Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Энциклопедический словарь / под ред. проф. И. Е. Андреевского Россия и С - Саварна. Т. 28 (290,00 руб.)

0   0
Первый авторБрокгауз Фридрих Арнольд (1772-1823)
Издательство[Б.и.]
Страниц481
ID80174
Брокгауз Фридрих Арнольд (1772-1823). Энциклопедический словарь / под ред. проф. И. Е. Андреевского Россия и С - Саварна. Т. 28 / Брокгауз Фридрих Арнольд (1772-1823) .— : [Б.и.], 1899 .— 481 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/80174 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Въ Эициклопедичесііомъ Словар употр бляются, ісром м ръ руссі;пх.ъ. также п метрическія, французскія, которыя теиерь приняты въ большей части европейсішхъ государствъ. <...> Для перевода русскихъ м ръ въ метрпчеснія и обратно—метрическихъ въ русскія —къ «Энциклопедическому Словарю» приложени таблицы въ -мъ том , посл страницы 468. въ прибавленіи. <...> Для переиода русскпхі, м ръ въ апглійсіая п обратно—ЧШГЛІГІСІІІІХЪ ВЬ руссі;і:і-CM. тоыъ XX, ст. <...> Изв стно только, что въ областп им ются 4 благотворптолі.пыхъ общсства и 3 д тскихъ иріюта. <...> Въ конц в ка сд лалпсь изв стнымп любопытныя находки на юг P., въ древней областп ски овъ, а въ начал нын шняго стол тія сталп лривлекать къ себ внпманіе греческія древностп, находпмыя на почв Крыма. <...> Мало-по-малу, особенно подъ вліяніемъ иностраниыхъ учёныхъ, поселившихся въ P., или пос щавшихъ ея югъ, эти древности сд лалпсь таіашъ же предметомъ пзученія, какъ и памятннки древпеі! русской письменности (изсл дованія Рауль-Рошетта п Кеппеиа въ 1820-хъ гг.) <...> Каждыіі такой съ здъ вызывалъ усиленную д ятелышсть въ соотв тственнолъ раііоіі , давалъ доводъ и средства для м стныхъ изыскаиШ и раскодокъ, дривлекалъ міюпіхъ изсл дователей. сообіцеыія которыхъ, сд лаипыя въ зас даніяхъ съ зда, выходііли дотомъ, въ обработаиномъ внд п съ массою таблицъ, въ «Трудахъ» съ здовъ, составляго <...>
Энциклопедический_словарь__под_ред._проф._И._Е._Андреевского_Россия_и_С_-_Саварна._Т._28.pdf
Стр.1
ЮІШЯІІ Ш1 ь, -оФсззвэОсЭвйх^ T O М ~Ъэ ОССІЯ и С—Саварна. • • iionATPT.T f Ф- А. БРОКГАУЗЪ (ЛЕЙПЦИГЪ). I И. А. ЬІФРОГЬ (С.-ИЕТКРБУІ-ГЬ). —— ^^^афи^З^-»— С.-ПЕТЕРБУРГЪ. 'Гтюграфія Акп. Обш. «ІІздат. д ло, бывш. Брпкгаузъ-Ефрпт,?
Стр.2
2007042653
Стр.3
ЗІЦ
Стр.4
Наибол е значительныя no объему оригин. статьи 55-го полутома „Энциклопедичеекаго Словаря". .Роесія. VII. Общественное призр ніе и благотворительность—А. Яновскій. Ш. Исторія. A) Россія въ археоіогическомъ отношеніи —проф. Д. Анучинъ. B) Источники русской исторіп ирусская исторіографія—П. Милюковъ. С) Исторія Россіи—Ал. Кизеветтеръ. D) Мадороссія—Н. Васшенко. ЕЗ^Хранолопя по русской нсторіи. IX. Русское право. A) Исторія русскаго права — проф. М. Дьяконовъ. B) Русское гражданское право — ироф. В. Бечаевъ. C) Русское крестьянское обычное право —проф. В. Нечаевъ. D и Е) Гражданское судопропзводство, и русское торговое право п судоироизводство—А. Яновскій. F) Русское уголовиос право u судопропзводство—проф. К. К., A. G. Л. и Ф. Я. X. Русскій языкъ и русская литература. • А) Русскій языкъ—акадрмиііъ_А. .lUax^J матовъ. ''"-["'_ ' ^ ^ В) Исторія русскоОитературы до 184S г. —акад. А. Пыпинъ. Исторія русской литературы пов йшаго періода—С. Венгеровъ. ' XI.'Русское искусство. A) Архитектура, Живопись, Гравировапі —А. Сомовъ. B) Исторія русской музыки — проф. С. Буличъ. C) Русскій театръ—Ф. Я. XII. Русская наука: Богословіе. Математика—В. В. Бобынинъ н Р. ~~ Исторія всеобщей литсратуры—прпв.-доц. . Батюшковъ. АстрономіяпГеодезія—ироф.Г.ЛевпцкііІ. Физика—А. Г. Метеорологія—А. Л. Минералогія и Кристаллографія—пр.-доц. П. Агафоновъ. Геологія—прив.-доц. Б. П. Химія—* Ботаника—А. Елеикинъ. Зоологія—проф. В. Шимкевичъ. Анатомія—проф. А. Догель. Гистологія п Физіологія—И. Т. Медицина:—д-ръ А. и * Сельскохозяйственпая наука—дроф. A. С, .^ Технологія—проф. A. К. Инженерное и строительное исі уссіво—• пижеы. А. Таненбаумъ. Географія и географическія изсл дованія —10. Ш. Исторія—Н. Кар свъ. Церковная исторія—А. Меліоранскій. Востоков д ніе—прив.-доц. В. Бартолі.дъКласснческая фплологія—А. Малеинъ.^И» Слависти1(а—прив.-доц. А. Погодинъ. ^ ^ -• Исторія русскоЦ литературы — А. Л;іщеико. Русскій языкъ u сравнптельное языкознаніе—проф. С. Буличъ.-^2-ЗіФилософія—Э. Радловъ. * "" Содіологія—Н. Кар евъ. Русское Государственное право—Н. Л. Гражданское и римское право—проф. В. Нечаевъ. Торговое ііраво и торговое судоироизводство—А. Яновскій. Уголовное право—проф. К. К. -* Эконсшическая наука—М. Туганъ-Барановскій. Статистпка—дроф. И. К. .- Финансовая паука—И. Я. Военныя науки—проф. А. Лыкошішъ. Въ Эициклопедичесііомъ Словар употр бляются, ісром м ръ руссі;пх.ъ. также п метрическія, французскія, которыя теиерь приняты въ большей части европейсішхъ государствъ. Для перевода русскихъ м ръ въ метрпчеснія и обратно—метрическихъ въ русскія —къ «Энциклопедическому Словарю» приложени таблицы въ -мъ том , посл страницы 468. въ прибавленіи. Для переиода русскпхі, м ръ въ апглійсіая п обратно—ЧШГЛІГІСІІІІХЪ ВЬ руссі;і:і-CM. тоыъ XX, ст. М ры, стр. 326 п 327.
Стр.5
Энциклопедический_словарь__под_ред._проф._И._Е._Андреевского_Россия_и_С_-_Саварна._Т._28_(1).pdf
P 0 C 0 1 я тельномъ училищ (нын Николаевскій институтъ гражданск. ипжеперовъ) и установи-' лась бол е т сная товарііщесііая связь между зодчимн въ осповаішомъ имн архнтектурномъ общсств . Два главыыхъ стремленія явственно обозиачаются въ дов іішей русской архитектур : во-иервыхъ, забота ея представителей прпдавать иостройі;амъ полное соотв тствіе ихъ назпачеиію, съ сбереженіемъ при этомъ матеріала и долезнаго пространства,—забота, ыало смущавшая врсжнихъ зодчихъ; во-вторыхъ, жоланіе сообщать зданіямъ, незавпспмо отъ прочности п удобства, красивую отд лку, со строгою выдержанностью ихъ въ стил , вполн подходящиыъ къ пхъ характеру. Въ посл дномъ отношсніи, особеннаго внішанія заслужпваютъ опыты вернуться къ элсмеытамъ византійской и древнорусской архпіектуры, возродить пхъ, очнстить и прим нять какъ въ крупиыхъ церковвыхъ и публпчныхъ сооруженіяхъ, такъ п въ нен е важныхъ, частныхъ постройкахъ. Этп опыты, начатые, какъ сказаио выше, К. Тономъ, продолжали его ученнки п продолжаютъсъвозрастающимъусп - хомъ многіе изъ совремешіыхъ художниковъ, прпнявшіеся бол е обстоятельяо изучать памятнпкп старішы,-разс янные въ разныхъ концахъ Имперіи. Между двпгателями нашего зодчества по этому новому путп, больше вс хъ заслуживаютъ призиательности зпатоки византійской архитектуры Д. Гримъ, А. Горностаевъ и Р. Кузьмияъ п разрабатыватели собственно-русскаго стпля въ архитектур и орііамситистнк , ужс сошедшіе въ могилу . л п к. др. y.-y п Рихтеръ, А. Мошігетти, Л. Даль, В. Гартшанъ, В. Шервудъ, А^ Павлиновъ п донын трудящіеся В. Сусловъ, И. Ропетъ, Н. Султановъ, Л. Бенуа и А. Померанцевъ. ІІзъ ряда прочихъ русскихъ архитекторовъ посл дняго времени выдаются, по количеству, ваікиости, талаитливостн нли техннчсскому достопнству своихъ произведеній покойные А. Кракау, И. Штромъ, К. Рахау, Р. Бернгардъ, В. Львовъ, М. Макаровъ, А. Резаповъ п епі здравствуіощіе В. ШреВберъ, М. Месмахеръ, А. Томишко, Ж. Стефаннцъ Выше было сказано, что живопись въ заиадно-евроиейскомъ род завелась у насъ еще до Петра Вел. и что какъ прп этомъ государ , такъ п при его ближайшпхъ прееыникахъ Р. уже им ла своихъ художниковъ по ея частп. Одпако, то были отд льныя лпчности, пе связанныя ысжду собою одпнаковостыо образованія и стремлепій. Русская школа жпвоииси вачнпаотся собственно съ А. Л.осенка. Ученпкъ слерва скроинаго доморощониаго жпвописца, а иотомъ Лелорреаа н гр. де-Ротарп, атотъ художішкъ довсршилъ своо развитіе въ Парпж , подъ руководствомъ корифеевъ тамошией акадеиіп, п зат мъ изучалъ въ Италіп ея велокихъ мастсровъ. Такнмъ образомъ онъ усвоплъ себ манеру тогдашмпхъ фраицузскихъ акадсмнстовъ, н сколько очищенную заимствованіями оть бол с строгихъ рисовалыцпковъ старыхъ итальяііскнхъ школъ п отъ антпковъ. Сд лавшисъ профессоромъ п потомъ дпректоромъ пстсрбургской академіи, Лосенко воложплъ основаиіе ііаиравленію, которое надмго 665 приняла наша нсивоппсь. Отличіітельною чертою этого паправленія была строгость рпсунка, держащагося не столько натуры,сколы;о форлъ аытіічиой скульптуры и нтальяискаго пскусства эпохп эклектнковъ. Б дность фантазіп, сл дованіе въ компознціи опред леішымъ, рутиинымъ правпламъ, условпость колорита и вообще подражательиость составлялп слабыя стороны жнвоиисцевъ, выходпвшихъ пзъ академіи. Чтобы удобн было очертить ходъ развитія вашей .живоппси со временп осиованія академіи, остановимся прследе всего на нсторическомъ род этого пскусства, счнтавшемся, яо эстетнк прошлаго в ка, высшпмъ. напбол е способиымъ возбуждать благородныя чрства п мысли. Ч.ерпая для себя тоічы лзъ священной исторіп, античнаго міра, мп ологіп п аллегоріи, образовавшіеся въ академін историческіе живоаисцы трактовалп ихъ совершенво въ томъ же дух , какъ совремеішые имъ французы и итальянцы, п сравнительно р дко обращались за сюжетами къ отечественной псторіи, если же брались за воспроизведеніе ея эпизодовъ, то она являлась у пихъ до такой степени пскажешюю стараніемъ держаться ипостранныхъ образцовъ и соблюстп академическія условія, что въ изображеиномъ трудно найти что-лнбо русское, кром названія. Это отсутствіе національности п оригцнальности сд лалось гр хомъ, общимъ для псторическпхъ живописцевъ, сл довавшпхъ за Лосенкомъ. Жзъ нихъ, посл его смерти. пользовалнсь изв стностыо Г. Кбзловъ, ещо врежде него вступившій въ чпсло академическпхъ прсподавателей, П. Соколовъ, рано умершіА ученикъ Натуара п П. Баттонп въ Рим , и II. Акимовъ, ближайшій посл дователь Лосенка, въ особееностп способствовавшій упроченію его направлепія въ акадсмпческой школ . КрОіЧ Акинова, въ конц прошедшаго стол тія на поприщ псторпческой живоппси трудплисьИ.Туиылевъ,Е.1 Іошііовъ, . Яненко, А. Волковъ іі н к. др. Но первое м сто на ыемъ занпмалъ Г. Угрюмовъ, псполнпвшШ массу картинъ релпгіознаго п псторпчсскаго содержанія п прекрасио ппсавшій также портрсты. Онъ явплся сильнымъ сопернпкоыъ пностранцевъ, нахлыиувшихъ въ Петербургъ посл французской революціи, п поддержалъ въ глазахъ импсратора Павла I ропутацію русскихъ художвиковъ п самое существоваиіе академіи. Подъ сго руководствомъ образовалась группа жпвоппсцевъ, доведшпхъ рисунокъ до удивителыіаго мастерства и славившихся въ царствованіе Александра I и въ начал НпколаевскоИ эпохп, вътомъчпсл столпы акадсынческой школы А. Егоровъ,В.Шебуевъ и Анд. Ивановъ. Первый, занилаясь почтп псключительно релпгіозвою живописью, подражалъ старымъ итальянцамъ, преиіаущественно Рафаэлю. Второй пнталъ пристрастіе къ Пуссену п работалъ по большей части такжо для цсрквсй, лишь ппогда прпнпмаясь за ту плн другую тому русской нсторіи и миологіп. "Анд. Иваиовъ былъ скромный и добросов стп {й тружснникъ, искусный рнсовальщпкъ, не оставившій по себ ни одного произведенія, которое выходило-бы изъ уров
Стр.1
666 F о с с і д чпво поддсржішаомый и.мп. царплъ въ русской живописи, когда прпбыла въ Россію, предпіествуемая восторжспііымп хваламп, картнна К. ІВріоллова:, «Посл дпій депьПомпеп». Оиа поразпла вс хъ п каждаго. Ея творецъ былъ сразу прпзиаиъ міровыиъ гоніемъ, равпымъ съ велпчайшимп живоппсцаып вс хъ врсменъ и народовъ. Маститые вождп нашсй школы ироклоішлись вредъ нюіъ, какъ прсдъ бол е силміымъ мастсромъ, ыолодыо художішкп прпняли его за пророка новаго пскусства. На самоыъ д л , ври тогдаганемъ состояніп русской живоапси, «Позіпоя» должріа была показаться создаиіемъ необычайнымъ, хотя, въ сущностн, она яредставляотъ собою соедппсніе акадсыическаго класспцпзма съ уже возппкшпмъ тогда на Запад романтпзмомъ, есть не бол е какъ театральная жпвая картпна лелодраматпческаго характера,ыонтпрованпая въ эффектиой декораціи. прп эффсктпомъ беягальскомъ осв щеніп. Но своимъ колоссальнымъ разм ролъ, новпзпою сюжета, сложностыо жпвоппсно - раскниутой композіщіп, блеско.мъ н гармоніей красокъ и виртуозностыо исполпенія она прсдставляла поразительный контрастъ съ сравнитслыіо небольгавми, шаблоино-одпообразпызііі п тусклылп произвсдсніямп тогдаишпхъ русскпхъжпвоппсцевъ. Брюлловъ первый пзъ нпхъ сбросплъ съ себя оковы академичсскоЦ рутвпы п выстувилъ на путь свободіісіго творчсства; крові того, въ заслугу сэту должио быть поставлсво то обстоятсльство, что свовми блестящпми работамд онъ возбудплъ въ вублик жввой ііптересъ къ пскусству и доднялъ въ ея глазахъ значсніе художндка. Слава Брюллова не пом - шала войдтп еще врн его жпзпп въ изв стпость двумъ его товарііщамъ по восиптаиію, П. Баспну іі ця ордипарішстп; ero имя не забудется въ псторіп главмымъ образомъ потому, что опъ былъ учптелсмъ К. Брголлова п первымъ паставііпконъ своего зііамеі:іітаго сыпа, Алекс. Ивапова, п своею ніюгол тпсю педагогпческою д ятелышстыо способствовалъ образоваііію и одпого покол иія другпхъ художппковъ. Еще не сошлп со сцепы учсппкп Угрюмова, еще акадомичсскій класспдизмъ, пастоііло, Н. Тпхобразовъ, Н. Майковъ, П. Шампшнъ п др., частыо дсрасаввііеся старыхъ акадомпческихъ дрніщііповъ, частыо сл довавшіе по стсшамъ Брюллова. Болыипнство ихъ было заііято работами для Исаакіевскаго собора, въ украшсиііі котораго видпое участіе прпвіпіали также ішостраппые жпвовпсцы К. ІІІтеВбснъ, К. Дузп, Ч. Муссиип, I. Дорпері), Е. Шювіаръ іі І . Нсффъ. Бъ начал аиохп нмв. Алексавдра II, явились къ памъ пзъ Италіи дв картішы русскмхъ жіівоппсцсвъ, пависанпыя, по ирвм ру Брюлловской «Помвеи». въ колоссоставлялп въ 1840-хъ гг. тріумвирать, главевствовавшій въ акадсміп, вользовавшійся особеннымъ благоволеніемъ Николая I п волучавшій самые важпые вравптсльственные заказы. Посл дніе въ достаточпомъ количеств доставались также на долю п сколі.кпхъ жіівояіісц.евъ ыси е зиачптельнаго таланта, трудившнхся въ это вроля и позже, каковы А. Марковъ, С. Жпваго, . Брупп, которые, вм ст съ нимъ, • разм иялась на мелкія, несложныя задачіі. «Содомъ» К. Вепдга выказываетъ только его врвверженность къ Рафаэлю п друпімъ вталъ-. янскпмъ класспкаыъ; «Мучонпкп» К. Флавнц- \ каго — попытка подд латься подъ Брюллова; 1 «Тайпая Вечоря» Н. Гс — порождепіе не пскреинято релпгіозваго чувства п искаиія исторической правды, а увлеченія фантастичоскою «Жпзпыо Іисуса» Репана. «Св точи Нсроиа», «Фрпна» п другія большія волотна Г. Семпрадскиго—врекрасно ваппсанныя сцены, пзъ дровне-рпмскаго и гроческаго быта. полпыя св та п воздуха, но разыгрываемыя неопытными илн равнодушнымп къ своимъ ( ролямъ актераып, разод тымп въ архоологв- ( чески-в риые костюмы. Въ нашсй церковноіі жпвоппсп, папрасно кн. Г. Гагарішъ, въ быт- , ность своіс впце-презпдентомъ академіп (1859J ^72), противод Вствовалъ рутин продов дью обращенія къ начальному псточппку пашего сальыомъ разм р ,—произведенія, исполненпыя сще въ Николаовское время: «Пропов дь ав. Іоапиа иа остров Патмос » . Моллера п «Явлоніе Мессіп народу» Ал. Ивапова. Порвая взъ этпхъ картнпъ была встр чена публвкою равиодушио, какъ неудачиый трудъ художмика, взявшагося за задачу не во своимъ сдлалъ и чрсзчуръ увлскшагося пршішишш гіі здившейся въ Ріш кучки н мецкпхъ артистовъ, пзв стиыхъ подъ назваиіеіп. «иазареовъ». Напротивъ того, картпна Иванова, длодъ трвдцатнл тней борьбы ея автора съ трудиостяыи передать глубокуіо ид ю комдозііціею и техникою, чуждыми всякой условностп, всякпхъ школьныхъ предапій, въформахъ вспосредственио взятыхъ из7> реальваго міра, возбудпла эитузіазмъ въ большввств образовапнаго общества, по не оказала того вліяпія на русскуго жпвопись, кавое несомп нио им ла бы, еслп бы явплась многимй годами раньше: ваши художнвки позвакомплпсь съ нею уже тогда, когда духъ времеіш влекъ пхъ пзъ области ыіровыхъ, общечелов ческихъ идей на почву блпзкой д йствптольностп п народныхъ пвтсресовъ, u еслп паучплпсь чему-лпбо оть Иванова. то лишь вдумчивостп п настойчпвости, съ какими должно добиваться нам чениой ц ли. «Явлепіе Мессіп», вм ст съ т мъ, было у насъ посл дішмъ моиумедтальныыъ произведеніеыъ релпгіозиой п псторической живописи, которая. посл пего, вогала въ прежнюю колею академпческой рутины п подражательностп. илн приняіа оітЬнокъ бытовой живодвси и . Завьяловъ, . Брюл, пскусства—къ византіВскому пскусству: шікто ; изъ художниковъ, за исключеніеыъ А. Беіідеыаяа, не тронулся этою лрояов дыо, п отд лывавшійся тогда Московскій Храмъ Сиаситоля паволнплся разнокалпберноіо а;іівовпсыо, то шаблоипо - академнческою, то эффсктпо - крпчащею, то смахіівающсю ва жапръ. Только въ посл дпіе годы, въ лпц В. Васиецова, украсіівшаго лкопамн и ст ниою росвпсыо Владвмірскій соборъ въ Кіев , паша реліігіознаяжііводпсьполучііла мастера, отлпчающагося орпгнналыюстыо и поэтичностыо кошіевціп, пскренііостыо вырагкаемаго въ пихъ благочестлваго чувства и вполп православнызіъ духомъ. Гораздо дачн выхо
Стр.2
P o c c i я ДИІІІ картнны нашихъ пов йшпхъ живЬписдевъ, когда опи брались за темы пе изъ свящсішой іі всеоощсіі исторіи, а изъ отечсствсниаго прошлаго, п, держась реалнстпческаго паправлоиія, а также вользуясь разМІІОЗКІІВІШІМИСЯ въ литсратур пзсл доваиіями о русскоіі старпп , трактовалп пзображаемы зпизоды просто п естествеішо, какъ пропсшоствія діш, со старапіедіъ воскресить ішстыо ие только давііопсчсзпувшія лпца, по и всю окружавшую ихъ обстановку. Начало этому роду зкивоипси, который можно назвать паіі.іоііально-псторііческіімъ жапроыъ, положплп молодые художішісп, оканчцвавшіе академпческій курсъ въ 1860-хъ годахъ, п съ того иремеіга онъ сд лался однимъ изъ папбол е распространенныхъ въ папіемъ искусств , іючти соверпіоішо выт сішвиишъ пзъ него аптпчиыхъ боговъ и геросвъ. Къ числу жпвоиисдевъ, особепио отличившпхся на попрпщ ;історнческаго жанра, ярпнадле;кагь: П. Чистяковъ («Софья Бнтовтовна на свадьб Василія ТвіЧнаго»), Г. Мясо довъ (<.Б гство Отрепьова пзъ литовской корЧіМЫ» н «Д душка русскаго флота»), Н. Шустовъ («Іоаннъ III раздираетъ ханскую грамоту;;), Е. ^Флавіщidfl («Княжна Тараканова»), А. Лптовченко («Іоаииъ Грозный показываетъ своп сокро)ішца Горсею»), К. Маковскій («Д ти Борпса Годуноваг), В. Шварцъ (небольшія сцены московскаго царскаго быта), Н. Ге («Петръ 13слпкій, допрашивающій царсвича Алекс я»), В. Якоби (спены временъ Аниы Іоанновиы), В. Перовъ («Пугачовщпна» н «Никпта Пустосвять»), И. Р ппнъ («Іоаігаъ Грозиый и его сынъ»), Н. Невровъ («Романъ ГалицкііЬ), В.^еурпковъ («Боярыня Морозова» ц «Казнь стр льцовъ») u н к. др. Еслп принять въ соображені состояніе русСкаго общества въ Х Ш стол тіи, то легко догадаться, что нзъ вс хъ родовъ жпвопнсп больше другихъ долженъ былъ пользоваться въ немъ почетомъ портретный родъ. Въ в къ быстро выроставшпхъ величія п богатства п столь ж быстраго паденія въ ппчтожество, когда тщеславіе, гордость дредъ нпзши.чіі іі рабол иіе предъ высшпми составляли лзву но только людей близшіхъ къ трону, по и простыхъ сыертныхъ, каждый, вому улыбалаеь Фортуна, хот лъ им ть свое пзображені , чтобы оставпть потомству память о своей важности, о своемъ щегольств роскошпыімъ парикоыъ, блестящплъ костюмо.мъ, золотымъ шитьемъ, кружевами, ордснамп п бріілліаіітамп, ПЛІІ же нзображсшо своего ыилостивца, дабы выказагь вредъ ппмъ почтепі п прсдаішость. Отсюда происходпло, что въ ту пору, когда вкусъ къ пскусству вообще былъ развитъ у насъ еще въ ішчтожиой стопеіш, портрсты были распроі:траисяы въ значптелыіомъ колпчсств . Удовлетворяя запросу на нпхъ, Лосспко, Козловъ, Аки.човъ, Угрюмовъ u другіе псторпчоскіе живописцы отрывались отъ возвытеиныхъ сюжетовъ, чтобы ув ков чнвать на иолотн физіономіп своихъ современннісовъ; но, крол нпхъ, ыы иаходішъ въ прошломъ стол тіи рядъ художппковъ, пользовавшихся пзв стпостыо прсимуществинио въ і 667 качеств портретистовъ. Первымъ въ этомъ ряду, посл жішописцевъ Петровской эпохп, долженъ быть угіодшиутъ А. Аргуіювъ, ученнкъ ипостраіщевъ, которому зав дываиіе' школою пкоіюіпісанія, завсденною И. Шуваловымъ прп св. спнод , пс м шало добросов стно исполпять очень схожіс портроты. Зат .мъ сл дуетъ назвать учениковъ этого художипка, К. Головачсвскаго и И. Саблукова. Изъ портретнстовъ, иолучпвшихъ образованіс въ акаде-міп, порвый выдаіощіВся — . Рокотовъ, учеппкъ Лагрене, впосл дствіп подвсргшіііся вліянію гостившаго въ Пстсрбург швсда Эрнксена. Обладая весьма развптою техішкою п дріятнымъ, хотя и н - сколысо пзысісанпымъ колоритомъ, онъ былъ особспо пскусенъ въ женскихъ портретахъ. Но прсвосходство падъ этпмъ мастсромъ прппадлежало Д. Левпцкому п В. Боровиковсколу, которые по вссй справсдливости счптаются зал чательн йіігамп портретистамп Екатернішнскаго времсни. Явпвшпсь силыіы.ми сопсрішиамп гр. дс-Ротари, Делабарта, Ламші отца п сына, Броматона п другпхъ ппостранцсвъ, прпвлеченпыхъ въ Россію большпмъ требоваіііеыъ въ ней на портреты. они неодиократпо пзображали юшсратрпцу п особъ август йшсй фамплііі, п въ свою долгуіо жнзнь аереписалп портреты почтн вс хъ сподвижіпіісовъ Еиатерпиы и многихъ изъ д ятелеВ временъ Павла п Александра Благословеннаго. ІІод/, руководствомъ Левпцкм^разовалбсі. и сколько пскусныхъ портр^И Яръ і из ъ ко " торыхъ, какъ па талаитлпвіИНКъ, должно указать на Шабанова, Новиков^- Мсльнпкова н особсішо на С. Щукпна. Тревожное состояніо Европы въ конц XVIII и въ начал XIX стол. загнало въ наше отечество множество французскпхъ эмигрантовъ п выходцевъ изъ другихъ странъ, въ томъ числ и художііпііовъ. Нс смотря і;а то, что это былп по большей частп люди діожпннагс дароваиія, онп нашлн у иасъ благодариыя для себя занятія п нер дісо отт сняли русскпхъ оть д ла. Такъ было п въ отношеніп портретноіі жпвоппсп, МОДНЫМІІ исполіштелямп котороіі сд лалпсь Лемонье, КуртеВль, Вуаль, Ромбауеръ, Кюгельхенъ, Тишбсйнъ п н которые другіе. Вм ст съ т .мъ, подъ вліяиіемъ соціальнато переворота, произведоннаго во Фраыціп великою революціею, вкусъ времени пзм нился: парадиые, щеголяющіе всякою роскошыо, нзобплующіс аксессуарамп портрсты предшествовавшей эпохп уступили м стб бол е скромиымъ пзображсаіямъ, съ пустьпш, одноТОИІІЫМІІ фоііамн, съ безцв тными п некрасивыми костюмамп. Этплп двуия обстоятельстваіЧН, наплыво.чъ нсважиыхъ пиостранныхъ художнпковъ п упрощсніемъ требованій отъ портрстпой жпвоппси, объясиястся, почсму многіе изъ портретовъ, шісанныхъ въ первыс годы царствованія Алсксандра I, уступаютъ портретамъ скатсрііниискихъ врсменъ. Позлсе, ужс посл падсііія Наполсона, явился къ вшъ англіВскіВ иортрстистъ Дау, оставпвшіВ въ Россіп ыассу свопхъ пропзведеиііі. образиовыхъ по эффектостп и сил красокь. по см лому п шпрокому прісму ппсіі.ча, ваі;овы папріпі ръ портреты сроевъ отечс
Стр.3
668 Р о с с і я ствешюй войны, украшагащіе собою одну изъ залъ Зпмняго дворца. Мезкду т мъ, къ этому времсші выступилн на сцопу два русскихъ портротиста, могущі соперничать съ лучшими изъ врі зииіхъ ііпостраііцсвъ — А. Варнекъ п 0. Кипренскій. Первыіі рисовалъ очень в рио, прекрасно влад лъ св тот нью п воздушиою перспективою, но не отличался большою естествонностыо п сплою колорпта. Второй, напротнвъ того, былъ не особошю строгій рнсовалыцикъ; за то его кнсть была чрезвычайпо изящиа, краски сшьны и блестящп, а ум иье живописно ставпть п осв - щать изображаемую натуру сообщало его портретамъ картиішость, за которую соврсмеіпшкп звали его русскпмъ ваііъ-Дейкомъ. Кром Варнека и Кнпренскаго, въ 1820— 30 гг. им лп репутацію пскусныхъ портретпстовъ П. Басппъ, тогда еще молодой художппкъ, усвопвшій ыногое изъ маверы Дау, В. Тропинпнъ, трудившійся въ Москв , старавшійся походпть то иа Рембрандта, то на Грёза, и нер дко прпблшкавшійся къ нимъ, п А. Венеціановъ, не щеголявшій эффоктами и с роватый въ колорит , но отличпый знатокъ перспектпвы п св тот ип, уважавшійся сверхъ того заточиость нередачи природы и за добросов стнуіо закопченность письма, перенятую пмъ отъ его учителя, Боровиковскаго. Возвращені К. Брюллова на родину затмпло изв стцость ашхъ художниковъ. Ёще живя г,ъ Пта.ііи. А^^ь «Помпеи» выказалъ себя велпкол піЯ Швртретистомъ, доселившись ж въ Пет^^ » , ещ бол е ирославился въ качеств тЖового. Мелсду портретами, вышедшпмп изъ-додъ кпстп Брюллова, есть много неоконченныхъ пли исполненныхъ небрежно, но вообще можно сказать, что въ нпхъ его таланть проявдялся ярче п спльп е, ч мъ въ прочихъ родахъ жпвописи: пзображаемые персоиажи не только отражались у него на полотн , какъ въ зеркал , со вс ли свопмп ви шнпміі чертамп, но и получали бол е интенсивную лшзнь, благодаря способности художника глубоко вішкать въ ихъ нравствениый характеръ п находпть для каждаго лица наибол е подходящія позу, обстаыовку, осв - щеніе. Мастерская техника усилпвала поразптельность зтихъ, портретовъ. Было весьма естествепно, что молодое покол ніе художниковъ пустилось вь своихъ портретныхъ работахъ подражать Брюллову; ыо и туть, такж какъ въ историчвской жпвописп, онъ иё породилъ мало-мальски достойныхъ себя подражателей, за исключеиіемъ одлого лишь блеснувшаго на мпыуту А. Тыранова. По смертп Брюллова, пальму первецства въ портрет разд ляли можду собою два художника, развивгаіеся почтн совс лъ въ стороп отъ его вліяпія: С. Зарянко, нежданно превратившійся изъ перспсктнвнаго живсшіісца въ портретпста іі прпводпвшій публику въ восторгъ удивителыю рельефиою л пкою головъ п патуральнымъ, до оптической обманчивостп, воспропзведпиіемъ акссссуаровъ, п И. Макаровъ, любимый лшвовпсецъ дамъ, молодыхъ д вушокъ и д тей, которыя, подъ сго изящноіо, плавною, но песильною въ колорптномъ отношеніи кистыо превращались т, очаровательныя созданія. Въ 1860—70 гг. этихъ художниковъ см иили повыо талаиты, впесшіе въ портретную жпвопись ещо болыпее разнообразіе. ІІриэтомъ р дко нто изъ пихъ занимался ею исключнтслиыо, тогда какъ почти ие было жаырвста илп историческаго лаівописца, который н производнлъ-бы портретовъ. Оіранпчиваясь указаніемъ на особоііно ОТЛИЧИВПІІІХСЯ по этоГі части, иазовомъ И. Келлера, В. Псрова, II. Крамского. К. и В. Маковскихъ, А. Лнтовченка, А. Харламова п Н. Ярошсика. Вообще въ пашей портретиой ячівописи за посл днее время наблюдались два' главныхъ направленія: одно, впднымъ представителемъ котораго былъ И. Кралской, состояло въ точной, нич мъ н прнкрашенноВ характеристик лицъ не только съ вн шней, но и съ внутрешіеіі, духовІІОЙ сторояы; другое, выражающоося особенно въ дроизводеніяхъ К. Маковскаго и Харламова, стремилось прежде всего къ пріятности красокъ, къ эффсктностп осв щоиія, къ картіишостп въ достановк натуры u въ подбор аксессуаровъ. Вполн слить оба направленія воедино не удалось пикому пзъ уяомяиутыхъ выше художнііковъ. He удается это п нын трудящимся портретистамъ, въ ряду которыхъ самыми талаитливыми иадо призиать И. Р - шіна и В. С рова. Жаиръ, въ наши дни столь усердно возд лываемый повсюду, считался въ былыя вромена второстепеішоіо, добочиоіо отраслыо живоаисп. Особснно въ иашемъ искусств , долго служпвшемъ для услады лишь высшаго общества п подчиыявшомся академической рутпн , изображеніе повседневной жизни и народпаго быта считалось д ломъ неважпымъ—забавой, которою художникамъ позволительно развлскаться въ вид отдыха отъ другпхъ, бол е серьозныхъ трудовъ. Жанровыя картиііы въ прошломъ стол тіи п въ начал нын шняго выходпли по болыпей части изъ-нодъ кистп историческихъ жпвописцевъ. которые, исполняя нхъ, не могли отр шпться отъ условности и подражательностп, усвоенныхті пмп ещ на школьной скамь . Жпзпь простыхъ смертныхъ, съ ея типадш, нравами. обычаяып, восдроизводилась лишь съ малыми отстудленіями отъ дравплъ, узакоиенныхъ для такъ назыв. высокихъ, благороднымъ сюжстовъ. Хотя академія не разъ задавала своимъ ученикамъ, для копкурса на медалп, нрограммы въ род «поспд локъ», «с иокоса въ деревя » п «пастуховъ со стадомъ», хотя зр лые худолшики, каковы напр. И. Танковъ, . Яненко. И. Акимовъ, бралпсь изобрадіать празднпкіі въ провинціальиыхъ городахъ, путешественнпковъ, застигнутыхъ бурею, проводы ратниковъ на войну u т. п., однако, картпны на подобныя темы представляли не жпвыя лпца п сцены, а манекены, сгрупппрованные согласно академическимъ правиламъ комаозпціи. поставленные въ дринужденныя дозы, съ надлеяіащпмъ образомъ придуманпымп жестамп, съ условно-схематпчесішмъ выраженіемъ на лицахъ, съ костюмами н околичностямп, свпд тельствуіощпын о слабо развптой наблюдательности псноліштелей этихъ картинъ или ооъ ихъ стараяіи облагороднть д йствптельность. Подъ назвапіемъ русскихъ простолю
Стр.4
P o c c i л диновъ выводиись ua сцену актеры, привыкшіе нграть ролп то аитичныгь героевъ, то фрапцузскихъ вейзановъ. Очень иаю д йотвителыш русскаго было такке въ картинахъ u рисуикцхъ па сюжеты изъ нашего пародпаго быта, доставившихъ изв стность поляку А. Орловскому, въ 1810—30 гг. Родоиачалыпікомъ націоиальныхъ нашпхъ жанрпстовъ иадо признать А. Венеціаиова. Онъ жилъ средп простого народа, отлично зналъ п любплъ его; благодаря же артіістическоиу образоваиію, аолучеииому пшъ н подъ акадсмическою ферулою, ыежду его врожденною иаблюдательностыо ІІ прпродою не стояло никакпхъ ширмъ, которыя м шалп-бы ему впд ть д Иствіітсльность правильно п воспроизводить е всец ло, нс съ пріібавішіп плп убавкамп, общеирпнятыми въ тогдашией ашвописи. Однако, онъ но тотчасъ же увлекъ на свой путь друпіхъ художііііковъ какъ потому, что почва для народнаго а:апра была еще иедостаточно подготовлсиа, такъ и потому, что въ свопхъ работахъ онъ ае телъ дальше добросов стноіі передачи случайно поиадавшцхся тиаовъ u сочпнспія нехитрыхъ пдііллііческихъ сценъ. Посл картішокъ Венеціаіюва, съ этикетош^ жякровъ сталц являться у насъ, подъ 'бліяніемъ Брюллова, пзображенія іітальявскаго п восточнаго быта, міі же хотя fi русскія по сюжету, но задуманныя съ ц лыо щегольнуть эффектностыо, подчасъ и поласкать чувствеиность зрнтеля, а не съ т мъ, чтобы выставить въ в рномъ св т ту пли другую сторону народной жизни (фигуры разныхъ итальяиокъ М. Скоттп п Н. Гпхобразова, іТурчанка въ бан » С. Деладвоза, «Крестьяика, ставящая св чу передъ образомъ» Г. Мпхайлова, «Поц луй» . Моллера п т. д.). Между т мъ, въ русскомъ обществ уже зр ли паціональныя идеп п вознпкали стремлеиія, охватившія его въ пачал царствованія Александра II ц нашедшія себ осуществленіе въ велнкпхъ реформахъ этой эпохи. Литература, какъ в рное зеркало обществеинаго настроенія, уже отражала въ ссб этп идеи u стрелленія, тогда какъ изобразптельиыя искусства еще оставались равнодушньшп къ нпмъ. Первый пзъ художішковъ, кто откликнулся на обществеиные вопросы, затрогиваемы ліітературою, былъ П. Федотовъ—скор е диллетаитъ, ч мъ настоящій жнвоансецъ, произведшій лпшь н сколько картннъ, но явившійся въ нпхъ, равно какъ іі въ своихъ рисункахъ, тонкнмъ наблюдат лемъ и остроумнымъ сатирииомъ, рельефію выставляющішъ на видъ грустныя пли см шііыя чсрты современной отечественной лспзнп., Одііако путь, открытый для жанрнстовъ Федотовымъ, н которое время оставался пустымъ—дот хъ поръ, покаР., отрезвленная неудачею крымской каічпаніп, ие иробудплась отъ саиодовольнаго усыплеііія и, иодъ скипетромъ царя-Освободпт ля, не двииулась къ всестороннему прогрессу. Лишь только въ русскомъ обществ оживилось національное чувство, проснулось сознаніе собствениыхъ достошіствъ п недостатковъ, закип ла работа надъ обиовленіемъ жпзіюннаго строя п все это стало выражаться въ лнтератур , получнвшей п которую свободу, 669 живоішсь, уже подготовленная къ тому Федотовымъ, пустилась звучво вторнть голосу об-, ідественнаго мп нія п печатп. Поднпмалц-лп оіш вопросы о положеніп крестьянъ ІІ меньшііхъ братій, о несостоятельности прсжнпхъ адлинистративныхъ порядковъ, о сословныхъ порокахъ, объ пскорененіи въ народ аьянства, о необходимостп широкаго расиространснія въ немъ грамотности и т. п.,—иа все это немедленно откликивалась кисть нашпхъ живоиисцевъ, то ограничпваясь прямою иллюстраціею лнтературныхъ произведоиій, то пзобр тая свои сюжеты подъ вліяніемъ нав янныхъ имп мыслей и впечатл ній. Такимъ образомъ, русскій жанръ принялъ публиціістпческій характеръ и, вм ст съ т мъ, предался полпому реализму, безъ котораго его ц ль— облнченіе п исаравлені соціальныхъ недостатковъ—была бы недостпжима. Увлекаясь этою ц лыо, болыпинство нов йшпхъ жаиристовъ пренебрегало изображеніемъ отрадиыхъ явленій, которыя, прн всей неприглядности народной руссиой жизни, все-таки нер дки въ ной. Стараніе д йствовать болып на умъ, ч мъ на чувство зрителя, слпшкоиъ арямая пропов дь морали въ ущербъ художественному впсчатл нію, тенденціозность, пересоленныіі сарказмъ или юморъ, составляюгь недостаткп, общіе шіогочисленвьшъ художникамъ, трудившимся въ указаннОіЧъ нааравленіи. ПоощряеіЧые іштересом* съ которымъ публика встр чала ихъ иропзвЛшп, онп продолжали ндтп по тому же п^Я Вща, когда вопросы, волновавші общесИВь періодъ государствонныхъ реформъ, ут^или прежне значеніе. Обличптельыый п тенденціозный хараістеръ бытовая жпвопись особенно упорно сохраняла въ групп артистовъ, образовавшихъ въ 1872 г. товаріщество передвижыыхъ художественныхъ выставокъ или прнмкнувшихъ къ нему впосл дствіп. Наибол е выдающіеся жанристы этой группы — бар. М. П. Клодтъ, Г. Мясо довъ. К.. Савицкій, И. Пряішшішковъ, Н. Нирревъ, В. Макспмовъ, В. Маковскій, И. Р ипнъ, И. Ярошенко и высокодаровитый В. Перовъ. Изъ бытовыхъ жпвошісцеиъ, неврипадлежавІІІІІХЪ къ назваяному товарищоству, зас.іужпваютъ быть упомянутымп И. Соколоі ь, К. Трутовскій, В. Яісобій, Ф. Журавлевъ, А. Корзухпнъ и А. Волковъ. Въ посл дне время, «идейныя» жаировыя картины сталп всс р ж п р же являться на выставкп; да и вообще бытовая живоппсь перестала быть отраслыо, уссрдно возд лываемою въ пашемъ пскусств ; ее выт сиіілъ пзъ него пойзажъ.Баталическій родъ живописи, близко сопріікасающійся теперь съ жанромъ, въ прежнее время стояль отд льно отъ него. Подходя съ одной стороны къ пейзажу, а съ другой къ псторической жпвописи, онъ подчинялся т мъ же условіямъ, какъ и они. Вь картнпахъ этого рода, м -то д йствія, воздухъ п осв іденіе пзображалпсь съ соолюденіемъ т хъ же правилъ красоты линій п распред леііія св тлмхъ п тем.іыхъ пятепъ. какія былп установлены тогда для ландшафтовъ; отъ фпгуръ выведенныхъ на сцеиу дюдей п жпвотпыхъ требовались академическая
Стр.5