Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Леон дворецкий сын

0   0
Первый авторЛесков Николай Семенович
Издательство[Б.и.]
Страниц12
ID7445
Кому рекомендованоСказания и легенды
Лесков, Н.С. Леон дворецкий сын : Рассказ / Н.С. Лесков .— : [Б.и.], 1881 .— 12 с. — Сказки .— URL: https://rucont.ru/efd/7445 (дата обращения: 14.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

OCR: sad369 (г. Омск) --------------------------------В нынешнем году мною записана для И. С. Аксакова народная легенда "о косом левше" - простолюдине, в рассказе о котором выводится лицо государя Николая Павловича и многих важных людей его времени. <...> Теперь я предлагаю вниманию читателей еще более новую легенду того же творчества, в которой слагатели выражают свои представления о хищниках, упоминая притом о государе Александре Александровиче как об искоренителе хищничества. <...> 1) возникновение новых легендарных сказаний свидетельствует о жизненности непосредственного, народного творчества и 2) оно обнаруживает замечательную оригинальность и проницательность народного ума и чуткость чувства, которые в их счастливом соединении дают простым людям возможность верно характеризовать данное время и по-своему иллюстрировать его особенности. <...> Последнее приносит тем большую заслугу народной смышлености, что подобные сказания касаются таких лиц, условия жизни которых слагателям легенды незнакомы и самое представление о них в народе исполнено младенческой наивности. <...> Но прежде чем мы увидим баснословного Леона и узнаем, какими хищениями он прославился и на чем был пойман, - остановимся на минуту на теплом, анекдотическом повествовании, сложенном о нашем нынешнем государе, которого народ с первых дней его воцарения наименовал "хозяйственным". <...> С уничтожением крепостной неволи "всенародство" быстро начало свое возрастание в свободе разумения и с этой поры, вероятно, всегда уже будет обнаруживать личное отношение к царствующей особе. <...> Про нынешнего нашего государя простолюдины старались узнать все, что можно, и что им удавалось узнать бог весть с чьего пересказа - все им очень нравилось. <...> Рассказчик, торговый крестьянин, часто бывал в Петербурге и знал здесь многих людей, которые, по его словам, "имели обширные знакомства в публике и могли знать при дворе разные абсолютные обстоятельства". <...> Вот его рассказ, которому еще предшествует <...>
Леон_дворецкий_сын.pdf
Н. С. Лесков. Леон дворецкий сын (ЗАСТОЛЬНЫЙ ХИЩНИК) Из народных легенд нового сложения --------------------------------Лесков Н.С. Собрание сочинений в 11 т. М., Государственное издательство художественной литературы, 1958; Том 7, с. 60-78. OCR: sad369 (г. Омск) --------------------------------В нынешнем году мною записана для И. С. Аксакова народная легенда "о косом левше" - простолюдине, в рассказе о котором выводится лицо государя Николая Павловича и многих важных людей его времени. Теперь я предлагаю вниманию читателей еще более новую легенду того же творчества, в которой слагатели выражают свои представления о хищниках, упоминая притом о государе Александре Александровиче как об искоренителе хищничества. По моему мнению, это интересно во многих отношениях, и главнейше вот в 1) возникновение новых легендарных сказаний свидетельствует о каких: жизненности непосредственного, народного творчества и 2) оно обнаруживает замечательную оригинальность и проницательность народного ума и чуткость чувства, которые в их счастливом соединении дают простым людям возможность верно характеризовать данное время и по-своему иллюстрировать его особенности. Последнее приносит тем большую заслугу народной смышлености, что подобные сказания касаются таких лиц, условия жизни которых слагателям легенды незнакомы и самое представление о них в народе исполнено младенческой наивности. Отсюда самая фабула легенд полна нестаточности и противоречий, а язык испещрен прихотливыми наносами дурно употребляемых слов самой разнообразной среды. Последнее происходит, конечно, от слишком сильного старания слагателей попасть в разговорный тон того общественного слоя, из которого они берут выводимых ими лиц. Не имея возможности усвоить настоящий склад разговорного языка этих людей, они думают достичь наибольшей живообразности в пересказе, влагая в уста этих лиц слова как можно пестрее и вычурнее, чтобы не было похоже на простую речь. Это составляет типическую черту устной народной литературы, представляющей лиц отдаленного от народной среды быта, и с этим читатель неминуемо должен встретиться и помириться в предлагаемой его вниманию легенде о Леоне дворецком сыне - застольном хищнике. Но прежде чем мы увидим баснословного Леона и узнаем, какими хищениями он прославился и на чем был пойман, - остановимся на минуту на теплом, анекдотическом повествовании, сложенном о нашем нынешнем государе, которого народ с первых дней его воцарения наименовал "хозяйственным". Здесь еще два слова в сторону о царях и о народе. Со времени Петра Первого до Александра II простой народ, конечно, имел очень слабые представления о личном характере царствовавших государей. Верные русские люди верно повиновались и служили всем своим государям, но почти не имели о них личных представлений. Царь и царица составляли для простолюдина понятие более общегосударственное, чем личное. Об одном Петре говорили, что был "воитель", а потом всех "почитали за одну стать" и лишь только в одной Малороссии опять лично отмечали "Катерину Крипачиху", то есть закрепостительницу. Симпатические черты Александра I, давшие обильный материал для исторических анекдотов, интересовавших людей образованных, простому народу остались "невнятными". Добродушие и мягкая деликатность чувств этого образованного монарха пленяли "благородных", но "чернородье" осталось вне круга этих вращений, и для него признавать новым царем Константина, а потом через несколько дней Николая Павловича было все равно. Усопший император Александр Николаевич великим актом освобождения крепостных людей вызвал к себе в народе непосредственные, личные чувства: простой народ стал его лично знать и представлять его себе с личными чертами его собственного характера. Словом: народ полюбил его лично за его личное великодушное дело. Ошибаюсь я или нет, но, насколько мне дано чувствовать и понимать
Стр.1