Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Промышленная политика и международные отношения : в 2 кн. Кн. 1. Международная торговля (1485,00 руб.)

0   0
АвторыЛевенчук А. И.
ИздательствоМ.: Социум
Страниц371
ID799999
АннотацияВ первой книге всесторонне рассмотрены основные аспекты международной торговли. Показано, что экономическая теория рекомендует строить внешнеторговую политику на принципах свободы торговли. Анализ причин кризиса системы регулируемой международной торговли (ГАТТ/ВТО) привел к выводу, что эта система оказалась в тупике по вине развитых стран. Рассмотрен международный рынок услуг и возможности его регулирования, рынок нефти, а также эволюция протекционистской защиты сахарного рынка России.
ISBN978-5-91603-640-4
УДК339.5+338(100)+341
ББК65.5+65.428+67.412
Промышленная политика и международные отношения : в 2 кн. Кн. 1. Международная торговля / ред. А. И. Левенчук .— 2-е изд., эл. — Москва : Социум, 2020 .— 371 с. — Москва ; Челябинск : Социум, 2020. — 1 файл pdf : 371 с. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный. — ISBN 978-5-91603-640-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/799999 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Промышленная_политика_и_международные_отношения._Кн_.1.pdf
УДК339.5+338(100)+341 ББК 65.5+65.428+67.412 П81 В. Агроскин, М. Горбань, Ф. Зуев, А. Каптерев, А. Куряев, С. Лузан, В. Новиков, П. Серебрянников, Е. Шарипова Авторский коллектив: Руководитель авторского коллектива и общая редакция А. Левенчук Рецензенты: Э. Э. Батизи — доктор экономических наук, зав. кафедрой «Управление внешнеэкономической деятельностью» Государственного университета управления В. П. Гутник — доктор экономических наук, заведующий Центром европейских исследований ИМЭМО РАН П81 Промышленная политика и международные отношения : в 2 кн. Кн. 1. Международная торговля / под общ. ред. А. И. Левенчука. — 2-е изд., эл. — Москва ; Челябинск : Социум, 2020. — 1 файл pdf : 371 с. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный. ISBN 978-5-91603-639-9 ISBN 978-5-91603-640-4 (Кн. 1) В первой книге всесторонне рассмотрены основные аспекты международной торговли. Показано, что экономическая теория рекомендует строить внешнеторговую политику на принципах свободы торговли. Анализ причин кризиса системы регулируемой международной торговли (ГАТТ/ВТО) привел к выводу, что эта система оказалась в тупике по вине развитых стран. Рассмотрен международный рынок услуг и возможности его регулирования, рынок нефти, а также эволюция протекционистской защиты сахарного рынка России. УДК 339.5+338(100)+341 ББК 65.5+65.428+67.412 Электронное издание на основе печатного издания: Промышленная политика и международные отношения : в 2 кн. Кн. 1. Международная торговля / под общ. ред. А. И. Левенчука — Челябинск : Социум, 2005. — 371 с. — ISBN 5-901901-40-1. — Текст : непосредственный. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-91603-639-9 ISBN 978-5-91603-640-4 (Кн. 1) © TechInvestLab.com, 2005
Стр.3
Оглавление Книга I КУЗНЕЦОВ Ю. Промышленная политика и международные отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 Ч АСТ Ь I МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ КУРЯЕВ А. Международная торговля: теория и политика . . . . . . . . . . 17 КУРЯЕВ А. Кризис системы ГАТТ/ВТО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 СЕРЕБРЯННИКОВ П. Международная торговля на рынках услуг . . . . . 163 АГРОСКИН В., ШАРИПОВА Е. Международный рынок нефти и российская нефть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207 КУРЯЕВ А. Сахарный режим в таможенной зоне . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245 ГОРБАНЬ М. Обзор российского экспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307 Книга II Ч АСТ Ь II ПРОБЛЕМЫ СУВЕРЕНИТЕТА, ВОЙНЫ И МИРА НОВИКОВ В. Управление суверенитетом в интересах граждан . . . . . . 365 СЕРЕБРЯННИКОВ П. Военная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423 Ч АСТ Ь III МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ЛУЗАН С., НОВИКОВ В. Антимонопольное законодательство и международная торговля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 489 КАПТЕРЕВ А. Международный энвайронментализм . . . . . . . . . . . . . . . 555 ЗУЕВ Ф. Международные отношения в области исключительных прав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 653 МИГРАЦИЯ И КУЛЬТУРНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ Ч АСТ Ь IV ХОППЕ Г.-Г. Свободная торговля и ограниченная иммиграция . . . . . . 681 КАПТЕРЕВ А. Культурная эволюция и межстрановые заимствования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 699
Стр.4
Соде рж ан ие первой кни г и КУЗНЕЦОВ Ю. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1. Что такое промышленная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2. Средства промышленной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3. Опыт применения промышленной политики современными государствами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4. О работах, представленных в сборнике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ЧАСТЬ I. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ КУРЯЕВ А. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ: ТЕОРИЯ И ПОЛИТИКА 1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2. Экономический анализ международной торговли, инвестиций и миграции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.1. Автаркия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 24 26 2.2. Торговля товарами при немобильности труда и капитала . . . . . 32 2.3. Торговля товарами и иностранные инвестиции при немобильности труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 2.3.1. Экономические последствия ограничения миграции . . . . 37 2.3.2. Политические последствия ограничения миграции . . . . 39 2.3.3. Экономические и политические последствия иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 2.4. Свободное перемещение товаров, труда и капитала между странами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.3.4. Политические причины ограничения миграции . . . . . . . 42 45 3. Принципы анализа ограничений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.1. Что видно и чего не видно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.2. Краткосрочные и долгосрочные последствия . . . . . . . . . . . . . 4. Ограничение: экономический, политический и этический анализ 4.1. Действие протекционистской пошлины . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.2. Политэкономия ограничения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.3. Отмена ограничений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.4. Протекционизм с точки зрения справедливости . . . . . . . . . . . . 5. Наиболее популярные предлоги протекционизма в России . . . . . . . 5.1. Защита молодых отраслей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.2. Софизм доминирования посредством промышленного 46 46 47 51 51 52 58 61 64 64 1 5 10 13
Стр.5
превосходства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.3. Демпингм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.4. Протекционизм, компенсирующий неблагоприятный торговый климат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6. Внешнеторговые стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.1. Импортозамещение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.2. Экспортная ориентация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.3. Односторонняя свобода торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . КУРЯЕВ А. КРИЗИС СИСТЕМЫ ГАТТ/ВТО 1. История формирования современной системы регулируемой торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.1. Тариф Смута—Хоули — memento mori международной торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.2. Роль США в формировании послевоенной системы регулируемой международной торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.3. Итоги функционирования ГАТТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.3.1. История ГАТТ: замена тарифного протекционизма нетарифным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.3.2. Размывание принципов ГАТТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.4. ВТО: Неуслышанное пророчество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2. Итоги первого 10-летия: протекционизм в рамках ВТО достиг рекордного уровня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.1. Антидемпинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2. Компенсационные пошлины (в ответ на субсидирование экспорта) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.3. Защитные меры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4. Противоречия между развитыми и развивающимися странами неразрешимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.1. Пиковые тарифы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 86 89 94 94 98 99 100 101 102 103 2.4. Количество споров в рамках ВТО превысило 300 . . . . . . . . . . 103 3. Фиаско в Канкуне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 113 113 121 4.2. Адвалорные, специфические и комбинированные пошлины . . . 116 4.3. Эскалация тарифов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.4. Тарифные квоты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.5. Субсидирование проиводства и экспорта . . . . . . . . . . . . . . . . 4.5.1. Сельскохозяйственные субсидии в ЕС . . . . . . . . . . . . . 4.5.2. Сельскохозяйственные субсидии в США . . . . . . . . . . . 4.6. Технические и административные барьеры . . . . . . . . . . . . . . . 4.6.1. Технические барьеры в США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.6.2. Технические барьеры в ЕС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.7. Сельское хозяйство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.8.1. Постоянный протекционизм на основе временных соглашений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 126 129 130 132 134 136 140 144 4.8.2. Квотирование импорта текстиля и одежды в США . . . 147 4.8.3. Искажение международной торговли текстилем и одеждой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 vi 66 69 71 74 74 77 78
Стр.6
4.9. Системы преференций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.9.1. Торговые преференции со стороны США . . . . . . . . . . . . . . 4.9.2. Торговые преференции со стороны ЕС . . . . . . . . . . . . . . . . 5. Жульничество за столом переговоров и после . . . . . . . . . . . . . . . . 5.1. Снижение тарифов в среднем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 151 152 154 154 5.2. Адвалорные эквиваленты специфических ставок . . . . . . . . . . 155 5.3. Усиление степени эскалации тарифов в развитых странах . . . . 155 5.4. «Грязная» тарификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.6. Поэтапная ликвидация льгот на текстиль и одежду . . . . . . . . 158 5.7. Преференции без льгот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6. Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 СЕРЕБРЯННИКОВ П. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ НА РЫНКАХ УСЛУГ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 160 163 168 174 176 182 183 184 189 192 193 193 201 1. Определение услуги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2. Регулирование рынка услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.1. Регулирование внутреннего рынка услуг . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2. Регулирование международного рынка услуг . . . . . . . . . . . . . 2.2.1. Потребление за границей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2.2. Присутствие реальных людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2.3. «Утечка мозгов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2.4. Коммерческое присутствие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2.5. Оффшорные услуги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2.6. Финансовые и юридические услуги . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2.7. Оффшорные информационные услуги . . . . . . . . . . . . . . 196 3. Дополнение. Оффшорные информационные услуги и интеллектуальная собственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . АГРОСКИН В., ШАРИПОВА Е. МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК НЕФТИ И РОССИЙСКАЯ НЕФТЬ 1. Теории международной торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2. Практика международной торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3. Сырьевая ориентация российской экономики . . . . . . . . . . . . . . . . 4. Мировой рынок нефти — спрос и предложение . . . . . . . . . . . . . . . 5. «Голландская болезнь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6. Рецепты лечения «болезни» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7. Особенности протекания «голландской болезни» . . . . . . . . . . . . . . 7.1. Ангола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.2. Судан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.3. Демократическая республика Конго . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.4. Нигерия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.5. Саудовская Аравия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8. ОПЕК: история создания, механизмы деятельности . . . . . . . . . . . . . 9. Развитие конкуренции на нефтяном рынке . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10. История цен на нефть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . vii 207 211 213 216 220 223 224 225 225 225 226 226 227 229 232
Стр.7
11. Положение в Саудовской Аравии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12. Интересы развитых экономик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13. Выводы для России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . КУРЯЕВ А. САХАРНЫЙ РЕЖИМ В ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЕ 1. Вступление, или Что общего между лягушкой и российским потребителем? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2. Начало, или Обыкновенный лоббизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3. Что делать, или В России слишком много сахара . . . . . . . . . . . . . . 3.1. Квоты нас спасут . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.2. История квот начинается . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.3. Демарш диссидентов: скандал № 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.4. Отделение агнцев от козлищ: скандал № 2 . . . . . . . . . . . . . . 4. Аукцион-2000, или первый блин комом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.2. За что боролись . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.3. На что напоролись . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245 248 251 251 267 268 271 275 277 277 4.4. Что в действительности продавало правительсво . . . . . . . . . . 278 4.5. Что, по мнению участников аукциона, они покупали . . . . . . . . 4.6. Что получилось: скандар № 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.7. Тарифное окно: скандал № 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5. Déjà vu, или Воспоминание о будущем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6. Аукцион-2001: скандал № 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6а. Скандал № 6: corruption? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278 279 281 283 284 288 7. Чистая победа, или Постановление правительства № 622 . . . . . . . . 291 8. Что дальше, или Аппетит приходит во время еды . . . . . . . . . . . . . . 9. Историческое приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9.1. Сахарный демпинг в XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9.2. Сахар: производить или потреблять . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ГОРБАНЬ М. ОБЗОР РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.1.1. Законодательство, регулирующее торговые отношения с Россией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.1.2. Общие торговые барьеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.1.3. Барьеры на рынке стали . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 296 296 303 307 309 309 312 312 1.1.4. Антидемпинговое законодательство . . . . . . . . . . . . . . 313 1.1.5. Энергодиалог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.2. Япония . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.2.1. Тарифы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.3. Китай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.3.1. Структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.3.2. Проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.3.3. Антидемпинговые меры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . viii 315 316 316 319 319 319 320 237 240 241 1. Страны—получатели российской экспортной продукции . . . . . . . . 309 1.1. США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Стр.8
1.4. ЕС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.4.1. Расширение ЕС на Восток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.5. Германия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.6. СНГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.7. Белоруссия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.7.1. Особенности торговли с Россией . . . . . . . . . . . . . . . . 1.8. Украина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.8.1. Особенности торговли с Россией . . . . . . . . . . . . . . . . 2. Краткий обзор экспортных отраслей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.1. Нефть и газ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.1.1. Нефть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.1.2. Газ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2. Металлургия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2.1. Сталь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2.4. Продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.3. Химическая промышленность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.3.1. Минеральные удобрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.3.2. Полимеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.4. Уголь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.5. Электроэнергия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320 323 323 323 326 326 327 329 331 333 333 335 338 338 2.2.2. Проблема протекционизма и доступа на рынки . . . . . . 340 2.2.3. Алюминий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342 342 347 347 350 353 355 355 Приложение. Системы государственной поддержки экспорта . . . . . . 359 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361 ix
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ