УДК 615.851.6
ББК 53.57
А374
Переводчики Е. Климова, В. Комарова, А. Аксенова, М. Крештапова
А374
Айхингер, Альфонс.
Психодрама в детской групповой терапии / А. Айхингер, В. Холл ;
пер. с нем. Е. Климовой, В. Комаровой, А. Аксеновой, М. Крештаповой.
— 3-е изд., эл., испр. и доп. — 1 файл pdf : 292 с. — Москва : Генезис,
2022. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions
4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-98563-652-9
Специалистам известно, что групповая психотерапевтическая работа с детьми
— дело нелегкое, а порой и рискованное. Эта книга — рассказ о практической
работе, сопровождаемый многочисленными примерами и глубокими размышлениями,
— приглашает специалистов всех терапевтических направлений развить
свой собственный подход к психотерапевтической работе с детьми. Авторы описывают
свой двадцатилетний опыт психодраматической работы с детскими группами,
детально анализируя сложности и проблемы, возникающие в ходе групповой
терапии.
Книга предназначена психологам, социальным педагогам, психотерапевтам,
консультантам, ведущим психодраматических групп, всем, кто интересуется
групповой терапией с детьми и психодрамой.
УДК 615.851.6
ББК 53.57
Электронное издание на основе печатного издания: Психодрама в детской групповой
терапии / А. Айхингер, В. Холл ; пер. с нем. Е. Климовой, В. Комаровой, А. Аксеновой,
М. Крештаповой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Генезис, 2022. — 288 с. — ISBN
978-5-98563-648-2. — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими
средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-98563-652-9
© Matthias-Grünewald-Verlag, 1997
© Издательство «Генезис», 2003, 2022
© Климова Е., Комарова В., Аксенова А.,
Крештапова М., перевод, 2003, 2022
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................ 5
ВСТУПЛЕНИЕ (Альфонс Айхингер) ......................................................... 7
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ФАЗА (Альфонс Айхингер) .........................14
1.1. Выявление индивидуальных показаний .......................................14
1.2. Размер и состав группы...................................................................17
1.2.1. Дети ...........................................................................................17
1.2.2. Команда терапевтов разного пола ........................................18
1.3. Контракт ........................................................................................... 19
1.4. Сопутствующая работа с семьей или родителями ..................... 22
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ТЕРАПИИ (Вальтер Холл) ................ 23
3. СТРУКТУРА ПСИХОДРАМАТИЧЕСКОЙ СЕССИИ
И ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ (Альфонс Айхингер) .................. 27
3.1. Начальная фаза ................................................................................ 27
3.1.1. Первый шаг: ведение групповой сессии и поиск тем ......... 29
3.1.2. Второй шаг: выбор ролей ....................................................... 42
3.1.3. Третий шаг: организация места действия (декорации) ...... 46
3.2. Игровая фаза .................................................................................... 49
3.2.1. Настройка ................................................................................ 50
3.2.2. Провокации ............................................................................. 51
3.2.3. Структурирование ................................................................. 55
3.2.4. Обмен ролями ......................................................................... 61
3.2.5. Отзеркаливание ...................................................................... 70
3.2.6. Монолог ................................................................................... 78
3.2.7. Дублирование и техника двойника ...................................... 79
3.2.8. Разъясняющие интервенции ................................................. 97
3.2.9. Интервенции для травмированных детей ..........................110
3.3. Заключительная фаза ....................................................................116
4. ХОД РАЗВИТИЯ ГРУППЫ (Вальтер Холл) .......................................119
4.1. Начальная фаза ...............................................................................119
4.1.1. Структурирование первой сессии....................................... 124
4.1.2. Проблемы терапевтов на первой сессии .............................131
4.1.3. Развитие групповой темы .....................................................133
4.1.4. Пятая сессия ...........................................................................139
286
Стр.287
4.2. Средняя фаза ................................................................................. 140
4.3. Заключительная фаза ....................................................................145
5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
(Вальтер Холл) ............................................................................................155
5.1. Интервенции при работе с заторможенными
и боязливыми детьми ...........................................................................157
5.1.1. Интервенции из позиции ведущих ......................................158
5.1.2. Интервенции из роли ........................................................... 164
5.2. Интервенции при работе с агрессивными детьми .....................168
5.2.1. Интервенции из позиции ведущих ......................................171
5.2.2. Интервенции из роли ............................................................180
6. ИНТЕРВЕНЦИИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
НА ГРУППОВОЙ ПРОЦЕСС (Альфонс Айхингер) ..............................185
6.1. Интервенции при конфликтах между детьми и ведущими ......187
6.2. Эдипово противоборство в группе ............................................. 194
6.3. Интервенции при конфликтных отношениях между детьми .... 207
6.3.1. Интервенции на вербальном уровне ...................................210
6.3.2. Интервенции на уровне действия .......................................211
6.3.3. Интервенции для детей, испытывающих трудности
в выстраивании отношений .......................................................... 227
6.4. Образование подгрупп ................................................................. 239
7. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРАПЕВТАМ (Вальтер Холл) ............................ 244
7.1. Аспекты переноса .......................................................................... 244
7.2. Переносы терапевтов .................................................................... 247
7.3. Процессы переноса на различных фазах развития группы ..... 249
7.4. Проблемы Ко-терапии .................................................................. 253
8. СИСТЕМНАЯ ТЕРАПИЯ (Альфонс Айхингер) ............................... 258
9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ (Вальтер Холл) .....................275
Литература ................................................................................................. 277
Стр.288