Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Духовные смыслы национальной культуры России : ретроспекция, со- временность, перспективы. Сборник по материалам Международной научной конференции 27–28 ноября 2019 г.

0   0
АвторыСкоробогачева Е. А., Бицадзе Н. В., Чичварина О. Г., Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва
ИздательствоМ.: Институт Наследия
Страниц938
ID794292
АннотацияВ многосоставной культуре России важен духовный стержень, выявить который, обращаясь к разным научным сферам, к различным видам творчества и деятельности, ставят перед собой задачей авторы данного труда. В сборнике читатель найдет обращение к духовным смыслам отечественной культуры от ее истоков до настоящего времени в оригинальных авторских работах, в новых ракурсах, через индивидуальные научные и творческие подходы исследователей — специалистов самых разных научных и творческих сфер, теоретиков и практиков, от академиков и докторов наук до аспирантов и студентов ведущих вузов России и зарубежья.
Кому рекомендованоСпециалистам и широкому кругу читателей, неравнодушным к историческому пути России, ее национальной культуре и тем извечным смыслам, которые в них заложены и актуальны.
ISBN978-5-86443-328-7
УДК930.85
ББК63.3(2)
Духовные смыслы национальной культуры России : ретроспекция, со- временность, перспективы. Сборник по материалам Международной научной конференции 27–28 ноября 2019 г. : сборник / Е. А. Скоробогачева, Н. В. Бицадзе, О. Г. Чичварина; Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва .— Москва : Институт Наследия, 2020 .— 938 с. — DOI 10.34685/HI.2020.72.97.002 .— ISBN 978-5-86443-328-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/794292 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Духовные_смыслы_национальной_культуры_России_ретроспекция,_современность,_перспективы._.pdf
УДК 930.85 ББК 63.3(2) Д85 Рецензенты: А. В. О короков, доктор исторических наук, заместитель директора по научной работе Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва И. А. Стеклова, доктор искусствоведения, профессор кафедры семиотики и общей теории искусства МГУ им. М. В. Ломоносова. Издается по решению ученого совета Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва Духовные смыслы национальной культуры России : ретроспекция, соД85 временность, перспективы. Сборник по материалам Международной научной конференции 27–28 ноября 2019 г. — М. : Институт Наследия, 2020. — 938 c. : ил. — DOI 10.34685/HI.2020.72.97.002. — ISBN 978-5-86443-328-7. В многосоставной культуре России важен духовный стержень, выявить который, обращаясь к разным научным сферам, к различным видам творчества и деятельности, ставят перед собой задачей авторы данного труда. В сборнике читатель найдет обращение к духовным смыслам отечественной культуры от ее истоков до настоящего времени в оригинальных авторских работах, в новых ракурсах, через индивидуальные научные и творческие подходы исследователей — специалистов самых разных научных и творческих сфер, теоретиков и практиков, от академиков и докторов наук до аспирантов и студентов ведущих вузов России и зарубежья. Таким образом, представлено масштабное разностороннее исследование, которое будет интересно не только специалистам, но и широкому кругу читателей, неравнодушным к историческому пути России, ее национальной культуре и тем извечным смыслам, которые в них заложены и актуальны. УДК 930.85 ББК 63.3(2) ISBN 978-5-86443-328-7 © Коллектив авторов, 2020 © Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, 2020
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ............................................................................................................11 Вступительные статьи ..........................................................................................12 В. Р. Мединский .................................................................................................................................12 И. И. Глазунов ...................................................................................................................................13 Е. В. Бахревский ...............................................................................................................................14 Л. Г. Ивашов ........................................................................................................................................14 Д. Ш. Халидов ...................................................................................................................................15 А. Н. Ковальчук ................................................................................................................................16 В. Стайков ............................................................................................................................................16 ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ В РАКУРСЕ ИСТОРИИ В. С. Мясников Некоторые исторические оценки современного состояния России .................................17 С. В. Перевезенцев Традиционализм: русский смысл ....................................................................................................25 В. Ю. Захаров Между Западом и Востоком: к вопросу о духовных исканиях императора Александра I ...................................................................................................................31 В. А. Волков Осада Пскова польско-литовскими войсками в 1581 году и фантазия на эту тему австрийского художника Яна Алоизия Матейко в картине «Стефан Баторий под Псковом» .....................................................................................................42 ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ В РАКУРСЕ ФИЛОСОФИИ, БОГОСЛОВИЯ, ПСИХОЛОГИИ А. Л. Казин Искусство в судьбе цивилизации ...................................................................................................47 В. Н. Катасонов Реализм в понимании Ф. М. Достоевского .................................................................................51 4
Стр.4
Содержание В. Н. Расторгуев Цивилизационная идентификация России ................................................................................58 М. К. Залесская Постмодернизм как орудие всемирного разрушения .............................................................65 К. А. Кокшенева А. И. Герцен — западник, разочаровавшийся в Западе/ об актуальности взгляда Н. Н. Страхова .....................................................................................80 А. Е. Чернова Образ родины в поэзии Ф. П. Савинова: метод преодоления духовного кризиса ......96 Л. А. Бойко Проблема взаимосвязи духовной культуры и религии в философии И. А. Ильина ..............................................................................................................107 Д. Ш. Халидов Социокультура и искусство: историко-социологическое осмысление и вопросы геополитической проектности Запада и России ...............................................114 Ю. А. Закунов Русский национальный культурный код ...................................................................................141 ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ В РАКУРСЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ А. Засимова Возвращение забытых имен в истории русской культуры: композитор Георгий Львович Катуар (1861–1926) ...............................................................146 С. А. Гавриляченко «Дух времен» и историческая живопись И. Е. Репина ........................................................161 В. П. Сысоев Поэтика и структура художественного языка А. А. Пластова ...........................................178 Т. Ю. Пластова Сакральные скрытые смыслы работ А. А. Пластова и проблемы иконологического анализа живописи ХХ века ..............................................212 Т. И. Бойцова Современная тверская иконопись: пути возрождения древнего искусства ................223 С. М. Грачева Постижение истории в современной петербургской академической живописи .......234 А. И. Демченко Классическая эпоха русского реализма .....................................................................................245 И. В. Полозова К проблеме эволюции русской музыкальной культуры X–XVII вв. .............................255 Е. А. Скоробогачева Роль векторов духовно-художественных влияний в стенописи М. В. Нестерова ..........................................................................................................273 Приложение ............................................................................................................................................279 Н. В. Геташвили Русь не ушедшая. Об одном фрагменте неоконченного полотна Павла Дмитриевича Корина ...........................................................................................................288 Н. В. Бицадзе Народное богословие русской иконы (к постановке проблемы) .....................................299 5
Стр.5
Содержание Л. А. Неменская Духовные смыслы военной темы в картинах народного художника России Бориса Неменского. К 75-летию победы в Великой Отечественной войне ..................................................................................................304 О. М. Власова Основная проблематика русской храмовой пластики (на примере прикамских коллекций XVIII — начала ХХ в.) ............................................315 С. А. Мозгот Пространство как категория национальной поэтики в изобразительном искусстве XIX века: приемы создания и ведущие смысловые функции .....................322 С. Г. Москвитин Роль гравюры в отечественной стенописи ................................................................................332 Боначини Рита, В. А. Чёрный От занавеса Большого театра к Спасской башне Московского Кремля .......................338 Л. П. Баюра Международная ассамблея художников «Пластовская осень» и проблематика реалистического направления в современном искусстве ..................342 А. П. Крохалева Духовно-религиозные поиски в творчестве современных пермских художников .......................................................................................................................354 В. Г. Киселев Агитационно-оформительское искусство 70-х годов XX века в городах уральского региона .........................................................................................................361 С. Н. Ивлева Композиционные трактовки образа Версальского парка в пейзажах... западноевропейских и русских художников ............................................................................371 С. Г. Полегаев Лепка портрета с натуры ..................................................................................................................380 И. В. Макарова Эволюция трактовки формы — от двухмерности к объемному изображению...........385 И. В. Дюков Упаковочный стиль ............................................................................................................................390 М. С. Бережная Влияние западных библий и увражей на формирование купольных росписей пятиглавых храмов XVII века, расписанных мастерами Гурием Никитиным и Дмитрием Григорьевым Плехановым .....................................................................................394 Н. Д. Корина Новые аспекты творчества А. М. Корина и его педагогическая деятельность в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества .......................................402 А. В. Хомякова Нидерландский след в позднем творчестве К. А. Сомова ...................................................414 М. Л. Будеева Петербургская ксилография как часть национальной культуры .....................................427 Н. Н. Ваньчугова Темперная миниатюра Олега Вострецова (1990–2019). Технологии и смыслы ........................................................................................................................438 Е. Ю. Константинова Искусствоведческие концепции М. В. Алпатова и В. Н. Лазарева в зеркале «Троицы» А. Рублева .....................................................................................................460 6
Стр.6
Содержание Е. А. Глоба Национальные черты русской академической храмовой росписи середины XVIII — конца XIX века ...............................................................................................468 Приложение ............................................................................................................................................480 А. М. Грумбина Традиции Союза русских художников в контексте эволюции искусства России начала ХХ века ...........................................................................498 А. С. Сиренко Эволюция идеи Киммерийской школы в художественно-критических статьях М. А. Волошина .....................................................506 К. И. Шадчнев Единство архитектурного замысла и его деталей на примере скульптурного убранства фасадов Московского Сената (1776–1787 гг.) ....................516 Ян И. Русская марина: прошлое, современность и перспективы .................................................535 Д. В. Слеп «Театр есть училище нравственности»: влияние драматических произведений на особенности жанровых сцен П. А. Федотова ........................................546 Се Юеюе Путь развития русского живописного искусства: самобытность и зарубежное влияние ..........................................................................................548 А. В. Борисова Значение пенсионерских поездок в творчестве русских художников второй половины XVIII — начала XIX века .............................................................................554 С. Н. Рубцова Проблема обращения к национальному наследию в оформлении пространства современного храма Русской православной церкви .................................556 Т. А. Светкина Самобытность этнических искусств в многогранной целостности культуры России. Златоустовская гравюра ..............................................................................568 П. Н. Казнина Образ Иисуса Христа в творчестве М. В. Нестерова ............................................................571 К. Ф. Кангин Выражение образа нации в живописи передвижников .......................................................573 Л. А. Кузмичева Картина Ивана Кузнецова «Призвание на царство Михаила Федоровича Романова» — к проблеме эволюции современного реализма ............................................575 ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ В РАКУРСЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ Г. В. Скотникова Классики русской философии — наши духовые учителя ...................................................577 В. И. Грачев Cубстанциально-аксиогенная платформа духовности русской культуры ................................................................................................................................582 7
Стр.7
Содержание Е. В. Байкова, Н. А. Дидык Символы исторического центра города (на материале архитектурного декора особняка И. П. Шмидта в Саратове. Зооморфизм) ...............................................................596 С. А. Царенко Этнокультурные и геополитические перспективы Западного Русского Поля (Подолья) в контексте украинских идентичностей и историографических подмен .......................................................................615 Е. В. Данилова Дионисий в XXI веке. Опыт многолетней авторской работы с культурным и духовным наследием Древней Руси в реалиях современности: проект «Свет фресок Дионисия — миру» (Фотопроект Юрия Холдина в соавторстве с Е. В. Даниловой) ........................630 С. В. Кабаева М. П. Беляев: идея русской музыкальной культуры .............................................................645 О. Г. Чичварина Нравственный выбор в творчестве Н. В. Гоголя .....................................................................654 И. А. Дидимова Песня в пространстве традиционной музыкальной культуры современных селькупов ....................................................................................................................659 Ян Чжи, Ван Юнчан Культурное наследие «китайского стиля» в России .............................................................664 Ю. В. Тюрякова Особенности развития регентского дела Казанского кафедрального собора г. Сызрани (рубежа XIX–XX вв.) .................................................................................................672 Сюн Инвэнь Портреты-жизнеописания в операх «Виринея» С. М. Слонимского и «Лю Санджи»: к проблеме воплощения национальной идентичности в музыке .......................................................................................680 Ю. Н. Шамеева О сохранности драматургии свадебного обряда (на примере свадебного обряда Шемуршинского района Чувашской Республики) ..................................................................................................................691 М. Ф. Азиханов Из истории собирания русского фольклора. Сборник Кирши Данилова: автор и текст .................................................................................700 Ж. В. Русакова Классическая и современная национальная культура: обретение и сопряжение смыслов ................................................................................................707 ПРОБЛЕМЫ РЕСТАВРАЦИИ, СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Т. А. Лукьянова, Ю. М. Кукс Изучение древних технологических традиций в настенной живописи — путь сохранения памятников технологии в современном мире .......................................710 А. Б. Прозова, Ю. Г. Кондратович Вопросы атрибуции иконы Божией Матери «Одигитрия» ...............................................720 В. В. Близнюк Художественная и документальная фотография как инструмент в сохранении исторического образа памятника. Соловецкий монастырь ....................725 8
Стр.8
Содержание А. И. Бушмина Возвращение имени: атрибуционные исследования личности портретируемого в процессе реставрации картины «Портрет священнослужителя» неизвестного художника из собрания Музея-заповедника «Дмитровский Кремль» .........................729 В. М. Неделин Русские крепости XVI–XVII веков — изучение и графические реконструкции .......................................................................................................734 Приложение ............................................................................................................................................737 А. И. Томилова Федоровский городок в Царском Селе — центр духовной и художественной культуры ..........................................................................764 А. В. Власова Храмовый комплекс в селе Степановское Московской области как пример сочетания русской традиционной и европейской архитектурных школ XVI–XVIII веков ......................................................773 ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ Д. Н. Тугаринов ...............................................................................................................................775 Профессиональное скульптурное образование в России: сохранение традиций, новации, перспективы .........................................................................775 С. А. Прохоров, А. В. Шадурин, Н. С. Прохоров Традиции и современность живописной составляющей в архитектурном образовании ........................................................................................................780 Е. А. Скоробогачева Приоритеты научной деятельности и их значение в инновационном развитии научно-образовательной сферы Академии Ильи Глазунова ..............................................................................................................787 В. А. Чёрный Образ святого Георгия Победоносца на современном гербе и знамени Российской Федерации ...............................................................................................792 С. В. Анчуков Магистратура факультета изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена — современность и перспективы..................................................796 Приложение ............................................................................................................................................801 М. Ю. Шаньков О воспитании свободной личности в системе отечественного академического художественного образования ......................................................................806 М. В. Кузмичева Специфика профессиональной подготовки художника-педагога в РГПУ имени А. И. Герцена ...........................................................................................................820 Ю. М. Арсенюк Копирование работ старых мастеров в контексте формирования личности художника ..........................................................................................................................827 9
Стр.9
Содержание И. Г. Кондратович Развитие современного христианского искусства в России и за рубежом ..................840 И. В. Лапин Проблемы построений выставочных экспозиций реалистического искусства на примере выставочной деятельности И. С. Глазунова .................................843 К. Тодоров Art and N-Dimensionality ..................................................................................................................849 С. Тодорова Акварель — графичная или живописная техника? ................................................................856 Приложение ............................................................................................................................................867 Н. В. Лапко Новые технологии в современной экспозиционной практике художественных музеев ....................................................................................................................869 Ань Цзиньлинь Проблемы в преподавании масляной живописи в высших учебных заведениях Китая и меры их решения .................................................878 Цзя Юньи Подготовка преподавателей художественного дизайна должна начинаться c формирования личности.......................................................................882 Ли Бинь Развитие творческого мышления студентов средствами создания электронной музыки.......................................................................................................892 Ляо Дума Воплощение темы окружающей среды в живописи под влиянием экологической концепции ..................................................................................901 Ма Синьгэ Ван Теню — ученик русской академической школы Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина ..............................................910 Т. Е. Редька Современная педагогика в художественной сфере: традиции, новации, авторские методики ...................................................................................914 А. О. Ворфоломеева Деятельность В. Д. Поленова как педагога Московского училища живописи, ваяния и зодчества ........................................................917 Приложение Фотографии с конференции в РАЖВиЗ им. Ильи Глазунова ..........................................919 Сведения об авторах ..........................................................................................926 Сведения об авторах-учащихся ....................................................................934 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ