УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Г. М. Казантинова
Т. А. Чарова
Л. Б. Андрющенко
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
СТУДЕНТА
Учебник
Рекомендовано научно-методическим советом
по физической культуре Министерства образования и науки
Российской Федерации в качестве учебника для студентов
по дисциплинам: «Физическая культура и спорт»,
«Физическая культура» и «Элективные дисциплины»
всех направлений подготовки бакалавров в Российской Федерации
в системе высшего образования
Москва
2021
Стр.1
УДК 796.0+615.825 (075.8)
ББК 75я73
К 14
Рецензенты:
заведующий кафедрой «Теория и история физической культуры и спорта»
ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
А. А. Кудинов;
доктор педагогических наук, профессор,
ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
В. В. Анцыперов
заведующий кафедрой «Теория и методика гимнастики»
доктор педагогических наук, профессор,
Казантинова Г. М.
К 14
Физическая культура студента: учебник / Г. М. Казантинова, Т. А. Чарова,
Л. Б. Андрющенко. — М: ООО «Торговый дом «Советский спорт», 2021. —
328 с.
ISBN 978‑5‑00129‑147‑3
Материалы учебника позволят получить знания по основным вопросам
теории физической культуры и оценить роль и место лечебной
физической культуры в восстановительном лечении. Учебник поможет
усвоить основные практические умения и навыки, понять роль физической
культуры в общефизической и профессиональной подготовке
специалиста.
Рекомендуется в качестве учебника по физической культуре для стуУДК
796.0+615.825 (075.8)
ББК 75я73
дентов высшей школы, занимающихся в группе ЛФК («освобожденные»
студенты).
© Казантинова Г. М., Чарова Т. А.,
Андрющенко Л. Б., 2020
ISBN 978‑5‑00129‑147‑3
© ООО «Торговый дом «Советский спорт»,
2020
Стр.2
Содержание
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Preface . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
чаСТЬ 1
куГлава 1. Физическая культура — часть общечеловеческой
.
.
льтуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.1. Теоретические аспекты физической культуры . . . . . . . . . . 15
1.1.1. Основные компоненты физической культуры .
.
.
.
. 21
1.1.2. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении . 23
1.2. Социальные и правовые основы физической культуры и спорта 24
1.2.1. Физическая культура и спорт как социальные феномены .
1.2.2. Правовая основа физической культуры . . . . . . . . . 27
1.3. Эстетическая функция физической культуры . . . . . . . . . . . 29
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
. 24
Глава 2. биологические основы физической культуры . . . . . . . . 36
2.1. Организм как саморазвивающаяся
и саморегулирующаяся система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
2.2. Морфологические особенности структуры организма.
Понятие о клетке, тканях, органах и системах организма . . . . 37
2.3. Опорно-двигательный аппарат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
2.3.1. Костная система. Строение. Функции . . . . . . . . . . 40
2.3.1.1. Влияние физических нагрузок на костную систему . . 46
. 47
2.3.2. Мышечная система. Строение. Функции .
.
.
.
.
.
.
.
2.3.2.1. Влияние физических нагрузок на мышечную
систему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.4. Физиологические системы организма . . . . . . . . . . . . . . . 54
. 54
2.4.1. Нервная система. Центральный и периферический отделы.
Строение. Функции .
2.4.1.1. Вегетативная нервная система. Строение. Функции. . 60
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
2.4.1.2. Сенсорные системы и их роль в тренировочном
процессе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
2.4.1.3. Нервно‑мышечный аппарат.
Формирование двигательного навыка . . . . . . . . . 67
2.4.2. Сердечно‑сосудистая система. Влияние на нее физических
упражнений .
2.4.2.1. Строение. Функции сердечно‑сосудистой системы . . 69
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 68
Стр.5
6
Содержание
2.4.2.2. Влияние на сердечно‑сосудистую систему
физической тренировки . . . . . . . . . . . . . . . . 73
2.4.2.3. Структурные особенности «спортивного» сердца . . . 75
2.4.3. Система дыхания. Влияние на нее физических упражнений . 76
2.4.3.1. Строение и функции системы дыхания . . . . . . . . 76
2.4.3.2. Внешнее дыхание и влияние на него физических
упражнений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
2.4.4. Система пищеварения. Структура. Функции . . . . . . . 82
2.4.4.1. Строение системы пищеварения . . . . . . . . . . . 82
2.4.4.2. Механизм пищеварения и влияние на него
физических упражнений . . . . . . . . . . . . . . . . 85
2.4.5. Система выделения .
2.4.5.1. Мочевыделительная система. Строение. Функции . . 87
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 87
2.4.5.2. Механизм мочеобразования и влияние физических
нагрузок на мочевыделительную систему . . . . . . . 90
2.4.6. Эндокринная система. Строение. Функции .
2.4.7. Система крови. Строение. Функции .
2.4.7.1. Влияние на систему крови физических нагрузок . . . 98
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 95
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Глава 3. Здоровье. Здоровый образ жизни . . . . . . . . . . . . . . 101
3.1. Понятие о «здоровье». Факторы, определяющие
его место в иерархии потребностей человека . . . . . . . . . . 101
3.2. Здоровый образ жизни. Понятие . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
3.3. Основные составляющие здорового образа жизни . . . . . . . 106
3.3.1. Рациональный труд и отдых .
.
.
.
.
.
.
3.3.4. Закаливание организма .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
3.3.3. Физическая культура — важнейший элемент здоровья
и долголетия.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 106
3.3.2. Рациональное питание . . . . . . . . . . . . . . . . 109
. 112
. 114
3.3.5. Личная гигиена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
3.3.6. Профилактика вредных привычек.
.
.
. 119
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
чаСТЬ 2
СГлава 4. Психофизиология умственного труда.
туденческий труд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
4.1. Психофизиологическая характеристика
умственного труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
.
.
.
.
.
.
. 91
2.4.6.1. Влияние на эндокринную систему
физических нагрузок . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Стр.6
7
4.2. Проблема утомления при трудовой деятельности . . . . . . . . 126
. 130
4.2.1. Профилактика утомления и повышение
работоспособности .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
4.3. Умственный труд студента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
4.3.1. Факторы, влияющие на организм студентов
в период обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
4.3.2. Адаптация студентов к условиям обучения
в высшей школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
4.3.3. Работоспособность студентов и факторы, влияющие на нее . 136
. 139
4.3.4. Роль организации учебного процесса
в эффективности обучения студентов .
.
.
.
.
.
.
.
.
4.3.5. Средства физической культуры в регулировании
умственной работоспособности, психоэмоционального
и функционального состояния организма . . . . . . . . 140
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
вГлава 5. общая физическая подготовка в системе физического
оспитания. Воспитание физических качеств . . . . . . . . . . . . 148
5.1. Физические качества и их воспитание . . . . . . . . . . . . . . 149
5.2. Основные методические принципы физического воспитания . 154
5.3. Основы и этапы обучения движениям . . . . . . . . . . . . . . 155
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
физическимиГлава 6. основы методики самостоятельных занятий
упражнениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
6.1. Формирование мотивов и организация
самостоятельных занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
6.2. Формы и содержание самостоятельных занятий
физическими упражнениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
6.3. Планирование объема и интенсивности
физических упражнений с учетом учебной нагрузки . . . . . . 163
6.4. Границы интенсивности физической нагрузки . . . . . . . . . 164
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Глава 7. Профессионально-прикладная физическая
подготовка студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
7.1. Основные предпосылки к возникновению профессиональноприкладной
физической подготовки студента . . . . . . . . . 167
7.2. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи . . . . . . . . . 168
7.3. Основные факторы, определяющие содержание ППФП. . . . . 170
7.3.1. Методика подбора средств ППФП для студентов.
.
.
.
.
. 171
7.4. Организация и формы ППФП в вузе . . . . . . . . . . . . . . . 172
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Стр.7
8
Содержание
Глава 8. Физическая культура в деятельности специалиста . . . . 174
8.1. Производственная физическая культура. Цель. Задачи . . . . . 174
8.2. Формы, методы производственной физической культуры . . . 175
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Глава 9. Виды контроля за лицами, занимающимися
физическими упражнениями и спортом . . . . . . . . . . . . . . . 182
9.1. Врачебный контроль. Цель, задачи. Методы оценки
физического и функционального состояния организма . . . . 182
9.2. Педагогический контроль. Цель, задачи.
Виды и методы педагогического контроля . . . . . . . . . . . . 190
9.3. Врачебно-педагогический контроль. Формы и содержание . . 191
9.4. Самоконтроль. Цель, задачи и методы . . . . . . . . . . . . . . 192
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
чаСТЬ 3
Глава 10. общие основы лечебной физической культуры . . . . . 195
10.1. Понятие о ЛФК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
10.1.1. Клинико‑физиологическое обоснование действия
физических упражнений.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
10.2.1. Общие требования к методике применения
физических упражнений в ЛФК .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 196
10.2. Средства лечебной физкультуры . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
. 204
10.3. Формы лечебной физической культуры . . . . . . . . . . . . . 205
10.4. Противопоказания к назначению
лечебной физической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
приГлава 11. Лечебная физическая культура
заболеваниях нервной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
11.1. Неврозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
11.1.1. Клинико‑физиологическое обоснование лечебного
действия физических упражнений при неврозах . . . . . 209
11.1.2. Методика применения физических упражнений
при неврозах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
11.2. Травмы головного и спинного мозга . . . . . . . . . . . . . . . 211
. 213
11.2.1. Методика применения физических упражнений
при травмах головного и спинного мозга.
.
.
.
.
.
.
.
Стр.8
9
11.3. Лечебная физическая культура при заболеваниях
и повреждениях периферической нервной системы . . . . . . 215
11.3.1. Методика применения физических упражнений
при заболеваниях периферической нервной системы . . . 216
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
внутреннихГлава 12. Лечебная физическая культура при заболеваниях
органов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
12.1. Лечебная физическая культура при заболеваниях
сердечно-сосудистой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
12.1.1. Методика применения физических упражнений
при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы . . . . . 221
12.1.2. Лечебная физическая культура
при вегетососудистой дистонии . . . . . . . . . . . . 222
12.1.3. Лечебная физическая культура
при гипотонической болезни .
.
.
12.1.5. Лечебная физическая культура
при ишемической болезни сердца.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 224
12.1.4. Лечебная физическая культура
при гипертонической болезни . . . . . . . . . . . . . 227
.
12.1.6. Лечебная физическая культура
при приобретенных пороках сердца .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
12.2.1. Методика применения физических упражнений
при заболеваниях органов дыхания .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 230
. 233
12.2. Лечебная физическая культура
при заболеваниях органов дыхания . . . . . . . . . . . . . . . 235
.
.
.
.
.
12.2.2. Лечебная физическая культура при хроническом бронхите.
12.2.4. Лечебная физическая культура при бронхиальной астме .
12.3.1. Методика применения физических упражнений
при заболеваниях органов пищеварения .
.
.
. 236
. 239
12.2.3. Лечебная физическая культура при хронической
пневмонии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
. 244
12.3. Лечебная физическая культура при заболеваниях
органов пищеварения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
.
.
.
.
.
12.3.2. Лечебная физическая культура при хроническом гастрите .
12.3.4. Лечебная физическая культура при хронических колитах .
12.3.5. Лечебная физическая культура при хроническом гепатите .
12.3.6. Лечебная физическая культура при хроническом
холецистите .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
12.3.7. Лечебная физическая культура при дискинезии
желчевыводящих путей .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 248
. 251
12.3.3. Лечебная физическая культура при язвенной болезни
желудка и 12‑перстной кишки . . . . . . . . . . . . . 253
. 255
. 258
. 260
. 262
Стр.9
10
Содержание
12.4. Лечебная физическая культура при заболеваниях
органов мочевыделения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
12.4.1. Методика применения физических упражнений
при заболеваниях органов мочевыделения .
.
12.4.3. Лечебная физическая культура
при почечнокаменной болезни .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 264
12.4.2. Лечебная физическая культура
при хроническом пиелонефрите . . . . . . . . . . . . 265
.
.
.
.
.
. 267
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
эндГлава 13. Лечебная физическая культура при заболеваниях
окринной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
13.1. Лечебная физическая культура при сахарном диабете . . . . . 271
13.2. Лечебная физическая культура при тиреотоксикозе . . . . . . 275
13.3. Лечебная физическая культура при гипотиреозе . . . . . . . . 280
13.4. Лечебная физическая культура при климаксе . . . . . . . . . . 283
13.4.1. Женский климакс.
13.4.2. Мужской климакс .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 283
. 285
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
Глава 14. Лечебная физическая культура при заболеваниях
обмена веществ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
14.1. Лечебная физическая культура при ожирении . . . . . . . . . 287
14.2. Лечебная физическая культура при подагре . . . . . . . . . . . 290
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
Глава 15. Лечебная физическая культура при заболеваниях
опорно-двигательного аппарата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
15.1. Лечебная физическая культура при дефектах
и заболеваниях позвоночника . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
15.1.1. Лечебная физическая культура при дефектах осанки .
.
.
. 294
15.1.2. Лечебная физическая культура при сколиозе . . . . . . . 298
15.2. Лечебная физическая культура при дегенеративных
изменениях в структурах позвоночника и суставах . . . . . . . 304
15.2.1. Лечебная физическая культура при остеохондрозе .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
15.2.2. Лечебная физическая культура при деформирующем
остеоартрозе.
.
.
.
.
.
.
. 304
. 309
15.3. Лечебная физическая культура при плоскостопии . . . . . . . 313
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . 316
REFERENCE LIST . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
Стр.10