Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История России, с древнейших времен до XVII в. (220,00 руб.)

0   0
АвторыШульга Евгений Павлович, Гаврисенко Елена Андреевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц96
ID789952
АннотацияУчебно-методическое пособие представляет собой комплект лекций, картографического, источниковедческого, историографического и методического материала. В пособии рассматриваются вопросы формирования Древнерусского государства, складывания социальной структуры, роли природно-климатического фактора и т.п.; представлены проблемные вопросы, разнообразные подходы и взгляды исследователей. Использование студентами предлагаемого пособия позволит рационально организовать как самостоятельную, так и аудиторную работу и поэтому во многом поможет облегчить сам процесс обучения.
История России, с древнейших времен до XVII в. : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «История и Обществознание». Часть I : Древняя Русь, генезис государства / Е. П. Шульга, Е. А. Гаврисенко .— Сургут : РИО СурГПУ, 2022 .— 96 с. — URL: https://rucont.ru/efd/789952 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_России,_с_древнейших_времен_до_XVII_в..pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
История_России,_с_древнейших_времен_до_XVII_в..pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVII ВЕКА Часть I. Древняя Русь, генезис государства Учебно-методическое пособие Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность «История и Обществознание» Сургут, 2022 1
Стр.1
УДК 94(470+571) (075.8) ББК 63.3(2)я72-9 И 90 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» И 90 История России с древнейших времен до XVII в. Часть I. Древняя Русь, генезис государства : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «История и Обществознание» / Департамент образования и молодежной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры БУ «Сургутский государственный педагогический университет» ; авторы-составители Е. П. Шульга, Е. А. Гаврисенко. – Сургут : РИО СурГПУ, 2022. – 95 [1] с. – Текст : непосредственный. Учебно-методическое пособие представляет собой комплект лекций, картографического, источниковедческого, историографического и методического материала. В пособии рассматриваются вопросы формирования Древнерусского государства, складывания социальной структуры, роли природно-климатического фактора и т.п.; представлены проблемные вопросы, разнообразные подходы и взгляды исследователей. Использование студентами предлагаемого пособия позволит рационально организовать как самостоятельную, так и аудиторную работу и поэтому во многом поможет облегчить сам процесс обучения. УДК 94(470+571) (075.8) ББК 63.3(2)я72-9  БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022 – 2 –
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ............................................................................................................................................ 4 Пояснительная записка к курсу ............................................................................................................ 5 ЧАСТЬ I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ, ГЕНЕЗИС ГОСУДАРСТВА §1. Проблемы изучения истории России .......................................................................................... 7 Вопрос 1. Особенности преподавания истории .................................................................................. 7 Вопрос 2. Особенности русской экономической истории ................................................................. 9 Вопрос 3. Проблема этногенеза восточных славян ............................................................................ 11 Задания для самостоятельной работы .................................................................................................. 17 §2. Источники и историография истории России до XVII в. ....................................................... 18 Вопрос 1. Виды исторических источников ......................................................................................... 18 Вопрос 2. Древнейшие источники по истории Отечества ................................................................. 23 Вопрос 3. Источники славянской истории .......................................................................................... 26 Задания для самостоятельной работы .................................................................................................. 27 §3. Древняя история восточной Европы .......................................................................................... 28 Источники .............................................................................................................................................. 28 Историография ..................................................................................................................................... 30 Вопрос 1. Зарождение классов и государства на территории России ............................................... 32 Вопрос 2. Этногенез и общественный строй славян на территории их первоначального расселения ............................................................................................................ 44 Вопрос 3. Восточные славяне и Великое переселение народов ........................................................ 52 Вопрос 4. Славяне в Восточной Европе в VII-IX вв. .......................................................................... 57 Задания для самостоятельной работы .................................................................................................. 66 §4. Древняя Русь: возникновение государства ............................................................................... 67 Источники .............................................................................................................................................. 67 Историография ..................................................................................................................................... 69 Вопрос 1. Первые политические объединения и государственные образования на землях восточных славян ............................................................................................. 73 Вопрос 2. Общественно-экономическая формация Древней Руси .................................................... 82 Вопрос 3. Социально-классовая структура и политический строй Древней Руси .......................... 86 Задания для самостоятельной работы .................................................................................................. 92 Список иллюстраций .............................................................................................................................. 93 Список литературы ................................................................................................................................ 94 – 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки» Расул Гамзатов Многовековой опыт человечества убеждает, что история, как гуманитарная наука, исследующая прошлое человеческого общества во всей пространственной его конкретности и многообразии, дает ключ к пониманию настоящего и тенденций развития в будущем. Многие выдающиеся деятели прошлого отмечали общественную роль и значение изучения истории. Крупнейший русский историк В.О. Ключевский подчеркивал, что без знания истории мы должны признать себя «случайностями», не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему должны стремиться. Средства массовой информации и в первую очередь – интернет, каждый день доносят до читателей, слушателей и зрителей огромное количество сведений по истории нашего Отечества. Однако многие из этих сведений носят фрагментарный характер, содержат противоречивые, подчас взаимоисключающие суждения и оценки. Большое количество «популяризаторов» истории типа Фоменко А. и его гоп компании, с их безумными взглядами, хоронят академическую историю с поразительной быстротой. Большое количество математиков, физиков, биохимиков, типа Клесова А., пытаются объяснить исторические процессы, не умея пользоваться историческими методами, не умея работать с источниками, даже не подозревая о их существовании. А сколько замечательных восторженных молодых людей, не знакомых с историографией истории России, открывают для себя все «новые» и «новые» горизонты. Большой проблемой учебной литературы, является оторванность непосредственно самой политической и экономической истории страны от знаний по источниковедению для каждого конкретного периода. От знаний по историографии по каждому конкретному периоду, теме. От пространственного понимания развития событий. Т.е. есть учебник по истории (естественно с определенными взглядами автора), а параллельно есть учебники по источниковедению, по историографии. Да, очень сложно отделить одни источники для каждой конкретной темы, поскольку они так же могут служить источниками для другой темы. Да, в учебниках для вузов не принято располагать карты событий. Да, в современных вузовских учебниках не дается историография по каждой теме, так как есть отдельный курс историографии. Поэтому задачу данного учебного пособия мы видим в преодолении вышеперечисленных противоречий и традиций. А также в том, чтобы представить историю России во всем ее многообразии и противоречивости, избегая при этом крайностей, ажиотажа и сенсационности, взвешенно учитывая воздействие объективных и субъективных факторов на исторический процесс. Только такой подход позволяет оставаться на принципах научности, объективности, историзма и системности. Методологической основой излагаемого материала является представление об истории как о прогрессивном, поступательном процессе, органически цельном и непрерывном. Само пособие представляет из себя компилятивный труд. Использованы архивные и опубликованные исторические источники, законодательные акты, фундаментальные исследования по истории России, научные монографии, представляющие различные направления исторической мысли, теоретические и историографические труды, методические издания, обширную справочноинформационную и энциклопедическую литературу. Большие фрагменты пособия взяты из различных изданий. В частности: Спицын Е.Ю. «Полный курс истории России. Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов в 4-х книгах»1, Милов Л.В. «История России с древнейших времен до конца XVII века»2, Жуков К. «Древняя Русь. От Рюрика до Батыя»3, Тихомиров М.Н. «Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.»4 и др. Пособие разделено на несколько частей. Связанно это с тем, что, пытаясь преодолеть оторванность учебного пособия от источниковедения и историографии, естественно увеличивается его объем, а также с тем, что структурно дисциплина «История России с древнейших времен до XVII в.» разделена на несколько дидактических единиц. 1 Спицын Е.Ю. Полный курс истории России. Полный курс истории России для учителей, преподавателей 2 и студентов в 4-х книгах. – Москва: Концептуал, 2018. 3 Милов Л.В. История России с древнейших времен до конца XVII века. – Москва: Эксмо, 2006. 4 Жуков К.А. Древняя Русь. От Рюрика до Батыя. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. – Том 1 изд. – Москва: Государственное социально-экономическое издательство, 1940. – 4 –
Стр.4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ Программа курса ориентирована на комплексное освоение теоретических основ и практических умений работы с разнообразными источниками исторической информации. Программа учитывает хронологический и проблемный принципы построения содержания образования, позволяющие достаточно полно отразить теоретические и практические вопросы организации деятельности студента, будущего учителя. Цели и задачи освоения дисциплины Цель: научить студентов выявлять основные тенденции и особенности исторического процесса развития России с древнейших времен до XVII в. Задачи: 1. Научить студентов выделять основные тенденции исторического процесса развития Руси в до московского периода. 2. Научить студентов выделять основные тенденции и особенности исторического процесса в России до XVII в. Планируемые результаты обучения ПК-1 Способен формировать целостное представление об общественно-историческом процессе у обучающихся; ПК-2 Способен формировать у обучающихся умение работать с различными источниками информации по истории и обществознанию. В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций: знать:  систему фактов общественно-исторического развития России с древнейших времен до XVII в.;  специфику, значение и взаимосвязи этапов исторического развития истории России с древнейших времен до XVII в.;  причинно-следственные связи, тенденции и закономерности истории России с древнейших времен до XVII в.;  пространственно-хронологические рамки исторических событий, явлений, процессов истории России с древнейших времен до XVII в.;  роль, место и оценки исторических событий, явлений и процессов, деятельности исторических личностей истории России с древнейших времен до XVII в.;  структурно-функциональные характеристики общественно-политических явлений и процессов (понятийного аппарата) истории России с древнейших времен до XVII в.;  содержание исторических источников по истории России с древнейших времен до XVII в.; уметь:  выделять и характеризовать исторические события, явления и процессы (описывать, выделять общее и особенное, давать характеристику, обобщать) истории России с древнейших времен до XVII в.;  определять взаимосвязь между историческими событиями, явлениями и процессами истории России с древнейших времен до XVII в.;  выделять причинно-следственные связи между событиями, явления и процессами истории России с древнейших времен до XVII в.;  локализовать исторические факты истории России с древнейших времен до XVII в. во времени и пространстве;  соотносить исторические факты с этапами исторического процесса истории России с древнейших времен до XVII в.;  выделять тенденции и закономерности исторического процесса истории России с древнейших времен до XVII в.;  оценивать значение исторических событий, явлений и процессов, деятельности исторических личностей истории России с древнейших времен до XVII в.;  осуществлять структурно-функциональный анализ исторических процессов и явлений истории России с древнейших времен до XVII в.;  формулировать собственное аргументированное мнение по отдельным проблемам истории России с древнейших времен до XVII в.;  извлекать и интерпретировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России с древнейших времен до XVII в. при помощи специальных методов; – 5 –
Стр.5
владеть:  способом оценки исторических событий, явлений и процессов, деятельности исторических личностей истории России с древнейших времен до XVII в.; иметь опыт:  систематизации фактологического материала по истории России с древнейших времен до XVII в.;  выявления тенденций исторического развития России с древнейших времен до XVII в.;  исторической реконструкции событий, процессов истории России с древнейших времен до XVII в.;  использования аналитических умений при работе с историческим материалом по истории России с древнейших времен до XVII в.;  оценки значения исторических событий, явлений и процессов, деятельности исторических личностей истории России с древнейших времен до XVII в.;  аргументации собственного мнения по проблемам истории России с древнейших времен до XVII в.;  применения специальных методов исследования при анализе проблем истории России с древнейших времен до XVII в.;  проведения анализа источников разного характера (исторических, правовых, социальных, экономических и т.д.) по истории России с древнейших времен до XVII в. Общая трудоемкость дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов) – 72 часа – аудиторная работа, 106 – самостоятельная работа студента, 2 часа – контроль. Формы организации учебного процесса Основными формами организации учебного процесса по данному курсу являются лекционные и семинарские занятия, на которых происходит формирование профессиональных умений студентов – будущих учителей. В свою очередь, тематика семинаров предполагает различные формы их организации: «классические», проблемные, интеллектуальные игры, творческие мероприятия и т.д. Большая роль в рамках курса отводится самостоятельной работе. В большинстве своем, самостоятельная работа тесно связана или параллельна аудиторной, т.е. дополнение лекционного материала, подготовка к семинарскому занятию, подготовка доклада или сообщения с последующим выступлением на семинаре и т.п. Основные формы самостоятельной работы – это анализ литературы, основной и дополнительной, составление сравнительных таблиц, схем, логических цепочек, заполнение контурных карт, выполнение творческих работ, работа над заданиями, представленными в пособии и т.д. Формы контроля: письменные работы и тесты по отдельным темам (лекционным и семинарским); сравнительные таблицы и контурные карты, доклады и сообщения, выступления на семинарских занятиях, сочинения, разработки тестов, кроссвордов по заданной теме, ролевые, деловые игры, коллоквиумы, учебные конференции, мини-зачеты и т.д. Промежуточная аттестация – экзамен, который выставляется по результатам освоения двух модулей и результатов – 6 –
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ