УДК 37.036
ББК 74.005.4
П 26
Первые шаги в науке: сборник материалов XVII Городской
научно-практической конференции научного общества учащихся
детских школ искусств (15 марта 2020 года) / ред.-сост.
И.Г. Дымова, Н.А. Тельнова. – Челябинск : ЮУрГИИ им.
П.И. Чайковского, 2020. – Вып. 16. – 190 с.
В шестнадцатый выпуск сборника материалов XVII Городской
научно-практической конференции научного общества учащихся
детских школ искусств (15 марта 2020 года) вошли статьи учащихся
ДМШ и ДШИ Челябинска, выполненные под научным
руководством преподавателей школ города и консультантов
ЮУрГИИ имени П.И. Чайковского. Рассматривается широкий круг
тем, охватывающий вопросы истории отечественной и зарубежной
музыки, культуры Южного Урала, синтеза искусств и др.
Издание предназначено для преподавателей, учащихся ДМШ
и ДШИ, студентов средних специальных музыкальных учебных
заведений.
ISBN 978-5-94934-088-2
© Южно-Уральский государственный
институт искусств
им. П.И. Чайковского, 2020
2
Стр.2
ОТ РЕДАКТОРА
Музыкальное образование в настоящее время претерпевает
период активных поисков тех методологических основ, которые
являются приоритетными в ХХI веке: стремление к системной
интеграции музыкальной культуры, преодоление «раскола» между
элитарной и массовой субкультурами; применение цифровых
технологий в учебном процессе; движение к взаимосвязи
музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин
с общегуманитарными; формирование творческой личности,
органично ассимилирующей прежние достижения и новые
открытия.
Перечисленные координаты объединяются вокруг важнейшей
проблемы современной педагогики – развития активного
мышления, постепенно кристаллизующего шкалу общекультурных
ценностей личности. Её формирование начинается с детства в
среде, где человек живёт, воспитывается и учится; в
интеллектуальных состязаниях (диспутах, конференциях),
ежегодно проводимых в учебных заведениях России, и, конкретно,
в Челябинске на различных уровнях: городском («Первые шаги в
науке»), областном («Эрудит XXI века»), региональном
(«Интеллектуалы XXI века»).
В шестнадцатом выпуске опубликованы материалы XVII
Городской конференции научного общества учащихся детских
музыкальных школ и школ искусств «Первые шаги в науке»,
прошедшей 15 марта 2020 года на базе Южно-Уральского
института искусств имени П.И. Чайковского.
Сборник содержит тексты пятнадцати докладов,
охватывающих широкий круг проблем. Музыка выполняет
интегрирующую функцию в тематике всех сообщений. От неё
расходятся векторы в разные сферы культуры, искусства и науки:
историю отечественной музыки («Колядки на Руси», «Скоморохи:
фольклор и современность», «От ”колючей” до ”пушистой”», или
Удивительные приключения ёлки»), историю музыкальных
инструментов («Скрипка: из истории инструмента»), вопросы
синтеза искусств («Музыка Альфреда Шнитке в мультфильме
Андрея Хржановского ”Стеклянная гармоника”», «Его величество
Рояль», «”Хоть поверьте, хоть проверьте”: в чем секрет
3
Стр.3
Золушки?»), историко-стилевого обобщения («Прогулка под луной:
эволюция музыкального образа от народной традиции до наших
дней», «Музыкальные символы времени: марш Лейб-гвардии
Преображенского полка»).
Ярко представлен региональный компонент («”После боя
сердце просит музыки вдвойне”: композиторы нашего города о
Священной войне и Великой победе») и тема 75-летия победы
СССР в Великой Отечественной войне («Может ли музыка
остановить танки?», «Кругом война, а музы не молчат (о героях
театральных сцен)», «”Катюша” и её ”подруги” фронтовые песни»);
рассмотрен психолого-социальный аспект музицирования
(«Влияние музыки на здоровье человека: социальный проект»).
В процессе «брожения» мысли, сотворчества учащихся,
научных руководителей (преподавателей ДШИ) и научных
консультантов (доцентов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского)
происходит некое открытие, приводящее к самопознанию,
самоутверждению начинающего исследователя. Каждый учащийся
определяет свой круг интересов, настойчиво ищет ту «нехоженую
тропу», которая в ходе работы постепенно приобретает личностное
очертание, характеризующее собственный неповторимый ход
размышлений. В этом, вероятно, и заключается смысл образования,
направленного на реализацию внутреннего интеллектуального
потенциала ученика, ведь главное направление современной
педагогики созвучно известному афоризму величайшего немецкого
философа XVIII века Иммануила Канта: «Учить не мыслям, а
мыслить».
Думается, что материалы публикаций найдут широкое
применение в учебном процессе, принесут методическую пользу
преподавателям и учащимся детских школ искусств, студентам
средних и высших музыкальных профессиональных учебных
заведений.
И. Г. Дымова,
кандидат педагогических наук, доцент
4
Стр.4