Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
Омский государственный педагогический
университет
Ministry of Science and Higher Education
of the Russian Federation
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Review
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2018 • № 4 (21)
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific Journal
2018 • № 4 (21)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2018
OSPU Publishing House
2018
Стр.1
СОДЕРжАНИЕ
педагОгическОгО униВерситета.
гуманитарные исследОВания
ОмскОгО гОсударстВеннОгО
ISSN 2309-9380
Вестник
научный журнал
2018. № 4 (21)
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор,
главный редактор
Редколлегия журнала
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
заместитель главного редактора
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент,
заместитель главного редактора
Беренд Н., профессор (Маннгейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск)
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
Лапчик М. П., доктор педагогических наук, профессор
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск)
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, доцент (Москва)
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург)
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
ФИЛОСОФИЯ
Гемпик Е. А., Кустова К. А. Город
в координатах вертикального
и горизонтального общественного
договора .................................................................. 8
Гроздилов С. В. Справедливость как плод
коммуникации между членами первобытного
общества ............................................................13
жуков Ю. Г. Вклад Ч. Дарвина и Г. Спенсера
в становление учения об эволюционной
этике ................................................................... 16
Изотов М. О. Образ классического
психоанализа в современном кино .................20
Кассал Б. Ю. Теротеистический культ
пещерного льва: философско-религиозный
комментарий .....................................................22
Мисюров Н. Н. «Быть иль не быть…»:
дилемма «массового человека» ......................30
Николаева А. Б. Специфика нарративнодискурсивного
поля научной биографии ........32
Попов Д. В. Амбивалентность биополитики
в современном мире .........................................35
Ромащенко А. А., Ромащенко М. А. Онтология
визуального образа и цифровая реальность
современной философской визуализации ......39
Таскаева Е. Б. Феномен понимания
в аспекте языковой деятельности: основные
философские подходы ......................................43
ЯзЫКОзНАНИЕ
Батюшкина М. В. «Норморазъясняющие»
законы как субжанровый тип
законодательных текстов .................................... 48
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-66763
от 8 августа 2016 г.
Подписной индекс 53075
Адрес редакции:
644099, Омск, набережная Тухачевского, 14
Омск: Издательство ОмГПУ, 2018
© Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический
университет», 2018
2
Белая Е. Н. Отображение исторических
реалий и обычаев во французских
эвфемизмах с семантикой смерти ..................... 53
Буренкова С. В. Исследование динамики
немецкого концепта Familie ................................ 56
золтнер О. В. О грамматических свойствах
некоторых неологизмов русского языка
в сфере наименований (имён собственных) .... 59
Козловская Е. В. Функционирование
мифологем испанского языка
в лингвокультурном контексте ........................... 62
Гуманитарные исследования • 2018 • № 4 (21)
Стр.2
Малиева з. Н., Рубаева В. П. Тезаурус терминов,
обозначающих оружие и орудия труда
в осетинском языке.............................................. 65
Малышева А. В. Предлог 在 в современном
китайском языке .................................................. 68
Николенко О. Ю. Номинации кровного
родства в древнерусском языке ......................... 72
Уланов А. В. Формирование милитарной
метафоры в диахронической коммуникации
русского языка XIX – начала XX века .................. 76
Федяева Н. Д., Виданов Е. Ю.,
Литвиненко Ю. Ю. Максимы Грайса
как матрица контрольно-измерительных
материалов по русскому языку .......................... 79
ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРчЕСТВО
Андреева Е. А. «Преставися нужною
смертью во иноплеменницѣхъ»: история
возвышения и гибели Ярослава
Всеволодовича (на материале летописей
и исторических источников XIX века) ...............84
Андрушко Ю. П. Рассказ Т. Уильямса
«Отшельник и его гостья»: опыт
онтологического анализа ..................................87
Брюханова Ю. М., Шевченко С. А.
Самоидентификация поэта в творчестве
В. Маяковского и В. Полозковой ......................91
Поздина И. В. Ситуация порога
в стихотворении в прозе И. Тургенева
«Порог» и рассказе В. Сорокина «Настя» ........95
ПЕДАГОГИКА
Антилогова Л. Н., ждакаева Е. И. Коррекция
деструктивных детско-родительских
отношений .......................................................... 101
Бабикова Т. В. Основные закономерности
развития печатной графики Омска XX века
и художественное образование ....................... 105
зарипова Е. И. Специфика работы
с одарёнными студентами: обзор практик
российских вузов ................................................ 107
Ибрагимова О. Н. Научно-педагогические
школы Западной Сибири: подходы
к исследованию .................................................. 111
Куряева Р. И. Инновации в работе
с английским алфавитом и изучении
отдельных грамматических явлений ............... 114
Гуманитарные исследования • 2018 • № 4 (21)
3
Лаздина Т. И. Реализация интегративноразвивающего
подхода в подготовке
педагогов профессионального обучения ........ 118
Ланщикова Г. А. Методическая
последовательность выполнения натурных
пейзажных зарисовок с учетом специфики
визуального восприятия пространства ............ 121
Медведев Л. Г., Маврин С. А. О проблемах
современного художественно-педагогического
образования ....................................................... 126
Петрова Н. В., Толстых О. М. Подготовка
будущих педагогов к проектированию
и формированию информационной
образовательной среды по английскому
языку.................................................................... 129
Седова Е. С. Изучение произведений малых
жанров в практике преподавания русской
литературы за рубежом (на примере рассказов
И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
и «Легкое дыхание») ......................................... 132
Троцкая Е. С. Соответствие содержания
учебников по курсу «Основы религиозных
культур и светской этики» закономерностям
нравственного развития младшего
школьника ........................................................... 137
Филимонов А. А. Системная
дифференциация проектной деятельности .... 142
четвертных Т. В. Готовность педагогов
к введению формирующего оценивания
в образовательном процессе ........................... 146
чуркин М. К., чуркина Н. И. Организация
научно-исследовательской деятельности
в магистратуре по профилю «Историческое
образование»: реальность и перспективы ..... 150
чухин С. Г. Сущность и критерии
сформированности научно-педагогической
школы .................................................................. 153
Швец Т. П. Методика применения
количественных метрик для оценки качества
письменного военно-технического перевода
в образовательном процессе ........................... 157
Сведения об авторах ......................................161
Информация для авторов ..............................163
Стр.3
COntEntS
ISSN 2309-9380
review of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific Journal
2018. № 4 (21)(21)
21)
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Editor-in-chief
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Deputy Chief Editor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences,
Deputy Chief Editor
Editorial Staff
Berend N., Prof. Dr. (Mannheim, Deutschland)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
Kovtun
N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Kopteva
E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
Kosyakov
G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
Lapchik M. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Назарова T. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Moskow)
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Prof. (Arlington, USA)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg)
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
PHilOSOPHy
Gempik E. A., Kustova K. A. City in the dimension
of the vertical and the Horizontal Social contract .. 8
Grozdilov S. V. Justice as the Outcome
of communication between members
of the Primitive Society .......................................13
Zhukov yu. Ch. Darvin’s and H. Spenser’s
contribution to the Formation of Evolutionary
Ethics Theory ......................................................16
izotov M. O. The Image of classical Psychoanalysis
in modern cinematography .................................20
Kassal B. yu. The cave lion cult in Teratism:
the Philosophical-Religious commentary ............22
Misjurov n. n. “To be, or not to be ...”:
the dilemma of “Mass man” ...............................30
nikolaeva A. B. Specificity of the narrativediscursive
Field of Scientific biography ................32
Popov D. V. Ambivalence of biopolitics
in the modern world ..........................................35
Romashchenko A. A., Romashchenko M. A.
Ontology of the visual Image and digital Reality
of modern Philosophical visualization ................39
taskaeva E. B. The Phenomenon of Understanding
in the Perspective of language activity: The main
Philosophical approaches ....................................43
linGUiStiCS
Batyushkina M. V. “Norm-clarifying” laws as
a Sub-genre Type of legislative Texts .................48
Belaya E. n. Representation of Historic Realia
and customs in French Euphemisms
with the Semantics of death ...............................53
Сertificate of registration ПИ № ФС77-66763
of August 8, 2016
Index 53075
Editorial office address:
OSPU, 14, Tukhachevskogo Embankment,
644099, Omsk
Omsk: OSPU Publishing House, 2018
© Federal State Budget Educational Institution of Higher
Education «Omsk State Pedagogical University», 2018
4
Burenkova S. V. A Study of the dynamics
of the German concept Familie ..........................56
Zoltner O. V. On the Grammatical Properties
of Some Russian neologisms in the Sphere
of nominations (Proper names) ..........................59
Kozlovskaya E. V. Functioning of the Spanish
language mythologemes in the lingua-cultural
context ................................................................ 62
Гуманитарные исследования • 2018 • № 4 (21)
Стр.4
Maliyeva Z. n., Rubayeva V. P. Thesaurus
of Terms designing weapons and Tools
in the Ossetian language ....................................65
Malysheva A. V. Preposition 在 in the modern
Chinese language ................................................68
nikolenko O. yu. Lexical nominations of blood
kinship in the Old Russian language ...................72
Ulanov A. V. Formation of military metaphors
in diachronic communication of the Russian
language in the 19th
– Early 20th
centuries .........76
Fedyaeva n. D., Vidanov E. yu., litvinenko
yu. yu. Grice’s maxims as a matrix of control
and assessment materials in Teaching Russian ...79
litERAtURE. litERAtURE StUDiES. FOlKlORE
Andreeva E. A. �Came to a Tragic end from
Foreigners�: The Story of Triumph and death of
Yaroslav Vsevolodovich (On the basis of chronicles
and Historical Sources of the 19th
lazdina t. i. Implementation of the Integrativedevelopmental
approach in Education
of vocational Training Teachers ........................118
lanshchikova G. A. Methodical Sequence of
drawing a natural landscape Taking into account
the Specificity of the visual Perception
of Space .............................................................121
Medvedev l. G., Mavrin S. A. On the Problems
of contemporary art-Pedagogical Education ....126
Petrova n. V., tolstykh O. M. Training Future
Teachers to design and develop English
E-learning Environment .....................................129
Sedova E. S. Short Stories Studying in the Practice
of Teaching Russian literature abroad
(On the Example of the Stories “The Gentleman
from San Francisco” and “Light Breathing”
by Ivan Bunin) ....................................................132
century) ............84
Andrusko y. P. “A Recluse and His Guest”
by T. Williams: an attempt at an Ontological
analysis ................................................................ 87
Bryukhanova yu. M., Shevchenko S. A.
The Self-Identity of the Poet in the works
by V. Mayakovsky and V. Polozkova .....................91
Pozdina i. V. The Situation of “Threshold”
in the Prose Poem “Threshold” by I. Turgenev
and the Story “Nastya” by V. Sorokin .................95
PEDAGOGiCS
Antilogova l. n., Zhdakaeva E. i. Correction
of destructive Parent-child Relations ................101
Babikova t. V. Basic Patterns
in the development of Printed Graphics in Omsk
of the 20th
century and art Education ...............105
Zaripova E. i. Specificity of Teaching Gifted
Students: Review of Practice of Russian
Universities ........................................................107
ibragimova O. n. Scientific-Pedagogical Schools
of Western Siberia: Research approaches ........111
Kuryaeva R. i. Innovations in the work with
the English alphabet and in learning Particular
Grammar Rules ..................................................114
Гуманитарные исследования • 2018 • № 4 (21)
5
trotskaya E. S. Suitability of Textbooks
for the School Subject “Fundamentals of Religious
cultures and Secular Ethics” to the Patterns
of moral development in Primary School
children .............................................................137
Filimonov A. A. System differentiation
of Project activity ..............................................142
Chetvertnykh t. V. Teachers’ Readiness for
Using the Forming assessment
in the Educational Process .................................146
Churkin M. K., Churkina n. i. Organization
of Scientific Research activities of Masters
of “Historical Education”: Reality and Prospects....150
Chukhin S.G. The content and criteria for
Formation of the Scientific-Pedagogical
School ................................................................153
Shvets t. P. The quantitative metrics
Technique for assessment of the Written
military-Technical Translation quality
in the Educational Process .................................157
information About the Authors ........................161
information for the Authors .............................163
Стр.5