Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Администрирование в информационных системах (3000,00 руб.)

0   0
Первый авторБеленькая М. Н.
АвторыМалиновский С. Т., Яковенко Н. В.
ИздательствоМ.: Горячая линия – Телеком
Страниц408
ID736614
АннотацияСистематизированы основные сведения, необходимые администратору информационных систем (ИС). Приведена информация о функциях и задачах специалистов по управлению и сопровождению ИС, стандартах работы, организации и функциях служб администрирования ИС. Описаны стандарты работы ИС и стандартизирующие организации. Рассмотрены объекты управления ИС, модели и протоколы управления. Особое внимание уделено моделям управления, в том числе ITIL, FCAPS, ONC. Рассмотрены вопросы администрирования кабельных систем и приведены примеры их администрирования. Приведена информация о системах сетевого администрирования (NMS) и поддержки операций (OSS). Обсуждаются вопросы администрирования файловых систем; организации подсистем ввода/вывода; администрирования баз данных; практические аспекты одной из самых трудных организационных и технических задач администрирования системы – проблемы присоединения ИС к оператору связи. Во втором издании (кроме исправления неточностей и опечаток) уточнены вопросы применения технологий PON, FTTx, а также подробно рассмотрена технология RAID 6.
Кем рекомендованоУМО вузов по университетскому политехническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника»
Кому рекомендованоДля студентов, обучающихся по направлению «Информатика и вычислительная техника», магистров, аспирантов и специалистов в области информационных технологий.
ISBN978-5-9912-0418-7
УДК004.7(075.8)
ББК32.973.202-018.2я73
Беленькая, М.Н. Администрирование в информационных системах : учеб. пособие для вузов / С.Т. Малиновский, Н.В. Яковенко; М.Н. Беленькая .— 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Горячая линия – Телеком, 2018 .— 408 с. : ил. — ISBN 978-5-9912-0418-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/736614 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Администрирование_в_информационных_системах._-_2-е_изд.,_испр._и_доп..pdf
УДК 004.7 ББК 32.973.202-018.2 Б43 Б43 Беленькая М. Н., Малиновский С. Т., Яковенко Н. В. Администрирование в информационных системах. Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Горячая линия– Телеком, 2018. – 408 с., ил. ISBN 978-5-9912-0418-7. Систематизированы основные сведения, необходимые администратору информационных систем (ИС). Приведена информация о функциях и задачах специалистов по управлению и сопровождению ИС, стандартах работы, организации и функциях служб администрирования ИС. Описаны стандарты работы ИС и стандартизирующие организации. Рассмотрены объекты управления ИС, модели и протоколы управления. Особое внимание уделено моделям управления, в том числе ITIL, FCAPS, ONC. Рассмотрены вопросы администрирования кабельных систем и приведены примеры их администрирования. Приведена информация о системах сетевого администрирования (NMS) и поддержки операций (OSS). Обсуждаются вопросы администрирования файловых систем; организации подсистем ввода/вывода; администрирования баз данных; практические аспекты одной из самых трудных организационных и технических задач администрирования системы – проблемы присоединения ИС к оператору связи. Во втором издании (кроме исправления неточностей и опечаток) уточнены вопросы применения технологий PON, FTTx, а также подробно рассмотрена технология RAID 6. Для студентов, обучающихся по направлению «Информатика и вычислительная техника», магистров, аспирантов и специалистов в области информационных технологий. ББК 32.973.202-018.2 Адрес издательства в Интернет WWW.TECHBOOK.RU Учебное издание Беленькая Марина Наумовна, Малиновский Святослав Трофимович, Яковенко Наталья Викторовна Администрирование в информационных системах Учебное пособие Обложка художника В. Г. Ситникова Подписано в печать 23.02.2014. Печать офсетная. Формат 60×88/16. Уч. изд. л. 25,5. Тираж 500 экз. (4-й завод 50 экз.) ISBN 978-5-9912-0418-7 © М. Н. Беленькая, С. Т. Малиновский, Н. В. Яковенко , 2014, 2018 © НТИ «Горячая линия–Телеком», 2018
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Глава 1. Администрирование информационной системы. Вводные положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 1.1. Функции администратора системы. Состав служб администратора системы и их функции . . . . . . . . . . . . .8 1.2. Требования к специалистам служб администриро вания ИС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1.3. Общие понятия об открытых и гетерогенных системах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 1.4. Стандарты работы ИС и стандартизирующие организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 Глава 2. Объекты администрирования и модели управления . . 24 2.1. Объекты администрирования в информационных системах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24 2.2. Модель сетевого управления ISO OSI . . . . . . . . . . . . . .26 2.3. Модель управления ISO FCAPS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 2.4. Модель управления ITIL . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40 2.5. Модель управления ITU TMN. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42 2.6. Модель управления eTOM . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 2.7. Модель RPС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57 Глава 3. Администрирование кабельных систем. . . . . . . . . . . 63 3.1. Понятие о средах передачи данных . . . . . . . . . . . . . . . .63 3.2. Кабельные системы передачи данных . . . . . . . . . . . . . .64 3.3. Организация кабельных систем зданий и кампусов . . . 72 3.4. Стандарты и задачи администрирования . . . . . . . . . . . 76 3.5. Примеры систем администрирования кабельных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78 3.5.1. Пример инструкции по установке компонент кабельной системы в стойку . . . . . . . . . . . . . . . . .79 3.5.2. Пример реализации системы управления кабельной системой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 Глава 4. Администрирование сетевых систем. . . . . . . . . . . . . 88 4.1. Вопросы внедрения мостов и коммутаторов. Управление коммутаторами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88 4.1.1. Хабы, мосты, коммутаторы, шлюзы . . . . . . . . . . .88 4.1.2. Задача проектирования сети. . . . . . . . . . . . . . . . 103
Стр.403
404 Оглавление 4.2. Вопросы внедрения маршрутизаторов. Протоколы маршрутизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 4.2.1. Маршрутизаторы, протоколы маршрутизации . . 106 4.2.2. Конфигурирование протокола маршрутизации . 116 4.3. Системы сетевого администрирования и сопровождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 4.4. Планирование и развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 Глава 5. Средства администрирования операционных систем. Администрирование файловых систем . . . . . . . . . . .125 5.1. Параметры ядра операционной системы. Инсталляция операционной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 5.2. Подсистема ввода-вывода (дисковая подсистема) и способы организации дискового пространства. . . . . 131 5.3. Подготовка дисковой подсистемы для ее использования ОС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 5.4. Технология RAID. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 5.5. Вопросы администрирования файловых систем . . . . . 149 5.6. Протоколы передачи файлов и файловые системы Интернет. FTP, SUN NFS и IS FTAM . . . . . . . . . . . . . 150 Глава 6. Администрирование баз данных. Средства СУБД . . .154 6.1. Администрирование баз данных и администрирование данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154 6.2. Инсталляция СУБД. Параметры ядра СУБД и параметры ввода-вывода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 6.2.1. Инсталляция СУБД . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 6.2.2. Основные параметры запуска ядра СУБД . . . . . 157 6.2.3. Основные параметры операций ввода-выводана жесткий диск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 6.2.4. Основные параметры буферного пула. . . . . . . . . 161 6.3. Средства мониторинга и сбора статистики . . . . . . . . . 162 6.3.1. Мониторинг СУБД. Средства мониторинга . . . . 162 6.3.2. Сбор статистики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 6.4. Средства защиты от несанкционированного доступа .165 6.5. Способы восстановления и реорганизации . . . . . . . . . 168 6.5.1. Способы реорганизации БД . . . . . . . . . . . . . . . . 168 6.5.2. Восстановление БД. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169 Глава 7. Подключение ИС к узлу оператора связи . . . . . . . . .173 7.1. Организация последней мили на базе медных кабелей («старой меди») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 7.1.1. Технология ISDN. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Стр.404
Оглавление 405 7.1.2. Технология xDSL (Digital Subscriber Line) . . . . . . 180 7.2. Организация последней мили с использованием неограниченных сред. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 7.3. Действия администратора системыпо подключению к узлу оператора связи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 7.3.1. Классы IP-адресов (версия IP v.4) . . . . . . . . . . . . 190 7.3.2. Маски подсетей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191 7.3.3. Технология NAT . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200 Глава 8. Администрирование процесса поиска и диагностики ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .206 8.1. Задачи функциональной группы F. Двенадцать задач управления при обнаружении ошибки . . . . . . . . . . . . 207 8.2. Базовая модель поиска ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209 8.3. Стратегии определения ошибок. . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 8.4. Средства администратора системы по сбору и поиску ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215 8.5. Метрики работы информационной системы . . . . . . . . 217 8.6. Диагностика ошибок Ethernet . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218 8.7. Диагностика ошибок в среде протоколов TCP/IP . . . . 222 8.8. Предупреждение ошибок в среде протоколов TCP/IP 225 8.9. Решения проблем в среде протоколов TCP/IP . . . . . . . 227 8.9.1. Проблемы установления соединения . . . . . . . . . 227 8.9.2. Проблемы конфигурации IP, дублируемого IP-адреса и некорректной маски подсети . . . . . . 228 8.9.3. Некорректные маршруты по умолчанию и DNS-сервера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229 8.9.4. Физические проблемы. Проблемы DNS . . . . . . . 231 8.9.5. Проблемы маршрутизации и конфигурации сервера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232 8.9.6. Проблемы безопасности доступа . . . . . . . . . . . . 234 8.9.7. Периодический отказ соединения . . . . . . . . . . . 235 8.9.8. Низкая производительность сети . . . . . . . . . . . . 236 8.9.9. Медленные хосты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242 Глава 9. Администрирование процесса конфигурации. . . . . . .245 9.1. Необходимость администрирования процесса конфи гурации. Последовательность процесса конфигурации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245 9.2. Задачи и проблемы конфигурации . . . . . . . . . . . . . . . 247 9.3. Оценка эффективности конфигурации ИС с точки зрения бизнеса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250 9.3.1. Метрики систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Стр.405
406 Оглавление 9.3.2. Защита от несанкционированного доступа . . . . 251 9.4. Технологии конфигурации и практические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252 Глава 10. Администрирование процесса учета и обеспечения информационной безопасности. . . . . . . . . . . . . . . .258 10.1. Задачи учета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258 10.2. Защита от угроз безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259 10.2.1. Виды угроз безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . 262 10.2.2. Средства, мероприятия и нормы обеспечения безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264 10.2.3. Обычные меры организационной защитыдля борьбы с преднамеренными угрозами . . . . . . . 266 10.3. Пример реализации защиты от НСД для системы поддержки банкоматов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267 10.3.1. Аппаратные средства защиты. . . . . . . . . . . . . . 268 10.3.2. Программные ограничения, препятствующие мошенничествам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270 10.3.3. Организационные мероприятия по обеспечению безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271 10.4. Пример реализации средств безопасности сетевой подсистемы ИС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272 10.4.1. Политика безопасности магистрального уровня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274 10.4.2. Политика безопасности уровня распределения 274 10.4.3. Политика безопасности на уровне доступа . . . 276 10.5. Обеспечение безопасности при удаленном доступе к сети предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280 10.5.1. Типы виртуальных частных сетей . . . . . . . . . . 281 10.5.2. Технология IPSec . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284 Глава 11. Администрирование процесса контроля производительности системы . . . . . . . . . . . . . . . . .295 11.1. Понятие производительности информационной системы. Основные этапы управления производительностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295 11.2. Метрики производительности ИС . . . . . . . . . . . . . . . 301 11.2.1. Метрики сетевой подсистемы ИС. . . . . . . . . . . 301 11.2.2. Производительность файл-серверов. . . . . . . . . 305 11.3. Бизнес-метрики производительности. . . . . . . . . . . . . 306 11.4. Технические и бизнес-метрики в современных сетевых технологиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
Стр.406
Оглавление 407 11.5. Дополнительный инструментарий администратора системы для измерения производительности ИС. . . . 313 11.6. Практические рекомендации службам администратора системы по контролю производительности ИС . . . . . 314 Глава 12. Протоколы, используемые для программирования систем администрирования. Системы администрирования, сопровождения и поддержки. . . 317 12.1. Протоколы, используемые для программирования систем администрирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318 12.1.1. Протокол ISO CMIP и услуги CMIS (модель OSI) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318 12.1.2. Протокол SNMP (модель ONC) . . . . . . . . . . . . 322 12.1.3. Протокол RMON . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333 12.1.4. Протокол NetFlow. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337 12.2. Информационные системы администрирования и системы сетевого администрирования (NMS) . . . . 341 12.2.1. Пример функций модулей системы администрирования HP OpenView. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 12.2.2. Пример использования системы сетевого администрирования NetQos . . . . . . . . . . . . . . . 347 12.3. Системы оперативного сопровождения и поддержки — OSS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357 Глава 13. Эксплуатация и сопровождение информационных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .364 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .372 Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .375 Приложение. Краткий словарь сокращений и терминов . . . . .378
Стр.407

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.