Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»: монография

0   0
АвторыПоляков Тарас Пантелеймонович, Зотова Татьяна Анатольевна, Пустовойт Юлия Владимировна, Нельзина Ольга Юрьевна, Корнеева Анастасия Александровна
ИздательствоМ.: Институт Наследия
Страниц439
ID794259
АннотацияИнтенсивная экспозиционная деятельность современных российских музеев, активно влияющая на повышение их популярности в обществе, опирается на базовые задачи, поставленные в «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». Главные из них — сохранение и актуализация духовно-нравственных ценностей российского общества, а также повышение успешности и эффективности работы учреждений культуры (в том числе музеев), выражаемой, прежде всего, в увеличении процента внебюджетных средств и источников финансирования. В монографии, помимо аналитической характеристики незыблемой основы музейной экспозиции — предмета-подлинника, подробно описываются актуальные методы и технологии, способные решить эти задачи. Особо выделены иммерсивные технологии: технологии «живого музея», погружающие посетителя в бытовую среду и реализующие принцип «руками трогать», электронные технологии, обеспечивающие «погружение» в виртуальную реальность, и технологии витрины-образа, способствующие «погружению» посетителя в пространство экспозиционно-художественных образов и сюжетов. Из многообразия профильных музеев авторы выделяют и подробно описывают особенности экспозиционной деятельности наиболее популярных музеев: музеев-заповедников, художественных музеев и литературных музеев. Монография предназначена для музейных работников и проектировщиков, а также может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «музееведение».
ISBN978-5-86443-344-7
УДК069
ББК79.1
Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»: монография : монография / Т. П. Поляков, Т. А. Зотова, Ю. В. Пустовойт, О. Ю. Нельзина, А. А. Корнеева .— Москва : Институт Наследия, 2021 .— 439 с. — DOI 10.34685/HI.2020.11.84.020 .— ISBN 978-5-86443-344-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/794259 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Экспозиционная_деятельность_музеев_в_контексте_реализации_«Стратегии_государственной_культурной_политики_на_период_до_2030_года»..pdf
УДК 069 ББК 79.1 Э41 руководитель Центра экспозиционно-выставочной деятельности (музеев) Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва Научный руководитель и научный редактор — Т. П. Поляков, кандидат исторических наук, Т. П. Поляков (введение, главы 1, 2, 4, заключение), Т. А. Зотова (главы 5, 6), Ю. В. Пустовойт (глава 3), О. Ю. Нельзина (глава 5), А. А. Корнеева (глава 7) Авторы текста: С. Ю. Житенёв, кандидат культурологии; И. А. Гринько, кандидат исторических наук Рецензенты: Э41 Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» : монография / Т. П. Поляков, Т. А. Зотова, Ю. В. Пустовойт, О. Ю. Нельзина, А. А. Корнеева ; Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. — М. : Институт Наследия, 2021. — 438 с. — DOI 10.34685/HI.2020.11.84.020. — ISBN 978-5-86443-344-7. Интенсивная экспозиционная деятельность современных российских музеев, активно влияющая на повышение их популярности в обществе, опирается на базовые задачи, поставленные в «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». Главные из них — сохранение и актуализация духовно-нравственных ценностей российского общества, а также повышение успешности и эффективности работы учреждений культуры (в том числе музеев), выражаемой, прежде всего, в увеличении процента внебюджетных средств и источников финансирования. В монографии, помимо аналитической характеристики незыблемой основы музейной экспозиции — предмета-подлинника, подробно описываются актуальные методы и технологии, способные решить эти задачи. Особо выделены иммерсивные технологии: технологии «живого музея», погружающие посетителя в бытовую среду и реализующие принцип «руками трогать», электронные технологии, обеспечивающие «погружение» в виртуальную реальность, и технологии витрины-образа, способствующие «погружению» посетителя в пространство экспозиционно-художественных образов и сюжетов. Из многообразия профильных музеев авторы выделяют и подробно описывают особенности экспозиционной деятельности наиболее популярных музеев: музеев-заповедников, художественных музеев и литературных музеев. может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «музееведение». УДК 069 ББК 79.1 ISBN 978-5-86443-344-7 © Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, 2021 © Коллектив авторов, 2021 Монография предназначена для музейных работников и проектировщиков, а также
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Т. П. Поляков Введение ..................................................................................................10 Т. П. Поляков Глава 1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ «СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА» ........................................ 22 1.1. Базовые принципы музейно-экспозиционной деятельности в «Основах государственной культурной политики» ...........................................................23 1.2. Основные задачи и направления экспозиционновыставочной деятельности музеев в первом варианте «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» ..........................................................25 1.3. Основные принципы, задачи и направления экспозиционной деятельности в проекте «Концепции развития музейного дела в Российской Федерации на период до 2030 года» ...............30 1.4. Проблемы и задачи экспозиционно-выставочной работы в «Стратегии развития деятельности музеев в Российской Федерации на период до 2030 года» ...............34 1.5. Основные приоритеты, принципы и проблемы экспозиционно-выставочной деятельности музеев в контексте актуальной «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» .....................38 1.5.1. Основные идейно-содержательные приоритеты экспозиционно-выставочной деятельности ............... 40 1.5.2. Музейная экспозиция как гармоничная форма физического и духовного хранения культурных ценностей ...................................................................... 41 3
Стр.4
Содержание 1.5.3. Иммерсивные выставки, электронные экспонаты и проблема «музейного предмета» ............................... 43 1.5.4. Музейный подлинник и музейный новодел: проблемы определения основного критерия музейной специфики и ценностных ориентиров ........ 47 1.5.5. Правовые границы музейного предмета как основной единицы музейной экспозиции ............ 52 1.5.6. Электронные экспозиции и музейный предмет .......... 57 1.6. Основные методы создания музейных экспозиций и выставок в контексте актуальных задач «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» .......................................................... 60 1.6.1. Проблема «доступности» культурных ценностей и разнообразия экспозиционных методов .................. 60 1.6.2. Коллекционный метод ................................................. 63 1.6.3. Ансамблевый метод ...................................................... 64 1.6.4. Иллюстративно-тематический метод .......................... 65 1.6.5. Музейно-образный метод ............................................. 67 1.6.6. Образно-сюжетный (художественно-мифологический) метод ................... 71 1.7. Основные технологии создания музейных экспозиций и выставок в контексте актуальных задач «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» ..........................................................76 1.7.1. Традиционные технологии ........................................... 77 1.7.2. Технологии витрины-образа ......................................... 78 1.7.3. Электронные технологии ..............................................80 1.7.4. Технология «живого музея» ........................................... 82 1.8. Проблема комплексного применения актуальных методов и современных технологий в экспозиционном пространстве (на примере экспозиции «Подвиг народа» в Музее Победы) .......................................................83 1.9. Особенности экспозиционной деятельности в музеях «под крышей» на современном этапе: проблема объединения методов, тенденция к театрализации, экспозиции в период ограничений ..........91 4
Стр.5
Содержание 1.10. Музеи под открытым небом: две тенденции в развитии экспозиционного пространства ........................94 1.10.1. Первая тенденция — превращение музеевзаповедников в неформальные экомузеи .................. 95 1.10.2. Вторая тенденция — движение музеев-заповедников и историко-культурных тематических парков навстречу друг другу ................ 97 1.11. Музейно-парковые комплексы как перспективная форма сохранения и актуализации историко-культурных территорий и «памятных мест» .....101 1.11.1. Проект «Кронштадт. Остров фортов» ...................... 102 1.11.2. Новые механизмы реализации проектов музейно-парковых комплексов ................................ 105 1.12. Основные условия и тренды успешной и эффективной экспозиционной деятельности отечественных музеев ........................................................108 Т. П. Поляков Глава 2. ТЕХНОЛОГИИ, ЗОНЫ И ОБЪЕКТЫ «ЖИВОГО МУЗЕЯ» В ЭКСПОЗИЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ГЕНЕЗИС, РАЗВИТИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ ........ 113 2.1. Основные признаки и характеристики технологий, объектов и зон «живого музея» ............................................113 2.2. Исторические прообразы технологий, зон и объектов «живого музея» ............................................116 2.3. Основные особенности, гипотетические формы и разновидности «живого музея» в концепции Н. Ф. Фёдорова ....................................................................120 2.4. Концепция и проблемы «живого музея» в трудах П. А. Флоренского .................................................125 2.5. Развитие технологий и форм «живого музея» в контексте учения Д. С. Лихачёва об «экологии культуры» .......................................................131 2.6. Наиболее перспективные разновидности зон и объектов «живого музея» ..................................................146 5
Стр.6
Содержание Ю. В. Пустовойт Глава 3. ЭЛЕКТРОННЫЕ (МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ) ТЕХНОЛОГИИ В ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ........................ 163 3.1. Цифровизация экспозиционно-выставочного пространства музеев РФ: постановка проблемы ................163 3.1.1. Роль и место электронных технологий в современном отечественном музее ......................... 163 3.1.2. Особенности процесса цифровизации музейного пространства в России .............................. 166 3.2. Понятие о мультимедийных технологиях, создающих «музейный текст» ..............................................170 3.3. Классификация мультимедийных технологий в экспозиционно-выставочном пространстве ....................173 3.3.1. Мультимедийные технологии, основанные на действии устройств вывода (линейные) ............... 175 3.3.1.1. Мультимедийные проекторы и ЖК-панели ..... 176 3.3.1.2. Панорамные проекционные изображения ......... 178 3.3.1.3. Видеостены ...................................................... 179 3.3.1.4. Голография ....................................................... 180 3.3.1.5. Видеомэппинг ................................................... 182 3.3.1.6. 3D-инсталляция ............................................... 185 3.3.1.7. Аниматроника ................................................. 186 3.3.1.8. «Живая» этикетка .......................................... 187 3.3.2. Мультимедийные технологии, основанные на действии устройств ввода и вывода (нелинейные) .............................................................. 188 3.3.2.1. Сенсорные экраны и сенсорные панели .............. 191 3.3.2.2. Бесконтактные интерактивные системы ...... 196 3.3.2.3. Интерактивный видеомэппинг ........................ 197 3.3.2.4. Интерактивные симуляторы .......................... 198 3.3.2.5. Электронный этикетаж с применением QR-кода .......................................................... 199 6
Стр.7
Содержание 3.3.2.6. Технологии расширенной и виртуальной реальности (AR и VR) ...................................... 200 3.3.2.7. Интерактивный мультимедийный макет ....... 203 3.3.2.8. Интерактивные комплексы ............................. 204 3.4. Музеи в период пандемии: форматы и содержание деятельности, основанной на применении цифровых технологий ............................................................................208 Т. П. Поляков Глава 4. ТЕХНОЛОГИИ ВИТРИНЫ-ОБРАЗА В ЭКСПОЗИЦИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ: ГЕНЕЗИС, ОСОБЕННОСТИ, РАЗНОВИДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ............. 216 4.1. Основные признаки технологий витрины-образа ..............216 4.2. Генезис технологий витрины-образа ..................................219 4.3. Русский авангард 1920-х – начала 1930-х годов и первые экспозиции с витринами-образами в советских музеях ...............................................................223 4.4. Эпоха Розенблюма и технологии витрины-образа ............ 227 4.5. Первые творческие эксперименты в Музее Маяковского и развитие технологии витрины-образа .......233 4.6. Стационарная экспозиция Музея Маяковского и расцвет технологии витрины-образа ...............................240 4.7. Опыт и находки других художников в разработке актуальных технологий витрины-образа .......245 4.8. Типологические характеристики технологий витрины-образа ....................................................................252 Т. А. Зотова, О. Ю. Нельзина Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ БРЕНДИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ...................................................................... 261 5.1. Культурный бренд и брендинг территории в пространстве музея-заповедника .....................................265 7
Стр.8
Содержание 5.2. Примеры ребрендинга музейного пространства ................271 5.3. Реконструкция традиционных форм культурной деятельности ........................................................................283 5.4. «Живые музеи» в российских музеях-заповедниках ..........288 5.5. Тотальная театрализация экспозиционного пространства музеев-заповедников ....................................294 5.6. Парки исторической реконструкции на территории музеев-заповедников ..................................298 5.7. Широкая интерпретация понятия «историко-культурное наследие» в деятельности музеев-заповедников ...........................................................303 Т. А. Зотова Глава 6. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА ..................... 326 6.1. Виртуальное комментирование и дополненная реальность (AR) в художественных музеях .........................330 6.2. Виртуальная реальность (VR) в художественных музеях .....................................................334 6.3. Иммерсивные выставки в музеях современного искусства ..............................................................................341 6.4. Интеграция мультимедийных объектов в экспозицию классических художественных музеев ........349 6.5. Образное оформление экспозиционного пространства ........................................................................357 6.6. Демонстрация «внутренней» музейной жизни и технология открытого хранения .......................................361 6.7. От экспонирования процессуального искусства к «процессуальному» экспонированию ..............................365 6.8. Инклюзивные экспозиции в художественных музеях .....................................................368 8
Стр.9
Содержание А. А. Корнеева Глава 7. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКСПОЗИЦИОННОВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ МУЗЕЕВ ............................ 377 7.1. Формирование и развитие методов проектирования экспозиций отечественных литературных музеев ..............379 7.2. Особенности музейного предмета и экспоната в современных литературных музеях и их экспозициях ....387 7.3. Современные направления и тенденции создания экспозиционно-выставочных проектов литературных музеев ............................................................390 Т. П. Поляков Заключение ............................................................................................. 403 Библиографический список .................................................................... 411 Источники ............................................................................. 411 Литература ........................................................................... 414 Интернет-ресурсы ................................................................. 424 9
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.