Теренций Публий
(Publius Terentius Afer) -- даровитейший после Плавта представитель древнеримской комедии.
Лучшим источником для его биографии является древнее жизнеописание его, принадлежащее Светонию.
Он жил в промежуток между 2 и 3 Пуническими войнами, родом был из Карфагена и принадлежал к
какому-нибудь африканскому (или ливийскому) племени, на что указывает его прозвище Afer. Попав
каким-то образом в Рим, Т. был рабом у сенатора Т. Лукана, который, заметив выдающиеся его
способности, дал ему тщательное образование, а затем и свободу. Талантливость Т. открыла ему доступ в
высшие круги римского общества. Лучшая часть молодого поколения римской аристократии, хорошо
знакомая с богатой литературой греков, стремилась тогда, под иноземным влиянием, облагородить и
отечественную речь, и отечественные нравы. В центре этого общества находился Сципион Африканский,
рядом с которым стоял друг его Лелий. К этому кружку примкнул и Т. Ободренный своими
покровителями, он решился посвятить свои силы комедии. Согласно с вкусами того времени, Т. не был
оригинален; образцом для себя он избрал главным образом греческого комика Менандра, не переводя
его, впрочем, буквально и заимствуя целые сцены у других греческих писателей, напр. у Аполлодора. В
искусстве составлять свои пьесы по произведениям двух авторов или по двум произведениям одного и
того же автора (так наз. контаминация) Т. достиг значительного мастерства, но это указывает, вместе с
тем, на недостаток у поэта собственной изобретательности. Произведения Т. в силу редкой случайности
дошли до нас все; их всего 6: "Девушка с о-ва Андроса" (Andria), "Свекровь" (Hecyra), "Наказывающий
сам себя" (Heautontimorumenos), "Евнух" (Eunuchus), "Формион" (Phormio; имя паразита пьесы) и
"Братья" (Adelphae). Эти пьесы, перечисленные в хронологическом порядке, были впервые поставлены
на римской сцене в период времени с 166 по 160 гг. до Р. Х. Наибольший успех имела пьеса "Евнух",
которая дана была дважды в один день и получила премии. Весьма холодно, наоборот, принята была
публикой " Свекровь"; во время 1-го и 2-го ее представлений народ предпочел оставить театр и смотреть
канатных плясунов и гладиаторов. В настоящее время самым выдержанным произведением Т. как по
ходу действия, так и по выработке характеров признаются "Братья". Успех "Евнуха" у римской публики
следует объяснять некоторыми пикантными подробностями этой пьесы, герой которой переодевался
евнухом и в этом качестве присутствовал при купанье своей возлюбленной. После постановки "Братьев"
в 160-м г. Т. предпринял путешествие в Грецию, из которого уже не возвратился: он умер в 159 г., 25 или
35 лет от роду (ср. М. Крашенинников, "К вопросу о годе рождения Т.", в "Сборнике статей в честь Ф. Ф.
Соколова", СПб., 1895). Пьесы Т. сообразно с тем обществом, в котором вращался поэт, отличаются
значительно большей чистотой и благородством языка, чем комедии Плавта. Слог Т. был до такой
степени изящен, что враги поэта распускали слух, будто ему помогали в составлении комедий Сципион и
Лелий. Наряду с этим Т. старается избежать в действии всего особенно непристойного. Большое
внимание, по-видимому, обращал он на выработку характеров действующих лиц, которые в большинстве
случаев гораздо выдержаннее, чем типы Плавта. Намеков на римскую жизнь у Т. нет никаких. Эта черта
его комедий наиболее способствовала живучести произведений Т. почти до XIX столетия. Пьесы Т.
могли главным образом нравиться избранной публике, а не массе. Похвалы им мы читаем в античном
мире у таких авторов, как Цезарь и Цицерон; близкое знакомство с Т. обнаруживают Гораций, Персий и
Тацит. Еще в древности комедии Т. попали в школы и стали достоянием ученых грамматиков, которые
писали к ним разного рода толкования. Наиболее ценны между ними комментарии ученого IV в. по Р. Х.
Доната, в труде которого содержатся и весьма интересные наставления актерам (ср. Б. В. Варнеке, "Как
играли древнеримские актеры", в "Филолог. обозр.", 1900, см.). Интерес к Т. не прекращался и в средние
века: в IX стол. его комедии читались Алькуином на придворных пирах Карла Вел.; в X в. против пьес Т.
как источника всяких соблазнов боролась монахиня Гросвита. В эпоху Реформации Эразм усердно
рекомендует Т. за его язык, а Меланхтон -- за выработанность характеров. Во Франции Т. оказал влияние
на Мольера, особенно на его пьесы "Le depit amoureux", "L'Иcol e des maris" и "Les fourberies de Scapin".
В России Феофан Прокопович, читая курс пиитики в Киевской академии, преподавал "Российским
господам Мольерам": "кто хочет писать комедию, пусть тот подражает Т." (ср. Б. Варнеке, "Римский поэт
Т. на западноевропейской сцене", в "Вестн. всемирн. истор." за 1900 г.). Рукописей Т. дошло до нас очень
много. Bсе они, за исключением главного источника для восстановления текста -- Бембинского кодекса
(V в.; назван по имени прежнего владельца кардинала Бембо, нын. в Ватикане), -- восходят к рецензии
грамматика III в. по Р. Х. Каллиопия. Некоторые из рукописей (париж., ватикан., миланск.) снабжены
любопытными рисунками. Наиболее полная критическая рецензия текста Т. принадлежит Umpfenbach'y
(Б., 1870); затем заслуживают внимания издания Fabia (П., 1895), Fleckeisen'a (Лпц., 1898, 2 изд.),
Dziatzko (Лпц., 1884). С русскими примечаниями изданы две пьесы Т.: "Heautontimorumenos" -Делленом
(Харьков, 1879, оттиск из "Зап. Харьк. унив." за 1878--79 гг.) и "Eunuchus" -- Фогелем (Нежин,
1884; оттиск из "Извест. Неж. инст.", тт. IX и X). Переводы комедий Т. на русский язык: "Andria" Д.
Стр.1