Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Введение в сингулярную философию (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторГиренок Федор Иванович
АвторыМоск. антрополог. школа
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц300
ID775817
АннотацияМногие все еще думают, что в России нет никакой философии. Россия – это рынок сбыта интеллектуальной продукции Запада. Данная книга отклоняет это мнение. Появление сингулярной философии позволяет сказать: в России ХХI века есть философия. Русская философия существует. О чем эта книга? О человеке, возникновение которого автор называет взрывом галлюцинаций, сингулярным событием. Сингулярное – значит не оставляющее после себя никаких следов существования, своей уникальностью отменяющее всякое повторение. Каким автор видит человека? Раздвоенным на внутреннюю жизнь и на внешнюю. Внутренняя жизнь человека начинается с палеолитической живописи, внешняя – с дара. Человек, говорит Федор Гиренок, художник. Быть для человека – значит спать наяву, проснуться – значит растворить себя в позитивности. Совпадение внешнего и внутреннего вводит нас в мир, из которого исчезает человек. Что это за мир? Это мир, мерой которого является число. Философские концепты профессора Ф.И. Гиренка побуждают читателя обратиться к мысли о бытии человека.
ISBN978-5-392-32759-1
УДК1
ББК87
Гиренок, Ф.И. Введение в сингулярную философию : монография / Моск. антрополог. школа; Ф.И. Гиренок .— Москва : Проспект, 2021 .— 300 с. — Библиогр.: с. 292-294 .— ISBN 978-5-392-32759-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/775817 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Введение_в_сингулярную_философию._Монография.pdf
Стр.2
Стр.295
Стр.296
Стр.297
Стр.298
Стр.299
Стр.300
Введение_в_сингулярную_философию._Монография.pdf
УДК 1 ББК 87Г51 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Рецензенты: Клягин С. В., доктор философских наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета; Варава В. В., доктор философских наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ. Г51 Гиренок Ф. И. Введение в сингулярную философию : монография. – Москва : Проспект, 2021. – 304 с. ISBN 978-5-392-32759-1 Многие все еще думают, что в России нет никакой философии. Россия – это рынок сбыта интеллектуальной продукции Запада. Данная книга отклоняет это мнение. Появление сингулярной философии позволяет сказать: в России ХХI века есть философия. Русская философия существует. О чем эта книга? О человеке, возникновение которого автор называет взрывом галлюцинаций, сингулярным событием. Сингулярное – значит не оставляющее после себя никаких следов существования, своей уникальностью отменяющее всякое повторение. Каким автор видит человека? Раздвоенным на внутреннюю жизнь и на внешнюю. Внутренняя жизнь человека начинается с палеолитической живописи, внешняя – с дара. Человек, говорит Федор Гиренок, художник. Быть для человека – значит спать наяву, проснуться – значит растворить себя в позитивности. Совпадение внешнего и внутреннего вводит нас в мир, из которого исчезает человек. Что это за мир? Это мир, мерой которого является число. Философские концепты профессора Ф. И. Гиренка побуждают читателя обратиться к мысли о бытии человека. УДК 1 ББК 87 Научное издание Гиренок Федор Иванович ВВЕДЕНИЕ В СИНГУЛЯРНУЮ ФИЛОСОФИЮ Монография Печать цифровая. Печ. л. 19,0. Тираж 1000 (1-й завод 200) экз. Заказ №. ООО «Проспект» Подписано в печать 05.10.2020. Формат 60×90 1 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. /16 ISBN 978-5-392-32759-1 © Гиренок Ф. И., 2020 © ООО «Проспект», 2020
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Лекция № 1. Введение в сингулярную антропологию . . . . . . 5 1. Об алгоритме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 2. О философской антропологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 3. Кто поставил вопрос о человеке . . . . . . . . . . . . . . . . 10 4. Три тезиса о философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 5. Человек — призрак мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 6. Поход к грекам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 7. Путешествие к французам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 8. Что такое сингулярность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 9. Сингулярность у Делеза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 10. Сон — изнанка бытия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 11. Искусство как альтернативная форма восприятия мира . . . 31 Лекция № 2. Концепты сингулярной философии . . . . . . . . 33 1. О событии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 2. Что значит иметь сознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 3. Мнимость «Я» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 4. Наука и философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 5. Взрыв галлюцинаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 6. Слепое воображение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 7. Что такое субъективность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 8. Что такое эволюция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 9. Что сделал Парменид . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 10. С чего начинается бытие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 11. Что есть сущее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 12. Третья сторона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 13. Темное сознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Стр.295
296 Оглавление Лекция № 3. Манифестация антропологии . . . . . . . . . . . . 47 1. Спящий наяву . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 2. Что такое образ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 3. Образ-галлюцинация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 4. Мы — люди времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 5. Антропологизация мира как соблазн . . . . . . . . . . . . . 50 6. Злокозненный интеллект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 7. Отказ от позитивности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 8. Человек — сторож воображаемого . . . . . . . . . . . . . . 51 9. Против метода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 10. Принцип раздвоенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 11. Чувство реальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 12. Против дигитальной философии . . . . . . . . . . . . . . . 53 13. Wall-E . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 14. Цифра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 15. Мысль — это путешествие в воображаемое . . . . . . . . . 56 16. Разум и эмоция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 Лекция № 4. Греческий миф о бытии . . . . . . . . . . . . . . . . 59 1. Крик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 2. Миф о цивилизованном человеке . . . . . . . . . . . . . . . 60 3. Сущность человека в религии . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 4. Все возможно — значит, ничего нельзя . . . . . . . . . . . 62 5. Парменид Нового времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 6. Техническое отношение к миру и человеку . . . . . . . . . 64 7. Парменид о двух путях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 Лекция № 5. Закат греческого мифа о бытии . . . . . . . . . . . 73 1. Против Шеллинга. О свободе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 2. Против Хайдеггера. О свободе . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 3. Свобода как сингулярность . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 4. Парменид о кажущемся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 5. Хайдеггер и Рильке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 6. Протагор и сингулярная антропология. . . . . . . . . . . . 91 7. Человек — мера мира. О субъективности . . . . . . . . . . 92 8. Хайдеггер о Протагоре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 9. Переоценка субъективности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Стр.296
Оглавление 297 Лекция № 6. Онейрическое существование человека . . . . . 96 1. Интеллектуал и философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 2. Пещера Протагора. Продолжение . . . . . . . . . . . . . . 101 3. Мораль и декабрист Лунин . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 4. Гераклит: человек — существо, спящее наяву . . . . . . . 105 5. Об иконостасе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 6. Гераклит играет в храме Артемиды . . . . . . . . . . . . . 107 7. Аристотель о Гераклите . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 8. Платон о просвещении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 Лекция № 7. Философия коллективных галлюцинаций . . . 111 1. Пещера Платона как сон наяву . . . . . . . . . . . . . . . 111 2. Вторая речь Сократа о неистовстве . . . . . . . . . . . . . 112 3. Платон — «человек-кукла» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 4. Кальдерон «Жизнь есть сон» . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 5. Шопенгауэр. Галлюцинации и ценности . . . . . . . . . . 119 6. Ницше о лживом мгновении мировой истории . . . . . 120 7. Паскаль о границе между сном и явью . . . . . . . . . . . 122 8. О двух травмах сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 Лекция № 8. Десакрализация социального . . . . . . . . . . . 125 1. Слепое зрение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 2. Конфликт языка и чувственности . . . . . . . . . . . . . . 127 3. Другой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 4. Антропологическая эстетика . . . . . . . . . . . . . . . . 128 5. Человек грезящий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 6. Разорванное сознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 7. Бумажки с крестиком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 8. Наблюдатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 9. Сон Чжуан-цзы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 Лекция № 9. О завершении метафизики сущего в философии Ницше . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 1. Ницше о лунатиках дня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 2. Нигилизм в русской культуре . . . . . . . . . . . . . . . . 134 3. Нигилизм в европейской культуре . . . . . . . . . . . . . 134 4. Нигилизм Ницше . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 5. Изъятие из мира сущего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Стр.297
298 Оглавление 6. Недоживотное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 7. Аффектирующая самость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 8. Недочеловек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 9. Сверхчеловек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 10. Критика идеи сверхчеловека . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 11. Одиночество Заратустры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 12. Непонимание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 13. Практика самого себя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 14. Галлюцинации Заратустры . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 15. Видения старца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 16. Закат Заратустры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 17. Пещера галлюцинаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 18. Рык льва . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 19. Крах сверхчеловека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 20. Что такое человек? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 21. Самокатящееся колесо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 22. Что значит «Бог мертв» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 23. Разбитый фонарь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 24. Какая тень легла на Европу . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 25. Критика хайдеггеровской интерпретации слов Ницше «Бог мертв» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 Лекция № 10. Деантропологизация философского мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 1. О чувстве философии в поэзии Мандельштама . . . . . . 150 2. Наука — это не философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 3. Кукла как онтологически первое . . . . . . . . . . . . . . 153 4. Чувственно-сверхчувственное . . . . . . . . . . . . . . . . 153 5. Второй план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154 6. Игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 7. Следование одному и тому же . . . . . . . . . . . . . . . . 155 8. Знать — значит не верить . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 9. Вера как первый признак сознания . . . . . . . . . . . . . 156 10. Символ как второй признак сознания . . . . . . . . . . . 157 11. Супостат мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 12. Философские истоки нечеловеческой антропологии . . 160 13. Кентавр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 14. Аристотель: отец нечеловеческой антропологии . . . . . 161
Стр.298
Оглавление 299 15. Назад к Аристотелю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 16. Лесничий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 17. Каннибализм: Атрей и Фиест . . . . . . . . . . . . . . . . 165 18. Изучение мифа о параллельном человечестве . . . . . . 166 19. Поющие неандертальцы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 Лекция № 11. Разрыв европейского сознания: две формулы картезианской философии . . . 170 1. Правила морали в «Рассуждениях о методе» Декарта . . . 170 2. О внутреннем свете в философии Декарта . . . . . . . . 172 3. Две формулы Декарта в «Размышлениях о первой философии» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 4. Декарт о неотличимости сна и яви. Второе письмо «Размышлений…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179 5. Отказ Декарта от размышлений о человеке . . . . . . . . 180 6. Декарт о различимости сна и яви. Шестое письмо «Размышлений…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181 7. Дискуссия Фуко и Деррида о безумце Декарта . . . . . . 182 8. О черте, отделяющей ум от безумия . . . . . . . . . . . . 185 9. О раздвоенности человеческого существования . . . . . 186 10. Достоевский о раздвоенности человека . . . . . . . . . . 187 11. Кант о раздвоенности и фигурном синтезе . . . . . . . . 189 Лекция № 12. Корреляция. Бунт спекулятивного материализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192 1. Что такое корреляция? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192 2. Бадью о Мейясу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196 3. Делез о животных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 4. Преодоление Канта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 5. Поводырь человечества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 6. Мейясу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 7. Призракологика Деррида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200 8. О доступности вещи в себе: трансцендентализм Канта и спекулятивный материализм Мейясу . . . . . . . . . . 211 9. Тезисы о трех онтологиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226 Лекция № 13. Антропологический поворот Канта . . . . . . 230 1. Грезы метафизика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230 2. Кант и Сведенборг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
Стр.299
300 Оглавление 3. Человек как цель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 4. Винникот о кукле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 5. Кант о пропасти между человеком и животным . . . . . 239 Лекция № 14. Романтизм в философии. Зияние человека . . . 243 1. Бердяев о разложении образа человека . . . . . . . . . . 243 2. Романтизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 3. Человек-ночь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 4. Зияние Бога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250 5. Постчеловек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250 6. Башмаки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251 Лекция № 15. От антропологии к призракологии . . . . . . . 253 1. Призракология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253 2. Скрытое недовольство цивилизацией . . . . . . . . . . . 255 3. Между галлюцинациями и бредом . . . . . . . . . . . . . 257 4. Язык и сознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 5. Сознание и мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261 6. Коммуникативный поворот в гуманитарных науках . . . . 262 7. Дар . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265 8. Созерцание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266 9. Феномен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267 10. Данность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267 11. Деррида о даре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268 12. Знать или мыслить . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268 13. О конце экономического человека . . . . . . . . . . . . . 269 Лекция № 16. Мышление после Хайдеггера . . . . . . . . . . . 272 1. Способность воображения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272 2. Изначальное время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273 3. Хайдеггер о четырех вопросах Канта . . . . . . . . . . . . 276 4. Пять вопросов Хайдеггера . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277 5. Кант: взгляд со стороны сингулярной антропологии . . . 281 6. Кризис субъекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283 7. Взлеты и падения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285 8. Кризис понятийного мышления . . . . . . . . . . . . . . 287 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290 Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
Стр.300

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.