Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Горизонты транспорта. Эффективная транспортная политика (1980,00 руб.)

0   0
АвторыЭкспертный совет Комитета Совета Федерации по промышленной политике
ИздательствоМ.: Социум
Страниц671
ID799998
АннотацияВ сборнике статей, написанных экспертами Комитета Совета Федерации по промышленной политике, комплексно анализируется зарубежный опыт организации государственного регулирования всех видов транспорта: железнодорожного, авиационного, автомобильного, водного. Сравниваются результаты государственного регулирования и либерализации в различных транспортных отраслях. Особое внимание уделено вопросам безопасности, экологии, организации движения, трудовым отношениям. Сформулированы принципы эффективной транспортной политики государства.
ISBN978-5-91603-637-4
УДК351.81:656
ББК67.401+39
Горизонты транспорта. Эффективная транспортная политика / Экспертный совет Комитета Совета Федерации по промышленной политике .— 2-е изд., эл. — Москва : Социум, 2020 .— 671 с. — Москва ; Челябинск : Социум, 2020. — 1 файл pdf : 671 с. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный. — ISBN 978-5-91603-637-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/799998 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Горизонты_транспорта._Эффективная_транспортная_политика.pdf
Стр.3
Стр.659
Стр.660
Стр.661
Стр.662
Стр.663
Стр.664
Стр.665
Стр.666
Стр.667
Стр.668
Стр.669
Стр.670
Горизонты_транспорта._Эффективная_транспортная_политика.pdf
УДК 351.81:656 ББК 67.401+39 Г69 Г69 Горизонты транспорта. Эффективная транспортная политика / Экспертный совет Комитета Совета Федерации по промышленной политике ; TechInvestLab.com. — 2-е изд., эл. — Москва ; Челябинск : Социум, 2020. — 1 файл pdf : 671 с. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный. ISBN 978-5-91603-637-4 В сборнике статей, написанных экспертами Комитета Совета Федерации по промышленной политике, комплексно анализируется зарубежный опыт организации государственного регулирования всех видов транспорта: железнодорожного, авиационного, автомобильного, водного. Сравниваются результаты государственного регулирования и либерализации в различных транспортных отраслях. Особое внимание уделено вопросам безопасности, экологии, организации движения, трудовым отношениям. Сформулированы принципы эффективной транспортной политики государства. УДК 351.81:656 ББК 67.401+39 Электронное издание на основе печатного издания: Горизонты транспорта. Эффективная транспортная политика / Экспертный совет Комитета Совета Федерации по промышленной политике ; TechInvestLab.com. — Челябинск : Социум, 2004. — 673 с. — ISBN 5-901901-21-5. — Текст : непосредственный. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-91603-637-4 © TechInvestLab.com
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ КУЗНЕЦОВ Ю. ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 1 3 4 4. ЦЕЛЕВОЕ СОСТОЯНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 4.1. Основные характеристики целевого состояния: свободный рынок транспортных услуг в рамках правового государства . . . . . . . . . . . . 9 4.2. Основные отличия целевого состояния от нынешней ситуации . . . . 10 4.3. Особенности функционирования отдельных рынков в целевом состоянии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 4.3.1. Автомобильные дороги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 4.3.2. Рынки прав пользования пространством для движения и рынки пропускной способности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 4.3.3. Рынки участков пространства для размещения отходов и экологическое воздействие транспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 4.4. Роль и функции государства в целевом состоянии . . . . . . . . . . . . . . . 13 4.4.1. Принципы государственного регулирования . . . . . . . . . . . . . . 13 4.4.2. Функции государства в отношении транспортной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 16 4.4.3. Финансовые отношения государства с транспортной системой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.4.4. Гражданско-правовое регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 4.4.5. Техническое регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 4.4.6. Функции государства в сфере организации движения . . . . . . 18 4.4.7. Транспортные объекты оборонного и двойного назначения . 19 4.4.8. Антитеррористическая защита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 4.4.9. Единый орган государственного регулирования транспорта 20 4.4.10. Государственные надзорные органы (инспекции) . . . . . . . . . 20 5. МЕРЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 5.1. Меры общего характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 5.2. особенности реструктуризации «бесплатной» инфраструктуры . . . 24 ЛЕВЕНЧУК А. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 1.1. Терминология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 1.2. Путаница в базовых понятиях организации движения . . . . . . . . . . . . 29 1.3. Единая система перевозок как единая система организации движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 1.3.1. Система перевозок или транспортная система?. . . . . . . . . . 31 1.3.2. Принципы единства транспортной системы . . . . . . . . . . . . . 32 Эффективная транспортная политика vii
Стр.659
1.3.3. Государственное участие в организации движения . . . . . . . . 32 1.3.4. Разнообразие и случайность принципов организации движения в разных видах транспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 1.3.5. Отношения с военными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 1.4. Организация пространства для движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 1.4.1. Планирование перевозок и создание инфраструктуры . . . . . 39 1.4.2. Мультимодальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 1.4.3. транспортные коридоры и зоны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.5. Разработка правил движения и стандартов инфраструктуры 1.5.1. Составляющие правил движения и стандартов инфраструктуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.5.2. Гармонизация правил отдельных стран: международные организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 45 46 1.4.4. Финансирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 1.4.5. Государственное участие в организации пространства для движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 54 1.5.3. Рынок и стандарты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 1.5.4. Отраслевые консорциумы ассоциации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 1.6. Надзор и контроль за соблюдением правил движения . . . . . . . . . . . . 59 1.7. Управление движением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60 1.7.1. Центральное планирование против взаимокоординации . . . . 60 1.7.2. Гибридные схемы «распределенного управления»: ITS . . . . . . 62 1.7.3. Выгоды от внедрения ITS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 1.7.4. Как создается ITS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 1.7.5. Архитектура Intelligence transportation systems . . . . . . . . . . . . 67 1.7.6. Управление бортами и диспетчирование «по приборам» против ручного управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 1.7.7. Организованные рынки пропускной способности . . . . . . . . . . 74 1.7.8. Новые виды транспорта требуют других режимов управления движением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 ЛЕВЕНЧУК А. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 1. КРИТЕРИЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 2. СПЕЦИФИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 3. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 4. ПУБЛИЧНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 5. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 6. ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА И РЕФОРМЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 КИЗИЛОВ В. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 1. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ-ЗА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 2. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 2.1. Инициаторы либерализации транспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 2.2. Противники либерализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 viii Горизонты транспорта
Стр.660
3. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 3.1. Разрешение создавать новые, нерегулируемые предприятия . . . . . . 96 3.2. Отмена государственных субсидий и льготных кредитов для транспортных предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 3.2. Освобождение тарифов и цен на транспортные услуги . . . . . . . . . . . 98 3.3. Приватизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЯСЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЛИБЕРАЛИЗАЦИЕЙ ТРАНСПОРТА . . 101 4.1. Разорение неэффективных транспортных предприятий . . . . . . . . . . 102 4.2. Недоступность транспортных услуг для местностей и потребителей, ранее имевших льготы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 4.3. Сокращение рабочих мест в либерализуемых отраслях . . . . . . . . . . . 103 5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТА . . . . . . . 104 6. МИРОВЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЮ ТРАНСПОРТА 7. «СВЯЩЕННЫЕ КОРОВЫ» ПРЕДЕЛОВ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 СЕРЕБРЯННИКОВ П. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ О ПОДХОДАХ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 1. ПОСТУЛАТЫ (АКСИОМЫ) ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . 111 1.1. Рациональное действие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 1.2. Чистая логика выбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 1.3. Действие и неполное знание. Риск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 2. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ. ПРАВО И РЫНОК . . . . . . . . . . . . 120 2.1. Обмен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 2.2. Право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 2.3. Собственность и сервитуты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 2.4. Рынок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 2.5. Оценка не подлежащего оценке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 2.6. Стоимость рыночной транзакции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 2.7. Управление транзакционными издержками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 АГРОСКИН В. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ДЕНЬГИ. ДОСТАТОЧНО ЛИ ДЛЯ ПРОЕЗДА КУПИТЬ БИЛЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 1. ПРОБЛЕМА ОПЛАТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 2. КАК СОБИРАТЬ ДЕНЬГИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 3. ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИЗДЕРЖКИ И БЕНЕФИТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 4. СРЕДНИЕ, ПРЕДЕЛЬНЫЕ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 5. ТАРИФЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 6. ШТРАФЫ И СТРАХОВКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 7. РЫНКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 105 106 Эффективная транспортная политика ix
Стр.661
АГРОСКИН В. «О КООПЕРАЦИИ». ТРИ ВОПРОСА О ЧАСТНОГОСУДАРСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ . . . . . . . . . . . . 181 1. НОВЫЙ РЫНОЧНЫЙ ИНСТИТУТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181 2. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИЗМА? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 3. ТАК ВЫ ЗА ИЛИ ПРОТИВ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 НОВИКОВ В. ПРОСТРАНСТВО ДВИЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 1. ПРОСТРАНСТВО ДВИЖЕНИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 2. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ НА ПРОСТРАНСТВО ДВИЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . 195 3. ПРОСТРАНСТВО ДВИЖЕНИЯ КАК КАПИТАЛ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 4. ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ДВИЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 4.1. Наземные и подземные участки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 4.2. Водные и воздушные участки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 ЛЕВЕНЧУК А. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205 1. ТРАНСПОРТНАЯ ЭНЕРГЕТИКА: ЭЛЕКТРОПРИВОД . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205 2. ТРЕБОВАНИЯ К НОВОМУ ВИДУ ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208 3. БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВО: КТО ИЗ НИХ ОБЕСПЕЧИТ НОВЫЙ ТРАНСПОРТ . . . . . . 212 4. УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215 СЕРЕБРЯННИКОВ П. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . 216 1. ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 1.1. Разные понимания «опасности» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 1.2. Управление рисками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218 1.3. О переносе рисков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220 2. «ОЩУЩЕНИЕ ОПАСНОСТИ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 2.1. Субъективная оценка риска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 2.2. Систематическое искажение информации СМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . 225 3. ИСТОЧНИКИ ОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228 3.1. Опасность аварий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228 3.1.1. Причины аварий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229 3.1.2. Человеческий фактор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231 3.1.3. Технические неисправности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232 3.1.4. Природные условия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233 3.2. Опасности терактов и других насильственных действий . . . . . . . . . . 233 3.3. Опасности, создаваемые нормальным функционированием транспортной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235 3.3.1. Экологические опасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235 3.3.2. Эпидемиологические опасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 3.3.3. Контрабанда и проникновение «нежелательных элементов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 3.3.4. Геополитические опасности – военные, экономические и чрезвычайных ситуаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237 4. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237 4.1. Аварии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 x Горизонты транспорта
Стр.662
4.1.1. Принятие рисков аварий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 4.1.2. Избежание рисков аварий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 4.1.3. Предотвращение аварий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 4.1.4. Смягчение последствий аварий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239 4.1.5. Устранение последствий аварий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240 4.2. Терроризм и криминальная активность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240 4.2.1. Принятие рисков преступности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240 4.2.2. Предотвращение рисков преступности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240 4.2.3. Смягчение последствий преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241 4.3. Экологическая опасность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241 4.3.1. Принятие угроз природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241 4.3.2. Предотвращение угроз природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242 4.3.3. Избежание угроз природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 4.4. Эпидемиологическая опасность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 4.4.1. Принятие риска эпидемий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 4.4.2. Предотвращение риска эпидемий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 4.4.3. Избежание риска эпидемий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244 4.5. Геополитические опасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245 5.1. Цена жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245 5.1.1. Методики оценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245 5.1.2. Проблемы и сложности оценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 5.2. Как работает свободный рынок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248 6. ПРЯМОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252 6.1. Техническое регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253 6.2. Недостатки прямого регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 7. СТРАХОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ . . . 259 СЕРЕБРЯННИКОВ П. БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОТРАНСПОРТА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ (СЦЕНАРИЙ БЛИЖАЙШЕГО БУДУЩЕЕ) . . . . . . . . . . . . . . 262 КАПТЕРЕВ А. ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275 1. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275 1.1. Постановка задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279 2.1. Двойное правоприменение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 2.2. Теория эффективной реституции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284 2.3. Теория реституции нематериального ущерба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ТЕНДЕНЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288 3.1. Противодействие насилию, кражам и вандализму . . . . . . . . . . . . . . . 289 3.2. Борьба с терроризмом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292 3.2.1. Превентивные меры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293 3.2.2. Ликвидация последствий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296 3.2.3. Кризисное реагирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298 3.3. Перевозка опасных грузов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299 3.4. Борьба с незаконным проникновением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 Эффективная транспортная политика xi
Стр.663
3.5. Борьба с незаконным оборотом предметов и веществ, подлежащих контролю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 3.6. Борьба с пиратством в открытом море . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301 3.7. Соблюдение правил дорожного движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304 3.8. Лицензирование и сертификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306 4. ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310 КАПТЕРЕВ А. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311 1. ЧТО ТАКОЕ ВООБЩЕ БЕЗОПАСНОСТЬ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311 1.1. Семантика: без-опасность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312 1.2. Безопасность – для кого или чего, от кого и чего? . . . . . . . . . . . . . . . 313 2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РАЗУМ И ОПАСНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314 2.1. Особенности бессознательного восприятия опасности . . . . . . . . . . . 316 2.2. Факторы, определяющие субъективную опасность на транспорте . 319 2.2.1. Скорость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319 2.2.2. Высота–глубина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319 2.2.3. Контроль и понимание происходящего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320 2.2.4. Наличие направляющей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321 2.2.5. Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321 2.3. «Эмоциональный разум» как хранилище страхов . . . . . . . . . . . . . . . 321 2.4. Почему статистика плохо воспринимается и часто искажается . . . . 324 2.4.1. Статистические методы оценки опасности . . . . . . . . . . . . . 325 2.4.2. Смертность на единицу транспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325 2.4.3. Смертность на пройденную милю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326 2.4.4. Смертность на душу населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327 2.4.5. Совокупный риск смертности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328 2.4.6. Риск смерти на одну поездку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328 2.4.7. Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329 2.5. Механизм формирования бессознательных убеждений . . . . . . . . . . . 330 2.5.1. Повторяемость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331 2.5.2. Значимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332 3. МАССОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ И «КАТАСТРОФИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» . . . . . . . . . . 333 3.1. Исторические предпосылки возникновения катастрофизма . . . . . . . 335 3.2. Коллективное бессознательное и массовые страхи . . . . . . . . . . . . . . 337 3.3. Роль СМИ в распространении катастрофизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340 3.4. Использование катастрофизма в политической риторике . . . . . . . . . 343 3.6. Катастрофизм с стратегии мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347 4. КАК СДЕЛАТЬ ВОСПРИЯТИЕ ОПАСНОСТИ БОЛЕЕ АДЕКВАТНЫМ . . . . . . . . . . . . 350 4.1.Принятие риска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351 4.2. Информационное регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351 4.3. «Цена жизни» и эффективность инвестирования в безопасность . . . 352 4.4. Системное восприятие катастроф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353 xii Горизонты транспорта
Стр.664
КИЗИЛОВ В. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355 1. ОШИБКИ ЛЮДЕЙ В УПРАВЛЕНИИ ТРАНСПОРТОМ – ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА АВАРИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355 2. УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДВИЖЕНИЯ . . . . . 357 3. ЗАМЕНА ЧЕЛОВЕКА АВТОМАТАМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359 4. СОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 ЛУЗАН С., НОВИКОВ В. ВОЕННЫЕ И ТРАНСПОРТ . . . . . . . . . . . . . . 366 ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366 1. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК ОБОРОННЫЙ ОБЪЕКТ . . . . . . . . . . . . . 368 2. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК СУБЪЕКТ ОБОРОНЫ . . . . . . . . . . . . . . 370 2.1. Транспортные услуги и армия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370 2.2. Организация движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 374 2.3. Транспортная инфраструктура и мобилизационные требования . . . 379 3. КОСВЕННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381 ЛЕВЕНЧУК А. ТРАНСПОРТ И ЭКОЛОГИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 1. СТРАТЕГИИ «ЗЕЛЕНЫХ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385 1.1. Стратегии «нет транспорта – нет проблемы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387 1.2. Киотское соглашение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389 2. КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕГО ОТЯГОЩЕНИЯ ДОРОЖНЫХ ПРОЕКТОВ . . . . . 391 2.1. «Священный Грааль» «зеленых»: транспорт с нулевым выхлопом . 391 2.2. Самоподдерживающееся развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394 2.3. Экологическая оценка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395 2.4. Контекстнозависимые решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395 2.5. Опережающее создание запасов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396 3. ЭКОНОМИКА ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396 3.1. Теории «зеленых»: экономический мейнстрим . . . . . . . . . . . . . . . . . 396 3.2. Австрийская школа экономики: частная собственность на природу 398 ЛЕВЕНЧУК А. ПРОТЕКЦИОНИЗМ И ТАМОЖНИ . . . . . . . . . . . . . . . 402 1. ПРОТЕКЦИОНИЗМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402 1.1. Организации по борьбе с протекционизмом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405 1.2. Перетоки капитала и валютные ограничения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 408 1.3. Особые товары и услуги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409 2. ТАМОЖНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 410 2.1. Международные и национальные таможенные организации . . . . . . 412 2.2. Сдвиг в главной функции: теперь и физическая безопасность . . . . . 414 2.3. Транзит и транспортные коридоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415 2.4. Бизнес и таможни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416 ЛЕВЕНЧУК А. РЫНОК ТРУДА НА ТРАНСПОРТЕ . . . . . . . . . . . . . . . 417 1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417 2. ДОПУСК К ПРОФЕССИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419 Эффективная транспортная политика xiii
Стр.665
2.1. Лицензирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421 2.2. Страхование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423 2.3. Политкорректность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 424 2.4. Государственные рабочие места . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426 3. ОБУЧЕНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4. ПРОФСОЮЗЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 428 . 427 ЛЕВЕНЧУК А. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ ПО ОСНОВНЫМ ПРОБЛЕМАМ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ СУХОПУТНОГО ТРАНСПОРТА В ЕВРОПЕ . . . . . . . 435 КУРЯЕВ А. РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК В США В 1940–1970-Х ГГ. . . . . . . . . . . . . . . . 442 ГРОМОВ Г. АМЕРИКАНСКИЕ АВТОДОРОГИ: статистика фатальных автопроисшествий, сопоставительный анализ факторов, их определяющих, механизмы норм госрегулирования норм движения и практика их приложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462 ВВЕДЕНИЕ: В ЧЕМ СУТЬ ПРОБЛЕМЫ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ АВТОПРОИСШЕСТВИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 465 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОРОГИ: ЭКОНОМИКА VS. БЕЗОПАСНОСТЬ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 467 3. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ВОДИТЕЛЯ: ДОПУСК К РУЛЮ – ПРАВО ИЛИ ПРИВИЛЕГИЯ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 469 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОРОГИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 471 5. «УБИВАЕТ СКОРОСТЬ»? – КАК РАБОТАЕТ НА ДОРОГЕ ФАКТОР СКОРОСТИ: ЧИСЛО АВАРИЙ VS. ЧИСЛО ПОГИБШИХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472 6. ЧАСТОТА И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ТЯЖЕСТЬ АВТОПРОИСШЕСТВИЙ ПО ШКАЛЕ СКОРОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 473 480 7. «НЕПИСАНЫЙ КОДЕКС» ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВОДИТЕЛЯ И ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ НА МАГИСТРАЛИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8. ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ... ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 486 9. СООТНОШЕНИЯ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ МАГИСТРАЛИ И СРЕДНЕЙ СКОРОСТИ ПОТОКА МАШИН. НЕЛИНЕЙНЫЕ ЭФФЕКТЫ НА МНОГОПОЛОСНОЙ ДОРОГЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 487 10. ВЕДУЩИЕ СИТУАЦИОННО ФАКТОРЫ ФАТАЛЬНЫХ АВТОПРОИСШЕСТВИЙ . . . 488 11. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ВОДИТЕЛИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 495 12. ПЕШЕХОДЫ, ВЕЛОСИПЕДИСТЫ И МОТОЦИКЛИСТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 495 13. МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА ФАТАЛЬНЫХ АВТОПРОИСШЕСТВИЙ . . . . . . . . 503 ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 504 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 510 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ХРОНОЛОГИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 100 ЛЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 513 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СКОРОСТЬ ОСНОВНОГО ПОТОКА МАШИН И НОМИНАЛ ЗНАКА ОГРАНИЧЕНИЯ СКОРОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 515 xiv Горизонты транспорта
Стр.666
КАПТЕРЕВ А. НОВОСТИ МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 521 Российские регионы не готовы передать общественный транспорт частным операторам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 521 Английское правительство ищет железнодорожного инспектора . . . . . . . . 523 Филиппинские перевозчики просят свободы для акционеровнерезидентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 524 Гана собирается приватизировать железные дороги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525 Сколько стоит спасти жизнь на британских дорогах? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 526 Евростар сокращает время поездки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 528 Тайваньская железная дорога отказалась от забастовки . . . . . . . . . . . . . . . . 529 Белый дом не хочет помочь мексиканским грузовикам . . . . . . . . . . . . . . . . 530 В Индии приватизируют аэропорты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 532 В Пенсильвании экспериментируют с цветными точками на дорогах . . . . 534 Кризис общественного транспорта в Австралии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 535 Военные системы для гражданских лайнеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 537 Сингапурский аэропорт снижает сборы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 538 Японским грузовикам приказано притормозить . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 539 Сельский общественный транспорт Великобритании получит субсидии . 541 Преступность на пути общественного транспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 542 «Плата за пробки» для авиакомпаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 544 Ханты-Мансийск устал от убытков на городском пассажирском транспорте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 545 Паромная компания будет судиться с британской таможней . . . . . . . . . . . . 547 Нигерийская железная дорога ждет частных инвесторов . . . . . . . . . . . . . . . 548 Экспортеры Южной Кореи терпят убытки из-за продолжающейся забастовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 550 В Псковской области выгодно иметь платные дороги . . . . . . . . . . . . . . . . . 551 Саудовская Аравия планирует приватизировать систему городского транспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 552 Австралийцы не хотят конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 553 Производители шин тоже хотят измерять давление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 554 В Колорадо начинают охоту на укрывателей номерных знаков . . . . . . . . . 555 Перевозки ядерных отходов в США признаны безопасными . . . . . . . . . . . 557 Самая масштабная остановка транспорта в истории США . . . . . . . . . . . . . 558 Усталость машинистов будут определять по голосу . . . . . . . . . . . . . . . . . . 560 Перевозчики опасных грузов «под колпаком» ФРБ и TSA . . . . . . . . . . . . . 561 Japan Highway Public Corp. на грани банкротства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 562 Honeywell испытывает новую систему предотвращения столкновений . . . 563 В Гонконге планируют Приватизировать международный аэропорт . . . . . 564 Австралийские морские профсоюзы победили правительство руками Верховного суда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 565 В США военные передают диспетчерскую службу гражданским . . . . . . . . 567 Принудительная конкурентоспособность европейских железных дорог . . 568 Контроль давления под давлением «потребителей» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 569 В России вновь заговорили о строительстве платных дорог . . . . . . . . . . . . 572 В Великобритании задумали поставить «черный ящик» в каждый автомобиль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 574 Эффективная транспортная политика xv
Стр.667
В Казахстане начинается приватизация железных дорог . . . . . . . . . . . . . . . 576 В Франции пытаются поправить экологическую ситуацию ограничением скорости движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 578 Город Балаков снова может остаться без транспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . 579 Железнодорожное ведомство предлагает поменять поезда на автобусы . . 580 Центр Лондона разгрузился от автомобилей даже больше плана – не на 20, а на 30% . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 581 Руководство австралийской State Rail не волнует безопасность . . . . . . . . . 582 Вопрос приватизации Amtrack решится до конца сентября . . . . . . . . . . . . . 583 Под угрозой вето Конгресс США смягчает запрет на приватизацию авиадиспетчерских служб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 585 Германия намерена ввести дорожные пошлины для грузовиков . . . . . . . . . 586 Аварии с «Газелями» высасываются из пальца – прямо в «главные новости» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 587 Деприватизация железных дорог Великобритании не оправдала себя . . . . 588 Программа дорожной безопасности для слонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 589 Общественный транспорт? Спасибо, мы лучше посидим в «пробках» . . . 590 Евротуннель снова в убытке. Но налогоплательщики не страдают . . . . . . 591 Приватизация первых 20% Deutsche Bahn начата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 593 Удастся ли остановить легкорельсовый поезд из прошлого? . . . . . . . . . . . . 593 Дороги продолжают быть убийцей номер один в США . . . . . . . . . . . . . . . . 595 Город и трубопровод не поделили регулирование безопасности . . . . . . . . 596 Конкуренция аэропортов в Ирландии. Потребители – за, профсоюзы – против . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 598 Информационное регулирование для безопасности подросткового вождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 599 Жители Калифорнии озабочены загрязнением воздуха, но не винят в этом самих себя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 600 Профсоюзный рефлекс: при любых сокращениях всуе поминать безопасность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 601 Полулиберализация общественного транспорта по-дублински . . . . . . . . . . 602 Коннектикут продает свой транспорт. Чтобы взять его в аренду . . . . . . . . 603 Платность дорог как лекарство от британских транспортных пробок . . . . 604 Канада озаботилась высокотехнологичным отвлечением водителей от дороги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 605 Deutsche Bahn испугалась профсоюзов и уже не увольняет 40 000 человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 605 Сенат США запрещает приватизацию авиадиспетческих служб. Белый дом протестует . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 607 Америка хочет больше природного газа. Или меньше . . . . . . . . . . . . . . . . . 608 Служба безопасности автоперевозок подтверждает возрастной ценз для межштатных перевозок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 609 Европарламент запрещает устаревшие танкеры – нефть в Европе подорожает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 610 Канадский парламент воюет с правительством из-за железнодорожных субсидий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 611 Бойкот в Бангладеш закончен – стороны подсчитывают убытки . . . . . . . . 612 xvi Горизонты транспорта
Стр.668
Иностранные корабли бойкотируют Бангладеш, протестуя против политики правительства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 613 Британия готовится к повсеместно платным дорогам . . . . . . . . . . . . . . . . . . 614 Европе нужна конкуренция навигационных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 616 Очередную систему управления воздушным движением обвиняют в монополизме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 617 Железнодорожное лобби США пытается извести автопоезда . . . . . . . . . . . 619 Спад рождает оптовый рынок самолетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 620 Пролет над Канадой станет немного дороже . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 621 Больше дорог – хороших и... платных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 623 Американские военные хотят обновить свой транспортный парк дирижаблями, экранопланами и конвертопланами . . . . . . . . . . . . . . . . . . 624 Еврокомиссия борется против «золотых акций» – и побеждает . . . . . . . . . 625 Штаты в США борются за федеральное финансирование самых дорогих дорог в мире . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 626 Малый бизнес надеется на космическую прибыль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 628 Польский рынок авиаперевозок: либерализация стучится в двери . . . . . . . 631 Двигатели с нулевым выхлопом: правительству нельзя, но очень хочется 632 Ирландские таксисты подают в суд на правительство, ибо хотят компенсацию за утрату своей монополии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 633 Общественный транспорт Нью-Йорка собрался поднять тарифы. Потому что привык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 635 Экологи собираются заглушить американские дизели, но не будут предписывать конкретный способ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 637 Конкуренция между портами: Юго-Восточная Азия выигрывает у всего мира, а в ней Китай выигрывает у Японии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 638 Дело – труба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 639 Дешевизна в дерегулированной авиации начинает и выигрывает: у Swiss Air начались проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 640 Освобождение трубопроводов в Южной Африке: процесс пошел . . . . . . . 642 Дорожные поборы как городская привилегия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 643 «Черные ящики» в такси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 644 Евротуннель жалуется на недозагрузку – а перевозчики на Евротуннель . 644 Дорога зашла в тупик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 646 Финляндия протестует против грабежа своих грузовиков в России . . . . . . 647 Лондонское метро станет частным. На целых 30 лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . 647 Канадская авиамонополия на грани реформы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 648 FAA внедряет конкуренцию с частным сектором за рабочие места . . . . . 650 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 651 Эффективная транспортная политика xvii
Стр.669
ОГЛА ВЛЕНИЕ КУЗНЕЦОВ Ю. ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . . . 1 ЛЕВЕНЧУК А. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 ЛЕВЕНЧУК А. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ . . . . . . . . 76 КИЗИЛОВ В. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 СЕРЕБРЯННИКОВ П. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ О ПОДХОДАХ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 АГРОСКИН В. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ДЕНЬГИ. ДОСТАТОЧНО ЛИ ДЛЯ ПРОЕЗДА КУПИТЬ БИЛЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 АГРОСКИН В. «О КООПЕРАЦИИ». ТРИ ВОПРОСА О ЧАСТНОГОСУДАРСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181 НОВИКОВ В. ПРОСТРАНСТВО ДВИЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 ЛЕВЕНЧУК А. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА . . . . . . . . . . . . 205 СЕРЕБРЯННИКОВ П. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 СЕРЕБРЯННИКОВ П. БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОТРАНСПОРТА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ (СЦЕНАРИЙ БЛИЖАЙШЕГО БУДУЩЕЕ) . . . . . . . . . . . . . . . 262 КАПТЕРЕВ А. ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ . . . . . . . . 275 КАПТЕРЕВ А. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311 КИЗИЛОВ В. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТА . . . 355 ЛУЗАН С., НОВИКОВ В. ВОЕННЫЕ И ТРАНСПОРТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366 ЛЕВЕНЧУК А. ТРАНСПОРТ И ЭКОЛОГИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 ЛЕВЕНЧУК А. ПРОТЕКЦИОНИЗМ И ТАМОЖНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402 ЛЕВЕНЧУК А. РЫНОК ТРУДА НА ТРАНСПОРТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417 ЛЕВЕНЧУК А. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ ПО ОСНОВНЫМ ПРОБЛЕМАМ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ СУХОПУТНОГО ТРАНСПОРТА В ЕВРОПЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435 КУРЯЕВ А. РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК В США В 1940–1970-Х ГГ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442 ГРОМОВ Г. АМЕРИКАНСКИЕ АВТОДОРОГИ: СТАТИСТИКА ФАТАЛЬНЫХ АВТОПРОИСШЕСТВИЙ, СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ИХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ, МЕХАНИЗМЫ НОРМ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ НОРМ ДВИЖЕНИЯ И ПРАКТИКА ИХ ПРИЛОЖЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . 462 КАПТЕРЕВ А. НОВОСТИ МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ . . . . . . . . . . 521 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 651
Стр.670

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ