Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Концепт «русская культура» и современные практики культурного наследования.

0   0
Первый авторКокшенева Капитолина Антоновна
ИздательствоМ.: Институт Наследия
Страниц473
ID794317
АннотацияКнига исследует концепт «русская культура», отражающий национальное культурное самосознание последней трети XX-го – первых десятилетий XXI века, а также наиболее характерные для данного периода практики культурного наследования. Основанием для анализа служит массив текстов научного и публицистического характера и те художественные произведения (литературные, театральные, акционное искусство), авторы которых проявляли свое отношение к таким константам русской культуры, как «Родина и родная земля», «свои и чужие», «классика», «национальное» и «космополитическое», «слово» и «правда», «истина», «совесть», «святое», «грех», «личность», «душа», «вера», «любовь», «свобода», «славянофилы и западники», «патриоты и либералы», «государство и интеллигенция». Вместе с тем, учитывая, что национальное культурное самосознание, проявляемое в системе образов того или иного произведения, достаточно редко являлось предметом культурологического научного внимания, в монографии ставится задача обнаружить и описать теоретические и исторические аспекты национального самосознания в отечественной культуре (преимущественно в театре). «Век классиков», когда были философски осмыслены и художественно проявлены разные культурные типы, и станет фундаментом понимания культуры современной. Художественные практики – по преимуществу современного театра – позволят проанализировать те культурные «механизмы» наследования, среди которых основное внимание уделяется наследованию классики.
ISBN978-5-86443-286-0
УДК069
ББК79.1
Кокшенева, К. А. Концепт «русская культура» и современные практики культурного наследования. : монография / К. А. Кокшенева .— Москва : Институт Наследия, 2019 .— 473 с. — DOI 10.34685HI.2019.75.25.001 .— ISBN 978-5-86443-286-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/794317 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концепт_«русская_культура»_и_современные_практики_культурного_наследования..pdf
УДК 79 ББК 71,0 К59 Рецензенты: А. Л. Казин – доктор философских наук, культуролог, искусствовед, и. о. директора Российского института истории искусств (г. Санкт-Петербург); И. В. Калус – доктор филологических наук, заместитель заведующего кафедрой литературы Московского государственного института культуры. Издается по решению Учёного совета Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. K59 Концепт «русская культура» и современные практики культурного наследования [Электронный ресурс] / Капитолина Антоновна Кокшенева. – М. : Институт Наследия, 2019. – 472 с. – URL: http:// Кокшенева, К. А. heritage-institute.ru/?post_type=books&p=21867. – DOI 10.34685HI.2019.75.25.001. – ISBN 978-5-86443-286-0. Книга исследует концепт «русская культура», отражающий национальное культурное самосознание последней трети XX-го – первых десятилетий XXI века, а также наиболее характерные для данного периода практики культурного наследования. Основанием для анализа служит массив текстов научного и публицистического характера и те художественные произведения (литературные, театральные, акционное искусство), авторы которых проявляли свое отношение к таким константам русской культуры, как «Родина и родная земля», «свои и чужие», «классика», «национальное» и «космополитическое», «слово» и «правда», «истина», «совесть», «святое», «грех», «личность», «душа», «вера», «любовь», «свобода», «славянофилы и западники», «патриоты и либералы», «государство и интеллигенция». Вместе с тем, учитывая, что национальное культурное самосознание, проявляемое в системе образов того или иного произведения, достаточно редко являлось предметом культурологического научного внимания, в монографии ставится задача обнаружить и описать теоретические и исторические аспекты национального самосознания в отечественной культуре (преимущественно в театре). «Век классиков», когда были философски осмыслены и художественно проявлены разные культурные типы, и станет фундаментом понимания культуры современной. Художественные практики – по преимуществу современного театра – позволят проанализировать те культурные «механизмы» наследования, среди которых основное внимание уделяется наследованию классики. УДК 069 ББК 79.1 ©© Кокшенева К. А., 2019 ISBN 978-5-86443-286-0 2 Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, 2019
Стр.2
Оглавление Глава 1 КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ, КОНСТАНТЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ 1.1. Разъяснения о концепте «русская культура» и ее константах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1.2. О пониженном статусе понятия «культура» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1.3. Русское в советском и современность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 1.4. Модернизация через культурный взрыв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 1.5. Открытое общество и культурная интервенция: создание сетевой культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 1.6. Доминирующие культурные типы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 1.7. Национальный и культурный нигилизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 1.8. Театр истории. Государство и нигилизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 Примечания к первой главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 Глава 2 РУССКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ТИП И СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР 2.1. Пушкинская мера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 2.2. Театр Островского сегодня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 2.3. Станиславский в окружении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207 2.4. Театр и жизнь. Культура и национальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224 2.5. Наследники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258 2.6. «Ноша Ивана» и русская идентичность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 Примечания ко второй главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315 3
Стр.3
Глава 3 КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДОВАНИЯ С КЛАССИКА НА СЦЕНЕ. ОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ 3.1. Оскорбления чувств и свобод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321 3.2. Борьба современников с классикой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340 3.3. Культура.doc . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345 3.4. «Принцип реальности»: телесность и человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357 3.5. О классике в театре и некультурном наследовании . . . . . . . . . . . . 362 3.6. Внеинтерпретационный театр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367 3.7. Трансляция культурных мифов и тренинги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387 3.8. Достоевский на современной сцене . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396 3.9. Опыт понимания европейской классики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411 3.10. О зрителе. Вместо заключения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425 Примечания к третьей главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442 Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 448 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.