (1856); «May Carols» (1857);
«The sisters» (1861); «The infant bridal» (1864);
«Irish odes» (1869); «The legends of St. Patrik»
(1872); «Antor and Zara» (1877J; «Legends
of the Saxon saints» (1879); «Essay,
chiefly on poetry» (1887); драмы: «Alexander
the Great» (1874); «St. Thomas of Canterbury»
(1876), «Mary Tudor» (яов. изд. 1884);
описаніе путешествія no Греціи и Турціи:
«Picturesque sketches of Greece and Turkey»
(1850) и др. Какъ полит. д ят., Д. своими
полемическими соч. им лъ большое вліяыіе на
д ла Ирландіи и католич. церкви. Много шуму
над лало его: «English Misrule and Irish
Misdeeds» (1848); изв стны еще ero: «The
church Establishment of Ireland» (1867); «Constitutional
and Unconstitutional political Action»
(1881) и др. Ero «Poetical works» появились
въ 1884 г.
никъ, убійца Валленштейна.
Дс Вср-ь (Обри-Томасъ De еге)—аягл.
лит. д ятель. Род. въ 1837 г. По образованію
юристъ; занимался въ Безьер адвокатурой
и въ 1876 г. избранъ въ депутаты. Въ качеств
президевта р спубликанской л вой съ
1879 г. и зат мъ, съ 1881 г., вице-црезидента
палаты, Д. игралъ вліятельную роль въ парламент
, будучи стороннпкомъ Гамбетты. Въ
кабвнех посл дняго (1881—82) онъ занималъ
пость министра и зат мъ былъ минпстромъ
юстипіи въ кабинет Дюклерка 1882 г. Онъ
сохранилъ этотъ постъ и при Фальер , котораго,
во время его бол зни, зам щалъ въ званіи
президента сов та. Въ 1886 г. онъ былъ
избравъ въ сенатъ н игралъ роль при паденіи
кабинетовъ Фрейсине (1886) в Гобле (1887).
Скоро посл этого Д. совершенно отказался
отъ полит. д ятельности н отдался финансовымъ
предпріятіямъ.
такъ называемой въ библеиской критик миической
школы. Въ іенскомъ университет
слушалъ, мелсду прочимъ, лекціи Грисбаха п
Паулуса. изъ которыхъ посл диій уже усп лъ
тогда прославиться попыткаии раціоналистическаго
объясненія библейскихъ чудесъ. Эти
попытки, однако, не удовлетворили Д.; онъ
занялся исключительво литературиой критикой
разлвчныхъ кввгъ св. Писавія. Въ 1805 г.
онъ вздалъ диссертацію о «Второзаконіи»,
утверждая, что оно пе прввадлежвтъ автору
другихъ частей Пятикнижія. Ту же мысль,
во полв е u обстоятельн е, онъ развилъ въ
издаавомъ въ сл дующемъ году «Вв д ніи въ
дцикдопед. Словарь, т. X,
Де - Ветт е (De Wette) —изв стный н -
мецкій богословъ (1780 — 1849), освователь
Девесъ (Пьеръ-Поль Deves)—франц. поДеиср.
(Deveroux) — драгунскій полков241
Ветхій
Зав тъ», которое см лостыо своей критвки
провзвело громадное вп чатл ніе. Д. высказываетъ
зд сь мн ніе, сд лавшееся осаовиылъ
првяципомъ посл дующей библейской
кратики,—-имевно, что для удостов реаія въ
подлпнноств свящевныхъ кнвгъ ведостаточво
однихъ вн шнвхъ свид тельствъ преданія, a
необходима критвка, освовывающаяся ва самомъ
ихъ сод ржанів. Исходя изъ этого прявципа,
овъ пришелъ къ отрпцавію Моисеева
провсхожденія «Пятикввжія», взятаго въ ц -
ломъ. Ово составля тъ, въ его глазахъ, націовальвую
эпопею еврейскаго дарода и состоатъ
изъ отрывковъ, соедин нвыхъ въ одивъ сборвикъ
въ различвыя времеаа я различвымв
авторами. Такъ, по его мя аію, авторъ, издавшій
квигу «Левитъ», жилъ позже того, который
издалъ квигу «Исходъ», а отрывки,
составивщіе квигу «Чвслъ», были собравы
еще позже. Самою позднею частью «Пятвкввжія»
Д. считаетъ «Второзаконіе», изданвое
уже аезадолго до пл аа вавилонскаго, въ
царствовавіе царя Іуденскаго Іосів. Навбол е
древвіе фрагмеаты «Пятикнижія», по мя нію
Д., восходятъ яе дал
эпохи царя Давида.
Въ 1807 г. Д. былъ вазвачеаъ профессоромъ
богословія въ Гейдельберг . Тамъ овъ
издалъ свой комментарій на Псалмы, въ которомъ
отрицалъ подлвввость мвогихъ приввсываемыхъ
Давиду псалмовъ и такъ ваз. Мессіавскіе
псалмы объясвялъ соотвошевіемъ съ
современвыми имъ событіямв. Въ 1810 г.
Д. приглашевъ былъ въ вовооткрытый тогда
берлввскій уввверситетъ, гд встр твлся съ
Шлейермахеромъ. Релвгія чувства, которую
провов дывалъ посл днів, нашла горячее сочувствіе
въ Ді, который оптавался челов -
комъ глубокорелигіозвымъ. Въ Верлпн Д.
напибалъ лучшее сво учевое изсл дованіе
—«Beitrage zur histor. Kritik. Einleitung in
d. Alte Testament», выдержавшее прв го
жизни 7 издааій. Находя, что въ свящеввыхъ
кяигахъ евреевъ, какъ в въ націовальвыхъ
л топвсяхъ другихъ вародовъ, не все можетъ
счвтаться исторвческв достов раымъ, овъ
утверждалъ, что въ ввхъ важвую роль яграетъ
ми ологія. До сихъ поръ не потеряло заачеаія
составлен. Д. «Lehrbuch d. hebraischjud.
Archeologie» (1814, 4 взд.-1864). Какъ бы
самъ всвугавшвсь смыости свояхъ крвтвчоскихъ
суждеяій касательво св. княгъ, Д. долго
не р шался врвложвть ихъ къ кввгамъ Новаго
Зав та в старался найтв въ релвгіозвой
философіи опорвый пувктъ для примвревія
знавія u в ры. Съ этою ц лью овътщательно
изучалъ Гегеля. Но крвтическая теадевдія
взяла свое, и въ 1826 г. яввлось «Einleitung
in d. Neue Testament», отличающееся совершевво
т мв ж кратическпми вріемамв. Д.
отрвцаетъ подлвяаость н которыхъ новозав
твыхъ KBui-b, между врочвмъ Евавгелія
отъ Іоаваа. Въ издаввомъ позже «Egsegelisches
Handbuch zum Neuen Testament» ов^
хотя и старался опровергать «Жазаь Івсуса»,
ІПтрауса, во уже оковчательво сталъ на
вочву ми изма. Д. напвсалъ еще мвого
другвхъ сочивеяій, въ томъ числ два дидактическихъ
ромава: «Teodor od. die Weihe
des Zweiflers» и «Henr. Melchtal oder Bildung
16
Стр.5