388
Ст. 87.
наконецъ, отъ пренебрешенія какою-либо предосторожностію, вошедшею въ обычай между
морякаыи, или вызываемою какими-дибо особенными обстоятельствами.
б) Неим ніе надлежащаго количества баласта. Частные пароходы,
отправляющіеся не съ грузомъ, а съ пассажирами, должны непрем нно им ть надлежащее
количество баласта, въ предохраненіе судна отъ валкости, а пассажировъ
отъ опасности и страха, въ случа внезапнаго шквала или кр пкаго в тра (Уст.
Пут. Сообщ. ст. 262). Но законъ умалчиваетъ о томъ: какое количество баласта
должно почптаться надлежащимъ. Само собою разум ется, что подъ настоящее
же запрещеніе должеиъ быть подводимъ и случай совершеннаго отсутствія
баласта на пароход .
в) Иевыставлеіііе огневыхъ знаковъ. Проступокъ должеыъ заключаться
въ невыставленіи въ ыочное время установленныхъ огневыхъ знаковъ, надлежаще
расположенныхъ. Д яніе будетъ равнымъ образомъ преетупно ежели будутъ выставлены
неустановленные знаки, или хотя и установленные, но расположенные не
надлежащимъ образомъ. Подъ ночнымъ временемъ сл дуетъ разум ть время
отъ захода солнца до его восхода. Правила относительно огней изложены въ Т XI.
Уст. Торг. ст. 1098 ирил. Отд. П, п. 2, 3 4 и 7.
ІІРАВИЛА ОХПОСИТЕЛЬНО ОГПЕЙ.
0 г н и.
2) Во всякую погоду, отъ захояденія до воохожденія солнца, сл дуетъ им ть на
судахъ только т именно огни, о коихъ говорится въ нитесл дующихъ статьяхъ.
0 ін и д л я nap,
овыхъсудовъ.
3) Морскія паровыя суда на ходу обязаны им ть:
a) Sa форъ-марс
, яркій б лый огонь, который долженъ осв щать ровнымъ,
пепрерывнымъ св томъ дугу горизонта въ 20 румбовъ компаса, т. е по 10 румбовъ по
каждую сторону судна, ииснно: отъ носа до двухъ румбовъ позади траверса оъ каядой
стороны. Огонь этотъ должеиъ быть виденъ въ темную ночь, при чистой атмосФер , на
разстояніи, по крайней м р , пяти мидь.
b) Ша правой
стороп , зеленый нгонь, который додженъ осв щать ровнымъ,
непрерывнымъ св томъ дугу горизонта въ 10 румбовъ кошпаса, а именно: отъ носа до
двухъ румбовъ позади траверса съ правой стороны. Огоиь этотъ должекъ быть виденъ
въ темиую ночь, при чистой атмосфер , на разстояніи по крайней м р двухъ миль.
с). іі а л вой сторои , красный огонь, пом щенный такимъ образомъ, чтобы
оов щалъ ровнымъ, непрерывньшъ св томъ дугу горизоита въ 10 рушбовъ компаса, a
именво: отъ носа до двухъ рушбовъ, позади траверса съ л вой стороны. Огонь этотъ
додшенъ быть виденъ въ тешную ночь, при чистой атмосФер , на разстояніи, по крайней
и р , двухъ шндь.
С
УДН
(1) Боковые зеленые и красыые оонари должны им ть, на оторон , обращенной къ
У, щиты, выдающіеоя, по крайней м р , на три фута впередъ огней для того
чтобы, огонь одной стороны не могъ быть виденъ съ другой.
Огпи д.ія буксирныхъ
пароходовъ.
4) Паровыя суда, идущія съ буксираыи, для отдичія отъ паровыхъ судовъ воцбще,
должны им ть, нъ добавокъ къ боковкшъ огнямъ, два яркихъ, б дыхъ ыарсовыхъ огыя
Стр.1
Ст. 87.
Огни для судовъ стоящихъ на якор .
7) Вс суда, какъ паровыя, такъ и парусныя, стоя на якор , на рейдахъ илп *apватерахъ,
обязаны, отъ захожденія до восхожденія соднца, выставлять, въ томъ м ст ,
гд удобн е можетъ быть усмотр нъ, но на высот не бол е 20 фут. надъ корпусомъ
судна, б лыіі огонь въ шарообрэзномъ 8-ии дюйиоваго діаметра Фонар , устроенномъ
такимъ образомъ, чтобъ огонъ осв щалъ яснымъ, однообразнымъ и непрерывающимся
св томъ весь горизонтъ, на разстояніи, по крайнсй м р , одиой мили.
Мы вид ли, что записка говоритъ только объ огневыхъ знакахъ, но кром
ихъ существуютъ еще знаки на случай тумана (црил. къ ст. І098. Отд. Ш,
п. 10), нарушеніе постановленій о которыхъ хотя и не было предусмотр но Уст.
Пут. Сообщ., но предусматривалось ст. 1578 Ул. 1857 г. зам ненною 89 ст.
Уст. о Наказ. Посему мы полагаемъ, что, за сохраненіемъ этнхъ запрещеній въ
ст. 1098 Уст. Торг., нарушеиіе ихъ должно быть подводимо подъ 87 ст.
ПРАВИЛА 0 ТУМАППЫХЪ СИГПАЛАХЪ.
Туманные
еигналы.
10) Во время тумана, днемъ и ночыо, описанные ниже туыанные сигналы должны
быть употребляемы, по крайней м р , чрезъ каждыя пять минутъ, а именно:
а) Паровыя суда, на ходу, должны употреблять паровой свистокъ, пом щаемый
впереди дымовой трубы, на высотв нс ыен е 8 оутъ отъ палубы.
с) На паровыхъ и парусныхъ судахъ, стоящихъ ва якор , сл дуетъ звонить въ
колокодъ.
Сверхъ вышеизложеиныхъ постановленій, существуютъ еще н которыя постановленіа
для буксирнаго пароходства.
ПОСТАНОВДЕНІЯ 0 БУКСИРПЫХЪ ПАРОХОДАХЪ2)
Пароходы ни въ какомъ случа не должны ст снять судоходства, оставляя судопромышленникамъ
и судохозяевамъ полвую свободу ходить по р камъ, какъ они вайдутъ
для себя выгоднымъ, т. е. бечевою или тягою, посредствомъ лп пароходовъ или иными
способами; 3) Пароходы на ыеляхъ, перекатахъ и въ узкихъ м отахъ Фарватеровъ
не доджны останавливать хода судовъ и при обгон ихъ не должны причинять имъ
повреждеиій; 4) Пароходы на пристаняхъ и въ м стахъ сбора судовъ должны ваходиться
отъ нихъ въ отдаленіи 'и въ ряды ихъ отнюдь не входить, а останавливаться по
указанію ЧИНОВНИЕОВЪ судоходной полиціи, дабы не подвергать сихъ судовъ ст снеиіямъ
и пожарнымъ случаямъ (Ует. Пут. Сооб. ст. 266, п. 3—4). Нарушеніе п. 4, какъ не
подходящаго подъ 87 ст., должно, впрочемъ, наказываться по ст. 29 Уст. о Наказ.
2. Взятіе на пароходъ бол е оиред леннаго закоиомъ баласта или
числа пассаж ировъ, равно ускореніе хода свыше тоіі степени быстроты,
которую можію дать пароходу безъ опасвости и вреда.
I Ч. XII Т. Св. Зак. Уст. Пут. Сообщ. ст. 262, п. 1, 3 и 7 прил.
къ ст. 267. J)
*) Управляющій пароходомъ, за ускореиіе хода онаго свыше той стспени быстроты,
которую можно дать ему безъ опасности и вреда а равно и за взятіе ва пароходъ бол е
опред леннаго закономъ колпчества баласта или числа пассажировъ... (1577 Ул. 1857 г.)
389
вертикально одинъ надъ другимъ. Эти посд дніе огни долшны быть такого же точно
устройства, какъ и т , которые обязаны им ть на марс другія паровыя суда.
Стр.2
390
Ст. 87.
Подъ 2 ст. запиеки подведены иарушенія праізилъ о плаваиіи частныхъ
иассажкрскихъ пароходовъ, содержащихъ сообіценіа какъ въ С.-Петербург ,
такъ и между С.-Петербургомъ и окрествостями его по Нев , Ладожскому
озеру и Финскону заливу до Кроиштадта (Уст. Пут. Сообщ.
ст. 267 пріш ч.). Д яніе должно заключаться во взятіи на пароходъ пассажировъ
или баласта въ колнчеств свыше опред леннаго или же въ ускореніи хода
иарохода свыше той степенп быстрпты, которую можно дахь ему безъ опасиости
и вреда.
Правила о плаваніи пароходовъ въ означенныхъ выше м стностяхъ изложеиы въ
прйложеніи къ 2G7 ст. У. П. С. и заключаютсн въ сл дующемъ:
1) Наибодьшее чиоло пассажировъ для каждаго изъ частныхъ пасоажирскихъ пароходовъ,
содержащихъ оообщенія въ С.-Петербург и между С.-ІІетербургоыъ и окрестностями
его по Нев , Ладожскому озеру и ФинсЕОму заливу до Кронштадта, въ одинъ рейоъ
опред ляется соотв тственно проотранству свободныхъ чаотей верхней палубы парохода,
подагая для болыпихъ пароходовъ, совершающихъ бол е или мен е дальнее плаваніе,
по 6-ти квадратныхъ Футовъ на каждаго пассажира, для легкихъ же пароходовъ, рейсы
коихъ продолжаются ие бол е подучаса, по 5-ти квадратныхъ футовъ на челов ка
(прил. къ ст. 267, п. 1).
2) Изм реніе свободныхъ частей палубы парохода и опред леніе, соотв тственно
ііространству оныхъ, наибольшаго числа пассажировъ производится оообою Коммисіею,
учрежденною по распоряженііо С.-Петербургокаго Губернатора (ст. 267 п. 2). — По опред
леніи^наиболыпаго числа пассажировъ, Еоммисія выдаетъ влад льцу парохода свид -
тельотво на гербовой бумаг въ рубль, съ означеніемъ въ оной названія парохода, врелени
постройки онаго и общаго числа пассажировъ, или же, если пароходъ им етъ м ета
различныхъ классовъ, то числа пассажировъ каждаго класса, ' бод е котораго нароходъ
не долженъ принишать въ одпнъ рейсъ. За принятіе пассажировъ бол е определ ннаго
чиола, влад лецъ парохода подвергается взысканію по ст. 1577 Уложенія (ст. 267 п. 3).
3) Пароходамъ, им ющимъ грузовые трюшы, воспрещается поы щать товариый грузъ
на палуб , дабы не ст снять симъ грузомъ пассажировъ, и дозволяется укладывать на
ней только вещи, пассажирамъ принаддежащія й къ ообствсиному ихъ употребленію сдужащія.
На пароходахъ же, не им юшихъ такихъ трюыовъ, товарный грузъ дозволяется
пом щать на надуб , но ве иначе, какъ съ уыеньшеніеыъ числа пассажировъ, соотв тственно
проотранству, занятоыу товаромъ, считая, какъ постановлено въ 1 ст., по 6-ти
или же по 5-ти квадр. оут. на челов ка (ст. 267 п. 7).
4) Во вс хъ неуказанныхъ зд сь случаяхъ нарушенія общеустановденныхъ ддя пароходовъ
правилъ поотупается по сущептвуіощимъ законамъ (ст. 267 п. 9).
Иаказаніе. Наказаиіс за иарушеніе предписаниыхъ для плаванія пароходовъ
прамнлъ заключается въ арест пе свыше одного м сяца или штраФ
не свыше ста рублей.
Стр.3
•
ГЛАВА СЕДЫІІАЯ.
0 нарушеніяхъ 7става Пожарнаго
(ст. 88—98).
Подъ именемъ варушеыій Устава Пожарнаго не сл дуетъ разум ть зажигательство
ііли поджогъ въ собственномъ смысл . Подъ именемъ зажигатедьства
въ собственнояъ смысл закоиъ разум етъ истребленіе пмущества посредствомъ
умышленнаго поджога. Умышленный же поджогъ в дается не Мировыми
Судьями, а общими судебными м стами. На этомъ основаніи изъ в домства мировыхъ
Установленш изъяты: а) Умышленный поджогъ обптаемаго зданія или
рудниковъ (Ул. ст. 1606—1608); б) Умышленный поджогъ нежилаго строенія
(Ул. ст. 1609); в) Умышленеыи поджогъ собственнаго застрахованнаго имущества
(Ул. ст. 1612); г) Уиышленный поджогъ чужаго л са (Ул, ст. 1613);
д) Умышлениое истребленіе огнемъ чужаго хл ба на корн , или въ снопахъ или
скирдахъ, въ пол или гумн , овин или иномъ необитаемомъ строеніи, а равно
и Фруктовыхі) садовъ, хмельниковъ и с нокосовъ, или уже скошеннаго с на, или
складовъ дровъ, и поджогъ торфовыхъ земель (Ул. ст. 1614); е) Умышленное,
по злоб
или мщенію, истребленіе огнемъ всякаго другаго имущества (Ул.
ст. 1615).
Изъ сказаннаго сл дуетъ, что в домству Мировыхъ Судей подлежатъ не поджоги,
а собственно говоря uo/кары, т. е. такого рода воспламененія, которыя
являются сл дствіемъ лишь простой неосторожности или неосмотрительности,
им ющей евоимъ основаніемъ несоблюденіе предписанныхъ Уставомъ Пожарньшъ
правилъ, постановленныхъ въ отвращеніе пожаровъ: «Въ отвращеніе пожаровъ,
предписывается вс мъ и каждому съ огнемъ всегда и везд обращаться съ
крайвею осторожностію, непосредственное за симъ наблюденіе принадлежитъ къ
обязанностяыъ хозяевъ домовъ» (У. П. ст. 27). Посему: 1) Коль скоро пожаръ
произошелъ не отъ неосторожности, а случайно. то д яніе теряетъ харак
Стр.4
392
теръ преступности и не можетъ быть обложено наказаніемъ. «Кто произведетъ
пожаръ нечаянно, тотъ не подлежитъ никакой отв тств нности. Кто причинитъ
пожаръ хотя и безъ нам ренія, но всл дствіе нарушенія предписанныхъ закономъ
правилъ осторожности, тотъ долженъ вознаградить убытокъ влад льцу сгор вшей
собственеости и сверхъ того подвергается наказанію» (У. П. ст. 135); 2) Совершенно
особенные случаи составляютъ нарушенія правилъ Устава Пожарнаго
при самой постройк зданій. Случаи эти предусматриваются не настоящею главою,
а главою предшествовавшею и должны наказываться по 66 ст. Уст. о Нак.,
какъ нарушенія Устава Строительнаго: «Всякое строеніе, какъ въ городахъ, такъ
и въ селеніяхъ, какъ казенное, такъ общественное и частное, должно быть выстроено
и содержимо съ соблюденіемъ вс хъ предосторожностей, для каждаго изъ
оныхъ отъ пожарныхъ случаевъ въ Строительномъ Устав постановленныхъ (У. П.
ст. 28). Если пожаръ случится отъ оплошности или небреженія строившаго
зданіе архитектора, то виновный архитекторъ подвергается взысканію на основаніи
правилъ, въ Строительномъ Устав постановленныхъи (У. П. ст. 136).
Д яніе должно заключаться или просто въ несоблюденіи правилъ Устава
Пожарнаго, или же въ произшедшемъ отъ таковаго несоблюденія пожар . Отсюда:
наличноеть пожара только подвергаетъ виновнаго бол е сильному наказанію, ш>
отнюдь не избавляетъ его отъ взысканіа за самое нарушеніе Пожарнаго Устава.
Правила, въ предосторожность отъ пожаровъ, изложены въ Устав По—
жарномъ, пом щенномъ въ Т. XII Ч. I. Что же касается до отд льныхъ ви—
довъ проступковъ или нарушеній Пожапнаго Устава, то они сводятся Уставомъ о
Наказаніяхъ къ нижесл дующнмъ:
I. Наруш нія Устава Пожарнаго при устройств дымовыхъ трубъ, каминовъ,
печей, а равво и при чистк дымовыхъ трубъ (ст. 88—89);
II. Нарушенія Устава Пожареаго при выд лываніи или складываніи удобовоспламеняющихся
веществъ, при продаж Фейерверковъ и еожигаиіи иллюминацій
(ст. 90);
III. Неоеторожное обращеніе еъ огнемъ въ жилыхъ м стахъ, куреніе табаку
на с новалахъ, чердакахъ и т. п., неим ніе сосудовъ съ водою или огнегаеительныхъ
снарядовъ (ст. 91);
IV. Куреніе табаку на улицахъ и площадяхъ (ст. 92);
V. Ыарушенія Устава Пожарнаго судами или плотами (ст. 93, 94);
VL Нарушеніе правилъ предосторожности отъ огня вн жилыхъ м стъ (ст. 95);
Къ этимъ проступкамъ Уставъ о Ыаказаніяхъ, въ видахъ усп шности тутенія
пожара, пріурочиваетъ еще сл дующіе:
"VII. Неявка на пожаръ и самовольное оставленіе м ста пожара (ст. 96);
YIII. Необъявленіе о случившемся пожар полиціи (ст. 97).
Особо отъ вышеизложенныхъ д яній стоитъ:
IX. Произведеніе пожара черезъ нарушеніе предписанныхъ Уставомъ Пожарвымъ
правилъ (ст. 98).
Разсмотримъ каждое изъ этихъ законопротивныхъ д яній порознь.
Стр.5