УДК 79
ББК 71,0
К59
Рецензенты:
А. Л. Казин – доктор философских наук, культуролог, искусствовед, и. о.
директора Российского института истории искусств (г. Санкт-Петербург);
И. В. Калус – доктор филологических наук, заместитель заведующего кафедрой
литературы Московского государственного института культуры.
Издается по решению Учёного совета
Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва.
K59
Концепт «русская культура» и современные практики культурного наследования
[Электронный ресурс] / Капитолина Антоновна Кокшенева. – М. : Институт Наследия,
2019. – 472 с. – URL: http://
Кокшенева, К. А.
heritage-institute.ru/?post_type=books&p=21867. – DOI 10.34685HI.2019.75.25.001. –
ISBN 978-5-86443-286-0.
Книга исследует концепт «русская культура», отражающий национальное культурное
самосознание последней трети XX-го – первых десятилетий XXI века, а также
наиболее характерные для данного периода практики культурного наследования. Основанием
для анализа служит массив текстов научного и публицистического характера и
те художественные произведения (литературные, театральные, акционное искусство),
авторы которых проявляли свое отношение к таким константам русской культуры, как
«Родина и родная земля», «свои и чужие», «классика», «национальное» и
«космополитическое», «слово» и «правда», «истина», «совесть», «святое», «грех»,
«личность», «душа», «вера», «любовь», «свобода», «славянофилы и западники»,
«патриоты и либералы», «государство и интеллигенция». Вместе с тем, учитывая, что
национальное культурное самосознание, проявляемое в системе образов того или иного
произведения, достаточно редко являлось предметом культурологического научного
внимания, в монографии ставится задача обнаружить и описать теоретические и
исторические аспекты национального самосознания в отечественной культуре
(преимущественно в театре). «Век классиков», когда были философски осмыслены и
художественно проявлены разные культурные типы, и станет фундаментом понимания
культуры современной. Художественные практики – по преимуществу современного
театра – позволят проанализировать те культурные «механизмы» наследования, среди
которых основное внимание уделяется наследованию классики.
УДК 069
ББК 79.1
©© Кокшенева К. А., 2019
ISBN 978-5-86443-286-0
2
Российский научно-исследовательский
институт культурного и природного
наследия имени Д. С. Лихачёва, 2019
Стр.2
Оглавление
Глава 1
КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ,
КОНСТАНТЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1.1. Разъяснения о концепте «русская культура»
и ее константах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
1.2. О пониженном статусе понятия «культура» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.3. Русское в советском и современность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
1.4. Модернизация через культурный взрыв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
1.5. Открытое общество и культурная интервенция:
создание сетевой культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
1.6. Доминирующие культурные типы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
1.7. Национальный и культурный нигилизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
1.8. Театр истории. Государство и нигилизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Примечания к первой главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Глава 2
РУССКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ТИП
И СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР
2.1. Пушкинская мера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
2.2. Театр Островского сегодня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
2.3. Станиславский в окружении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
2.4. Театр и жизнь. Культура и национальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
2.5. Наследники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
2.6. «Ноша Ивана» и русская идентичность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
Примечания ко второй главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
3
Стр.3
Глава 3
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДОВАНИЯ
С КЛАССИКА НА СЦЕНЕ.
ОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ
3.1. Оскорбления чувств и свобод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
3.2. Борьба современников с классикой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
3.3. Культура.doc . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
3.4. «Принцип реальности»: телесность и человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
3.5. О классике в театре и некультурном наследовании . . . . . . . . . . . . 362
3.6. Внеинтерпретационный театр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
3.7. Трансляция культурных мифов и тренинги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
3.8. Достоевский на современной сцене . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396
3.9. Опыт понимания европейской классики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
3.10. О зрителе. Вместо заключения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425
Примечания к третьей главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 448
4
Стр.4