Мне припоминался старый
водевиль "Спокойная ночь в Щербаковом переулке". <...> Я цитирую это место из статьи одного публичного органа, который нет
надобности
называть. <...> Я ручаюсь за одно: что приведенные мною слова
напечатаны и что они очень многим казались глубоко верными; но я имел
против них предубеждение. <...> Я верил, что справедливый человек еще где-то
уцелел, и я его действительно вскоре встретил. <...> У ворот помещались дощатые будочки для
продажи билетов, стояло несколько человек полицейских и несколько зевак, не
имевших возможности пройти в сад по безденежью. <...> Артист прошел на "особом праве", а я взял билет, и мы вошли в ворота
под звуки скобелевского марша, за которым следовало "ура" и опять новое
требование того же марша. <...> По бокам его с одной стороны возведен дощатый летний
театр, где теперь шло представление, а потом должен был читать мой
петербургский чтец; с другой "раковина", в которой помещался военный
оркестр, исполняющий тот скобелевский марш. <...> Общество
принадлежало,
очевидно,
к
разнообразным
слоям: были
чиновники, офицеры армейского полка, купечество и "серый народ - мещанского
звания". <...> Только в одном месте я заметил человека, который вел дело солиднее: перед
ним стояла шампанская бутылка с коньяком и чайник с кипятком для пунша. <...> Он был огромного роста, с густою черною растительностью, по которой и в
голове и в бороде уже струилась седина, и одет он был чрезвычайно вычурно,
пестро и безвкусно. <...> На нем была цветная, синяя холщовая рубашка с высокими,
туго накрахмаленными воротничками коляской; шея небрежно повязана белым
фуляром с коричневым горошком, на плечах манчестеровый пиджак, а на груди
чрезвычайно массивная золотая цепь с бриллиантом и со множеством брелоков. <...> Обут он был тоже оригинально: у него на ногах были такие открытые ботинки,
что их скорее можно было принять за туфли, и между ними и панталонами
сверкали яркие красные полосы пестрых шелковых носков, точно он расчесал
себе до крови ноги <...>
Справедливый_человек.pdf
Н. С. Лесков. Справедливый человек
ПОЛУНОЩНОЕ ВИДЕНИЕ
--------------------------------Лесков
Н.С. Собрание сочинений в 11 т.
М., Государственное издательство художественной литературы, 1958;
Том 7, с. 305-312.
OCR: sad369 (г. Омск)
--------------------------------Я
много раз слышал и не однажды читал, что он "исчез", - "справедливый
человек" исчез, и исчез не только совершенно без следа, но даже нет и
надежды снова отыскать его в России. Это было тяжело, и в то же время не
хотелось этому верить. Может быть, дело зависит много от самих тех, кто
ищет и не умеет найти "справедливою человека"... Мне припоминался старый
водевиль "Спокойная ночь в Щербаковом переулке". Там, я помню, был куплет,
что
И в Щербаковом переулке
Нашелся добрый человек.
Значит, умел же автор этой пиесы найти "доброго человека" даже в таком
маленьком и затхлом переулке, а может ли быть, чтобы не нашлось
справедливого человека во всей России? Какого рода справедливость требуется
от "справедливого человека"? Требуется, чтобы он "при виде общественной
несправедливости нашел в себе смелость и решимость во всеуслышание сказать
людям: "Вы ошибаетесь и идете по пути заблуждений: вот где справедливость".
Я цитирую это место из статьи одного публичного органа, который нет
надобности называть. Я ручаюсь за одно: что приведенные мною слова
напечатаны и что они очень многим казались глубоко верными; но я имел
против них предубеждение. Я верил, что справедливый человек еще где-то
уцелел, и я его действительно вскоре встретил. Я его видел в борьбе с целым
обществом, которое он стремился победить один и не сробел.
приятелем,
Это было минувшим летом. Я выехал из Петербурга с одним набожным
который взманил меня посмотреть одно большое религиозное
торжество. Путь был не длинен и не утомителен: прохладным вечерком мы сели
в вагон в Петербурге, а на следующее утро уже были на месте. Через полчаса
мой набожный друг уже поссорился с соборным псаломщиком, который оказал ему
какую-то непочтительность, а вечером, когда мой сопутник уселся в занятом
нами номере писать в Петербург жалобу на псаломщика, я, в сопровождении
одного легконравного артиста, прибывшего сюда "читать сцены", отправился
подышать свежим воздухом и кстати посмотреть: чем здесь люди живы?
У нас в Петербурге в эти часы все порядочные люди живут, как известно,
"при садовых буфетах", и здесь оказалось то же самое, а потому мы и попали
без всяких недоразумений в общественный сад, где мой знакомый артист должен
был показывать свои таланты.
Он здесь был не новичок и знал многих, и его знали многие.
Сад, куда мы пришли, был довольно большой для провинциального города,
но более был похож на проходной бульвар. Впрочем, долевые входы в него по
случаю происходившего в этот вечер платного концерта и представления были
закрыты.
Платящая публика входила только через один средний проход,
сделанный в вогнутом полукруге. У ворот помещались дощатые будочки для
продажи билетов, стояло несколько человек полицейских и несколько зевак, не
имевших возможности пройти в сад по безденежью.
Перед этим входом в сад был маленький палисадничек, - неизвестно для
чего здесь выращенный и огороженный. Он относился к саду, как передбанник к
бане.
Артист прошел на "особом праве", а я взял билет, и мы вошли в ворота
под звуки скобелевского марша, за которым следовало "ура" и опять новое
требование того же марша.
Публики было много, и вся она жалась больше на небольшой лужайке, в
одной стороне которой был деревянный ресторан, построенный в виде
Стр.1