Луначарский А. Верлен // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.
Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 174--177.
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-1741.htm
ВЕРЛЕН Поль [Paul Verlaine, 1844--1896] -- французский поэт. Творчество В. относится к эпохе
глубокого упадка моральных сил буржуазии, особенно ярко отразившегося на психологии как-раз тех
мелко-буржуазных кругов, из которых выдвигались чаще всего художники и поэты, в том числе и
Верлен. Его первые произведения относятся к 1865 году. Они почти совпадают со смертью Бодлера,
имевшего огромное влияние на Верлена.
Верлен начинает как "парнасец", то есть он пишет стихотворения, которые не преследуют
никакой общественной или философской цели, представляя собою как бы великолепные
художественные безделки; тем самым, что являются безделками, они, по мнению адептов "Парнаса", и
свидетельствуют о своей принадлежности к высокому искусству.
Разложение французского буржуазного общества значительно усилилось после того, как режим
Наполеона III с властью биржи, оголенного разврата, непомерной роскоши и столь же непомерного
шпионства с размаху ударился о внешнего врага и разбился на куски, оставив после себя довольно
хаотическое общество с борьбою монархистов и республиканцев, с величественной, но страшной
трагедией Коммуны, с углубляемым безверием в будущее, и т. п. В дальнейшей истории Франции
буржуазная Третья республика, ее морально подозрительные дельцы, ее многочисленные финансовые и
политические панамы, развитие спекуляции, а рядом с этим бедность пролетариата, количественный
рост его за счет толкаемых во все большую нищету мелкобуржуазных ремесленников, а также
интеллигенции, -- все это создавало довольно мрачную картину. Разочарование росло. Немало было тех,
кто бежал совсем от общественной и политической жизни в область чистой науки и чистого искусства, а
кто этого не мог -- в область хоть сколько-нибудь благоустроенного и спокойного житья-бытья.
Последнее было наименее возможно для В. По природе своей, вероятно наследственно, В. был
человеком шаткого, подвижного характера. Преследовать какую-либо заранее намеченную цель он был
неспособен. Серьезно противостоять всякого рода соблазнам было не в его силах. Найти опору в
общественности он не мог. В. оказался выбитым из колеи, попал в ряды непутевой кафе-богемы и до
конца жизни так и не смог из нее выбраться. Его семейная жизнь сложилась крайне неудачно. Этому
способствовала еще и половая ненормальность. Встреча и дружба с ярко выраженной, но глубоко
порочной натурой, молодым поэтом Рембо, только еще больше углубила беспорядочность всего
существа В. Разбитый алкоголем, развратом, неуравновешенный человек, переходивший от оргий и
бурных приступов веселья к чрезвычайному унынию и покаянию, метавшийся между сатанизмом и
католицизмом, Верлен находил единственное утешение в своем необыкновенно тонком поэтическом
даре, который умел самым совершенным образом передавать все настроения этой богатой нюансами
талантливой натуры.
В отношении содержания нет большой разницы между поэзией В. и его предшественника
Бодлера. Так как В. написал гораздо больше произведений, чем Бодлер (полное собрание его сочинений
обнимает 20 тт.), то конечно все является здесь в количественно развитом виде. Едва заметное например
у Бодлера обращение к католичеству, у Верлена -- целая полоса жизни и порождает, кстати сказать,
наименее удачные его произведения. Но в общем сходство содержания значительное. В. так же боится
жизни, как и Бодлер, она так же представляется ему преисполненной соблазнов и боли. Каждое
наслаждение кажется ему приманкой у какой-то западни. От этого тяжелого настроения он пытается
освободиться полетами в область чистой фантазии.
Зато в отношении формы В. резко отличается от Бодлера. Для Бодлера поэзия прежде всего
искусство слова во всей полновесности его выразительности. В. же в своем стихотворении "L'Art
poêtique" объявляет бешеную войну красноречию и требует "музыки" прежде всего, осуждает всякую
определенность в поэзии, призывает к тончайшему сочетанию нюансов. Действительно, Верлен прежде
всего музыкант. Кажется почти странным, что он был не даровитым композитором, а поэтом.
Необыкновенная сложность и разветвленность его переживаний, при крайней их неопределенности,
гораздо легче могла поддаваться бессловесному тональному искусству. Но именно поэтому В. относился
и к поэзии как к искусству прежде всего тональному. Слово он ценил по его звучанию. Тончайшие
переливы звучания ритмического и фонетического характера -- вот, так сказать, душа стихотворений В.
Характерна любовь В. к напевным свободным метрам, к так наз. "облегченному александрийскому
стиху", к короткой строчке с переносами (enjambements), дерзко нарушающими "неразрушимые"
синтаксические единства (Pareil а la Feuille morte). Чисто музыкальный характер его поэзии выявляется и
в мастерской технике повторов, когда слово, стих или целая строфа, как музыкальная фигура, проходят
через все стихотворение. Конечно слова все-таки что-то значат, но не важно, если значение их не дает
Стр.1