УДК 351.81:656
ББК 67.401+39
Г69
Г69
Горизонты транспорта. Эффективная транспортная политика / Экспертный
совет Комитета Совета Федерации по промышленной политике ;
TechInvestLab.com. — 2-е изд., эл. — Москва ; Челябинск : Социум, 2020. —
1 файл pdf : 671 с. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-91603-637-4
В сборнике статей, написанных экспертами Комитета Совета Федерации по промышленной
политике, комплексно анализируется зарубежный опыт организации государственного
регулирования всех видов транспорта: железнодорожного, авиационного,
автомобильного, водного. Сравниваются результаты государственного регулирования и
либерализации в различных транспортных отраслях. Особое внимание уделено вопросам
безопасности, экологии, организации движения, трудовым отношениям. Сформулированы
принципы эффективной транспортной политики государства.
УДК 351.81:656
ББК 67.401+39
Электронное издание на основе печатного издания: Горизонты транспорта. Эффективная
транспортная политика / Экспертный совет Комитета Совета Федерации по промышленной
политике ; TechInvestLab.com. — Челябинск : Социум, 2004. — 673 с. — ISBN
5-901901-21-5. — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими
средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-91603-637-4
© TechInvestLab.com
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
КУЗНЕЦОВ Ю. ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1
1
3
4
4. ЦЕЛЕВОЕ СОСТОЯНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
4.1. Основные характеристики целевого состояния: свободный рынок
транспортных услуг в рамках правового государства . . . . . . . . . . . .
9
4.2. Основные отличия целевого состояния от нынешней ситуации . . . . 10
4.3. Особенности функционирования отдельных рынков в целевом
состоянии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
4.3.1. Автомобильные дороги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
4.3.2. Рынки прав пользования пространством для движения и
рынки пропускной способности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
4.3.3. Рынки участков пространства для размещения отходов и
экологическое воздействие транспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
4.4. Роль и функции государства в целевом состоянии . . . . . . . . . . . . . . . 13
4.4.1. Принципы государственного регулирования . . . . . . . . . . . . . . 13
4.4.2. Функции государства в отношении транспортной
системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
16
4.4.3. Финансовые отношения государства с транспортной
системой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.4.4. Гражданско-правовое регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
4.4.5. Техническое регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
4.4.6. Функции государства в сфере организации движения . . . . . . 18
4.4.7. Транспортные объекты оборонного и двойного назначения . 19
4.4.8. Антитеррористическая защита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
4.4.9. Единый орган государственного регулирования транспорта 20
4.4.10. Государственные надзорные органы (инспекции) . . . . . . . . . 20
5. МЕРЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
5.1. Меры общего характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
5.2. особенности реструктуризации «бесплатной» инфраструктуры . . . 24
ЛЕВЕНЧУК А. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
1.1. Терминология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
1.2. Путаница в базовых понятиях организации движения . . . . . . . . . . . . 29
1.3. Единая система перевозок как единая система организации
движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
1.3.1. Система перевозок или транспортная система?. . . . . . . . . . 31
1.3.2. Принципы единства транспортной системы . . . . . . . . . . . . . 32
Эффективная транспортная политика
vii
Стр.659
1.3.3. Государственное участие в организации движения . . . . . . . . 32
1.3.4. Разнообразие и случайность принципов организации
движения в разных видах транспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
35
1.3.5. Отношения с военными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
1.4. Организация пространства для движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
1.4.1. Планирование перевозок и создание инфраструктуры . . . . . 39
1.4.2. Мультимодальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
1.4.3. транспортные коридоры и зоны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.5. Разработка правил движения и стандартов инфраструктуры
1.5.1. Составляющие правил движения и стандартов
инфраструктуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.5.2. Гармонизация правил отдельных стран: международные
организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
43
45
46
1.4.4. Финансирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
1.4.5. Государственное участие в организации пространства
для движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
47
54
1.5.3. Рынок и стандарты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
1.5.4. Отраслевые консорциумы ассоциации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
1.6. Надзор и контроль за соблюдением правил движения . . . . . . . . . . . . 59
1.7. Управление движением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
1.7.1. Центральное планирование против взаимокоординации . . . . 60
1.7.2. Гибридные схемы «распределенного управления»: ITS . . . . . . 62
1.7.3. Выгоды от внедрения ITS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
1.7.4. Как создается ITS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
1.7.5. Архитектура Intelligence transportation systems . . . . . . . . . . . . 67
1.7.6. Управление бортами и диспетчирование «по приборам»
против ручного управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
1.7.7. Организованные рынки пропускной способности . . . . . . . . . . 74
1.7.8. Новые виды транспорта требуют других режимов
управления движением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
ЛЕВЕНЧУК А. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
1. КРИТЕРИЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
2. СПЕЦИФИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
3. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
4. ПУБЛИЧНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
5. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
6. ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА И РЕФОРМЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
7. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
КИЗИЛОВ В. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
1. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ-ЗА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
НА ТРАНСПОРТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
2. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
2.1. Инициаторы либерализации транспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
2.2. Противники либерализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
viii
Горизонты транспорта
Стр.660
3. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
3.1. Разрешение создавать новые, нерегулируемые предприятия . . . . . . 96
3.2. Отмена государственных субсидий и льготных кредитов для
транспортных предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
3.2. Освобождение тарифов и цен на транспортные услуги . . . . . . . . . . . 98
3.3. Приватизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЯСЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЛИБЕРАЛИЗАЦИЕЙ ТРАНСПОРТА . . 101
4.1. Разорение неэффективных транспортных предприятий . . . . . . . . . . 102
4.2. Недоступность транспортных услуг для местностей и
потребителей, ранее имевших льготы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
4.3. Сокращение рабочих мест в либерализуемых отраслях . . . . . . . . . . . 103
5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТА . . . . . . . 104
6. МИРОВЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЮ
ТРАНСПОРТА
7. «СВЯЩЕННЫЕ КОРОВЫ» ПРЕДЕЛОВ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
СЕРЕБРЯННИКОВ П. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ О
ПОДХОДАХ К РЕГУЛИРОВАНИЮ
ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
1. ПОСТУЛАТЫ (АКСИОМЫ) ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . 111
1.1. Рациональное действие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
1.2. Чистая логика выбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
1.3. Действие и неполное знание. Риск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
2. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ. ПРАВО И РЫНОК . . . . . . . . . . . . 120
2.1. Обмен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
2.2. Право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
2.3. Собственность и сервитуты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
2.4. Рынок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
2.5. Оценка не подлежащего оценке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
2.6. Стоимость рыночной транзакции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
2.7. Управление транзакционными издержками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
АГРОСКИН В. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И
ДЕНЬГИ. ДОСТАТОЧНО ЛИ ДЛЯ ПРОЕЗДА
КУПИТЬ БИЛЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
1. ПРОБЛЕМА ОПЛАТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
2. КАК СОБИРАТЬ ДЕНЬГИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
3. ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИЗДЕРЖКИ И БЕНЕФИТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
4. СРЕДНИЕ, ПРЕДЕЛЬНЫЕ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
5. ТАРИФЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
6. ШТРАФЫ И СТРАХОВКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
7. РЫНКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
105
106
Эффективная транспортная политика
ix
Стр.661
АГРОСКИН В. «О КООПЕРАЦИИ». ТРИ ВОПРОСА О ЧАСТНОГОСУДАРСТВЕННОЙ
КООПЕРАЦИИ . . . . . . . . . . . . 181
1. НОВЫЙ РЫНОЧНЫЙ ИНСТИТУТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
2. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИЗМА? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
3. ТАК ВЫ ЗА ИЛИ ПРОТИВ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
НОВИКОВ В. ПРОСТРАНСТВО ДВИЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
1. ПРОСТРАНСТВО ДВИЖЕНИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
2. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ НА ПРОСТРАНСТВО ДВИЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . 195
3. ПРОСТРАНСТВО ДВИЖЕНИЯ КАК КАПИТАЛ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
4. ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ДВИЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
4.1. Наземные и подземные участки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
4.2. Водные и воздушные участки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
ЛЕВЕНЧУК А. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ
СРЕДСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
1. ТРАНСПОРТНАЯ ЭНЕРГЕТИКА: ЭЛЕКТРОПРИВОД . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
2. ТРЕБОВАНИЯ К НОВОМУ ВИДУ ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
3. БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВО: КТО ИЗ НИХ ОБЕСПЕЧИТ НОВЫЙ ТРАНСПОРТ . . . . . . 212
4. УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
СЕРЕБРЯННИКОВ П. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . 216
1. ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
1.1. Разные понимания «опасности» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
1.2. Управление рисками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
1.3. О переносе рисков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
2. «ОЩУЩЕНИЕ ОПАСНОСТИ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
2.1. Субъективная оценка риска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
2.2. Систематическое искажение информации СМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
3. ИСТОЧНИКИ ОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
3.1. Опасность аварий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
3.1.1. Причины аварий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
3.1.2. Человеческий фактор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
3.1.3. Технические неисправности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
3.1.4. Природные условия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
3.2. Опасности терактов и других насильственных действий . . . . . . . . . . 233
3.3. Опасности, создаваемые нормальным функционированием
транспортной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
3.3.1. Экологические опасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
3.3.2. Эпидемиологические опасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
3.3.3. Контрабанда и проникновение «нежелательных
элементов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
3.3.4. Геополитические опасности – военные, экономические и
чрезвычайных ситуаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
4. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
4.1. Аварии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
x
Горизонты транспорта
Стр.662
4.1.1. Принятие рисков аварий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
4.1.2. Избежание рисков аварий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
4.1.3. Предотвращение аварий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
4.1.4. Смягчение последствий аварий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
4.1.5. Устранение последствий аварий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
4.2. Терроризм и криминальная активность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
4.2.1. Принятие рисков преступности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
4.2.2. Предотвращение рисков преступности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
4.2.3. Смягчение последствий преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
4.3. Экологическая опасность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
4.3.1. Принятие угроз природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
4.3.2. Предотвращение угроз природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
4.3.3. Избежание угроз природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
4.4. Эпидемиологическая опасность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
4.4.1. Принятие риска эпидемий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
4.4.2. Предотвращение риска эпидемий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
4.4.3. Избежание риска эпидемий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
4.5. Геополитические опасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
5. РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
5.1. Цена жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
5.1.1. Методики оценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
5.1.2. Проблемы и сложности оценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
5.2. Как работает свободный рынок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
6. ПРЯМОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
6.1. Техническое регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
6.2. Недостатки прямого регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
7. СТРАХОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ . . . 259
СЕРЕБРЯННИКОВ П. БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОТРАНСПОРТА В
РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ (СЦЕНАРИЙ
БЛИЖАЙШЕГО БУДУЩЕЕ) . . . . . . . . . . . . . . 262
КАПТЕРЕВ А. ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА
ТРАНСПОРТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
1. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
1.1. Постановка задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
2.1. Двойное правоприменение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
2.2. Теория эффективной реституции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
2.3. Теория реституции нематериального ущерба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ТЕНДЕНЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
3.1. Противодействие насилию, кражам и вандализму . . . . . . . . . . . . . . . 289
3.2. Борьба с терроризмом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
3.2.1. Превентивные меры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
3.2.2. Ликвидация последствий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
3.2.3. Кризисное реагирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
3.3. Перевозка опасных грузов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
3.4. Борьба с незаконным проникновением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
Эффективная транспортная политика
xi
Стр.663
3.5. Борьба с незаконным оборотом предметов и веществ,
подлежащих контролю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
3.6. Борьба с пиратством в открытом море . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
3.7. Соблюдение правил дорожного движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
3.8. Лицензирование и сертификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
4. ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
КАПТЕРЕВ А. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
НА ТРАНСПОРТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
1. ЧТО ТАКОЕ ВООБЩЕ БЕЗОПАСНОСТЬ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
1.1. Семантика: без-опасность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
1.2. Безопасность – для кого или чего, от кого и чего? . . . . . . . . . . . . . . . 313
2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РАЗУМ И ОПАСНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
2.1. Особенности бессознательного восприятия опасности . . . . . . . . . . . 316
2.2. Факторы, определяющие субъективную опасность на транспорте . 319
2.2.1. Скорость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
2.2.2. Высота–глубина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
2.2.3. Контроль и понимание происходящего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
2.2.4. Наличие направляющей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
2.2.5. Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
2.3. «Эмоциональный разум» как хранилище страхов . . . . . . . . . . . . . . . 321
2.4. Почему статистика плохо воспринимается и часто искажается . . . . 324
2.4.1. Статистические методы оценки опасности . . . . . . . . . . . . . 325
2.4.2. Смертность на единицу транспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
2.4.3. Смертность на пройденную милю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
2.4.4. Смертность на душу населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
2.4.5. Совокупный риск смертности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
2.4.6. Риск смерти на одну поездку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
2.4.7. Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329
2.5. Механизм формирования бессознательных убеждений . . . . . . . . . . . 330
2.5.1. Повторяемость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
2.5.2. Значимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
3. МАССОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ И «КАТАСТРОФИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» . . . . . . . . . . 333
3.1. Исторические предпосылки возникновения катастрофизма . . . . . . . 335
3.2. Коллективное бессознательное и массовые страхи . . . . . . . . . . . . . . 337
3.3. Роль СМИ в распространении катастрофизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
3.4. Использование катастрофизма в политической риторике . . . . . . . . . 343
3.6. Катастрофизм с стратегии мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347
4. КАК СДЕЛАТЬ ВОСПРИЯТИЕ ОПАСНОСТИ БОЛЕЕ АДЕКВАТНЫМ . . . . . . . . . . . . 350
4.1.Принятие риска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351
4.2. Информационное регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351
4.3. «Цена жизни» и эффективность инвестирования в безопасность . . . 352
4.4. Системное восприятие катастроф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
xii
Горизонты транспорта
Стр.664
КИЗИЛОВ В. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В БЕЗОПАСНОСТИ
ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
1. ОШИБКИ ЛЮДЕЙ В УПРАВЛЕНИИ ТРАНСПОРТОМ – ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА
АВАРИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
2. УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДВИЖЕНИЯ . . . . . 357
3. ЗАМЕНА ЧЕЛОВЕКА АВТОМАТАМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
4. СОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
ЛУЗАН С., НОВИКОВ В. ВОЕННЫЕ И ТРАНСПОРТ . . . . . . . . . . . . . . 366
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
1. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК ОБОРОННЫЙ ОБЪЕКТ . . . . . . . . . . . . . 368
2. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК СУБЪЕКТ ОБОРОНЫ . . . . . . . . . . . . . . 370
2.1. Транспортные услуги и армия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
2.2. Организация движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 374
2.3. Транспортная инфраструктура и мобилизационные требования . . . 379
3. КОСВЕННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381
ЛЕВЕНЧУК А. ТРАНСПОРТ И ЭКОЛОГИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
1. СТРАТЕГИИ «ЗЕЛЕНЫХ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385
1.1. Стратегии «нет транспорта – нет проблемы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
1.2. Киотское соглашение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389
2. КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕГО ОТЯГОЩЕНИЯ ДОРОЖНЫХ ПРОЕКТОВ . . . . . 391
2.1. «Священный Грааль» «зеленых»: транспорт с нулевым выхлопом . 391
2.2. Самоподдерживающееся развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
2.3. Экологическая оценка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395
2.4. Контекстнозависимые решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395
2.5. Опережающее создание запасов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396
3. ЭКОНОМИКА ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396
3.1. Теории «зеленых»: экономический мейнстрим . . . . . . . . . . . . . . . . . 396
3.2. Австрийская школа экономики: частная собственность на природу 398
ЛЕВЕНЧУК А. ПРОТЕКЦИОНИЗМ И ТАМОЖНИ . . . . . . . . . . . . . . . 402
1. ПРОТЕКЦИОНИЗМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402
1.1. Организации по борьбе с протекционизмом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405
1.2. Перетоки капитала и валютные ограничения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 408
1.3. Особые товары и услуги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409
2. ТАМОЖНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 410
2.1. Международные и национальные таможенные организации . . . . . . 412
2.2. Сдвиг в главной функции: теперь и физическая безопасность . . . . . 414
2.3. Транзит и транспортные коридоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
2.4. Бизнес и таможни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416
ЛЕВЕНЧУК А. РЫНОК ТРУДА НА ТРАНСПОРТЕ . . . . . . . . . . . . . . . 417
1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417
2. ДОПУСК К ПРОФЕССИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419
Эффективная транспортная политика
xiii
Стр.665
2.1. Лицензирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421
2.2. Страхование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
2.3. Политкорректность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 424
2.4. Государственные рабочие места . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426
3. ОБУЧЕНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. ПРОФСОЮЗЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 428
. 427
ЛЕВЕНЧУК А. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ ПО ОСНОВНЫМ
ПРОБЛЕМАМ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ
СУХОПУТНОГО ТРАНСПОРТА В ЕВРОПЕ . . . . . . . 435
КУРЯЕВ А. РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ
ПЕРЕВОЗОК В США В 1940–1970-Х ГГ. . . . . . . . . . . . . . . . 442
ГРОМОВ Г. АМЕРИКАНСКИЕ АВТОДОРОГИ: статистика
фатальных автопроисшествий, сопоставительный
анализ факторов, их определяющих, механизмы норм
госрегулирования норм движения и практика их
приложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462
ВВЕДЕНИЕ: В ЧЕМ СУТЬ ПРОБЛЕМЫ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ АВТОПРОИСШЕСТВИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 465
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОРОГИ: ЭКОНОМИКА VS.
БЕЗОПАСНОСТЬ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 467
3. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ВОДИТЕЛЯ: ДОПУСК К РУЛЮ – ПРАВО ИЛИ
ПРИВИЛЕГИЯ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 469
4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОРОГИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 471
5. «УБИВАЕТ СКОРОСТЬ»? – КАК РАБОТАЕТ НА ДОРОГЕ ФАКТОР СКОРОСТИ:
ЧИСЛО АВАРИЙ VS. ЧИСЛО ПОГИБШИХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472
6. ЧАСТОТА И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ТЯЖЕСТЬ АВТОПРОИСШЕСТВИЙ ПО ШКАЛЕ
СКОРОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 473
480
7. «НЕПИСАНЫЙ КОДЕКС» ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВОДИТЕЛЯ И ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
ВЛАСТИ НА МАГИСТРАЛИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8. ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ... ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 486
9. СООТНОШЕНИЯ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ МАГИСТРАЛИ И СРЕДНЕЙ
СКОРОСТИ ПОТОКА МАШИН. НЕЛИНЕЙНЫЕ ЭФФЕКТЫ НА МНОГОПОЛОСНОЙ
ДОРОГЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
487
10. ВЕДУЩИЕ СИТУАЦИОННО ФАКТОРЫ ФАТАЛЬНЫХ АВТОПРОИСШЕСТВИЙ . . . 488
11. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ВОДИТЕЛИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 495
12. ПЕШЕХОДЫ, ВЕЛОСИПЕДИСТЫ И МОТОЦИКЛИСТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 495
13. МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА ФАТАЛЬНЫХ АВТОПРОИСШЕСТВИЙ . . . . . . . . 503
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ И
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 504
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 510
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ХРОНОЛОГИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ЗА
ПОСЛЕДНИЕ 100 ЛЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 513
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СКОРОСТЬ ОСНОВНОГО ПОТОКА МАШИН И НОМИНАЛ ЗНАКА
ОГРАНИЧЕНИЯ СКОРОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 515
xiv
Горизонты транспорта
Стр.666
КАПТЕРЕВ А. НОВОСТИ МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ
СИСТЕМЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 521
Российские регионы не готовы передать общественный транспорт
частным операторам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 521
Английское правительство ищет железнодорожного инспектора . . . . . . . . 523
Филиппинские перевозчики просят свободы для акционеровнерезидентов
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 524
Гана собирается приватизировать железные дороги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525
Сколько стоит спасти жизнь на британских дорогах? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 526
Евростар сокращает время поездки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 528
Тайваньская железная дорога отказалась от забастовки . . . . . . . . . . . . . . . . 529
Белый дом не хочет помочь мексиканским грузовикам . . . . . . . . . . . . . . . . 530
В Индии приватизируют аэропорты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 532
В Пенсильвании экспериментируют с цветными точками на дорогах . . . . 534
Кризис общественного транспорта в Австралии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 535
Военные системы для гражданских лайнеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 537
Сингапурский аэропорт снижает сборы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 538
Японским грузовикам приказано притормозить . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 539
Сельский общественный транспорт Великобритании получит субсидии . 541
Преступность на пути общественного транспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 542
«Плата за пробки» для авиакомпаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 544
Ханты-Мансийск устал от убытков на городском пассажирском
транспорте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 545
Паромная компания будет судиться с британской таможней . . . . . . . . . . . . 547
Нигерийская железная дорога ждет частных инвесторов . . . . . . . . . . . . . . . 548
Экспортеры Южной Кореи терпят убытки из-за продолжающейся
забастовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 550
В Псковской области выгодно иметь платные дороги . . . . . . . . . . . . . . . . . 551
Саудовская Аравия планирует приватизировать систему городского
транспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 552
Австралийцы не хотят конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 553
Производители шин тоже хотят измерять давление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 554
В Колорадо начинают охоту на укрывателей номерных знаков . . . . . . . . . 555
Перевозки ядерных отходов в США признаны безопасными . . . . . . . . . . . 557
Самая масштабная остановка транспорта в истории США . . . . . . . . . . . . . 558
Усталость машинистов будут определять по голосу . . . . . . . . . . . . . . . . . .
560
Перевозчики опасных грузов «под колпаком» ФРБ и TSA . . . . . . . . . . . . . 561
Japan Highway Public Corp. на грани банкротства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 562
Honeywell испытывает новую систему предотвращения столкновений . . . 563
В Гонконге планируют Приватизировать международный аэропорт . . . . . 564
Австралийские морские профсоюзы победили правительство руками
Верховного суда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 565
В США военные передают диспетчерскую службу гражданским . . . . . . . . 567
Принудительная конкурентоспособность европейских железных дорог . . 568
Контроль давления под давлением «потребителей» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 569
В России вновь заговорили о строительстве платных дорог . . . . . . . . . . . . 572
В Великобритании задумали поставить «черный ящик» в каждый
автомобиль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 574
Эффективная транспортная политика
xv
Стр.667
В Казахстане начинается приватизация железных дорог . . . . . . . . . . . . . . . 576
В Франции пытаются поправить экологическую ситуацию
ограничением скорости движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 578
Город Балаков снова может остаться без транспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . 579
Железнодорожное ведомство предлагает поменять поезда на автобусы . . 580
Центр Лондона разгрузился от автомобилей даже больше плана – не на
20, а на 30% . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 581
Руководство австралийской State Rail не волнует безопасность . . . . . . . . . 582
Вопрос приватизации Amtrack решится до конца сентября . . . . . . . . . . . . . 583
Под угрозой вето Конгресс США смягчает запрет на приватизацию
авиадиспетчерских служб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 585
Германия намерена ввести дорожные пошлины для грузовиков . . . . . . . . . 586
Аварии с «Газелями» высасываются из пальца – прямо в «главные
новости» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 587
Деприватизация железных дорог Великобритании не оправдала себя . . . . 588
Программа дорожной безопасности для слонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 589
Общественный транспорт? Спасибо, мы лучше посидим в «пробках» . . .
590
Евротуннель снова в убытке. Но налогоплательщики не страдают . . . . . . 591
Приватизация первых 20% Deutsche Bahn начата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 593
Удастся ли остановить легкорельсовый поезд из прошлого? . . . . . . . . . . . . 593
Дороги продолжают быть убийцей номер один в США . . . . . . . . . . . . . . . . 595
Город и трубопровод не поделили регулирование безопасности . . . . . . . . 596
Конкуренция аэропортов в Ирландии. Потребители – за, профсоюзы –
против . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 598
Информационное регулирование для безопасности подросткового
вождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 599
Жители Калифорнии озабочены загрязнением воздуха, но не винят в
этом самих себя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 600
Профсоюзный рефлекс: при любых сокращениях всуе поминать
безопасность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 601
Полулиберализация общественного транспорта по-дублински . . . . . . . . . . 602
Коннектикут продает свой транспорт. Чтобы взять его в аренду . . . . . . . . 603
Платность дорог как лекарство от британских транспортных пробок . . . . 604
Канада озаботилась высокотехнологичным отвлечением водителей от
дороги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 605
Deutsche Bahn испугалась профсоюзов и уже не увольняет 40 000
человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 605
Сенат США запрещает приватизацию авиадиспетческих служб. Белый
дом протестует . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 607
Америка хочет больше природного газа. Или меньше . . . . . . . . . . . . . . . . . 608
Служба безопасности автоперевозок подтверждает возрастной ценз для
межштатных перевозок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
609
Европарламент запрещает устаревшие танкеры – нефть в Европе
подорожает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 610
Канадский парламент воюет с правительством из-за железнодорожных
субсидий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 611
Бойкот в Бангладеш закончен – стороны подсчитывают убытки . . . . . . . . 612
xvi
Горизонты транспорта
Стр.668
Иностранные корабли бойкотируют Бангладеш, протестуя против
политики правительства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 613
Британия готовится к повсеместно платным дорогам . . . . . . . . . . . . . . . . . . 614
Европе нужна конкуренция навигационных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 616
Очередную систему управления воздушным движением обвиняют в
монополизме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 617
Железнодорожное лобби США пытается извести автопоезда . . . . . . . . . . . 619
Спад рождает оптовый рынок самолетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 620
Пролет над Канадой станет немного дороже . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 621
Больше дорог – хороших и... платных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 623
Американские военные хотят обновить свой транспортный парк
дирижаблями, экранопланами и конвертопланами . . . . . . . . . . . . . . . . . . 624
Еврокомиссия борется против «золотых акций» – и побеждает . . . . . . . . . 625
Штаты в США борются за федеральное финансирование самых дорогих
дорог в мире . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 626
Малый бизнес надеется на космическую прибыль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 628
Польский рынок авиаперевозок: либерализация стучится в двери . . . . . . . 631
Двигатели с нулевым выхлопом: правительству нельзя, но очень хочется 632
Ирландские таксисты подают в суд на правительство, ибо хотят
компенсацию за утрату своей монополии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 633
Общественный транспорт Нью-Йорка собрался поднять тарифы. Потому
что привык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 635
Экологи собираются заглушить американские дизели, но не будут
предписывать конкретный способ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 637
Конкуренция между портами: Юго-Восточная Азия выигрывает у всего
мира, а в ней Китай выигрывает у Японии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 638
Дело – труба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 639
Дешевизна в дерегулированной авиации начинает и выигрывает: у Swiss
Air начались проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 640
Освобождение трубопроводов в Южной Африке: процесс пошел . . . . . . . 642
Дорожные поборы как городская привилегия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 643
«Черные ящики» в такси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 644
Евротуннель жалуется на недозагрузку – а перевозчики на Евротуннель . 644
Дорога зашла в тупик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 646
Финляндия протестует против грабежа своих грузовиков в России . . . . . . 647
Лондонское метро станет частным. На целых 30 лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . 647
Канадская авиамонополия на грани реформы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 648
FAA внедряет конкуренцию с частным сектором за рабочие места . . . . .
650
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 651
Эффективная транспортная политика
xvii
Стр.669
ОГЛА ВЛЕНИЕ
КУЗНЕЦОВ Ю. ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . . . 1
ЛЕВЕНЧУК А. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
ЛЕВЕНЧУК А. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ . . . . . . . . 76
КИЗИЛОВ В. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
СЕРЕБРЯННИКОВ П. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ О ПОДХОДАХ К
РЕГУЛИРОВАНИЮ ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
АГРОСКИН В. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ДЕНЬГИ.
ДОСТАТОЧНО ЛИ ДЛЯ ПРОЕЗДА КУПИТЬ БИЛЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
АГРОСКИН В. «О КООПЕРАЦИИ». ТРИ ВОПРОСА О ЧАСТНОГОСУДАРСТВЕННОЙ
КООПЕРАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
НОВИКОВ В. ПРОСТРАНСТВО ДВИЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
ЛЕВЕНЧУК А. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА . . . . . . . . . . . . 205
СЕРЕБРЯННИКОВ П. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
СЕРЕБРЯННИКОВ П. БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОТРАНСПОРТА В РЫНОЧНЫХ
УСЛОВИЯХ (СЦЕНАРИЙ БЛИЖАЙШЕГО БУДУЩЕЕ) . . . . . . . . . . . . . . . 262
КАПТЕРЕВ А. ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ . . . . . . . . 275
КАПТЕРЕВ А. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ НА
ТРАНСПОРТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
КИЗИЛОВ В. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТА . . . 355
ЛУЗАН С., НОВИКОВ В. ВОЕННЫЕ И ТРАНСПОРТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
ЛЕВЕНЧУК А. ТРАНСПОРТ И ЭКОЛОГИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
ЛЕВЕНЧУК А. ПРОТЕКЦИОНИЗМ И ТАМОЖНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402
ЛЕВЕНЧУК А. РЫНОК ТРУДА НА ТРАНСПОРТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417
ЛЕВЕНЧУК А. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ ПО ОСНОВНЫМ ПРОБЛЕМАМ
ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ СУХОПУТНОГО ТРАНСПОРТА В
ЕВРОПЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435
КУРЯЕВ А. РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК В США В
1940–1970-Х ГГ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442
ГРОМОВ Г. АМЕРИКАНСКИЕ АВТОДОРОГИ: СТАТИСТИКА ФАТАЛЬНЫХ
АВТОПРОИСШЕСТВИЙ, СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ,
ИХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ, МЕХАНИЗМЫ НОРМ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ
НОРМ ДВИЖЕНИЯ И ПРАКТИКА ИХ ПРИЛОЖЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . 462
КАПТЕРЕВ А. НОВОСТИ МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ . . . . . . . . . . 521
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 651
Стр.670