УДК 339.5+338(100)+341
ББК 65.5+65.428+67.412
П81
В. Агроскин, М. Горбань, Ф. Зуев, А. Каптерев, А. Куряев, С. Лузан,
В. Новиков, П. Серебрянников, Е. Шарипова
Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива и общая редакция А. Левенчук
Рецензенты:
Э. Э. Батизи — доктор экономических наук, зав. кафедрой
«Управление внешнеэкономической деятельностью»
Государственного
университета управления
В. П. Гутник — доктор экономических наук, заведующий
Центром европейских исследований ИМЭМО РАН
П81 Промышленная политика и международные отношения :
в 2 кн. Кн. 2. Международные отношения / под общ. ред.
А. И. Левенчука. — 2-е изд., эл. — Москва ; Челябинск : Социум,
2020. — 1 файл pdf : 421 с. — Систем. требования:
Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". —
Текст : электронный.
ISBN 978-5-91603-639-9
ISBN 978-5-91603-641-1 (Кн. 2)
Во второй книге анализируются современные тенденции постепенной
передачи регулятивных полномочий, традиционно относимых к
сфере государственного суверенитета, в ведение наднациональных
регулирующих органов в области антимонопольного регулирования,
исключительных прав, защиты окружающей среды. Отдельная статья
посвящена эволюции, принципам функционирования и кризису современной
системы межгосударственных отношений, начиная с Вестфальского
мира 1648 г. и до наших дней, что необходимо для понимания
сложившейся сегодня международной ситуации и прогнозирования
тенденций ее развития.
УДК 339.5+338(100)+341
ББК 65.5+65.428+67.412
Электронное издание на основе печатного издания: Промышленная
политика и международные отношения : в 2 кн. Кн. 2. Международные
отношения / под общ. ред. А. И. Левенчука — Челябинск : Социум, 2005. —
371 с. — ISBN 5-901901-41-Х. — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе
требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-91603-639-9
ISBN 978-5-91603-641-1 (Кн. 2)
© TechInvestLab.com,
2005
Стр.3
Оглавление
Книга I
КУЗНЕЦОВ Ю. Промышленная политика и международные
отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
Ч АСТ Ь I
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
КУРЯЕВ А. Международная торговля: теория и политика . . . . . . . . . . 17
КУРЯЕВ А. Кризис системы ГАТТ/ВТО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
СЕРЕБРЯННИКОВ П. Международная торговля на рынках услуг . . . . . 163
АГРОСКИН В., ШАРИПОВА Е. Международный рынок нефти и
российская нефть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
КУРЯЕВ А. Сахарный режим в таможенной зоне . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
ГОРБАНЬ М. Обзор российского экспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
Книга II
Ч АСТ Ь II
ПРОБЛЕМЫ СУВЕРЕНИТЕТА, ВОЙНЫ И МИРА
НОВИКОВ В. Управление суверенитетом в интересах граждан . . . . . . 365
СЕРЕБРЯННИКОВ П. Военная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
Ч АСТ Ь III
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА
ЛУЗАН С., НОВИКОВ В. Антимонопольное законодательство
и международная торговля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 489
КАПТЕРЕВ А. Международный энвайронментализм . . . . . . . . . . . . . . . 555
ЗУЕВ Ф. Международные отношения в области исключительных
прав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 653
МИГРАЦИЯ И КУЛЬТУРНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ
Ч АСТ Ь IV
ХОППЕ Г.-Г. Свободная торговля и ограниченная иммиграция . . . . . . 681
КАПТЕРЕВ А. Культурная эволюция и межстрановые
заимствования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 699
Стр.4
Соде рж ан ие
второй книги
ЧАСТЬ II. ПРОБЛЕМЫ СУВЕРЕНИТЕТА,
ВОЙНЫ И МИРА
ЛУЗАН С., НОВИКОВ В. УПРАВЛЕНИЕ СУВЕРЕНИТЕТОМ В ИНТЕРЕСАХ
ГРАЖДАН
1. Введение: проблема субъекта во внешней и внутренней
политике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Управление суверенитетом: пролог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
365
367
2.1. Государственный суверенитет как форма юрисдикции . . . . . . . 367
2.2. Ограниченный характер суверенитета . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3. Конкурирующие формы юрисдикций . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.4. Принципы управления суверенитетом . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Управление отдельными суверенными полномочиями:
проблемы конкуренции и сотрудничества в отношениях
государств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Огранизация правосудия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
369
371
374
376
376
3.1.1. Государственные и контрактные юрисдикции . . . . . . . 377
3.1.2. Сотрудничество правоохранительных органов . . . . . . . 380
3.1.3. «Правосудие без границ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Внешняя торговля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Внутригосударственное экономическое регулирование . . . . . . . 393
3.3.1. Правовой статус международных договоров
в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
394
3.3.2. Высокая степень сохранения суверенитета . . . . . . . . . 397
3.3.3. Высокая степень ограничения суверенитета:
случай ЕС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.4. Денежная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
398
407
382
384
3.2.1. Многосторонняя свободная торговля . . . . . . . . . . . . . . 385
3.2.2. Односторонняя свободная торговля . . . . . . . . . . . . . . 388
Стр.5
СЕРЕБРЯННИКОВ П. ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Современное международное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Суверенитет и ядерное оружие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Войны Нового времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Войны первого поколения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Войны второго поколения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Войны третьего поколения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.4. Войны четвертого поколения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Вооруженные силы и принципы их комплектации . . . . . . . . . . . . . .
4.1. Наемные армии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.2. Призывная армия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.3. Ополчение, или милиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Причины войн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.1. Правовые поводы к войнам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.2. Реальные причины войн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Экономика войны и военного строительства . . . . . . . . . . . . . . . . .
7. «Окно Бастиа», или военное строительство как стимулятор
экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8. ВПК и протекционистская политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
423
429
432
433
434
434
436
440
445
445
448
450
452
454
456
465
468
473
9. Мобилизационные мощности на частных предприятиях . . . . . . . . . 475
10. Государственные предприятия ВПК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
478
486
11. Интервенционистская защита отраслей двойного назначения . . . . 479
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ЧАСТЬ III. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
И ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА
ЛУЗАН С., НОВИКОВ В. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
1. Антимонопольное регулирование и свобода торговли: проблемы
соотношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
489
496
501
502
502
2. АМЗ как фактор уменьшения конкурентоспосбности страны . . . . . 496
2.1. АМЗ и «группы особых интересов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. АМЗ в условиях рсота международной торговли . . . . . . . . . .
2.2.1. Ограничения на расширение фирм . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2.2. Ограничения на слияния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2.3. Ораничения на расширение мощностей . . . . . . . . . . . . 505
2.2.4. Процедуры слияния и мировой опыт . . . . . . . . . . . . . .
2.2.5. Ограничения на расширения фирм: выводы . . . . . . . . . 507
2.3. Антимонопольное законодательство как фактор уменьшения
национальной конкурентоспособности: выводы . . . . . . . . . . . . 520
522
vi
506
Стр.6
3. Антимонопольное регулирование глобальной инфраструктуры:
случай с особо тяжкими последствиями . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Глобальная инфраструктура и мировая торговля . . . . . . . . . . 522
3.2. Практика регулирования инфрастуктурных отарслей . . . . . . . 523
3.3. Последствия антимонопольного регулирования отраслей
инфраструктуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
522
4. АМЗ и глобальная инфраструктура: выводы . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.1. Использование АМЗ для защиты рынков от международной
конкуренции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.1.1. Антидемпинговые меры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.1.2. Нормы о слияниях и поглощениях . . . . . . . . . . . . . . . .
4.1.3. нормы об «эксклюзивном дилерстве» . . . . . . . . . . . . . .
5. «Импорт» антимонопольного законодательства . . . . . . . . . . . . . . .
5.1. Национальная и международная бюрократия . . . . . . . . . . . . .
5.1.1. Европейский союз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.1.2. ВТО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.1.3. Международная конкурентная сеть . . . . . . . . . . . . . .
5.1.4. ОЭСР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.1.5. ЮНКТАД . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.1.6. МВФ и Всемирный банк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.1.7. АТЭС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.1.8. Общественные силы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. «Импорт АМЗ»: выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
525
529
530
530
542
543
4.1.5. Нормы о монополистическом ценообразовании . . . . . . . 544
4.1.6. Использование АМЗ для защиты рынков от
международной конкуренции: выводы . . . . . . . . . . . . .
545
545
546
546
547
550
550
550
551
551
552
554
КАПТЕРЕВ А. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Идеология энвайронментализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Экономический ответ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Проблема регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Проблема ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3. Проблема загрязнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.4. проблема актуальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Методология энвайронментализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. «Принцип предосторожности» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Концепция «устойчивого развития» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Международные организации и энвайронментализм . . . . . . . . . . .
4.1. Программа по защите окружающей среды ООН . . . . . . . . . . .
4.2. Неправительственные организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.3. Greenpeace . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
vii
555
560
562
562
563
565
568
569
569
573
576
576
577
579
Стр.7
5. Экологические проблемы и пути их решения . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.1. Исчерпание природных ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.2. «Озоновая дыра» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.3.2. Чем это грозит? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
582
582
588
5.3. «Парниковый эффект» и «глобльное потепление» . . . . . . . . . 593
5.3.1. Что такое «глобальное потепление»?
594
594
5.3.3. Каковы прогнозы изменения температуры? . . . . . . . . . 595
5.3.4. Есть ли альтернативы теории? . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.3.5. Какие предлагаются решения? . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Киотский протокол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.1. Что такое Киотский протокол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.2. Каковы последствия? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.3. Какова роль России? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7. Загрязнение воздуха и воды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7.1. Пример США: сначала богатство — потом чистота . . . . . . . . .
7.2. Решение проблемы трансграничного загрязнения . . . . . . . . . . 613
8. Ядерная энергетика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
596
600
601
601
603
605
608
609
616
624
8.1. Безопасность реакторов — Чернобыльский инцидент . . . . . . . 619
8.2. Экономические аспекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8.3. Радиоактивные отходы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8.4. Проблемы консервации реакторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8.5. Проблема ядерного оружия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8.6. Проблема «отвлечения средств» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9. Трансгенные продукты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9.1. «Опасности» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9.2. Национальное регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10. Консервация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10.1. Масштабы опасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10.2. Философия консервации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10.3. Консервационные решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ЗУЕВ Ф. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ
Вступление. Предмет обсуждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. DMCA-образие: от монопольных прав к приватизации
суверенитета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Истрия международной охраны исключительных прав . . . . . . . . . .
5. Международные и национальные организации, связанные
с исключительными правами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Заключение международных договоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
653
1. Внутри и внешнеэкономический смысл исключительных прав . . . . . 657
2. Потери от исключительных прав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
660
662
665
668
674
7. Контроль за исполнением конвенций об исключительных правах . . . 676
626
629
630
630
631
634
637
638
641
642
644
649
viii
Стр.8
Часть IV. МИГРАЦИЯ И КУЛЬТУРНЫЕ
ЗАИМСТВОВАНИЯ
ХОППЕ Г.-Г. СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ОГРАНИЧЕННАЯ ИММИГРАЦИЯ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Аргументы в пользу свободной торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Торговля и иммиграция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. «Открытые границы», нежелательное вторжение и
принудительная интеграция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Анархо-капиталистическая модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Коррекция и предотвращение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
681
682
684
686
690
694
697
КАПТЕРЕВ А. КУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ И МЕЖСТРАНОВЫЕ
ЗАИМСТВОВАНИЯ
699
701
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Теория культуры: культура и/или наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Культура как система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Особая роль законодательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2.1. Идеологизация законодательства . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2.2. Критерии отбора образцов для заимствования . . . . . . 714
1.3. Эволюционная парадигма — отбор идей . . . . . . . . . . . . . . . .
1.4. Споры вокруг теорий социальной эволюции . . . . . . . . . . . . .
1.4.1. Критика со стороны постмодернизма . . . . . . . . . . . . .
1.4.2. Критика со стороны экономистов . . . . . . . . . . . . . . .
1.4.3. Конструктивный постмодернизм и эволюция . . . . . . . . 722
1.4.4. Эволюция глубинных ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.4.5. ПервоДиректива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Культурные заимствования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Культурная диффузия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
705
709
712
716
718
719
721
723
729
729
731
2.2. Целенаправленные культурные заимствования . . . . . . . . . . . . 732
3. Теории модернизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Уровни модернизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Органическая модернизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Национальное сознание и ценности модернити . . . . . . . . . . . . . .
4.1. Пример Ирана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.2. Общественное устройство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
733
735
737
738
740
741
4.2.1. Эволюция госаппарата и общества . . . . . . . . . . . . . . . 743
4.3. Коллективность/индивидуальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.4. Частная собственность, свобода предпринимательства . . . . . . . 747
4.5. Секуляризация общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.6. Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Культурная экспансия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ix
745
749
753
754
Стр.9
5.1. Средства массовой информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.2. Ценностная экспансия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.2.1. «Права человека» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.3. Миссионерство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.4. Гармонизация законодательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.5. Система образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Культурный протекционизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
756
758
758
761
765
767
768
771
x
Стр.10