Уважаемые читатели!
Этот специальный номер журнала посвящен
молчаливым книгам.
Вы знаете, что в издательстве «Библиомир»
ШКОЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА
сегодня
и
вышла книга Елены Квашниной «Краткий курс о
детской книге, или Зачем нам книга с дыркой».
Содержание книги, которое представлено на 2-й
странице обложки, показывает, что она объединяет
большой комплекс вопросов, представляющих
интерес для профессионального сообщества
библиотекарей и педагогов.
Материалы из книги, вошедшие в номер, знакомят
с молчаливыми книгами, с коллекциями, на
которые стоит обратить внимание библиотекарю и
педагогу, дают подсказки, как выбрать молчаливые
книги для чтения, предлагают советы по невербальному
общению с книгами и опыт их прочтения.
Отзывы и рецензии бета-ридеров открывают разные
грани содержания книги.
Кроме того, мы собрали для вас коллекцию
QR-кодов – они не только расширяют пространство
темы, но и дают ссылки на молчаливые книги в
Национальной электронной библиотеке.
Особого внимания заслуживает каталог «Моя
молчаливая коллекция». Елена Квашнина пишет:
«Каталог – первая попытка собрать и описать
книги без слов, выходившие в России. В разных
публикациях и выступлениях педагогов и библиотекарей,
занимающихся продвижением чтения,
можно встретить такие названия жанра этих книг,
как "немые", "книги без слов", "молчаливые", "безмолвные"
и silent book. <…>
Каждая из молчаливых книг – это инструмент
для выстраивания диалога, возможность построить
разговор на тему, волнующую автора произведения
и его читателей».
Дополнить номер мы решили отзывом на книгу
Гуоджин «Гроза: История собаки, которая нашла
дом». Автор отзыва – Мария Владимировна
Григонис, библиотекарь детской библиотеки № 156,
Москва. Её отзыв стал победителем в номинации
для руководителей детским чтением на XIII Московском
конкурсе отзывов и рецензий на новые
детские книги «Вдумчивый читатель».
завтра
3
2023
Из авторского послесловия к книге:
«Когда читатели берут в руки книгу без слов, то
у многих создаётся ощущение, что это какой-то
неполноценный предмет, в котором чего-то не хватает.
Несмотря на то что в книге прекрасно выполнены
иллюстрации, заставляющие думать о сложной
проблеме, или захватывающие читателя необычным
сюжетом, или уносящие в фантазийный мир, книги
без слов для многих остаются чем-то странным,
непривычным, непонятным.
Работа над кратким курсом о визуальной литературе
стала для меня возможностью рассказать
широкому кругу читателей о книгах, о которых
незаслуженно мало говорят, которые недооценивают,
которые дольше ждут своих читателей, чем
книги с текстом. Погружаясь в тему визуальной
литературы, я всё больше осознавала потребность
в поиске информации о книгах без слов и
увлекалась историями их создания, рассказами
художников и авторов идей. Благодаря этому я
начала собирать свою коллекцию молчаливых
книг, изучать пособия по чтению бессловесных
книг зарубежных авторов, рассматривать и переводить
разнообразные гайды по чтению, искать
онлайн-выставки тихих книг, вышедших в Европе
и Америке.
<…>
Если “Краткий курс о детской книге, или Зачем
нам книга с дыркой” поможет хотя бы одному читателю
выйти за границы своего привычного представления
о визуальной литературе, пересечь
черту, которую многие из нас искусственно провели
в своём сознании в делении литературы на
“глубокую, со словами” и “поверхностную визуальную”,
книга решит свою задачу».
Приятного и полезного чтения!
Стр.3
Что толку в книжке,
если в ней одни картинки?!
«Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров?!»
– этот риторический вопрос из «Алисы в Стране чудес»
Л. Кэрролла помнит не одно поколение читателей. Однако сегодня
в устах читающих взрослых он «несколько» изменился и звучит
по-другому: «Что толку в книжке, если в ней одни картинки?!».
Когда такое слышишь от родителей, которые считают, что
малышам надо читать стихи Корнея Чуковского и Самуила Маршака,
младшим школьникам – рассказы Н. Носова и Д. Драгунского,
а подросткам – исключительно классику с «золотой
полки», в общем, не удивляешься. Эти взрослые читатели в глаза
зачастую не видели книжки детских поэтов-классиков, иллюстрированные
Ре-Ми, В. Конашевичем, А. Лебедевым, совсем не
помнят текст «Огурцов» Н. Носова, не знают о том, что «Денискины
рассказы» уже давно выходят с комментариями, и эти издания
в первую очередь адресуются «детям изрядного возраста»,
чтобы они не только вспомнили своё детство, но и посмотрели на
известный текст глазами ребенка, которому многие реалии просто-напросто
непонятны. Но, к сожалению, такое порой слышишь
и из уст учителей (они в первую очередь резко выступают
против комиксов, графических романов, etc.) и библиотекарей.
Действительно, так сложилось в нашем сознании, как обыденном,
так и профессиональном, что в хорошей (настоящей!)
книге должно быть «многабукфф» (ведь чтение – это труд),
а картинки – это только «украшательство», они, конечно, могут
быть, но только в малышовой книжке. Или же в отдельном (художественном)
альбоме. Возможно, это происходит и потому, что
такого изобилия книжек-картинок в детстве современных взрослых
читателей не было. В лучшем случае они читали «Рассказы
в картинках» В. Радлова, а «Умную Машу» считают просто
мемом: вряд ли кто в детстве держал в руках журналы «Чиж»
и «Ёж», где публиковались «картинки» художника Б. Малаховского,
персонажем которых была эта девочка. Известный исследователь
детской книги Э. Кузнецов указывает, что сам жанр
«рассказа в картинках» вырос из карикатуры: «…настойчивый
контакт карикатуристов с детским чтением не прошёл бесследно,
и они закрепились если не в книжной графике, то в сфере родственной,
в графике журнальной. Речь идёт о знаменитых детских
журналах “Ёж” и “Чиж” <…> специфический жанр “рассказ
2
Стр.4