СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА
Богайчук Марина Николаевна
КОНЦЕРТ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ С ОРКЕСТРОМ ОР. 16 Т. ХРЕННИКОВА
В КОНТЕКСТЕ ТИПОЛОГИИ ЖАНРА .................................................................................................................................. 6
Болдырева Ольга Петровна
КОМПОЗИТОР Б. АСАФЬЕВ И ДРАМАТУРГ Н.Д. ВОЛКОВ:
ХИТРОСПЛЕТЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СОДРУЖЕСТВА ............................................................................................... 12
Волчков Михаил Владимирович
СПЕЦИФИКА БАЯННО-АККОРДЕОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА
В УСЛОВИЯХ ШОУ-БИЗНЕСА ............................................................................................................................................... 22
Руцинская Ирина Ильинична
«ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ ХУДОЖНИК А. ГЕРАСИМОВ СВОЕЙ КАРТИНОЙ?»:
К ВОПРОСУ О РЕЦЕПЦИИ ПЕЙЗАЖА В СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ 1920–1930-х гг. ................................... 32
Степанова Наталья Викторовна
ОСОБЕННОСТИ РОМАНСОВОЙ ЛИРИКИ Н.К. МЕТНЕРА ....................................................................................... 39
Трифонова Галина Семеновна
ИЗ ИСТОРИИ ИСКУССТВА ЧЕЛЯБИНСКА.
1. 1940 ГОД. НИКОЛАЙ РУСАКОВ – «О ПРЕВРАЩЕНИИ СОЦРЕАЛИЗМА В ЖУПЕЛ» ........................... 45
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Воеводин Алексей Петрович
К МЕТОДОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ И ТЕОРЕТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ......................................................................................................................... 53
Галимова Наиля Вагизовна
ЭКСЛИБРИС – ИНФОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ .......................................................... 62
Тюрина Лариса Александровна
Чеботарёв Сергей Алексеевич
МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЛОНЫ ПРОВИНЦИИ: ПРАВОПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ..................................................................................... 66
Уланович Оксана Ивановна
Карпушенко Юлия Игоревна
ПОСТМОДЕРНИЗМ: ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО
МИРОМОДЕЛИРОВАНИЯ ...................................................................................................................................................... 71
Хамидова Марфуа Азизовна
МЕТОД, МЕТОДОЛОГИЯ: ПОНЯТИЯ, СВОЙСТВА, СВЯЗИ, ОБЪЕКТЫ ............................................................. 79
РАЗДЕЛ 3. КОНКУРСЫ. ФЕСТИВАЛИ. ПРОЕКТЫ
Ивлев Никита Николаевич
К 75-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.
Итоги работы студенческой научно-исследовательской лаборатории Южно-Уральского
государственного института искусств им П.И. Чайковского «Великая Отечественная
война – подвиг и жертвенность» в 2020–2021 гг. .................................................................................................. 82
Круглый стол
«ТВОРЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ» ............................................................................................................................. 91
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ........................................................................................................................................................ 97
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЬИ И НАПРАВЛЕНИЮ В РЕДАКЦИЮ ............................................. 99
4
Стр.4
CONTENTS
SECTION 1. ART AND ARTISTIC EDUCATION: THEORY, HISTORY, PRACTICE
Marina Bogaychuk
CONCERTO FOR CELLO AND ORCHESTRA, OP. 16 BY T. KHRENNIKOV
IN THE CONTEXT OF THE GENRE TYPOLOGY ................................................................................................................... 6
Olga Boldyreva
COMPOSER B. ASAFIEV AND PLAYWRIGHT N.D. VOLKOV:
THE INTRICACIES OF THE CREATIVE COMMUNITY ................................................................................................... 12
Mikhail Volchkov
THE SPECIFICS OF THE BAYAN-ACCORDION PERFORMING ART
IN THE CONDITIONS OF SHOW BUSINESS ...................................................................................................................... 22
Irina Rutsinskaya
«WHAT THE ARTIST A. GERASIMOV WANTED TO SAY WITH HIS PAINTING?»:
THE INTERPRETATION OF LANDSCAPE IN THE SOVIET CULTURE OF THE 1920–1930s ......................... 32
Natalia Stepanova
FEATURES OF N.K. MEDTNER'S ROMANTIC LYRICS ................................................................................................... 39
Galina Trifonova
OF THE HISTORIE ART IN CHELYABINSK
1. 1940. NIKOLAY RUSAKOV – «ABOUT THE TRANSFORMATION OF SOCIALIST REALISM
INTO A BUGBEAR» ...................................................................................................................................................................... 45
SECTION 2. METHODOLOGY, PHILOSOPHY AND HISTORY OF CULTURE
Alexey Voevodin
ON THE METHODOLOGY OF PERCEPTION AND THEORETICAL AND AESTHETIC ANALYSIS
OF A WORK OF ART ................................................................................................................................................................... 53
Nailya Galimova
EXLIBRIS – INFORMATIVE SYSTEM OF BOOK CULTURE .......................................................................................... 62
Larisa Tyurina
Sergey Chebotarev
MUSIC SALONS OF THE PROVINCE: SUCCESSION OF CREATIVE ASSOCIATIONS
OF THE TAMBOV REGION ....................................................................................................................................................... 66
Oksana Ulanovich
Julia Karpushenko
POSTMODERNISM: FORMS OF SOCIAL REFLECTION AND ARTISTIC MODELING
OF THE WORLD ........................................................................................................................................................................... 71
Marfua Khamidova
METHOD, METHODOLOGY CONCEPTS, PROPERTIES, RELATIONSHIPS, OBJECTS ........................................ 79
SECTION 3. CONTESTS. FESTIVALS. CONTESTS
Nikita Ivlev
TO THE 75th ANNIVERSARY OF THE GREAT VICTORY.
Results of the work of the student research Laboratory of the Tchaikovsky South Ural State
Institute of Arts «The Great Patriotic War – feat and sacrifice» in 2020–2021 ................................................ 82
Round Table Meetiting
CREATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
AS AN ELEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF A TEACHER ................................................................................. 91
5
Стр.5
РАЗДЕЛ 1
И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА
ИСКУССТВО
Для цитирования: Богайчук, М.Н. Концерт для виолончели с оркестром ор. 16
Т. Хренникова в контексте типологии жанра / М.Н. Богайчук. – Текст : непосредственный // Искусствознание:
теория, история, практика. – 2022. – № 1 (33). – С. 6–11. – Библиогр.: с. 11
(4 назв.).
УДК 78.082.4
ГОУК ЛНР «Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского»,
обучающийся по направлению подготовки 53.03.06 Музыкознание
и музыкально-прикладное искусство
E-mail: marina.bogaychuk4512@mail.ru
Богайчук Марина Николаевна,
Луганская Народная Республика, г. Луганск
Научный руководитель:
профессор, Заслуженный деятель искусств Украины, член Союза композиторов Украины;
Михалева Евгения Яковлевна,
ГОУК ЛНР «Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского»,
заведующий кафедрой теории и истории музыки
E-mail: eugenia1943@mail.ru
Луганская Народная Республика, г. Луганск
КОНЦЕРТ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ С ОРКЕСТРОМ ОР. 16 Т. ХРЕННИКОВА
В КОНТЕКСТЕ ТИПОЛОГИИ ЖАНРА
Аннотация. В статье рассматривается Концерт для виолончели с оркестром ор. 16
Т. Хренникова в ракурсе эволюции жанровой модели. Автор определяет черты инновационного
подхода к инварианту, отмечая названия частей с определением их жанровой составляющей,
нарушение темповых соотношений в цикле, уход от состязательности солиста с оркестром.
Ключевые слова: жанр; концерт; кульминация; оркестр; виолончель.
Lugansk State Academy of Culture and Arts named after M. Matusovsky,
Marina Bogaychuk,
a student in the Direction of Training 53.03.06 Musicology and Music and Applied Arts
E-mail: marina.bogaychuk4512@mail.ru
Luhansk People's Republic, Lugansk
Scientific supervisor:
Evgeniya Mikhaleva,
Professor, Honored Artist of Ukraine, Member of the Union of Composers of Ukraine;
Lugansk State Academy of Culture and Arts named after M. Matusovsky,
Head of the Department of Theory and History of Music
E-mail: eugenia1943@mail.ru
Luhansk People's Republic, Lugansk
CONCERTO FOR CELLO AND ORCHESTRA, OP. 16 BY T. KHRENNIKOV
IN THE CONTEXT OF THE GENRE TYPOLOGY
Annotation. The article considers T. Khrennikov's Cello Concerto op. 16 from the perspective of the
evolution of the genre model. The author defines the features of an innovative approach to the invariant,
noting the names of the parts with the definition of their genre component, the violation of the tempo ratios
in the cycle, the avoidance of the competition between the soloist and the orchestra.
6
Стр.6