УДК 005.931.11(075.8)
ББК 65.291.931я73-2
К89
канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры
«Стратегический и антикризисный менеджмент»
Финуниверситета при Правительстве РФ;
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
О.Г. Крюкова,
канд. экон. наук, доцент кафедры
«Оценка и управление собственностью»
Финуниверситета при Правительстве РФ
А.А. Гусев,
Данный курс лекций рекомендован к публикации
кафедрой «Стратегический и антикризисный менеджмент»
Финуниверситета при Правительстве РФ
К89
Библиотеки НО «Российская Ассоциация Маркетинга»
Кузнецов С.Ю.
Издание включено в серию книг
тронный.
Антикризисное управление. Курс лекций / С.Ю. КузнеТекст:
элекРассмотрены
основные темы курса «Антикризисное управление».
Раскрываются понятия антикризисного управления, особенности арбитражного
управления в процедурах банкротства. Антикризисное
управление каскадируется на стратегический, функциональный и операционный
уровни менеджмента. Даются ключевые показатели антикризисного
управления в сферах маркетинга, финансов, производства
и кадров. Тактический уровень расширен новой лекцией по
антикризисному управлению бизнес-процессами.
Для преподавателей, студентов и аспирантов, а также менеджеров,
консультантов предприятий и арбитражных управляющих.
ISBN 978-5-00184-011-4
УДК 005.931.11(075.8)
ББК 65.291.931я73-2
© Кузнецов С.Ю., 2010,
2016, с изменениями
© Кузнецов С.Ю., 2021
ISBN 978-5-00184-011-4
200 с. – М.: Финансы и статистика, 2021. –
цов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Эл. изд. – 1 файл pdf :
© ООО «Издательство «Финансы
и статистика», 2021
Стр.3
REVIEW:
Candidate of Economic Sciences, Professor,
Professor of Chair «Strategic and anticrisis management»,
Financial University;
O.G. Kryukova,
Professor of Chair «Valuation and Property Management»,
Financial University
Candidate of Economic Sciences,
A.A. Gusev,
This textbook is recommended for publication by the chair
«Strategic and anticrisis management»
of the Financial University under the Government
of the Russian Federation
This publication is included in a series of books
of Library of «Russian Marketing Association»
Kuznetsov S.Y.
Anticrisis management. Lecture course / S.Y. Kuznetsov. –
2nd edition, revised and ext. – El. edit. – 1 file pdf: 200 p. – M.:
Financy i Statistika, 2021. – Text: electronic.
ISBN 978-5-00184-011-4
The main themes of the course «Anticrisis Management» are given in
this textbook, including the definitions of anticrisis management, especially
of management in bankruptcy proceedings. Turnaround management is
cascaded to strategic, functional and operational management levels.
KPI are discussed in the areas of marketing, finance, production and
HR. The tactical level is extended by a new lecture on the business process
management.
For teachers, students and doctorate students, as well as managers,
management consultants and court-appointed trustees.
© Kuznetsov S.Y., 2021
© Kuznetsov S.Y., 2010,
with changes, 2016
ISBN 978-5-00184-011-4
© LLC «Publishers «Financy
i Statistika», 2021
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ................................................................................................... 9
Лекция 1. Введение в антикризисное управление ......................................... 11
1.1. Основные положения антикризисного управления ........................... 11
1.2. Теория кризиса предприятия ............................................................... 19
1.3. Особенности кризисных процессов и АКУ на разных стадиях
жизненного цикла фирмы ................................................................... 23
Контрольные вопросы ................................................................................... 28
Лекция 2. Банкротство предприятий в России: регулирование
и основные процедуры .................................................................. 29
2.1. Регулирование банкротства и арбитражного управления .................. 29
2.2. Основные понятия законодательства о банкротстве в России ........... 31
2.3. Предупреждение банкротства. Санация. Государственная
финансовая помощь предприятиям: механизм, результативность ... 32
2.4. Наблюдение. Полномочия временного управляющего.
Анализ финансового состояния должника. Основные работы
с должником и кредиторами ................................................................ 34
2.5. Внешнее управление. Полномочия внешнего управляющего.
План внешнего управления. Меры по восстановлению
платежеспособности должника ............................................................ 37
2.6. Конкурсное производство. Полномочия конкурсного
управляющего. Порядок и очередность удовлетворения
требований кредиторов ........................................................................ 39
Контрольные вопросы ................................................................................... 48
Лекция 3. Разработка антикризисной стратегии ......................................... 49
3.1. Основные проблемы антикризисного стратегического менеджмента .. 49
3.2. Формализация антикризисной стратегии ............................................ 51
3.3. Диагностика кризиса предприятия с помощью финансового анализа . 60
Контрольные вопросы ................................................................................... 70
Лекция 4. Антикризисная маркетинговая политика ..................................... 71
4.1. Экзекуция антикризисной стратегии на функциональном уровне
управления............................................................................................ 71
4.2. Кризис традиционной модели массового маркетинга ....................... 73
4.3. Разработка антикризисной стратегии маркетинга ............................... 77
4.4. Маркетинговые инвестиции, активы и программы.
Оценка эффективности маркетинговых инвестиций ......................... 84
4.5. Антикризисное управление маркетинг-миксом.
Бюджет маркетинга .............................................................................. 92
Контрольные вопросы ................................................................................... 96
Лекция 5. Финансовая политика неплатежеспособного предприятия ........ 97
5.1. Кризис глобальных финансов ............................................................. 97
5.2. Определение антикризисного финансового управления ................... 98
5
Стр.6
5.3. Политика финансирования вывода предприятия из кризиса ......... 100
5.4. Инвестиционное управление активами и бизнесами ....................... 102
5.5. Анализ основных краткосрочных финансовых инструментов
для АКУ .............................................................................................. 108
Контрольные вопросы ................................................................................. 113
Лекция 6. Антикризисное управление персоналом ...................................... 114
6.1. Сущность антикризисного управления персоналом.
Кадровая стратегия ............................................................................. 114
6.2. Формы и методы управления HR ..................................................... 116
6.3. Сокращение занятости и политика увольнений .............................. 119
6.4. Показатели эффективности управления персоналом ....................... 120
6.5. Методики оценки эффективности управления персоналом ............ 125
Контрольные вопросы ................................................................................. 130
Лекция 7. Производственно-организационный антикризисный
менеджмент ................................................................................. 131
7.1. Антикризисное управление изменениями
в производственной сфере ................................................................. 131
7.2. Инновации и антикризисные стратегии роста предприятия ........... 135
7.3. Управление организационными изменениями.
Реструктуризация проблемных предприятий ................................... 136
Контрольные вопросы ................................................................................. 141
Лекция 8. Обзор современных инструментов антикризисного управления 142
8.1. Место инструментов в антикризисной стратегии предприятия ...... 142
8.2. Краткая характеристика основных инструментов ............................. 143
Контрольные вопросы ................................................................................. 165
Лекция 9. Ключевые показатели деятельности предприятия
для антикризисного управления ................................................. 166
9.1. Ключевые показатели деятельности как бизнес-интеллект
предприятия ....................................................................................... 166
9.2. Традиционные КПД. Финансовый анализ ....................................... 171
9.3. Декомпозиционные и другие наборы КПД ...................................... 172
9.4. Система сбалансированных показателей ........................................... 173
9.5. Показатели управления стоимостью бизнеса ................................... 177
Контрольные вопросы ................................................................................. 185
Лекция 10. Антикризисное управление бизнес-процессами (BPM) ........... 186
10.1. Место бизнес-процессов в стратегическом менеджменте ................ 186
10.2. Пространство тактического уровня антикризисного управления .. 189
10.3. Стандартный процессный подход к управлению ............................ 192
10.4. Эффективность ВРМ ........................................................................ 195
Контрольные вопросы ................................................................................. 198
Стр.7
CONTENTS
Preface ........................................................................................................... 9
Lecture 1. Introduction to anticrisis management (ACM) .......................... 11
1.1. Main definitions of ACM ...................................................................... 11
1.2. Theory of enterprise's crisis .................................................................... 19
1.3. Features of crisis processes and ACM at different stages
of the company's life cycle ................................................................... 23
Control questions .......................................................................................... 28
Lecture 2. The bankruptcy of enterprises in Russia: regulation
and main procedures .................................................................. 29
2.1. Bankruptcy regulation and arbitration management ............................... 29
2.2. Basic concepts of bankruptcy law in Russia ........................................... 31
2.3. Prevention of bankruptcy. Sanitation. State financial aid to enterprises:
mechanism, efficiency ........................................................................... 32
2.4. Observation. The powers of the interim manager. Analysis
of the financial state of the debtor. Main works in regard
to the debtor and creditors .................................................................... 34
2.5. External management. The powers of external manager. Plan of external
management. Measures to restore the solvency of the debtor ................. 37
2.6. Bankruptcy proceedings. The powers of the bankruptcy manager.
The order and priority of creditors ........................................................ 39
Control questions .......................................................................................... 48
Lecture 3. Development of anticrisis strategy .............................................. 49
3.1. Main problems of strategic ACM .......................................................... 49
3.2. Formalization of the anticrisis strategy .................................................. 51
3.3. Crisis business analytics, using financial analysis ..................................... 60
Control questions .......................................................................................... 70
Lecture 4. Turnaround marketing policy ...................................................... 71
4.1. Execution of anticrisis strategy at the functional level of management ... 71
4.2. Crisis of the traditional mass marketing model ...................................... 73
4.3. Development of anticrisis marketing strategy ........................................ 77
4.4. Marketing investments, assets and programs. Valuation of ROMI .......... 84
4.5. Implementation of marketing mix in ACM. Marketing budget ............. 92
Control questions .......................................................................................... 96
Lecture 5. Financial policy of the insolvent company ................................... 97
5.1. Global financial crisis ............................................................................ 97
5.2. Basics of anticrisis financial management ............................................... 98
5.3. Financing policy to move the enterprise out of crisis ............................. 100
5.4. Investment management of assets and businesses ................................... 102
5.5. Analysis of the main short-term financial instruments within ACM ....... 108
Control questions .......................................................................................... 113
7
Стр.8
Lecture 6. Anticrisis human resourses (HR) management .......................... 114
6.1. Essence of ACM of HR. HR strategy ................................................... 114
6.2. Forms and methods of HRM ............................................................. 116
6.3. Reduction of employment and firing policies ......................................... 119
6.4. Valuation of ROHRI ........................................................................... 120
6.5. Calculation methods of the effectiveness of HRM ............................... 125
Control questions .......................................................................................... 130
Lecture 7. Industrial and organizational turnaround management .............. 131
7.1. Turnaround change management in the R&D ....................................... 131
7.2. Innovations and growth strategies of a company .................................... 135
7.3. Management of organizational changes. Restructuring
of distressed companies ......................................................................... 136
Control questions .......................................................................................... 141
Lecture 8. Review of modern tools of anticrisis management ..................... 142
8.1. Management tools in the anticrisis strategy of the enterprise ................. 142
8.2. Overview of the main tools .................................................................... 143
Control questions .......................................................................................... 165
Lecture 9. Key performance indicators (KPI) of the enterprise
and turnaround management ..................................................... 166
9.1. KPI as a business intelligence of an enterprise ....................................... 166
9.2. Traditional KPI in financial analysis ...................................................... 171
9.3. Decompositional and other sets of KPI ............................................... 172
9.4. Balanced scorecard ................................................................................ 173
9.5. Value-based management indicators ....................................................... 177
Control questions .......................................................................................... 185
Lecture 10. Anticrisis business processes management (BPM) ................... 186
10.1. Position of business processes in strategic management ......................... 186
10.2. Tactical level's framework of anticrisis management .............................. 189
10.3. Standard process approach to management ........................................... 192
10.4. The effectiveness of BPM .................................................................... 195
Control questions .......................................................................................... 198
Стр.9