Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении (290,00 руб.)

0   0
АвторыКемеровский государственный институт культуры , Шунков А. В., Умнова И. Г. , Поморцева Н. В. , Ртищева О. В.
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц294
ID785618
АннотацияВ сборнике научных статей рассматриваются проблемы изучения музыкальной культуры в аспекте искусствоведческих, социально-исторических и педагогических исследований, вопросы музыкального исполнительства. Содержание 8-го выпуска сборника научных статей «Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении» охватывает широкий спектр вопросов музыковедения, краеведения, культурологии, музыкальной педагогики и методики, а также проблемы музыкального исполнительства. Исследования авторов (ученых-музыковедов, педагогов-практиков, аспирантов, студентов и магистрантов из регионов России, ближнего и дальнего зарубежья) традиционно представлены в двух разделах: «Историко-культурные традиции и современные тенденции развития музыкального искусства» и «Актуальные проблемы музыкального образования и исполнительства». В сборнике объединяются материалы теоретиков и практиков из Китая и США, Сербии и ОАЭ, различных регионов России.
Кому рекомендованоСборник рекомендуется ученым-гуманитариям, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам, преподавателям учебных заведений, работникам сферы культуры и искусств.
ISBN978-5-8154-0277-5
УДК78
ББК85.31
Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении : сборник научных статей. Вып. 8 / ред.: А. В. Шунков [и др.]; пер. О. В. Ртищева; Кемеровский государственный институт культуры .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2021 .— 294 с. : ил. — Библиограф. в конце ст. — ISBN 978-5-8154-0589-9 .— ISBN 978-5-8154-0277-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/785618 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Музыкальная_культура_в_теоретическом_и_прикладном_измерении.pdf
УДК 78 ББК 85.31 М89 Редакционная коллегия: А. В. Шунков, доктор филологических наук, доцент (гл. редактор) Рецензенты: В. И. Марков, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры культурологии, философии и искусствоведения Кемеровского государственного института культуры; Н. В. Костюк, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (г. Москва); С. Ю. Лысенко, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства Хабаровского государственного института культуры Составители и научные редакторы: И. Г. Умнова, доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры; Н. В. Поморцева, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой музыкознания и музыкально-прикладного искусства Перевод: О. В. Ртищева, кандидат философских наук, доцент, декан социально-гуманитарного факультета Кемеровского государственного института культуры М89 Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении : сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ин-т культуры; ред. кол.: А. В. Шунков (гл. ред.); сост. и науч. ред.: И. Г. Умнова, Н. В. Поморцева, пер.: О. В. Ртищева. – Кемерово : КемГИК, 2021. – Вып. 8. – 294 с. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-8154-0277-5 ISBN 978-5-8154-0589-9 В сборнике научных статей рассматриваются проблемы изучения музыкальной культуры в аспекте искусствоведческих, социально-исторических и педагогических исследований, вопросы музыкального исполнительства. Сборник рекомендуется ученымгуманитариям, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам, преподавателям учебных заведений, работникам сферы культуры и искусств. УДК 78 ББК 85.31 ISBN 978-5-8154-0277-5 ISBN 978-5-8154-0589-9 2 © Авторы статей, 2021 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2021
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Содержание 8-го выпуска сборника научных статей «Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении» охватывает широкий спектр вопросов музыковедения, краеведения, культурологии, музыкальной педагогики и методики, а также проблемы музыкального исполнительства. Исследования авторов (ученых-музыковедов, педагоговпрактиков, аспирантов, студентов и магистрантов из регионов России, ближнего и дальнего зарубежья) традиционно представлены в двух разделах: «Историко-культурные традиции и современные тенденции развития музыкального искусства» и «Актуальные проблемы музыкального образования и исполнительства». В сборнике объединяются материалы теоретиков и практиков из Китая и США, Сербии и ОАЭ, различных регионов России. В первом разделе изучаются и описываются художественные и культурные феномены, проявившиеся в разные периоды истории. Значительное место в разделе занимают работы регионально-этнического, этнографического и краеведческого характера. Это исследование систем музыкального искусства Южной и Юго-Восточной Азии В. Ю. Антиповой и Т. В. Карташовой (Дубай, Саратов); анализ классификации музыкального фольклора долган – коренного малочисленного народа Арктики – в свете исторической типологии Ю. И. Шейкина О. Э. Добжанской (Якутск). Характеристике песенных традиций Западной и Восточной Сибири посвящены статьи Т. С. Стенюшкиной и М. Ю. Елецкой, Т. А. Котляровой и В. А. Черкасовой, М. Г. Котлярова и Р. В. Усольцева, А. С. Гулая и А. В. Василенко (все Кемерово). Внимание к национальным инструментам привлечено И. В. Соловьевой и А. В. Соловьевым, Ж. А. Хачян и Н. Н. Вингертер (все Кемерово). Е. М. Бородина (Кемерово) описывает исполнительские традиции в творчестве фольклорного ансамбля «Реченька» деревни Курск-Смоленка Чебулинского муниципального района Кемеровской области. И. Г. Умнова (Кемерово) впервые знакомит с образно-жанровыми сферами в песнях композиторов Кузбасса для детей. В центре внимания ряда авторов оказались стилистические особенности творчества современных композиторов. Так, традиции в фортепианной музыке китайских композиторов проанализированы Д. А. Ивачевой; проявление полистилистики в органных сочинениях Макса Регера привлекли внимание Т. В. Бормышева и Н. А. Князеву. Подробно исследованы образцы полистилистики в отечественной музыке второй половины ХХ века на примере сочинений Р. К. Щедрина «В подражание Альбенису» и «Озорные частушки» М. С. Кирпичниковым (все Кемерово). Особенности «Бразильской Бахианы № 3» Эйтора Вилла-Лобоса как примера синтеза баховской эстетики и бразильской музыкальной культуры определены А. И. Горбуновым (Саратов). Наконец, в центре внимания авторов еще одной группы статей оказались вопросы исполнительства. Рассмотрению режиссёрского прочтения оперы и исполнительских трактовок главных образов в «Борисе Годунове» М. П. Мусоргского на сцене Большого театра посвящен материал С. В. Кочетова (Москва). О музыкальных и духовных странствиях американской певицы Джони Митчелл, прошедшей долгий творческий путь, повествует Ирина Окнер (Irina Okner, Нью-Йорк). В. И. Горбунова и Н. В. Поморцева исторически обзорно 3
Стр.3
представили музыкальное искусство уличного музицирования в зарубежных странах, уделив внимание и его современному состоянию. Особенности слияния европейской музыкальной традиции и джазового музицирования в практике исполнителей середины ХХ века проанализированы О. Н. Харсенюк и В. В. Боян (все Кемерово). Во втором разделе объединен опыт музыкантов-практиков, владеющих современными методиками в области исполнительства и педагогики. Важные исторические вехи в становлении и развитии высшей школы классической гитары в Алтайском крае получают характеристику в статье Н. В. Нойкиной (Барнаул). Статьи кемеровских исполнителейинструменталистов освещают вопросы интерпретации и владения современными технологиями, а также репертуара. Н. А. Мицкевич и В. О. Доронина акцентируют внимание на важности исполнительского анализа музыкального произведения для создания его оригинальной интерпретации. Е. А. Гончарова и Ж. В. Московченко указывают на исполнительский анализ как форму самостоятельной работы в классе фортепиано. Своеобразие трактовки Концерта для скрипки с оркестром Э. Элгара характеризует Е. А. Топорова; А. В. Старикова доказывает необходимость изучения пианистами самобытной формы в романтических сонатах Ф. Шуберта. Некоторые особенности исполнения на баяне музыкальной орнаментики музыки барокко рассмотрены А. М. Таюкиным; современные технологии в исполнительстве на духовых инструментах семейства саксофонов описаны А. А. Шешуковым. Опытом музыкально-просветительской деятельности фортепианного дуэта в социальных сетях делятся К. В. Сафронов и В. Н. Сафронова, представляя различные способы взаимодействия с виртуальной аудиторией. Исполнительский репертуар и использование современных технологий в работе над ним оказываются в центре внимания В. М. Третенкова, П. В. Лыченкова, А. Н. Чебурашкина (все Кемерово). Большой круг авторов объединяет дирижерская профессия, значимыми для них оказываются проблемы предрепетиционной работы в хоровых и инструментальных коллективах (С. Костич (Ниш), Э. Р. Шабаев (Кемерово)); особенности в решении задач певческого воспитания в народно-хоровом коллективе (Т. С. Стенюшкина); принципы формирования репертуара народно-певческого коллектива (Т. А. Котлярова, К. В. Амбражевич). Изучать и воплощать стилевые особенности разных певческих традиций России, в том числе уральской, на дисциплинах «Хоровой класс» и «Ансамблевое пение» рекомендует студентам творческих вузов О. И. Потешкина. Необходимость и эффективность принципа наглядности и ассоциативного метода в процессе обучения студентов дирижированию на начальных этапах доказывает А. А. Афанасьева. Практическую ценность учебной дисциплины «Дирижирование» в музыкальном воспитании хормейстера подчеркивает Т. З. Демина. Созвучна данной статье и работа Т. В. Барабаш, посвященная актуализации исполнительских навыков студентов-хормейстеров на начальном этапе обучения в высшем учебном заведении (все Кемерово). Необычный ракурс в анализе дирижерской профессии усматривает Се Сяоцао (Санкт-Петербург), определяя мимику компонентом дирижерского аппарата и хоровой коммуникации. Различные задачи обучения эстрадному пению и искусству джазового исполнительства решаются И. В. Азьмуковой, К. А. Цукановой (Кемерово), Н. А. Казак (Осинники). 4
Стр.4
Педагогический опыт преподавателей эстрадно-джазового отделения духовного учебномузыкального центра «Давир» обобщается О. И. Ивановой (Норильск). Другую группу авторов объединяет внимание к проблемам обучения детей музыке. Об актуальности развивающих, воспитательных и коррекционных ресурсов начального музыкального образования рассуждает А. А. Бояринцева (Омутнинск). Вопросы работы в формате дистанционного обучения с учащимися с задержкой речевого и психоэмоционального развития освещает Н. Н. Зарецкая. Значимость хорового пения для развития музыкальной одаренности учащегося в детской музыкальной школе обосновывает А. П. Шалкевич. В статье Т. С. Стенюшкиной и Д. А. Небольсиной традиционная музыкальная культура рассматривается как благоприятная среда для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Влияние качества музыкальных инструментов на развитие исполнительских навыков юных музыкантов ДШИ анализирует А. В. Карелина. В условиях вынужденного перехода на дистанционный режим реализации образовательных программ в области музыкального искусства С. Н. Безменниковой выявлены отрицательные и положительные стороны применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и предложены пути решения возникших педагогических проблем (все Кемерово). В содержании статей ряда компетентных педагогов анализируются различные аспекты музыкального образования в высших учебных заведениях. О пластической выразительности как важной составляющей профессиональной культуры преподавателя музыкально-теоретических дисциплин размышляет Т. И. Мороз (Кемерово). Авторский курс «Музыкальная культура Дальнего Востока», основанный на материалах исследования композиторского фольклоризма, представляет Т. В. Лескова (Хабаровск). Опытом сетевого взаимодействия факультета музыкального искусства КемГИК в процессе профессиональной подготовки специалиста сферы культуры и искусства делится А. О. Гольская (Кемерово). Анализу инновационных процессов вузовского музыкального образования, связанных с интерактивной деятельностью педагога и обучающихся, посвящена работа В. С. Захарченко (Хабаровск), определяющей сущность понятия «интерактивность» и рассматривающей основные формы работы, направленные на формирование активного, научного, творческого мышления обучающихся. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ