Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Сергей Кусевицкий. Т. 1. Русские годы (638,00 руб.)

0   0
Первый авторЮзефович В. А.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц452
ID773865
АннотацияНастоящее исследование представляет собой первый том трехтомной монографии о русском музыканте — контрабасисте и дирижере, музыкальнообщественном деятеле Сергее Александровиче Кусевицком (1874—1951). Жизнь его вместила в себя множество событий и встреч. Кусевицкий пережил три русские революции и две мировые войны. Ему довелось играть перед Чайковским и Львом Толстым, выступать вместе с Собиновым и Шаляпиным. Среди друзей его были Скрябин и Рахманинов, Станиславский и Шаляпин, Дебюсси и Равель, Стравинский и Прокофьев, Аарон Копланд и Самюэль Барбер. Настоящая монография основана на неизвестных ранее документах из архивов России, Франции и США — прежде всего статей, выступлений, интервью и обширной переписки самого музыканта.
ISBN5-9551-0037-7
УДК78.03
ББК85.318
Юзефович, В.А. Сергей Кусевицкий. Т. 1. Русские годы : [монография] / В.А. Юзефович .— Москва : Языки славянской культуры, 2004 .— 452 с. : ил. — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 5-9551-0037-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/773865 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сергей_Кусевицкий_Русские_годы._Т._1..pdf
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Сергей_Кусевицкий_Русские_годы._Т._1..pdf
ББК 85.318 Ю 20 Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект № 03-04-16098 Юзефович В. Л. Ю20 Сергей Кусевицкий: Русский годы. Т. 1. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 448 с., ил. ISBN 5-9551-0037-7 Настоящее исследование представляет собой первый том трехтомной монографии о русском музыканте — контрабасисте и дирижере, музыкальнообщественном деятеле Сергее Александровиче Кусевицком (1874—1951). Жизнь его вместила в себя множество событий и встреч. Кусевицкий пережил три русские революции и две мировые войны. Ему довелось играть перед Чайковским и Львом Толстым, выступать вместе с Собиновым и Шаляпиным. Среди друзей его были Скрябин и Рахманинов, Станиславский и Шаляпин, Дебюсси и Равель, Стравинский и Прокофьев, Аарон Копланд и Самюэль Барбер. Настоящая монография основана на неизвестных ранее документах из архивов России, Франции и США — прежде всего статей, выступлений, интервью и обширной переписки самого музыканта. ББК 85.318 Outside Russia, apart from the Publishing House itself (fax: 095 246-20-20 c/o Ml53. E-mail: koshelev.ad@mtu-net.ru), the Danish bookseller G*E»C GAD (fax: 45 86 20 9102, E-mail: slavic@gad.dk) has exclusive rights for sales of this book. Право на продажу этой книги за пределами России, кроме издательства «Языки славянской культуры», имеет только датская книготорговая фирма (>1>С GAD. SBN 5-9551-0037-7 © В. А. Юзефович, 2004 © Языки славянской культуры, 2004 sltlg Ююви
Стр.5
Оглавление Вступление ...................................................................................................................... 7 Кусевицкий — кто он? Пять книг о Кусевицком и резон для шестой. Замысел и осуществление. Глава 1. Юность на берегах Волги...............................................................................21 Вышний Волочек в верховьях Волги. Еврейская семья из русской провинции. Год 1874-й — контекст времени. Природа, люди, музыка. Петербург: капитан или адмирал? Музыка: первые опыты, начало занятий на контрабасе и первые гастроли. «Оркестровый стаж — 70 лет». Трещина во взаимоотношениях с отцом Глава 2. Студенческие годы в Москве...................................................................................... 33 Один на один с незнакомым городом. Филармоническое училище. Принятие христианства. Концерты и театры. Встреча с Чайковским. Знакомство с Рахманиновым. Учителя. Йозеф Рамбаусек. Заботы о хлебе насущном. Первые сольные выступления. Конкурсы в Петербурге и Москве Глава 3. Одиннадцать лет в Большом театре........................................................................47 Лучший оркестр Москвы. Его артисты и дирижеры. От последнего пульта до позиции концертмейстера. Круг интересов молодого музыканта. Знакомство с Марцеллой Зембрих. Дружба с Собиновым и Шаляпиным. Рахманинов за дирижерским пультом театра. Неудачная женитьба Глава 4. Солист на контрабасе......................................................................................61 Контрабас и предшественники Кусевицкого. Утверждение инструмента на сольной эстраде. Совместные выступления с Собиновым и Шаляпиным. Заочное состязание с Франтишком Симандлем. Первые сольные концерты. Репертуар контрабасиста. Кусевицкий — композитор. Контрабасы Кусевицкого. Болезнь рук Глава 5. Мировая слава контрабасиста....................................................................................79 Выступления за рубежами России и концерты на родине. Профессор Филармонического училища. Ушковы и традиции русского меценатства. Женитьба на Наталие. Статья «Музыкальные илоты». Уход из Большого театра Глава 6. Поворот к дирижированию............................................................................91 Отъезд в Германию. Берлин как музыкальная Мекка. Музыкальные и внемузыкальные впечатления. Европейские турне контрабасиста. Дом Кусевицких в Берлине. Новые встречи с Рахманиновым, Шаляпиным и Собиновым. Первые опыты поддержки русских композиторов. Начало дружбы и сотрудничества с Александром Скрябиным
Стр.6
4 Оглавление Глава 7. Освоение дирижерской профессии.........................................................................109 Что есть дирижирование? Артур Никит. Иожеф Иоахим и студенческий оркестр берлинской Hochschule fur Musik. Дирижерские дебюты в Европе. Пророчество Никита Глава 8. Возвращение в Россию..................................................................................121 Музыка в контексте «Серебряного века» русской культуры. Москва начала XX века. Особняк на Арбате. На пороге 35-летия Глава 9. Первое десятилетие Российского музыкального издательства. I......................................................................................................................... 129 Русские музыкальные издательства и положение композиторов. Учреждение РМИ, его цели и Устав. Совет РМИ и работа в нем Рахманинова и Скрябина. Конфликты в Совете. Приобретение издательства «А. Гутхейль» Глава 10. Первое десятилетие Российского музыкального издательства. II.........................................................................................................................145 Издательские приоритеты Кусевицкого. Начало сотрудничества со Стравинским и Прокофьевым. Конфликты в Совете. Книжные издания Глава 11. Дирижер играет на контрабасе..............................................................................159 Выступления с Анри Казадезюсом и Ансамблем Общества старинных музыкальных инструментов. Концерт в доме Льва Толстого. Исполнительский стиль контрабасиста. Искусство игры на контрабасе после Кусевицкого Глава 12. Становление карьеры дирижера..........................................................................171 Русская дирижерская школа. Концертная жизнь в России. Дирижерские дебюты Кусевицкого на родине. Попытка оживить Императорское Русское музыкальное общество Глава 13. Основание и первые два сезона «Концертов С. Кусевицкого» .181 Подготовка к открытию «Концертов». Репертуарные приоритеты. Хоровые коллективы. Приглашенные дирижеры. Инциденты с Фридом и Менгельбергом. Солисты. Выдвижение талантливой молодежи. Поддержка Артура Рубинштейна. Противостояние с критикой Глава 14. Кусевицкий и Скрябин. 1 Споры вокруг Скрябина. Скрябинские программы дирижера. Премьера «Прометея». Разрыв со Скрябиным Глава 15. Оркестр Кусевицкого................................................................................................. 215 Первый специально симфонический оркестр в России. Основные организационные принципы. Дебюты и конфликты. Артисты оркестра. Дирижер и оркестр Глава 16. «Концерты Сергея Кусевицкого»: три предвоенных сезона. I ... 231 Расширение западноевропейского репертуара. Симфонический цикл Бетховена. «Баховские торжества». Обострение конкуренции концертных организаций Глава 17. «Концерты Сергея Кусевицкого»: три предвоенных сезона. II . . 243 Приглашение Клода Дебюсси. Никиш дирижирует в концертах своего ученика. Ферруччио Бузони и другие 199
Стр.7
Оглавление 5 Глава 18. «Концерты Сергея Кусевицкого»: три предвоенных сезона. Ill . . 257 Русский репертуар. Симфонический цикл Чайковского. Пятая симфония. Русские премьеры «Петрушки» и «Весны священной» Стравинского. Дебют Прокофьева. Другие премьеры.Творческое возмужание дирижера. Пик «Концертов С. Кусевицкого» Глава 19. Кусевицкий и Скрябин. II........................................................................................279 Смерть Скрябина. Скрябинский цикл Кусевицкого. Интерпретация дирижером сочинений композитора Глава 20. Магистральная идея — музыкальное просветительство. 1...................291 Аудитория и атмосфера «Концертов С. Кусевицкого». «Утренние концерты по общедоступным ценам». Летние сезоны в Сокольниках и в саду Эрмитаж. Проект «Академии искусств» Глава 21. Магистральная идея — музыкальное просветительство. II..................303 Три тура по Волге. Первые встречи с Ольгой Наумовой. Гастроли Оркестра Кусевицкого по югу России Глава 22. Последние дореволюционные сезоны «Концертов С. Кусевицкого». 1........................................................................ 321 Первая мировая война. Гимны без шовинизма. Продолжение сотрудничества с Рахманиновым Глава 23. Последние дореволюционные сезоны «Концертов С. Кусевицкого». II.....................................................................................333 Премьеры сочинений Николая Мясковского и Сергея Танеева. Серии камерных концертов. Администрация «Концертов» и их дефицит. Последние выступления Оркестра Кусевицкого Глава 24. Два с половиной года в Советской России. I.................................................. 347 Российская интеллигенция и революция. Во главе первого Государственного оркестра. Политическая позиция Кусевицкого. Концерты в Москве. Революция, музыка и народ. Премьеры сочинений Метнера и Гречанинова Глава 25. Два с половиной года в Советской России. II................................................ 373 Борьба за автономию Госоркестра и его «Народные концерты». Жизнь между двумя столицами. Лозунги и иллюзии. Музыкально-общественная деятельность. Сезон 1919/1920 года. Оперный дебют. Прощания и встречи Глава 26. Два с половиной года в Советской России. Ill............................................... 391 Крушение иллюзий. Под надзором тайной полиции. Решение покинуть Россию. Последние концерты в Москве и Петрограде. Встречи с Луначарским, Чичериным и Менжинским. На эстонской границе Глава 27. Место Кусевицкого в русской культуре и его вклад в ее развитие. 1............................................................................................... 407 Дирижер в зеркале русской критики. Конфронтация и ее мотивы: репертуар дирижера и его интерпретации. «Концерты С. Кусевицкого» как генератор идей и теоретических концепций критиков. Кусевицкий и модернизм
Стр.8
6 Оглавление Глава 28. Место Кусевицкого в русской культуре и его вклад в ее развитие. II...............................................................................429 Кусевицкий и русская дирижерская школа. Судьбы музыкантов Оркестра Кусевицкого и Государственного оркестра в Петрограде. Персимфанс
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ