Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645832)
Контекстум

Сверхскульптор и сверхпоэт

0   0
Первый авторЛуначарский Анатолий Васильевич
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID7647
Кому рекомендованоКритика
Луначарский, А.В. Сверхскульптор и сверхпоэт : Статья / А.В. Луначарский .— : [Б.и.], 1913 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/7647 (дата обращения: 19.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. В. Луначарский Сверхскульптор и сверхпоэт Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX -- начала XX века. <...> } Острое, как язык пламени, желтое знамя весело развевается над выставочным зданием на улице BoЙtie. <...> В окрестностях развешаны большие желтые афиши с изображением чего-то, напоминающего как будто человека, страдающего так называемой слоновой болезнью. <...> Все это говорит вам о выставке произведений "знаменитого" скульптора-футуриста Боччони, устроенной отцом всех футуризмов -- скульптурного, живописного, музыкального и поэтического -неутомимым и неукротимым синьором Маринетти. <...> В широковещательном предисловии к каталогу и сопровождающем его манифесте скульпторовфутуристов сказано, что Боччони хочет обновить погрязшую в подражании устарелым образцам скульптуру путем целого ряда самых головокружительных новостей. <...> Все, кого профаны склонны были считать новаторами,-- Менье и Роден, Россо и Бурдель,-посыпаются солью и перцем и отметаются. <...> Отныне скульптура будет одновременно употреблять все материалы: гипс и ткани, дерево, железо, стекло и человеческие волосы. <...> Отныне она не только будет стремиться изобразить предметы в движении, но даже само движение в его художественном овеществлении. <...> Практически все эти прекрасные обещания приводят к скульптуре, над которой можно смеяться, а можно, пожалуй, и плакать, потому что здесь все-таки чувствуется тень какой-то мысли, какая-то работа, устремленная в том направлении, в котором старалась идти вся "динамическая" скульптура последних лет. <...> С наивностью на безобразия кубизма, с его единовременным изображением вещей с разных фасов в одной плоскости (и для чего это в скульптуре?) нагромождены новые безобразия: на плечах у суммарно намеченных фигур вы видите раму со стеклом, дворы, стены, здания в хаотическом смешении, свет в виде потоков, словно из разбитых яиц. <...> Наконец, изображение движения сводится к материализации нескольких последовательных <...>
Сверхскульптор_и_сверхпоэт.pdf
А. В. Луначарский Сверхскульптор и сверхпоэт Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX -- начала XX века. М., "Художественная литература", 1977 OCR Бычков М. Н. {* Впервые опубликовано в газете "День", 1913, No 201.} Острое, как язык пламени, желтое знамя весело развевается над выставочным зданием на улице BoЙtie. В окрестностях развешаны большие желтые афиши с изображением чего-то, напоминающего как будто человека, страдающего так называемой слоновой болезнью. Все это говорит вам о выставке произведений "знаменитого" скульптора-футуриста Боччони, устроенной отцом всех футуризмов -- скульптурного, живописного, музыкального и поэтического -неутомимым и неукротимым синьором Маринетти. В широковещательном предисловии к каталогу и сопровождающем его манифесте скульпторовфутуристов сказано, что Боччони хочет обновить погрязшую в подражании устарелым образцам скульптуру путем целого ряда самых головокружительных новостей. Все, кого профаны склонны были считать новаторами,-- Менье и Роден, Россо и Бурдель,-посыпаются солью и перцем и отметаются. Отныне скульптура будет одновременно употреблять все материалы: гипс и ткани, дерево, железо, стекло и человеческие волосы. Отныне она не только будет стремиться изобразить предметы в движении, но даже само движение в его художественном овеществлении. Практически все эти прекрасные обещания приводят к скульптуре, над которой можно смеяться, а можно, пожалуй, и плакать, потому что здесь все-таки чувствуется тень какой-то мысли, какая-то работа, устремленная в том направлении, в котором старалась идти вся "динамическая" скульптура последних лет. С наивностью на безобразия кубизма, с его единовременным изображением вещей с разных фасов в одной плоскости (и для чего это в скульптуре?) нагромождены новые безобразия: на плечах у суммарно намеченных фигур вы видите раму со стеклом, дворы, стены, здания в хаотическом смешении, свет в виде потоков, словно из разбитых яиц. Наконец, изображение движения сводится к материализации нескольких последовательных моментов его, что придает произведениям Боччони вид невероятно тяжкий, одутловатый и тягостно отталкивающий. Никогда не видел я фигур менее похожих на наши восприятия. А ведь Боччони мнит себя ультрареалистом. Никогда не видел я статуй более неподвижных, словно погрязших в какой-то расплывающейся, как тесто, материи. А ведь это ультрадинамическая скульптура! Пусть не говорят, что это пока попытки. Может быть, скульптура и станет когда-нибудь динамичной в большей мере, чем у Родена или Медардо Россо, избегнув вместе с тем тех недостатков, какие, несомненно, налицо в произведениях первого и особенно второго, но в этом постепенном завоевании динамики статичнейшим из искусств приемы и результаты Боччони могут быть полезны разве как указание, чего не следует делать. В том же выставочном помещении имел место реферат самого Маринетти, посвященный защите футуризма вообще и последней его выдумке -- "беспроволочной поэзии", в частности. На реферат собралось относительно много, преимущественно итальянской и вообще не французской публики. Маринетти, похожий на какого-то индустриализованного д'Аннунцио, является окруженный штабом "верных". Недаром на днях интересный футурист Северини заговорил об "эскадронах официального футуризма"! Среди публики есть, как это сразу заметно, несколько "психопаток"маринеттисток. Остальная публика настроена весело и намерена позабавиться. Свой реферат Маринетти читает с величайшим азартом и жаром. Его итало-африканская кровь сразу загорается. Но если нельзя не заметить в его горячечных жестах и убежденности его тона известного апостольского рвения,-- то много в нем также размашистости расходившегося купчика, который, излагая доморощенные мысли, терпеть не может возражений. Маринетти никак не дает окончить своим оппонентам, он ругается и даже рвется на них, так что свите приходится его удерживать.
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически