тие в чемпионате Европы, стали его
победителями советские баскетболисты.
В сборной команде СССР
играли 14 человек. Назовём их по
алфавиту: Е.Н. Алексеев, С.М. Бутаутас,
Н.К. Джорджикия, В.Е. Колпаков,
А.К. Конев, О.Ш. Коркия, B.В. Кулаускас,
И.А. Куллам, Ю.К. Лагунавичюс,
И.Ф. Лысов, А.И. Моисеев, К.К. Петкявичюс,
С.А. Тарасов и Ю.Н. Ушаков.
Тренеры команды П.М. Цетлин и
C.С. Спандарян. Команда по возрасту
была молодая. И её признанными лидерами
были 28-летние уроженцы
Москвы Евгений Николаевич Алексеев
(родился 22 марта 1919 г.) и Василий
Ефимович Колпаков (родился
3 апреля 1919 г.).
Из истории отечественного спорта
В 1947 г., впервые приняв учас(чемпион
СССР 1953, 1957 и 1958 гг.)
и мужской команд «Динамо» (Москва).
Был и тренером мужской баскетбольной
сборной Москвы — чемпиона II
Спартакиады народов СССР 1961 г.
А возглавляемая В.Е. Колпаковым
женская сборная команда СССР в
1971 г. завоевала звание чемпиона
мира, а в 1968, 1970, 1972 и 1974 гг. —
чемпиона Европы.
Заслуженный мастер спорта и заслуженный
тренер СССР Е.Н. Алексеев
в «большом баскетболе» начал играть
в 1939 г. в московском «Локомотиве»,
затем в 1940–1953 гг. выступал
за ЦДКА (ЦДСА) и ВВС МВО. И в 1939,
1945 и 1952 гг. стал чемпионом СССР.
В 1947г. в сборной команде СССР был
её капитаном и разыгрывающим игроком,
через которого проходили нити
всех атакующих и оборонительных
действий команды. Закончив карьеру
игрока, Е.Н. Алексеев в течение
многих лет был старшим тренером
команды ЦСКА, которая под его руководством
семь раз подряд в 1960–
1966 гг. была чемпионом СССР. Как
тренер, привёл он к победе и сборную
команду Москвы на III Спартакиаде
народов СССР 1963 г. В 70-е гг. XX в.
был одним из наставников женской
баскетбольной команды «Спартак»
(Московская область).
Заслуженный мастер спорта и заслуженный
тренер СССР В.Е. Колпаков
воспитанник московского «Металлурга».
Но наибольшей популярности
как игрок он достиг играя за
московское «Динамо» (1939–1951 гг.).
Играл нападающим, отличался высокой
результативностью. Кроме успеха
в чемпионате Европы 1947 г.,
в составе сборной команды СССР в
1951 г. стал двукратным чемпионом
Европы. В 1952–1974 гг. попеременно
был старшим тренером женской
Советские волейболисты свои
первые большие победы одержали
в 1949 г. Мужская сборная команда
СССР стала чемпионом мира, женская
победила в чемпионате Европы. За
мужскую команду играли: В.В. Васильчиков,
П.А. Воронин, В.Е. Китаев,
Н.А. Михеев, С.А. Нефёдов, M.П. Пименов,
К.К. Рева, В.И. Саввин, В.П. Ульянов,
В.И. Щагин, А.Н. Эйнгорн
и А.П. Якушев. Двое из них родились
в 1919 г.
Был чемпионом СССР 1938 и 1939 гг.
В 1947–1951 гг. входил в состав сборной
команды СССР, чемпион мира
1949 г. В игре отличался особым комбиниционным
даром и очень сильным
нападающим ударом. Участник Великой
Отечественной войны 1941–1945 гг.
Награждён тремя орденами Красной
Звезды и орденом «Знак Почёта» (за
успешную тренерскую деятельность —
в 1952–1958 гг. тренировал сборные
команды СССР).
В женскую сборную команду СССР
на чемпионате Европы 1949 г. входили
12 спортсменок: Т.A. Барышникова,
М.В. Еремеева, A.П. Жарова, В.В. Квашенинникова,
С.Г. Кундиренко,
В.А. Мисик, В.А. Осколкова, Т.А. Петрова,
А.П. Пономарёва, В.И. Свиридова,
А.В. Смирнова и А.Г. Чудина. Двое из
них родились в 1919 г.
Один из сильнейших волейболистов
мира в конце 40-х — начале 50-х гг.,
заслуженный мастер спорта СССР
Владимир Иванович Саввин родился
в Москве 25 октября 1919 г. Выступал
за четыре московские команды: «РотФронт»,
«Динамо», ЦСК МО и ВВС МВО.
И во всех как игрок, для которого в
волейболе не существовало никаких
секретов, был бесспорным лидером.
Он — чемпион СССР 1949, 1950, 1952,
1953 и 1954 гг., чемпион мира 1949 г.
и чемпион Европы 1951 г. Достойно
проявил он себя и как подлинный патриот
своей Родины: уйдя на фронт в
первые дни Великой Отечественной
войны 1941–1945 гг., он вернулся с
неё имея на гимнастёрке два ордена
Отечественной войны 2-й степени, два
ордена Красной Звезды и несколько
нашивок за боевые ранения. По окончании
спортивной карьеры В.И. Саввин
в разные годы был председателем
Федерации волейбола СССР, вице-президентом
Международной федерации
волейбола и членом президиума Олимпийского
комитета СССР.
Заслуженный мастер спорта и заслуженный
тренер СССР Анатолий Николаевич
Эйнгорн родился 29 октября
1919 г. в г. Симбирске (ныне –Ульяновск).
В волейбол играл за ленинградский
клуб «Спартак» и за Дом офицеров.
Заслуженный мастер спорта и заслуженный
тренер CCCР Серафима
Георгиевна Кундиренко — коренная
москвичка (родилась 7 июня 1919 г.).
В «большом волейболе» выступала
за московские команды «Металлург»
и «Динамо». Чемпионка СССР в составе
«Динамо» 1947, 1951, 1953, 1954
и 1955 гг. В 1949–1954 гг. входила
в сборную команду CCCР: чемпионка
Европы 1949, 1950 и 1951 гг., чемпионка
мира 1952 г. Отлично проявила
себя и как тренер женской команды
московского «Динамо» и сборных команд
Москвы и СССР.
Заслуженный мастер спорта СССР
Валентина Иосифовна Свиридова родилась
в Москве 11 сентября 1919 г.
и в течение всей своей волейбольной
карьеры играла за московский «Локомотив»,
в рядах которого стала девятикратной
чемпионкой СССР (1939,
1945, 1946, 1948, 1949, 1950, 1952,
1957 и 1958 гг.). Кроме того, она
чемпионка Европы 1949 и 1950 гг.
и чемпионка мира 1952 г. Главные её
достоинства как игрока — исключительная
надёжность в любом волейбольном
амплуа и неиссякаемая воля
к победе.
уа
Стр.2
3/2023
Издаётся с января1958 г. Образован Министерством просвещения РСФСР. Выходит 8 раз в год
В НОМЕРЕ:
Учебно-методическая работа
2 П.В. Игнатьев, С.С. Иванова, А.Е. Баринов. Методическое обеспечение системы
контроля физической подготовки обучающихся V-IX классов на основе оценки
динамики достижений
13 К.Н. Черепанов, А.М. Тихонов. Формирование самооценки двигательных действий
18 А.Ю. Костарев, Г.М. Юламанова, Р.Р. Валиуллина. Спортивная игра лапта
на уроках физической культуры
7 Л.А. Коновалова, Т.И. Березовская. Программа интеграции художественной
гимнастики в физическое воспитание младших школьников
23 К.В. Чедов, С.С. Гордеева, С.М. Погудин. Методические направления
в формировании у младших школьников мотивации к физкультурно-спортивной
деятельности
На нашей вкладке
30 Н.И. Рамазанов, П.Д. Логиновских. Учитель — как много в этом слове...
Важные события в образовании, воспитании, спорте
Повышение квалификации
38 Ю.С. Чернякова. Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские
спортивные игры» 2021/22 учебного года
41 К.В. Шиловских, Г.Ф. Жован. Управление профессиональным развитием учителей
физической культуры Белгородской области для внедрения фитнес-технологий
в образовательный процесс
44 О.А. Фролова, Н.В. Михайлова. Обучение педагогов современным технологиям
по адаптивной физической культуре в рамках инклюзивного образования
посредством программы повышения квалификации
За рубежом
48 И.Ю. Михута, В.И. Лях. Координационные упражнения, направленные на
формирование психофизической готовности будущих специалистов к военнопрофессиональной
деятельности
Внеурочная деятельность и дополнительное
образование
55 С.А. Филимонов, И.М. Шолубко. Школьный музей «Мы помним» — на вахте
истории
58 Л.М. Степанова. Опыт организации профориентационной работы со
старшеклассниками в вузе как форма предпрофессиональной подготовки
в области физической культуры
ки
60 А.И. Акмайкин. Основы дополнительных занятий футболом
в Центре содействия семейному воспитанию «Вертикаль»
Стр.3
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКАЯ
РАБОТА
Научно-методическая статья
УДК: 796
doi: 10.47639/0130-5581-2023-3-2-7
кМетодическое обеспечение системы
обонтроля физической подготовки
Павел Владимирович Игнатьев1, Светлана
Сергеевна Иванова2, Александр Евгеньевич
Россия
3Школа № 17, Саров, Россия
1, 2rupsport@yandex.ru
Баринов3
1, 2Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина, Нижний Новгород,
3INFO@SC17.EDUSAROV.RU
Аннотация. Одним из важнейших направлений
модернизации системы физического воспитания
является внедрение в систему образования учреждений
мониторинга состояния здоровья, физического
развития и физической подготовленности.
В соответствии с требованиями ФГОС возникла
острая необходимость в дополнительных мониторинговых
исследованиях по контролю за формированием
у учащихся личностных, метапредметных и
предметных результатов. Представленные в статье
материалы раскрывают характеристику механизмов,
форм, методов и технологий организационносодержательного
обеспечения системы контроля
подготовленности обучающихся на основе оценки
динамики достижений по физической культуре в
соответствии с требованиями ФГОС основного общего
образования (ФГОС ООО).
Ключевые слова: система контроля, динамика
достижений, физическая подготовка, измерительная
единица.
Original article
grades V–IX based on the assessment of the
dynamics of achievements
Methodological support of the physical
training control system for students of
© Игнатьев П.В., Иванова С.С., Баринов А.Е., 2023
учающихся V–IX классов на основе
оценки динамики достижений
Pavel V. Ignatiev1, Alexey M. Seliverstov2, Alexander
E. Barinov3
1, 2The Nizhny Novgorod State Pedagogical University
3INFO@SC17.EDUSAROV.RU
Abstract. One of the most important directions of
named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia
3School No. 17, Sarov, Russia
1, 2rupsport@yandex.ru
modernization of the physical education system is the
introduction of health monitoring, physical development
and physical fitness institutions into the education
system. In accordance with the requirements of
the Federal State Educational Standard, there is an
urgent need for additional monitoring studies to control
the formation of personal, meta-subject and subject
results in students. The materials presented in the
article reveal the characteristics of the mechanisms,
forms, methods and technologies of organizational
and content support of the training readiness control
system based on the assessment of the dynamics of
achievements in physical culture in accordance with
the requirements of the FGOS.
Keywords: control system, dynamics of achievements,
physical training, measuring unit.
Актуальность проблемы и темы исследования
обусловлена поиском путей повышения
результативности планируемых результатов по
физической культуре в соответствии с требованиями
ФГОС ООО. На сегодняшний день
наблюдается недостаточность научно-методических
обоснований диагностического инструментария
для проведения мониторинговых
исследований физической подготовленности
Стр.4