СОДЕРЖАНИЕ
ISSN 2309-9380
ВЕСТНИК
ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2021. № 3 (32)
Издается с ноября 2013 года
Выходит 4 раза в год
Подписной индекс 53075
Главный редактор — Федяев Д. М., доктор философских наук,
профессор (Омск, Россия)
Заместители главного редактора — Горнова Г. В., доктор
философских наук, доцент (Санкт-Петербург, Россия)
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск, Россия)
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
Редакционная коллегия:
Лапчик М. П., доктор педагогических наук, профессор (Омск, Россия)
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск, Россия)
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор (Омск,
Россия)
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, профессор (Москва,
Россия)
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан, Россия)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор (Новосибирск,
Россия)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор (Москва,
Россия)
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
Устинова Т. В., доктор филологических наук, доцент (Москва,
Россия)
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Омский государственный
педагогический университет»
ФИЛОСОФИЯ
Белоусова Н. А. К вопросу о личностной модели
религиозности ......................................................9
Карпова Л. М. «Новая этика» в контексте
современной российской культуры:
pro et contra ........................................................14
Мисюров Н. Н. Романтическая натурфилософия
в борьбе с «призраком абсолюта» ...................20
Нефёдова Л. К. Модель взаимодействия
религии и искусства: онтологический
компаратив религии и искусства ......................27
Оводова С. Н. Голоса «неуслышанных» и «новая
искренность»: практики геронтологического,
пенитенциарного, этнического, религиозного
исключения и их осмысление в современной
теории и философии культуры (постановка
проблемы) ..........................................................33
Ожерельев К. А. Deus creatus: онтологическая
и аксиологическая проблематика в рассказе
Ф. Брауна «Ответ» ..............................................39
Руди А. Ш. Cредний класс как субъект
городской культуры ...........................................44
Чуркин М. К. «Война для девочки
в альпийской деревне»: репрезентации
воспоминаний детства о Второй мировой войне
в автобиографическом тексте Моник Мейер ... 50
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент (Омск, Россия)
Учредитель —
Васильева О. Ю., Вольных Д. О. Историколингвистическое
описание ономастической
лексики в русском языковом сознании
(на материале справочника С. Б. Веселовского
«Ономастикон») ................................................... 59
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС77-66763 от 8 августа 2016 г.
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Адрес редакции:
644099, Омская область, Омск, наб. Тухачевского, 14, каб. 329.
Тел.: +7 (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik.omgpu@yandex.ru
© Омский государственный педагогический
университет, 2021
2
Дьякова Т. А. Разговорная фразеология
в произведениях Михаила Матусовского:
материалы к словарю языка писателя (А–Г) ..... 64
Елисеева Е. П., Латухова В. В. Лексическое
своеобразие специальной коммуникации
(к вопросу о функционально-коммуникативном
аспекте изучения лексики языка для
специальных целей) ............................................ 72
Жигунов А. Ю. «Гонки в снегах»: спортивная
концептуальная метафорическая модель как
способ репрезентации концепта-идеологемы
«Арктика» .............................................................. 76
Стр.3
Колышкина И. М., Родионова А. В.
Интертекстуальные феномены в повести
Д. Рубиной «Высокая вода венецианцев»:
сущность и значение ........................................... 82
Первухина В. А. «Важное» как субъективная
модальность, оценка и иллокуция
(на материале научно-учебного текста) ............ 87
Рогожникова Т. П., Хоменко М. В. Именник
Дозорной книги Тарского уезда 1701 года:
состав, вариативность, статистика ..................... 94
ПЕДАГОГИКА
Асриев А. Ю. Подготовка кадров для кадетских
(казачьих кадетских) образовательных
организаций: возможные решения из опыта
регионов ...........................................................103
Дука Н. А., Богдашин А. В. Педагогические
условия формирования мотивации
студентов педагогического вуза с позиции
междисциплинарного подхода ......................108
Дятлова Е. Н. Организация обобщения
социально-гуманитарных знаний в процессе
их усвоения (на материалах
экспериментальной работы) ..........................113
Игнатова И. Б., Легочкина Е. Н., Гончарова А. В.
Межкультурная коммуникация в процессе
обучения русскому языку................................119
Косякова Ю. Г. Языковая картина мира
как базовый элемент коммуникативного
компонента универсальной компетенции ....124
Майер Р. В. О формировании информационнокибернетического
мышления у студентов
педагогических вузов ......................................130
Навойчик Е. Ю., Черненко Е. В. Семья
как фактор формирования социального
поколения «беби-бумеров» в СССР
в 50–70-х годах ХХ века. ..................................136
Одинцова С. А., Сапрыкина Е. Ю. Рефлексия
как основа учебной деятельности младших
школьников ......................................................143
Скрипникова Е. В., Амиржанова А. Ш.
Проблема формирования творческой
индивидуальности учителя изобразительного
искусства ..........................................................149
Фетисова Е. Ю., Толкачева И. В. Педагогическое
наследие Н. И. Пирогова в ракурсе воспитания
студентов-медиков ..........................................154
3
Чекалева Н. В., Алексеева Т. Ю. Развитие
профессиональной идентичности на основе
профессионально-ценностных ориентаций
будущих педагогов ..........................................159
Эрштейн Л. Б. Синхронно-асинхронное
дистанционное обучение в процессе освоения
информационных технологий на примере
Microsoft Access ...............................................163
Информация для авторов ..............................169
Стр.4
CONTENTS
ISSN 2309-9380
REVIEW OF OMSK STATE
PEDAGOGICAL UNIVERSITY.
HUMANITARIAN RESEARCH
Scientific Journal
2021. № 3 (32)
Published since 2013
Appears four times a year
Index 53075
Editor-in-chief — Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Omsk, Russia)
Deputies Chief Editor — Gornova G. V., Doctor of Philosophical
Sciences, Associate Professor (Saint Petersburg, Russia)
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Berend N., Professor (Mannheim, Germany)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Editorial Staff:
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
PHILOSOPHY
Belousova N. A. Revisiting Personal Model
of Religiosity ............................................................. 9
Karpova L. M. �New Ethics� in the Context
of Modern Russian Culture: Pro et Contra ............ 14
Misyurov N. N. Romantic Natural Philosophy
Against the “Spirit of Absolute” ............................. 20
Nefedova L. K. Model of Interaction Between
Religion and Art: Ontological Comparative
of Religion and Art ................................................. 27
Ovodova S. N. Voices of “The Unheard” and “New
Sincerity”: Practices of Gerontological, Penitential,
Ethnic, Religious Exclusion and Their Conception
in Modern Theory and Philosophy of Culture
(Problem Statement) ............................................. 33
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Kosyakov G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Saint Petersburg, Russia)
Kovtun N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Krasnoyarsk,
Russia)
Lapchik M. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Omsk, Russia)
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Omsk,
Russia)
Nazarova T. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Abakan,
Russia)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg, Russia)
Ustinova T. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Moscow, Russia)
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor (Novosibirsk,
Russia)
Smith P., Professor (Arlington, USA)
Ozherelyev K. A. Deus Creatus: Ontological
and Axiological Problematic in the Story
by F. Brown “The Answer” ..................................... 39
Rudi A. Sh. Middle Class As the Subject of Urban
Culture.................................................................... 44
Churkin M. K. “War for a Girl in an Alpine Village”:
Representations of World War II Childhood
Memories in Autobiographical Text by Monique
Meyer ..................................................................... 50
LINGUISTICS
Vasilyeva O. Yu., Volnykh D. O. Historical and
Linguistic Description of Onomastic Vocabulary
in Russian Language Consciousness (Based
on the Reference Book by S. B. Veselovsky
“Onomasticon”) ...................................................59
The Founder — Federal State-Funded Educational Institution of Higher
Education “Omsk State Pedagogical University”
The mass media registration certificate ПИ № ФС77-66763
of August 8, 2016 issued by Federal Service for Supervision
of Communications, Information Technology and Mass Media
(Roskomnadzor)
Editorial office address:
OSPU, r. 329, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, Omsk Oblast
644099, Russia.
Tel.: +7 (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik.omgpu@yandex.ru
© Omsk State Pedagogical University, 2021
4
Diakova T. A. Colloquial Phraseology in Mikhail
Matusovsky’s Works: Materials for the Dictionary
of the Writer’s Language .....................................64
Eliseeva E. P., Latukhova V. V. Lexical Peculiarity
of Special Communication (Revisiting Functional
and Communicative Aspect of Learning Vocabulary
of the Language for Special Purposes) ................72
Zhigunov A. Yu. “Races in Snow”: Sports
Conceptual Metaphorical Model As an Approach for
Concept-Ideologeme “Arctic” Representation ...... 76
Стр.5
Kolyshkina I. M., Rodionova A. V. Intertextual
Phenomena in D. Rubina’s Novel “The High
Water of the Venetians”: The Essence
and Meaning .......................................................82
Pervukhina V. A. “Important” As Subjective
Modality, Assessment and Illocution (Based
on Scientific and Educational Text) ......................87
Rogozhnikova T. P., Khomenko M. V. The NameList
of the 1701 Census Book of the Tara Region:
Composition, Variability, Statistics ......................94
PEDAGOGICS
Asriev A. Yu. Personal Training for Cadet (Cossack
Cadet) Educational Establishments: Possible
Solutions from the Experience of the Regions .... 103
Duka N. A., Bogdashin A. V. Pedagogical Conditions
for the Formation of Students’ Motivation at
Pedagogical University from the Perspective
of the Interdisciplinary Approach ........................ 108
Dyatlova E. N. Organization of Generalization in
Social and Humanitarian Knowledge Acquisition
(Based on the Materials of Experimental Work) ....113
Ignatova I. B., Legochkina E. N., Goncharova A. V.
Intercultural Communication in the Process
of Teaching the Russian Language ....................... 119
Kosyakova Yu. G. Linguistic Picture of the World As
a Basic Element of the Communicative Component
in Universal Competence ..................................... 124
Mayer R. V. On the Formation of Students’
Information-Cybernetic Thinking at Pedagogical
Universities .......................................................... 130
Navoychik E. Yu., Chernenko E. V. Family As
a Forming Factor of the Social Generation
of “Baby Boomers” in the USSR
in the 50–70s 20th
Chekaleva N. V., Alekseeva T. Yu. Development
of Professional Identity Based on Professional
and Value Orientations of Future Teachers ......... 159
Erstein L. B. Synchronous-Asynchronous
Distance Learning in the Process of Mastering
Information Technologies on the Example
of Microsoft Access .............................................. 163
Information for the Authors .............................169
Century ................................... 136
Odintsova S. A., Saprykina Е. Yu. Reflection As
the Basis of the Primary Pupils’ Learning
Activity ................................................................. 143
Skripnikova E. V., Amirzhanova A. Sh. The Issue
of Creative Individuality Formation of the Teacher
of Fine Arts ........................................................... 149
Fetisova E. Yu., Tolkacheva I. V. Pedagogical
Heritage of N. I. Pirogov in the Perspective of
Medical Students’ Upbringing ............................. 154
5
Стр.6