Цвет фона:
Дмитрий Андреевич ФУРМАНОВ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАПИСИ
СОДЕРЖАНИЕ:
О современном писателе
Записки об искусстве
О содержании
Об искусстве, о литературе
Вопросы композиции
О привлечении к издательству писательского молодняка
Советы начинающему
Из заметок о литературе
Примечания
О СОВРЕМЕННОМ ПИСАТЕЛЕ
Прежде писатель, даже большой, мог не участвовать в политической государственной
жизни, и ничего - это ему сходило с рук: служитель искусства! <...> Каждый порядочный художник - непременно причастен к
общегосударственной жизни, понимает ее, ею интересуется, следит за нею, даже часто активно в ней участвует своими собственными силами, знаниями, опытом. <...> ЗАПИСКИ ОБ ИСКУССТВЕ
Чтобы понять художественное произведение, следует иметь в виду: <...> Чтобы понять художника или школу художников, надо ясно представить себе уровень
нравственного и умственного состояния того времени. <...> Произведения человеческого ума, как и произведения природы, объясняются своими
средами. <...> Эстетика должна быть наукой исторической и отнюдь не догматической. <...> Искусство имеет целью пополнить недостающее в природе. <...> Художественное произведение имеет целью обнаружить какой-либо существенный или
наиболее выдающийся характер, стало быть, какую-нибудь преобладающую идею, яснее и
полнее, чем она проявляется в действительных предметах. <...> Для этого художник устраняет все черты, закрывающие этот характер, избирает между
остальными те, которые лучше обнаруживают его, выправляет те, в которых характер этот
извращен, и восстанавливает те, в которых он почти уничтожен. <...> Другие видят только части, а художник ловит целое, общий дух его. <...> В бурю гражданских битв пишешь об особенностях греческих ваз... <...> Для фарфоровых ваз есть фарфоровое и время, а не стальное. <...> Впрочем, можешь и про вазы, но душа произведения, смысл, гармония чувств и
настроений - все решительно должно быть близким современному, его пополнять <...>
Литературные_записи.pdf
Цвет фона:
Дмитрий Андреевич ФУРМАНОВ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАПИСИ
СОДЕРЖАНИЕ:
О современном писателе
Записки об искусстве
О содержании
Об искусстве, о литературе
Вопросы композиции
О привлечении к издательству писательского молодняка
Советы начинающему
Из заметок о литературе
Примечания
О СОВРЕМЕННОМ ПИСАТЕЛЕ
Прежде писатель, даже большой, мог не участвовать в политической государственной
жизни, и ничего - это ему сходило с рук: служитель искусства! Баста! Этим объяснялось и
оправдывалось все.
Ныне не то. Каждый порядочный художник - непременно причастен к
общегосударственной жизни, понимает ее, ею интересуется, следит за нею, даже часто -
активно в ней участвует своими собственными силами, знаниями, опытом.
ЗАПИСКИ ОБ ИСКУССТВЕ
Чтобы понять художественное произведение, следует иметь в виду:
1. Общую совокупность произведений данного художника.
2.Школу, к которой он принадлежит.
3. Сограждан и современников.
Чтобы понять художника или школу художников, надо ясно представить себе уровень
нравственного и умственного состояния того времени.
Произведения человеческого ума, как и произведения природы, объясняются своими
средами.
Эстетика должна быть наукой исторической и отнюдь не догматической. Она не
предписывает правил, а только выясняет законы: она не должна осуждать или прощать - она
только указывает и объясняет.
Искусство имеет целью пополнить недостающее в природе.
Художественное произведение имеет целью обнаружить какой-либо существенный или
наиболее выдающийся характер, стало быть, какую-нибудь преобладающую идею, яснее и
полнее, чем она проявляется в действительных предметах.
Для этого художник устраняет все черты, закрывающие этот характер, избирает между
остальными те, которые лучше обнаруживают его, выправляет те, в которых характер этот
извращен, и восстанавливает те, в которых он почти уничтожен.
Другие видят только части, а художник ловит целое, общий дух его.
О СОДЕРЖАНИИ
Стр.1