Даже близкие Мею
литераторы - "молодая редакция" "Москвитянина", затем В. Р. Зотов, Я. П.
Полонский - большей частью считали его "голым талантом", отказывая ему в
определенном "миросозерцании". <...> В этой судьбе была своя логика, как была своя логика в том, что в наше
время, в процессе освоения классического наследия, было
пересмотрено
творчество этого значительного художника, постепенно стали
обнажаться
сложные связи поэзии Мея с литературной и общественной жизнью его эпохи. <...> 1
Лев Александрович Мей родился 13 февраля 1822 года в Москве в небогатой
дворянской семье. <...> Детство Мея прошло у бабушки, А. С. Шлыковой, где поселилась молодая
вдова, Патриархальный уклад этой состоящей из одних женщин семьи, жизнь
которой протекала в тесном общении с немногими крепостными
слугами,
несомненно, сказался на формировании личности будущего поэта. <...> В 1831 году Мей поступил в Московский дворянский институт, а через пять
лет за отличные успехи был переведен в Царскосельский лицей, который окончил
в 1841 году. <...> Хотя уже в лицейских произведениях Мея проявляются хорошее владение
стихом, ритмическая изобретательность и свойственная поэту склонность к
колоритным описаниям, они в основном подражательны и по духу своему
нисколько не оппозиционны. <...> Начался московский период жизни Мея, очень
важный в его идейном и художественном становлении. <...> Поэт постоянно
бывает в эту пору у М. П. Погодина, где собирались виднейшие московские
славянофилы; с 1849 года печатается в "Москвитянине", а позже становится
членом "молодой редакции" журнала (возглавляет отделы русской и иностранной
словесности). <...> ) В 1849 году публикуется
в
"Москвитянине" его стихотворная драма "Царская невеста", которая тогда же
была поставлена в Москве, а годом позже - в Петербурге. <...> В 1852 году Мей был назначен на должность инспектора 2-й Московской
гимназии, но вскоре осложнившиеся отношения с начальством заставили его
хлопотать о переводе в другое место. <...> Весной 1853 года Мей с женой <...>
Лев_Александрович_Мей.pdf
К. К. Бухмейер
Лев Александрович Мей
(1822-1862)
---------------------------------------------------------------------------Мей
Л. А. Стихотворения / Сост., вступ. ст. и примеч. К. К. Бухмейер. -
М.: Сов. Россия, 1985.
Серия "Поэтическая Россия"
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Литературная
судьба Л. А. Мея не была счастливой. Поэт интересный и
оригинальный, он тем не менее не был оценен по достоинству своими
современниками и скоро после своей смерти был забыт ими.
В бурную эпоху 1860-х годов для демократического лагеря Мей был
типичным представителем "чистого искусства", к тому же по силе дарования
уступающим наиболее крупным поэтам этого направления. Даже близкие Мею
литераторы - "молодая редакция" "Москвитянина", затем В. Р. Зотов, Я. П.
Полонский - большей частью считали его "голым талантом", отказывая ему в
определенном "миросозерцании".
В этой судьбе была своя логика, как была своя логика в том, что в наше
время, в процессе освоения классического наследия, было пересмотрено
творчество этого значительного художника, постепенно стали обнажаться
сложные связи поэзии Мея с литературной и общественной жизнью его эпохи.
1
Лев Александрович Мей родился 13 февраля 1822 года в Москве в небогатой
дворянской семье. Отец его, отставной офицер,
участник Бородинского
сражения, умер совсем молодым, причем смерть его сопровождалась внезапной
утратой почти всех семейных накоплений.
Детство Мея прошло у бабушки, А. С. Шлыковой, где поселилась молодая
вдова, Патриархальный уклад этой состоящей из одних женщин семьи, жизнь
которой протекала в тесном общении с немногими крепостными слугами,
несомненно, сказался на формировании личности будущего поэта. Отсюда вынес
он любовь к уходящему в прошлое быту и глубокий интерес к народной поэзии,
который заронили в мальчика его "учителя".
В 1831 году Мей поступил в Московский дворянский институт, а через пять
лет за отличные успехи был переведен в Царскосельский лицей, который окончил
в 1841 году.
Лицей в ту пору был уже далеко
не "пушкинским". Из "рассадника"
вольнолюбивых идей он превратился в типичное для николаевской эпохи казенное
заведение. Но все же некоторые традиции лицейского первого выпуска
сохранялись в студенческой среде: издавались рукописные журналы ("Вообще" и
"Столиственник") и каждый выпуск выдвигал своих поэтов. В одиннадцатом -
таковыми считались Мей и В. Р. Зотов, сын известного в ту пору драматурга
Рафаила Зотова. Оба дебютировали в журнале "Маяк", - Мей напечатал там в
1840 году два романтических стихотворения "Лунатик" и "Гванагани", - оба
увлекались историей.
Хотя уже в лицейских произведениях
Мея проявляются хорошее владение
стихом, ритмическая изобретательность и свойственная поэту склонность к
колоритным описаниям, они в основном подражательны и по духу своему
нисколько не оппозиционны.
Особняком среди них стоит большое стихотворение "Вечевой колокол". Оно
наиболее примечательно в художественном отношении, а по решению темы
примыкает к декабристской традиции. Не случайно А. И. Герцен опубликовал его
позднее в "Голосах из России" (Лондон, 1857).
Окончив лицей, Мей возвращается в Москву и поступает младшим чиновником
в канцелярию генерал-губернатора. Начался московский период жизни Мея, очень
важный в его идейном и художественном становлении.
Если в середине 1841 года, когда поэт приехал домой, в общественной
жизни Москвы было относительное затишье, то скоро положение стало решительно
меняться. "Москва входила тогда в ту эпоху возбужденности умственных
интересов, - пишет Герцен в "Былом и думах", - когда литературные вопросы,
за невозможностью политических, становятся вопросами жизни", К 1842 году
Стр.1