Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Педагогический дизайн в профессиональном образовании: монография (220,00 руб.)

1   0
Первый авторДружинина Мария Вячеславовна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц169
ID742583
АннотацияВ монографии исследуется понятие и сущностные характеристики педагогического дизайна в профессиональном образовании. Анализируются методологический и прикладной потенциал недостаточно изученного научно-образовательного феномена и описывается механизм его реализации. Две главы имеют теоретический характер и посвящены гуманитарной многомерности анализируемого явления. Третья глава имеет прикладной характер и содержит примеры педагогического дизайна в профессиональном образовании: программы, модели, технологии, инновации.
Кому рекомендованоДля специалистов в области образования и педагогических наук, теории и методики профессионального образования, преподавателей и аспирантов высших учебных заведений
ISBN978-5-261-01522-2
Дружинина, М.В. Педагогический дизайн в профессиональном образовании: монография / М.В. Дружинина .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2021 .— 169 с. — ISBN 978-5-261-01522-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/742583 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Педагогический_дизайн_в_профессиональном_образовании_монография.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.167
Стр.168
Стр.169
Педагогический_дизайн_в_профессиональном_образовании_монография.pdf
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» М.В. Дружинина ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Монография Архангельск 2021
Стр.1
УДК [378.046:008](035.3) ББК 74.48в Д 76 Рекомендовано к изданию ученым советом Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории педагогики Института педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Эльфрида Викторовна Балакирева; доктор педагогических наук, доцент, директор Ресурсного центра «Педагогическое образование» Института образования Балтийского федерального университета имени И. Канта Галина Анатольевна Гущина Дружинина, М.В. Педагогический дизайн в профессиональном образовании [Электронный ресурс]: монография / М.В. Дружинина; Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2021. – 168 с. ISBN 978-5-261-01522-2 В монографии исследуется понятие и сущностные характеристики педагогического дизайна в профессиональном образовании. Анализируются методологический и прикладной потенциал недостаточно изученного научно-образовательного феномена и описывается механизм его реализации. Две главы имеют теоретический характер и посвящены гуманитарной многомерности анализируемого явления. Третья глава имеет прикладной характер и содержит примеры педагогического дизайна в профессиональном образовании: программы, модели, технологии, инновации. Для специалистов в области образования и педагогических наук, теории и методики профессионального образования, преподавателей и аспирантов высших учебных заведений. В авторской редакции. Фото на обложке из открытых интернет-источников. Издательский дом им. В.Н. Булатова САФУ 163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56 ISBN 978-5-261-01522-2 © Дружинина М.В., 2021 © Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2021
Стр.2
Посвящается 310-летию со дня рождения М.В. Ломоносова, 30-летию Поморского государственного педагогического университета – Поморского педагогического международного университета – Поморского государственного университета и 90-летию Архангельского государственного педагогического института.
Стр.3
“Design oder nicht sein” Предисловие “Design oder nicht sein” – такую растяжку на факультете архитектуры и урбанистики в техническом университете г. Дортмунда я увидела во время стажировки в Германии в 1997 году. Великолепный слоган, интеллигентно и интеллектуально сформулированный, на долгие годы сохранился как девиз для повседневной и профессиональной работы. Творческая находка, созвучность слов, почти омофонов, точнее слов, которые являются омоформами. Красивая лингвистическая фигура. А напоминание о словах «Быть или не быть», всем известное из пьесы «Гамлет» Уильяма Шекспира с 1600 года, не перестают быть актуальными и в наше время. Звукосмысловая игра слов, игра словами и смыслами, сопровождаемая тонким юмором, в моем понимании стали настолько удачными, что сразу повысили уровень впечатления о факультете. А для студентов и преподавателей этот призыв стал импульсом к творчеству в образовании и работе. Слово «дизайн» привлекает, увлекает, завораживает, его актуальность и современность возрастают. Дизайн мебели, интерьера, ландшафта, даже ногтей – интригует, становится привлекательным для бизнеса, клиентов, всех сфер жизнедеятельности людей. Понятие дизайна ассоциируется с чувствами красоты, гармонии, эстетики, созерцания, что соответствует идеям философии восприятия. Еще один пример из собственного опыта. Моя старшая сестра побывала в 1973 году в Японии. Это была большая для нее честь и радость для всей нашей семьи. Побывать за границей удавалось единицам жителей СССР. Строгий отбор претендентов на поездку сопровождался многочисленными собеседованиями, сбором рекомендаций и характеристик. В Японии сестре подарили рисунок горы Фудзияма. На белом картоне каранда
Стр.4
5 шом бронзового цвета были нарисованы очертания горы. Ничего особенного, но как тонко и глубоко, ничего лишнего, предельная простота идеи, но как завораживало, хотелось смотреть и любоваться. В программе группы было запланировано посещение самых красивых мест Японии, один из пунктов меня еще больше удивил, привлек внимание и сохранился в памяти: Посещение подножия горы Фудзияма. Любование. 14.00–16.00. Никаких рассказов, комментариев и интересных фактов, которые всегда ожидают туристы. Два часа любования… Идеи дизайна в любой сфере: искусстве, туризме, гостиничном бизнесе, повседневной жизни – сопряжены с идеями любования, наслаждения, отдыха и релаксации. Сохранять и культивировать традиции и новизну дизайна всегда современно и актуально в любой стране, в любой профессиональной сфере, включая образование и педагогические науки. Современное образование будущих профессионалов призвано обеспечивать высокое качество подготовки и результатов совместной деятельности студентов и преподавателей. В соответствии с гуманистической парадигмой образования актуализируются не только знания, но и показатели образованности, воспитанности будущих специалистов, их личностные качества и жизненные ценности. Возрастает потребность комплексного обучения, образования (развития как его составляющей) и воспитания будущих профессионалов, организации и самоорганизации обучения в течение всей жизни. Социально-экономическая ситуация мирового сообщества диктует необходимость поиска резервов качества, экономии ресурсов, рациональной организации труда и активной совместной работы субъектов образования, совершенствования системы аттестации и аккредитации вузов, реализации прогрессивных идей образовательной политики и непрерывного повышения квалификации кадров. Обострившиеся противоречия в обществе в целом и в образовании в частности делают актуальной разработку новых подходов к инновационной научно-методической оснащенности образовательных процессов,
Стр.5
6 включая педагогический дизайн. Одной из приоритетных задач профессионального образования в стране и за рубежом является подготовка конкурентоспособных специалистов. В связи с этим возрастает значимость исследования образовательной политики как определяющего направления на всех уровнях – мировом, федеральном и региональном, а также развитие нового феномена – педагогического дизайна. Предлагаемое монографическое исследование основано на изучении отечественных и зарубежных источников, обобщает опыт педагогической деятельности автора в многоуровневой системе высшего образования, разработки и реализации образовательных программ в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре по различным направлениям подготовки в университете. На протяжении многих лет автор принимает активное участие в международных проектах, разработках экспериментальных программ, учебнометодических материалов, курсов обучения, международных и российских семинарах, конференциях, научных дискуссиях, обсуждающих вопросы образовательной политики в мире, России и регионах. Предлагаемые идеи и разработанные материалы научно обоснованы, имеют теоретическую и практическую ценность, обращены к внутреннему миру субъектов образования, ищущих ответ на вопросы, связанные с совершенствованием качества образования. Материалы и результаты исследования следует использовать при организации научной, учебно-методической, образовательной, практической деятельности преподавателями, студентами, аспирантами, слушателями курсов повышения квалификации по направлению «Образование и педагогические науки». Результаты проведенного исследования будут полезны для дальнейшего совершенствования образовательных программ, повышения качества работы в преподавании и изучении гуманитарных дисциплин, организации научно-исследовательской и научнометодической работы кафедр, институтов и университетов, системы повышения квалификации преподавателей и их профессионального роста, сферы образовательных услуг и педагогической деятельности не только начинающих, но и имеющих опыт преподавателей. Особенно рекомендуется изучение материалов аспирантами, обучающимися по направлению «Образова
Стр.6
7 ние и педагогические науки», исследования которых, как правило, посвящены решению образовательных проблем. В работе осуществляется анализ в двух направлениях педагогического дизайна, а именно: методология различных научных теорий, оказывающих влияние на образование, а также положения из практики образовательной деятельности, имеющие резервы для повышения качества в преподавании и изучении гуманитарных дисциплин. Следует отметить, что все размышления автора о педагогическом дизайне как инновации в науке и образовании сопровождаются идеями творчества, нестандартного подхода к решению задач, эстетикой восприятия материалов, порождением чувств и смыслов в процессе создания нового научного и образовательного продуктов, логикой работы, позволяющей почувствовать удовлетворение от достижения цели, радость от нестандартного подхода к исследованию и создания инновации. Инновационным направлением монографического исследования является фокус изложения материалов на педагогический дизайн профессионального образования. Впервые осуществляется попытка изложения сути понятия «Педагогический дизайн» во взаимосвязи с профессиональным образованием. Суть новизны заключается в анализе инструментария, поиске механизма применения концептуальных идей педагогического дизайна в науке и практике образовательной деятельности. Автор выражает благодарность всем, без кого исследовательская работа подобного рода не могла бы осуществиться – уважаемым рецензентам, коллегам, отечественным и зарубежным представителям различных организаций и университетов, аспирантам, соискателям, магистрантам, студентам, а также особую признательность – семье, моим родственникам. Все замечания и пожелания автор просит направлять по адресу: 163002, Архангельск, Наб. Северной Двины, 17, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, кафедра перевода и прикладной лингвистики, Дружининой М.В. E-mail: m.druzhinina@narfu.ru
Стр.7
Введение Педагогический дизайн в профессиональном образовании имеет два основных направления: педагогический дизайн образовательных процессов и научного исследования. Основными идеями педагогического дизайна образовательных процессов становятся разработка инновационных образовательных программ, проектирование новых курсов, индивидуальных маршрутов, научных дисциплин, проведение экспертизы нового образовательного продукта. Ключевыми моментами в исследовании является понимание научных подходов к исследованию, понимание логики исследования от идеи, систематизации материалов, к разработке моделей, технологий и инноваций. Автор монографического исследования убеждена, что два направления педагогического дизайна в профессиональном образовании взаимосвязаны и должны иметь такие черты, которые придают этим двум процессам особую эстетику. То есть научные идеи и методология исследования преломляются в практике образовательной деятельности в логике движения от научных подходов к практике образовательной деятельности. Анализ системы образования, рефлексия педагогической деятельности, поиск эффективных и оптимальных моделей обучения неизбежно приводят к размышлениям методологического характера. Каковы методологические основы научного исследования в образовании? Какова взаимосвязь таких наук, как философия, педагогика, психология, теория и методика профессионального образования, методика преподавания разных дисциплин и других научных направлений, в какой степени они влияют на процессы развития образования? Как избежать эклектики, недостоверности и необоснованности в научных поисках? Что наиболее оптимально и действенно, если речь идет о качестве подготовки специалистов, развитии
Стр.8
9 личности молодого исследователя, формировании у выпускников университетов компетенций универсального и профессионального характера? И, наконец, если в своем исследовании ученый выбрал стратегию, выстроил концепцию, обосновал идеи образовательной политики, как ему не ошибиться в реализации концептуальных положений? Все эти вопросы неизбежно ведут к методологическому анализу научного исследования. В широком понимании общая методология наук означает философскую позицию научного познания, в узком смысле – теорию научного познания в конкретных научных направлениях и дисциплинах, например, в теории и методике профессионального образования. Методология занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса. Так, методология педагогики «представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, которую правдиво отражают как постоянно меняющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества» [Скалкова, 1983, с. 7–8]. В вариативных условиях социально-экономического характера, развития научного познания и педагогической деятельности необходимы методологические ориентиры динамического характера, способные правдиво и достоверно отражать непрекращающиеся процессы изменений, выстраивать перспективу наиболее эффективного развития образовательной системы, антиципировать результат. В этих условиях актуализируется возможность прогнозирования и управления развитием. Таким образом, в основе методологических представлений о системе образования должна быть представлена главная категория – категория процесса во всей своей сложности и многоаспектности. Феномен методологии образования своеобразен: - в нем интегрированы понятия образования, обучения и воспитания; - взаимосвязаны образовательное пространство, среда и контекст;
Стр.9
10 - представлено категориальное ядро педагогики – педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс, педагогическая система; - реализуются различные научные подходы: синергетический, системно-деятельностный, системно-кластерный, личностно-ориентированный, аксиологический, герменевтический; - формируются концептуальные основы образования и составляющие образовательной политики; - привлекаются резервы проектирования; - разрабатываются многочисленные модели обучения и обновляются стили педагогической деятельности; - используются различные научно-методические подходы к преподаванию: коммуникативно-деятельностный, профессионально ориентированный, лингвокультурологический и др. Исследование образовательных процессов имеет междисциплинарный характер. Образование рассматривается «как социокультурный феномен, как открытая и развивающаяся система, как непрерывный процесс и результат обучения и воспитания человека, как фактор развития человека и общества», изучение, организация этого многоаспектного социальнопедагогического явления требует «согласованности всех существующих позиций и аспектов» [Бордовская, 2001, с. 45]. Внимание не только к обучению, но и образованию, развитию как его составляющей, а также воспитанию будущих профессионалов ориентирует на поиск концептуальных положений в современной методологии наук. Таким образом, актуализируется понимание различных методологических подходов к исследованию проблем в образовании. Также следует отметить, что современные социально-экономические, политические и социокультурные условия предъявляют к специалистам требования, характеризующие профессионала как личность: ответственность и инициативность, самостоятельность и творчество, умение работать в команде и самореализация, понимание общечеловеческих ценно
Стр.10
11 стей и стремление к нравственности, самоорганизация и владение культурой труда и др. Вместе с тем в ситуации развития гуманистической парадигмы между знаниевыми и гуманитарными ориентациями, жесткостью и гибкостью системы, пониманием аксиологических ценностей и практикой работы, репродуктивностью и творчеством, требованиями программ, государственных образовательных стандартов и процессом воспитания личности, духовно-нравственными идеалами и прагматичностью, востребованной в обществе и образовании, обостряются многочисленные противоречия в контексте стремления к свободе и в рамках выполнения обязанностей. Проблемы и тенденции в сфере образования, ее реформировании связаны с изменениями, характерными для мирового сообщества: ростом различий в социальных отношениях, интернационализацией экономики, развитием инфраструктуры знаний и информационных технологий, необходимостью постоянного обновления знаний, ориентацией на спрос и заказ в образовании, пренебрежением жизненными ценностями, ослаблением воспитания, ростом социальных проблем, реализацией прав на качественное образование. В этих условиях особенно актуальны и имеют социальную значимость такие педагогические исследования в системе профессионального образования, которые ориентированы на улучшение качества образования, поиск внешних и внутренних резервов и экономию ресурсов. Образовательную политику в каждой предметной области следует считать отдельным типом государственной политики. Образовательная политика на всех уровнях, особенно региональном, становится стратегически важной, способствует не только росту компетентности будущего специалиста, но и несет огромный потенциал для развития личности профессионала. Это очевидно для ученых, этим вопросам посвящены отдельные научные исследования [Дружинина, 2004, 2007, 2009]. Идеи формирования образовательной политики на университетском и других уровнях тесно взаимосвя
Стр.11
12 заны и перекликаются с идеями разработки инноваций в контексте развития педагогического дизайна в профессиональном образовании. Так, в коллективном научном труде немецких ученых «Handbuch Fremdsprachenunterricht» [Handbuch, 1995] подчеркивается роль и значение образовательной политики как инструмента международных контактов, показана необходимость осуществления образовательной политики в школе, вузе и на всех уровнях власти. В отечественной науке вопросы языковой образовательной политики в отношении изучения иностранных языков и механизмы ее осуществления, закономерности и тенденции в обновлении содержания обучения языкам международного общения освещены в монографии В.В. Сафоновой «Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций» [Сафонова,1996]. Автор предлагает модель языкового образования с ориентацией на диалог культур как жизненную философию образования и стиль жизни индивида, ее методика обучения иностранным языкам апробирована в школах и рекомендована для использования в вузах. Многочисленные работы ученых [Абдулатипов, 2002; Гальскова, 2000; Гершунский, 1997; Дружинина, 2007; Сафонова, 1996; Фрумин, 2002] свидетельствуют о важности изучения и решения вопросов, связанных с образовательной политикой. В педагогической науке идет поиск решения вопросов образовательной политики и ее элементов, например, языковой образовательной политики. Цель нашего исследования – представить резервы методологии научных теорий с целью реализации их идей в процессе развития педагогического дизайна в профессиональном образовании. Для достижения этой цели необходимо проанализировать современные научные направления в педагогике, философии, социальной психологии, лингводидактике, оказывающие влияние на развитие методологии профессионального образования. Своеобразие методологии профессионального образования заключается в том, что в нем интегрированы понятия образования, развития как части образования, обучения и воспитания; взаимосвязаны образовательные
Стр.12
13 пространство, среда и контекст; представлено категориальное ядро педагогики; реализуются различные научные подходы; используются разнообразные технологии, методики, концепции, стратегии и техники работы. Профессиональное образование развивается в социокультурном контексте. Вопросы межкультурного общения становятся актуальными. Осознание личностью своего места в спектре культур связано с культурным самоопределением личности. Отсюда возникают вопросы идентификации личности в различных ситуациях и выбора адекватных норм поведения. Поэтому идеи культурологического подхода становятся актуальными для изучения. Проектирование и моделирование как вид деятельности и способ познания способны снять противоречия и помочь в решении проблемных познавательных задач. Доказано, что педагогическое проектирование реализует принципы личностной ориентации, развивает рефлексию, творческое самовыражение. Считается, что проектная культура – императив времени. Педагогическое исследование невозможно без проектирования и моделирования. Нельзя упрощать в исследованиях и теорию деятельности. Иллюзия легкости конструирования и управления обманчива. Теория деятельности не должна покидать пространство понимания человеком мира, бытия, сознания, души и духа. В личностно-ориентированном подходе основным резервом качества образования следует считать человеческую потребность и способность самостоятельно делать выбор. Развитию этого подхода посвящен целый ряд междисциплинарных исследований, например, в социальной психологии. Так, исследования, связанные с диспозицией личности, вносят существенный вклад в развитие личностно-ориентированного подхода. В психологии все чаще указывается на то, что во многих ситуациях срабатывает механизм субъективной вероятности, поэтому однозначно программировать и прогнозировать действия преподавателя и сту
Стр.13
14 дента невозможно. Отчасти противоречия сложных ситуаций объясняются с позиций аксиологии и синергетики, но и эти направления нельзя считать способными дать исчерпывающий ответ на многие вопросы. Следует отметить, что многие резервы качества образования не использованы путем применения целого ряда методологических идей, способных служить как теории, так и практике, существенным образом обновляя и дополняя друг друга. Примерами реализации методологических поисков резервов качества являются: развитие образовательной политики, совершенствование содержания образовательных программ, проектирование образовательной деятельности, моделирование системы непрерывного повышения квалификации кадров, внедрение образовательных технологий, реализация концепций в пособиях инновационного типа, изучение специфики и возможностей региона, например Арктической зоны и др. В монографическом исследовании представлены не только теоретические, но и практические материалы, в работе сохраняется логика изложения от теории к практике, связующим мостом которых явилось изложение концепции формирования языковой образовательной политики университета и идей педагогического дизайна. Концепция выстраивается на резервах методологии ряда научных направлений, предлагаются интеграционные идеи, основанные на междисциплинарных связях. Развивается положение о влиянии политических инновационных идей на качество образования. В исследовании осуществляется трансфер методологических идей на формирование политики и педагогического дизайна, в рамках которых и реализуются инновации подготовки специалистов в профессиональной сфере. Читатели приглашаются к системности исследования и разработок инноваций, творческому размышлению, осмыслению проблем, творческому осмыслению своей стратегии, стиля научно-исследовательской работы и образовательной практики. В работе не диктуется готовый рецепт, но предлагаются идеи для инновационных разработок. Автор ис
Стр.14
15 ходит из правила необходимости творчества и самореализации как преподавателей, так и студентов. Именно поэтому все вопросы рассматриваются с позиции взаимодействия субъектов образования, их постоянного профессионального роста и личностного развития. Автор не претендует на полное описание всех научных подходов, а представляет их основные идеи, способные формировать образовательную политику, развивать педагогический дизайн и обеспечивать качество образования. Существенным новым феноменом методологических разработок становится педагогический дизайн профессионального образования. Таким образом, ключевыми словами данного исследования стали: научный подход, образовательная политика, педагогический дизайн и качество образования.
Стр.15
Оглавление Предисловие .............................................................................................................. 4 Введение .................................................................................................................... 8 ГЛАВА 1. Понятие и основные черты педагогического дизайна в профессиональном образовании ................................................................. 16 1.1. Понятие педагогического дизайна в профессиональном образовании ................................................................................................... 16 1.2. Системность как основа педагогического дизайна.................................. 19 1.3. Деятельность как черта педагогического дизайна ................................... 26 1.4. Педагогический дизайн в фокусе проектирования и моделирования как вида деятельности и способа познания проблем в профессиональном образовании ............................................ 34 ГЛАВА 2. Гуманитарная многомерность педагогического дизайна в профессиональном образовании ........................................................................ 41 2.1. Педагогический дизайн и идеи культурологического, социокультурного, лингвокультурологического подходов к исследованию образовательных проблем ............................................. 41 2.2. Педагогический дизайн в контексте синергетического подхода ......................................................................................................... 56 2.3. Идеи личностно-ориентированного подхода в педагогическом дизайне профессионального образования: где искать резервы? .................................................................................... 68 2.4. Педагогический дизайн и православное просвещение: противоречие, дополнение или способ гуманизации профессионального образования? ............................................................ 82 ГЛАВА 3. Примеры педагогического дизайна в профессиональном образовании: программы, модели, технологии, инновации .............................. 94 3.1. Педагогический дизайн дистанционного курса «Иностранный язык (немецкий) для аспирантов» ................................... 94 3.2. Педагогический дизайн электронного пособия „Deutsch für Wissenschaftler und Doktoranden“ ........................................ 97 3.3. Педагогический дизайн дополнительной профессиональной программы повышения квалификации руководителей и работников (специалистов) постоянно действующих органов управления гражданской обороны и территориальной
Стр.167
168 подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Архангельской области, органов местного самоуправления и организаций (в сокращении) ..... 101 3.4. Педагогический дизайн публикаций в международной базе данных scopus / web of science (в сокращении) .............................. 116 3.5. Педагогический дизайн модели «Формирование игровой компетенции у бакалавров – будущих педагогов дошкольного образования в Арктической зоне России». (в сокращении) ................ 126 3.6. Педагогический дизайн модели «Формирование иноязычной компетенции бакалавров «Государственное и муниципальное управление» на основе системно-кластерного подхода ................................................................ 132 Заключение ............................................................................................................ 139 Библиографический список ................................................................................. 149 Список сокращений .............................................................................................. 166
Стр.168
ДРУЖИНИНА МАРИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры перевода и прикладной лингвистики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова». Автор более 200 научных публикаций по образованию и педагогическим наукам, теории и методике профессионального образования, методике преподавания иностранных языков, профессиональной лингводидактике и прикладной лингвистике. Стаж работы в системе высшего образования – 35 лет. Имеет большой опыт в преподавании научных дисциплин «Теория и методика профессионального образования», «Инновационные процессы в образовании», «Методология исследования образовательных проблем в педагогических науках», «Немецкий язык для аспирантов и ученых», «Немецкий язык для научного исследования» и др. Автор, руководитель, организатор и участник многочисленных международных, всероссийских, региональных конференций и научных мероприятий, коллективных и индивидуальных научных исследований, научнообразовательных проектов, инновационных образовательных программ и экспериментальной работы.
Стр.169

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.