УДК 33
ББК 65.43
К59
Серия основана в 2004 году
Рыбакова О. М. – доктор экономических наук,
профессор кафедры финансового менеджмента
и бухгалтерского учета Московского государственного института
делового администрирования
доктором педагогических наук, профессором И. В. Зориным
Рецензенты:
ВВЕДЕНИЕ
К59
Козырева Т. В.
Управленческий учет в туризме [Текст] : учеб. пособие /
Т. В. Козырева ; Российская международная академия туризма.
– М. : Советский спорт, 2011. – 156 с. – (Профессиональное
туристское образование).
ISBN 978-5-9718-0502-1
Освещены теоретические и практические особенности управления
затратами и результатами деятельности туристских организаций.
Рассмотрены современные методы учета затрат: директ-костинг,
стандарт-кост, функциональный учет, методы налогового планирования.
Особое внимание уделяется принятию управленческих решений
на различных этапах управленческого процесса.
Для студентов туристских вузов.
УДК 33
ББК 65.43
Бухгалтерский учет в настоящее время играет ведущую роль
в системе управления организацией. В условиях рыночной экономики
повышаются требования к ведению бухгалтерского учета:
он должен отвечать требованиям международных стандартов,
удовлетворять потребностям внутренних и внешних пользователей
информации, выявлять резервы повышения эффективности
деятельности и быть «языком бизнеса». Для удовлетворения
перечисленных выше требований необходимо использовать
различные методы сбора, обработки и отражения информации.
Западный стиль бухгалтерского учета решает эту проблему благодаря
делению всей системы бухгалтерского учета на две подсистемы:
финансовую и управленческую.
Финансовый учет охватывает информацию, которая используется
не только для внутреннего управления, но и сообщается
контрагентам. Эта информация должна удовлетворять потребностям
как фискальных государственных органов, так и акционеров
компаний, держателей облигаций и других ценных бумаг, потенциальных
инвесторов и прочих партнеров организации. Нормы
и правила ведения финансового учета регулируются национальными
стандартами, разработанными на основе международных
стандартов.
© Козырева Т. В., 2011
© Российская международная академия
туризма, 2011
ISBN 978-5-9718-0502-1
2
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2011
Управленческий учет предназначен для решения внутренних
задач управления организацией. В отличие от финансового управленческий
учет субъективен и конфиденциален, именно управленческий
учет несет основную нагрузку, обеспечивая принятие
квалифицированных управленческих решений, и им занимаются
профессионалы высокого уровня. По существу, управленческий
учет – это новая комплексная отрасль экономических знаний,
и в этом его большое преимущество, так как использование различных
научных методов ведет к новым знаниям и технологиям.
Многие элементы управленческого учета входят в наше традици3
Стр.2
ЛИТЕРАТУРА
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................................. 3
Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе
“Развитие туризма в Российской Федерации”» от 26.02.96 № 177.
Финансовый менеджмент. Теория и практика / под ред. Е.С. Стояновой.
– М.: Перспектива, 2001.
Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Финстатинформ
– МЦУПЛ, 2000.
Каверина О.Д. Управленческий учет. Системы, методы, процедуры. –
М.: Финансы и статистика, 2003.
Керимов В.Э. Управленческий учет. – М.: Дашков и К, 2003.
Селезнева Н.Н., Попова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами.
– М.: ЮНИТИ, 2003.
Богданов Е.И. и др. Планирование на предприятии туризма. – СПб.:
Бизнес-пресса, 2003.
Ткачук М.И., Киреева Е.Ф. Основы финансового менеджмента.
– Минск: Экоперспектива, 2002.
Попова Р.Г., Симонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий.
– СПб.: Питер, 2003.
Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. – М.: Филинъ, 2003.
Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия.
– Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Фетисов В.Д. Финансы. – М.: ЮНИТИ, 2003.
Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. – М.:
Проспект, 2003.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
В ТУРИЗМЕ .................................................................................... 5
ГЛАВА 2. ЗАТРАТЫ И ДОХОДЫ КАК ОБЪЕКТЫ
УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ............................................... 14
2.1. Сущность и классификация затрат в туристских
организациях ....................................................................................
2.2. Понятие и классификация доходов туристских
организаций ......................................................................................
14
28
ГЛАВА 3. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ
ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА ................................................ 35
3.1. Специфика формирования себестоимости тура с учетом
его целевой направленности ....................................................... 35
3.2. Традиционные и перспективные методы
калькулирования себестоимости туристского продукта.
Финансовый и налоговый аспекты .......................................... 62
ГЛАВА 4. УЧЕТ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ....................... 66
4.1. Процесс принятия управленческих решений
по ценообразованию ...................................................................... 70
Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий. – М.:
Финансы и статистика, 2002.
Балабанов А., Балабанов П. Финансы. – СПб.: Питер, 2002.
Ковалев В.В. Управление финансами. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.
Быкадоров В.П., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние
предприятия. – М.: ПРИОР, 2002.
Чернов В.А. Финансовая политика организации. – М.: ЮНИТИ, 2003.
4.2. Анализ безубыточности деятельности туристских
организаций ......................................................................................
4.3. Принятие решений по формированию ассортимента
турфирм ..............................................................................................
80
88
1.1. Управленческий учет и его место в информационной
системе туристских организаций .............................................. 5
1.2. Сущность и структура управленческого учета ..................... 10
4.4. Управление затратами и результатами деятельности
турфирм посредством учетной политики .............................. 90
ГЛАВА 5. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА .................................................... 106
4.5. Роль функционального учета для принятия
управленческих решений ............................................................. 102
5.1. Содержание, виды, методы управленческого
планирования и его специфика в туризме ............................. 106
5.2. Стратегическое планирование. Стратегия
эволюционного обновления (СЭО) турфирмы ................... 116
5.3. Перспективное управленческое планирование ................... 121
5.4. Основы, принципы, анализ существующих методов
бизнес-планирования, отраслевые особенности .................. 121
154
Литература ............................................................................................................. 154
155
5.5. Текущее планирование (бюджетирование) .......................... 132
5.6. Оперативное управленческое планирование ........................ 143
Стр.78