УДК 009(075)
ББК 60я73
Т61
Торосян, В. Г.
Т61
Гуманитарная картина мира: история и современность :
учебное пособие / В. Г. Торосян. — Москва ; Берлин : ДиректМедиа,
2020. — 201 с.
ISBN 978-5-4499-0610-6
В современных условиях, наряду с давно утвердившейся естественнонаучной
картиной мира, всё более актуальной становится гуманитарная картина
мира, в связи с обострением проблемы человека в современном мире.
Формируясь естественным образом, как и любые картины мира, ГКМ вбирает
в себя, в обобщённом виде, важнейшие результаты гуманитарного знания.
При этом она не выступает альтернативой естественнонаучной КМ, а находится
с ней в отношении дополнительности — в составе общекультурной КМ.
Человек в мире XXI века и мир человека XXI века — таково основное содержание
современной гуманитарной картины мира.
Изучение и осмысление этого содержания, места его в современной
системе знания предполагает знакомство с историей формирования и
функционирования гуманитарной картины мира, которая берёт начало
задолго до появления и принятия самого этого понятия.
Текст печатается в авторской редакции.
УДК 009(075)
ББК 60я73
ISBN 978-5-4499-0610-6
© Торосян В. Г., текст, 2020
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2020
Стр.3
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. Понятие гуманитарной картины мира ..................................... 7
Понятие картины мира. Особенности интеграции знаний в картинах мира.
Понятие гуманитарной КМ, возможность и актуальность её выделения. Человек
в мире и мир человека как содержание гуманитарной картины мира.
Аксиологическое ядро гуманитарных КМ. Гуманизм как исторически
изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как
личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию своих
способностей. Гуманизм, гуманизация и гуманитаризация.
Раздел I. ГУМАНИТАРНАЯ КАРТИНА МИРА
В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ............................................................... 13
Глава 1. Гуманистическое содержание античной культуры ............... 13
Происхождение понятия «гуманизм». Humanitas vs immanitas. Переход от
варварства к цивилизации как предпосылка, составляющая и следствие гуманизма.
Возникновение морали как первый шаг в гуманистическом процессе.
Возникновение семьи, государства и права. Гуманизм как ведущая линия античной
философии. Философское отношение к жизни и смерти как практика гуманизма.
Особенности и место этики в гуманитарной картине мира античности. Античная
«пайдейя» как воспитание гуманизма. Гуманизм античной мифологии и искусства.
Глава 2. Гуманитарная картина мира в культурах
Древнего Востока .................................................................................. 20
Философские учения Китая — даосизм и конфуцианство как теория и практика
гуманизма. Требование природосообразности человеческих деяний,
соответствия дао и дэ. Гуманизм индийской культуры. Философское
содержание «Вед». Нравственная практика буддизма. Этика ненасилия и её
современные выражения. Благоговение перед природой в японской
культурной традиции. Стремление и умение учиться. Общечеловеческие
ценности в культуре ислама. Влияние ислама на средневековую Европу.
Исламский фундаментализм и современный мир.
Глава 3. Человек в средневековой картине мира ................................ 33
Противоречивый характер адаптации античности к христианству.
Трансформация гуманизма в любовь к Богу. Общечеловеческое начало в
религиозных заповедях. Борьба добра и зла в средневековой КМ.
Ответственный выбор как право и как испытание. Проблема теодицеи и
гуманизм. Концепция «двух истин» как компромисс между наукой и религией.
Глава 4. Гуманизм как определяющая характеристика
эпохи Возрождения ............................................................................... 38
Возрождение и развитие гуманизма как выражение социокультурных перемен,
«вынуждающих искать равновесия между средневековой верой в Бога и
ренессансной верой в человека». Выдвижение нового типа личности, активной,
инициативной, ответственной. Реабилитация красоты, природы и человека.
3
Стр.4
«Речь в защиту достоинства человека». Особая роль художника — творца
нереализованных природой форм. Гуманистическая педагогика. Значение науки.
Бессмертие как причастность высшим человеческим деяниям — в науке,
философии, искусстве. Гуманистическое значение Коперниканской революции,
«не унижающей гордость человека, а возвышающей её». Гуманизм и
Реформация. Возникновение утопических концепций. Гуманистическое
содержание искусства.
Глава 5. Просвещение как гуманизм.................................................... 45
От «Знание — сила» ко «Всем знать всё обо всём». Успехи механикоматематического
естествознания как основа социального оптимизма
Просвещения. Природа как наставник, «воспитатель воспитателей». «Республика
учёных» и академии наук. Великая французская энциклопедия и Французская
революция. Этика Канта. Категорический императив. «Человек не как средство, а
как цель». Идея вечного мира. Концепции образования, ориентированные на
«самопознание, саморефлексию личности в актах самосознания культуры»
(Гегель, Гердер, Гумбольдт). Особенности просвещённого абсолютизма в России.
Глава 6. ХIХ век как «смерть Бога» ....................................................... 57
Утопический социализм XIX в., идея всеобщего равенства людей.
«Гуманистический материализм» философии Фейербаха. Переход от
«созерцательности» Фейербаха к всестороннему анализу социокультурных
условий гуманизма у Маркса. Развитие общества как естественноисторический
процесс. Понятия предыстории и подлинной истории человечества. Идеи
человека как «высшей цели», «свободы-от» и «свободы-для». Творчество как
естественная потребность. Выявление причин отчуждения человека от
результатов его созидательной деятельности и порождения «нечеловеческих,
порабощающих потребностей». «Всемирная история как прогресс в сознании
свободы». Кризис гуманизма во второй половине XIX в. «Смерть бога».
Моральный протест против механистической картины мира. «Философия
жизни». Концепция «двух культур». Концепции культурно-исторических типов:
от Данилевского к Шпенглеру. «Цивилизация как мумия культуры».
Глава 7. Гуманитарная картина мира в ХХ веке ................................... 71
ХХ век как век войн и революций. Революция в России и мировые войны как
тяжёлое испытание гуманистических идеалов. Кризис в экономике, политике,
науке и искусстве как звенья единой цепи. Революция в естествознании и её
уроки. Россия как арена наиболее кровавых событий начала ХХ в. «Русский
космизм» и несостоявшееся «восстание против непоправимого». Кризис искусства
как выражение общего кризиса культуры. «Диагноз духовного недуга эпохи» в
трудах Й. Хёйзинги, З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма. Проблема отчуждённости,
заброшенности человека в философии экзистенциализма. «Теология после
Освенцима». Причины роста религиозных настроений. Этика благоговения перед
жизнью. Постмодернизм как диагноз. «Смерть автора» и смерть человека.
«Шизоанализ» и «Игра в бисер». «Холодная война» и крушение социалистической
системы. От «холодной войны» к «холодному миру». Концепции «конца истории»
и «столкновения цивилизаций». Глобализация и глокализация.
4
Стр.5
Раздел II. ГУМАНИТАРНАЯ КАРТИНА МИРА ХХI ВЕКА .............................. 99
Гуманизм: опасная иллюзия, отчаянная вера или веление
времени? ................................................................................................ 99
Глава 8. Человек и природа в современной картине мира ............... 101
Отношение к природе как пробный камень цивилизации, основа научных и
философских систем, социальных и политических программ. «Иметь» или «быть»
в отношениях с природой. Социокультурные основания идеологии господства
над природой и их выражение в стереотипах образования. Концепция «пределов
роста». Неизбежность возвращения человека в научную картину мира. Место
человека во Вселенной в свете антропного принципа и его модификаций.
Самоорганизация и «естественный отбор» в сценариях космической эволюции.
Гуманистическая миссия человека, порученная самой природой — «быть
авангардом творческой эволюции». Планета Земля как саморегулирующаяся и
самоорганизующаяся система в концепции «Геи-Земли». Связь циклов жизни на
Земле с «биением пульса Вселенной» в трудах А. Чижевского. Синергетические
сценарии этногенетической эволюции. Исчерпанность и опасность стереотипов
«силового мышления» в отношениях с природой. Предотвращение «режимов с
обострением» в природе и обществе. «Две опасности, наиболее угрожающие
миру — беспорядок и порядок». Готовность присматриваться и прислушиваться к
Природе как веление времени.
Глава 9. Человек в мире ХХI века ........................................................ 120
Содержание и назначение концепта «хорошее общество». Критерии «хорошего
общества». Перфекционизм и велферизм как концепции «хорошего общества».
Концепции государства благоденствия, либерализма, справедливости как
честности, утилитаристские концепции. Кризис 2008 года как испытание этих
концепций. Обострение проблем национальной и религиозной идентичности.
Новые особенности проблем толерантности и политкорректности. Сохранение
политики двойных стандартов в условиях глобализации и глокализации.
Приложение к политике теории игр. Особенности проблем современной России
и других посткоммунистических государств. Опасность «аномии» как результата
крушения устоявшейся системы ценностей. Современные формы варварства, их
происхождение и проявления. Отсутствие современной национальной идеи.
«Смертные грехи» современного человечества, их происхождение и возможные
пути преодоления. Судьбоносное значение культуры. Культура как «мягкая
сила». «Великое братство людей» в разобщённом мире. Значение «народной
дипломатии».
Глава 10. Мир человека в XXI веке ..................................................... 153
Проблема отчуждения в современном мире. Смещение общения
«коммуникацией», индивидов «дивидами». Возникновение нетократии,
когнитариата и консьюмериата. Неспособность испытывать уважение и
нежелание задавать себе вопросы как опаснейшие болезни современной
цивилизации. Экономическая обеспеченность как предпосылка, но
недостаточное условие благосостояния. Потребность в самореализации и
5
Стр.6
самоактуализации. Условия и возможности творческого отношения к труду и
досугу. Составляющие здорового образа жизни. Значение семьи как
гуманитарной ячейки общества. Отношение к старикам и детям как
гуманистический критерий семьи и общества. Социальная справедливость —
не всем поровну, а равные возможности для всех. Проблемы «свободы-от» и
«свободы-для», «бегство от свободы» в современных условиях. Стремление и
умение быть личностью. Индивидуальность и индивидуализм. Любовь к себе и
эгоизм. Взаимообусловленность уважения и любви к себе и к окружающим.
Интеллигентность и гуманизм. Авторитарная и гуманистическая этика,
авторитарная и свободная совесть. Свобода как внутренняя независимость.
Способность оставаться собой при уважении к другим, способность критически
относиться к «неподвижным истинам». Вера и убеждения, необходимость
внутреннего стержня, «Бога в душе». Вера в себя и ответственность за свои
поступки. Любовь к жизни и творчество.
Глава 11. Образование в век преобразований .................................. 175
Понятие эффективности образования. Модели «общества, основанного на
знаниях». Недостаточность технологических моделей и инструкций. Моральная
и практическая ценность «бесполезного». Художественная литература как
учебник жизни. Последствия «товаризации» образования и
регламентированного набора его «услуг», отказа от культурообразующих и
менталеобразующих функций образования, воспитания интеллигента. Учитель
и ученик как равноправные субъекты образовательного процесса. Сила
авторитета, а не авторитет силы. Смысл и содержание образования всю жизнь.
Задача воспитания современной интеллигенции. Место и перспективы
философии в современном мире. Роль учебников в современном
образовании — путеводители, а не справочники. Учебник по истории как
задача государственного значения. История как наука не только о прошлом, но
и будущем. Исчерпанность «банко-депозитной» модели образования.
Концепция «образования для себя».
Заключение .............................................................................................. 198
Рекомендуемая литература .................................................................... 199
Стр.7