Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639316)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Литература в звуке, цвете и движении: историко-литературные основы медиасловесности : учебно-методическое пособие (1200,00 руб.)

0   0
Первый авторСолдаткина
ИздательствоМ.: Директ-Медиа
Страниц265
ID798728
АннотацияПособие профессора Я. В. Солдаткиной посвящено истории литературного текста: от первых устных образцов до современных электронных изданий. Автор прослеживает эволюцию словесности от античной песенной лирики к печатной книге Нового времени. Основные темы пособия — особенности существования и тиражирования литературы, ее влияние на массовое сознание, тяга к визуализации и интерпретации классических литературных произведений другими видами искусств. В пособии проиллюстрировано принципиальное сходство механизмов восприятия художественного слова у средневекового горожанина, массовой аудитории XIХ века и современного читателя, вооруженного айфоном или планшетом. Пособие подготовлено по материалам магистерского курса «Историко-литературные основы медиасловесности» Института филологии Московского педагогического государственного университета и предназначено для студентов-магистрантов. Пособие также адресовано специалистам гуманитарного профиля и всем интересующимся актуальными культурными процессами, сетевым читателям, писателям и пользователям литературных ресурсов глобальной сети Интернет.
ISBN978-5-4475-9960-7
УДК82-1/-9(075)
ББК83.3(2)6я7
Солдаткина, Я.В. Литература в звуке, цвете и движении: историко-литературные основы медиасловесности : учебно-методическое пособие / Я.В. Солдаткина .— Москва : Директ-Медиа, 2019 .— 265 с. — ISBN 978-5-4475-9960-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/798728 (дата обращения: 19.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Литература_в_звуке,_цвете_и_движении_историко-литературные_основы_медиасловесности__учебно-методическое_пособие.pdf
УДК 82-1/-9(075) ББК 83.3(2)6я7 С60 Рецензенты: В. В. Агеносов, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор ИМПЭ им. А. С. Грибоедова (Москва). С60 Литература в звуке, цвете и движении: историко-литературные основы медиасловесности : учебно-методическое пособие / Я. В. Солдаткина. – Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 264 с. DOI: 10.23681/499796 И. С. Урюпин, доктор филологических наук, профессор МПГУ (Москва). Солдаткина, Я. В. ISBN 978-5-4475-9960-7 Пособие профессора Я. В. Солдаткиной посвящено истории литературного текста: от первых устных образцов до современных электронных изданий. Автор прослеживает эволюцию словесности от античной песенной лирики к печатной книге Нового времени. Основные темы пособия – особенности существования и тиражирования литературы, ее влияние на массовое сознание, тяга к визуализации и интерпретации классических литературных произведений другими видами искусств. В пособии проиллюстрировано принципиальное сходство механизмов восприятия художественного слова у средневекового горожанина, массовой аудитории XIХ века и современного читателя, вооруженного айфоном или планшетом. Пособие подготовлено по материалам магистерского курса «Историко-литературные основы медиасловесности» Института филологии Московского педагогического государственного университета и предназначено для студентов-магистрантов. Пособие также адресовано специалистам гуманитарного профиля и всем интересующимся актуальными культурными процессами, сетевым читателям, писателям и пользователям литературных ресурсов глобальной сети Интернет. В оформлении обложки использован фрагмент картины Дж. У. Уотерхауса «Миранда и буря». УДК 82-1/-9(075) ББК 83.3(2)6я7 ISBN 978-5-4475-9960-7 © Солдаткина Я. В., текст, 2019 © Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2019 2
Стр.3
Оглавление Введение (предисловие) ..........................................................................................6 Глава I. Танцующее слово: взгляд из праистории культуры ........................... 15 § 1. Материальные свидетельства нематериальных текстов древности ..... 15 § 2. Лиры, дифирамбы и «бог из машины»: рождение литературного канона ..................................................................... 23 § 3. Современные триумфы: литература как праздник жизни ...................... 32 Семинар 1. Массовые мероприятия в современном культурном пространстве: особенности визуального текста ............................................. 41 Глава II. Слово в поисках читателя и автора: средневековые формы текста ............................................................................... 44 § 1. «Книжка с картинками» на камне, стекле и пергаменте – визуальный текст эпохи Средневековья ............................... 44 § 2. «Но наш король, лукавый сир, затеял рыцарский турнир» и другие приключения рыцарей, изобретенные вдохновенными литераторами на потребу почтеннейшей публике ......................................... 56 Семинар 2. Эпоха Средневековья в современном восприятии (на материале романов Дж. Р. Р. Мартина «Песнь льда и пламени» и сериала «Игра престолов») ........................................................................... 75 Глава III. «Свои» и «чужие» герои и сюжеты Возрождения и барокко .......... 78 § 1. Один за всех: универсальный человек на перепутье времен ................. 78 § 2. «Глобус» вертится: откуда взялись тексты Уильяма Шекспира .......... 86 Семинар 3. Шекспир и современная шекспиросфера: шекспировские сюжеты и образы в мировой культуре ............................... 101 § 3. История с географией, или Блудный сын: туда и обратно ................... 103 Семинар 4. Диалог романа и человека в культуре Нового времени. Теоретическое осмысление жанра романа в трудах М. М. Бахтина .................................................................................. 115 Глава IV. Писатели-музыканты против массовой литературы: приключения слова в XIХ веке .......................................................................... 117 § 1. Музыка для слов, или как быть романтиком (лайфхак) ....................... 117 3
Стр.4
Семинар 5. Дон Жуан в европейском искусстве: герой барокко, романтизма, модернизма. Современные интерпретации «вечного образа» ............................................................................................ 124 § 2. Литература и массовый читатель XIХ века: казнить нельзя помиловать ......................................................................................... 126 Семинар 6. Массовая литература в контексте литературного процесса XIX–XXI веков (на примере жанров детектива и готического хоррора) .................................................................................. 140 § 3. Модернизм: вперед, по спирали мифа об утраченном времени ........ 143 Глава V. Литература на острие атаки: аудиои визуальная культура текста в России первой трети ХХ века ...................... 156 § 1. «А я живу в центре циклона»: певцы, художники, бунтари, пророки, королевы и воины Серебряного века ........................................... 156 § 2. Слово на марше: литературный авангард атакует, отступает и… выигрывает .............................................................................................. 165 Семинар 7. Роман Б. А. Пильняка «Голый год» как авангардистский литературный эксперимент ....................................... 180 § 3. «О, как я все угадал»: саундтреки Михаила Булгакова ....................... 181 Семинар 8. Драматургия М. А. Булгакова 1920-х: между кабаре и кинематографом («Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров») ..... 192 Глава VI. На пороге современности: текст позднесоветского периода поет, протестует и ловит в сети .......................................................... 195 § 1. Оттепель и окрестности: поэты на стадионах, а в подполье – джаз ........................................................................................ 195 Семинар 9. Глазами Аксенова: образ шестидесятников в литературном и телетексте (романы «Ожог» (1969–1975), «Таинственная страсть» (2007), телесериал «Таинственная страсть» (2016)) ............................................................................................................. 220 § 2. Стихи для гитары: город золотой над (под) небом голубым .............. 223 Заключение .......................................................................................................... 244 Библиография ...................................................................................................... 252 4
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст