Н. С. Лесков. О русской иконописи
--------------------------------Лесков
Н.С. Собрание сочинений в 11 т.
М., Государственное издательство художественной литературы, 1957;
Том 10: Воспоминания, статьи, очерки. с. 5-246.
OCR: sad369 (г. Омск)
--------------------------------Я
никогда не в силах буду позабыть того впечатления, которое произвело
на меня некогда мое первое свидание с Васильем Александровичем Прохоровым.
Почтенный археолог, после довольно продолжительного разговора со мною об
упадке русского национального искусства вообще и особенно о безобразном
повреждении иконографического искусства, сказал, что он не верит себе, что
видит человека с любовью к одной из самых покинутых отраслей русского
искусства.
Тогда я не понимал всего значения ни этого отношения почтенного
ученого к моим занятиям иконографиею, ни его удивления, что он встречает во
мне человека, этим интересующегося; но прошло немного времени, и я сам
испытываю почти то же самое. Написав недавно заметку об адописных (см. Љ
192 "Русского мира") иконах, я имел в виду одну цель: поправить мнение
неизвестного мне газетного корреспондента, которое мне казалось ошибочным.
Ни на что другое я не рассчитывал, зная, как мало внимания дается у нас
этому предмету. Но вот в 211 Љ "Русского мира", по поводу моей заметки,
появился отзыв,
который меня чрезвычайно удивил; добавлю удивил и,
прибавлю, обрадовал, так как из него я вижу, что на Руси есть люди, которые
верно понимают значение иконы для нашего простолюдина. Вслед за сим, 29 и
30 минувшего августа, в "Ведомостях С.-Петербургского градоначальства" (ЉЉ
198 и 199) появилась обширная статья, посвященная этому же предмету, в
течение столь долгого времени не удостоившемуся никакого внимания. Статья
эта,
скомпилированная,
как кажется,
большею частию по Сахарову и
Ровинскому, составлена весьма интересно, обстоятельно и толково; но я не
буду о ней говорить более и обращусь к письму, вызванному моею заметкою.
Автор упоминаемого мною письма (под коим стоят две буквы N. R.) совершенно
основательно говорит, что "икона для простолюдина имеет такое же важное
значение, как книга для грамотного"; но мне кажется, что икона часто имеет
даже несколько большее значение. Однако я не буду спорить об этом и
остановлюсь на том положении, что "икона то же, что книга", и тот, кто не
может читать книги с иконы, которой поклоняется, втверживает в свое
сознание исторические события искупительной жертвы и деяния лиц, чтимых
церковью за их христианские заслуги. Это одно само по себе немаловажно. При
том состоянии, в каком находится наш малопросвещенный народ, иконы в
указанном смысле действительно приносили и приносят до сих пор огромную
пользу: так называемые "иконы с деяниями" представляли поклоннику целые
истории; но иконописное дело наше находится в самом крайнем упадке, и им
занимаются невежды, которые пишут на иконных досках неведомо что и неведомо
как, а потому такие иконы не могут служить той полезной для народа службы,
какую они приносили прежде.
Упадком этого искусства и даже окончательным низведением его к
нынешнему безобразию и ничтожеству у церкви, очевидно, отнимается одно из
самых удобных средств распространения в народе знакомства с священною
историею и деяниями святых.
Это такая потеря, о которой стоит пожалеть, даже помимо того, что не
менее жалко и само заброшенное искусство, имевшее некогда у нас свой
типический, чисто русский характер, и притом стоявшее по технике на такой
высоте, что наши иконописные миниатюры своею тонкостью, правильностью и
отчетливостью рисунка и раскраски
обращали на себя внимание самых
просвещенных людей. Таковы, например, капонийские створы русского письма,
находящиеся в Ватикане, у папы {подарены Петром I греческому монаху, а тем
перепроданы Капони, по имени которого ныне и называются. (Прим. автора.)},
филаретовские святцы в Москве и многие другие.
Потеря эта, однако, к сожалению, до сих пор плохо и мало сознана, и
только лишь в самое последнее время ее, кажется, понемножку начинают
чувствовать. На это есть приметы: при С.-Петербургской академии художеств
основан христианский музей с большим собранием иконописных предметов самых
Стр.1