УДК 33
ББК 65.43
Р60
Серия основана в 2004 году
доктором педагогических наук, профессором И. В. Зориным
Рецензенты:
Л. Г. Гагарина, завкафедрой информатики и программного обеспечения
вычислительных систем Московского института электронной техники,
д-р техн. наук, профессор;
Н. А. Бурдин, генеральный директор ОАО «НИПИ ЭИлеспром»,
завкафедрой бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита
Московского государственного университета леса,
д-р экон. наук, профессор, академик РАЕН;
В. М. Козырев, завкафедрой экономики и финансов РМАТ,
д-р экон. наук, профессор
Авторы:
Л. А. Родигин – общая редакция, гл. 1, 2, 4, приложения;
К. В. Наймарк – гл. 3
Р60
Родигин Л. А.
Экономическая эффективность интернет-проектов в туризме
[Текст] : монография / Л. А. Родигин, К. В. Наймарк ; под ред.
Л. А. Родигина ; Российская международная академия туризма.
– М. : Советский спорт, 2011. – 408 с. : ил. – (Профессиональное
туристское образование).
ISBN 978-5-9718-0535-9
Рассматриваются методология анализа, методы оценки, моделирования
и прогнозирования инвестиционной деятельности туристских фирм
в глобальную сеть Интернет; теоретические основы и методический инструментарий
приоритетного инвестирования прогрессивных структурных
сдвигов в туристских и смежных с ними экономических системах;
критерии и показатели эффективности интернет-проектов в туризме.
Теоретические выводы, методические положения, модели и конкретные
оценки экономической эффективности интернет-проектов рекомендуются
специалистам, аспирантам и студентам для обоснования решений
в области управления инвестиционной деятельностью.
УДК 33
ББК 65.43
© Родигин Л. А., Наймарк К. В., 2011
© Российская международная академия
туризма, 2011
ISBN 978-5-9718-0535-9
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2011
ВВ ЕДЕНИЕ
Туристская индустрия – одна из наиболее динамично развивающихся
сфер экономики, на которую в 2010 г. приходилось около
6% мирового валового внутреннего продукта и около 5% всех налоговых
поступлений. Развивающийся туризм способствует развитию
многих отраслей, в том числе ключевых: транспорта, связи,
строительства, производства материалов, добычи сырья, производства
товаров народного потребления, сельского хозяйства.
В условиях глобализации экономики и возросшего динамизма
рыночной среды многие предприниматели справедливо считают,
что дальнейшее развитие предприятия связано с выходом на новые
рынки сбыта и проникновением в новые отрасли производства.
Развитие предприятия невозможно без инвестиций, но проблема
в том, чтобы инвестиции позволили уменьшить возможные
риски, увеличить конкурентоспособность, стабилизировать денежные
потоки и, в конечном счете, увеличить капитализацию
компании.
С начала XXI в. частью общей инвестиционной стратегии
развития российских предприятий становится развитие внутриофисных
(back-office) компьютерных информационных систем
(ИС). В настоящее время практически для всех основных областей
менеджмента – финансов, логистики, исследований и разработок
и т.д. – предусмотрены типовые компьютерные модели
управления. Они включают шаблоны организационных структур,
бизнес-процессов и правил бизнеса (типовых правил принятия
решений в соответствующей области). Эти модели заложены в современные
системы управления масштаба предприятия – MRPII
и ERP. В определенном смысле наличие типовых моделей является
признаком зрелости соответствующей области менеджмента
[54, 98, 186]. Использование международных стандартов управления
предприятиями (MRPII, ERP, CSRP, ISO 9000) необходимо
для непрерывного улучшения бизнес-процессов (BPI).
Однако инвестиции в системы класса ERP сопоставимы с годовым
оборотом среднего туристского агентства, а главное, в связи
с тем, что подавляющее число туристских фирм относится
к классу малых предприятий, внедрение комплексных автоматизированных
систем менеджмента по стандарту ERP представляется
избыточным. По мнению ведущих компаний – разработ3
Стр.2
Приложение 8
ОГЛАВЛЕНИЕ
Показатели по поддержке пользователя
и список причин наиболее частых вызовов
Показатель
Среднее время задержки на каждый вызов,
мин
Средний процент вызовов,
оказавшихся ложными, %
Средняя продолжительность каждого вызова,
мин
Среднее время решения проблемы пользователя,
мин
Средние
по промышленности
2,0
11
9,0
15,9
Причины вызовов административного персонала:
10. Разработка.
1. Не могу печатать.
2. Конфликты или несоответствие DLL.
3. Забытый пароль.
4. Проблемы со входом в систему.
5. Проблемы с электронной почтой.
6. Проблемы с удаленным доступом.
7. Вопросы типа «как сделать».
8. Зависание или крах системы.
9. Аппаратный сбой. Необходимость восстановления стертого
файла.
Введение ............................................................................................. 3
Глава 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТОВ
КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ......................... 8
1.1. Методологическая основа исследования .................. 8
1.2. Экономико-статистические закономерности
развития информационных технологий
и систем ....................................................................... 10
1.2.1. Производительность, основанная на знании ......... 10
1.2.2. Статистические закономерности развития
информационных технологий и систем .................. 18
1.3. Критерий и методики оценки экономической
эффективности информационных систем ................ 22
1.4. Классификация интернет-проектов .......................... 35
1.4.1. Основные определения и качественные
характеристики интернет-проектов ........................ 35
1.4.2. Интернет-проект как web-представительство
субъекта рынка .......................................................... 40
1.4.3. Интернет-рынок электронной коммерции .............. 41
1.4.4. Интернет-рынок информационных
ресурсов ..................................................................... 47
1.4.5. Полнофункциональный интернет-проект
электронной коммерции ........................................... 52
Выводы по главе 1 .............................................................................. 64
Глава 2. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТУРИСТСКИХ
ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТОВ .................................................. 68
2.1. Ключевые показатели результативности
туристских интернет-проектов .................................. 68
2.2. Проекты продвижения туристского продукта
(Sales Promotion) ......................................................... 76
2.2.1. Реклама в Интернете ................................................. 76
2.2.2. Функциональность SP-проектов туристского
продукта ..................................................................... 87
2.2.3. Коммуникативная результативность
SP-проектов ............................................................... 94
402
403
Стр.202
Приложение 4. Дополнительные услуги и компоненты
веб-студии Site4sitE.NET ...................................... 388
Научное издание
Приложение 5. Предельный трафик ежедневной
посещаемости сайта .............................................. 390
Приложение 6. Итерационная модель роста трафика .................. 391
Приложение 7. Система показателей для организации
функционально-стоимостного анализа ............... 398
Приложение 8. Показатели по поддержке пользователя .............. 402
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТОВ В ТУРИЗМЕ
Монография
Ответственный за выпуск Е.А. Семина –
директор редакционно-издательского центра РМАТ
РОДИГИН Леонид Андреевич
НАЙМАРК Карина Валерьевна
Художественный редактор Л.В. Дружинина
Корректор Л.В. Лапина
Редактор И.В. Мушкарина
Художник А.Г. Никоноров
Компьютерная верстка О.А. Котелкиной
Подписано в печать 01.12.11. Формат 60×901/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 25,5. Уч.-изд. л. 25,0. Тираж 1000 экз.
Изд. № 1623. Заказ № 6818.
ОАО «Издательство “Советский спорт”».
105064, г. Москва, ул. Казакова, 18.
Тел./факс: (499) 267-94-35, 267-95-90.
Сайт: www.sovsportizdat.ru
E-mail: sovsport@mail.tascom.ru
Отпечатано с электронной версии заказчика
в ОАО « Первая Образцовая типография» филиал «Дом печати “ВЯТКА”».
610033, Россия, г. Киров, ул. Московская, 122
406
407
Стр.204