Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Кемеровский государственный институт культуры»
КУЛЬТУРА РОССИИ,
ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ:
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
КОЛЛЕКТИВНАЯ МОНОГРАФИЯ
Кемерово 2019
1
Стр.1
УДК 378
ББК 74.58
К90
Научные редакторы:
В. Д. Пономарев, доктор педагогических наук, доцент,
А. В. Шунков, доктор филологических наук, доцент
Рецензенты:
В. В. Брежнева, доктор педагогических наук, профессор,
декан библиотечно-информационного факультета СПбГИК (г. Санкт-Петербург);
С. Б. Синецкий, доктор культурологии, доцент, проректор по научно-исследовательской и
инновационной работе ЧГИК (г. Челябинск);
Н. Н. Ярошенко, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой
менеджмента и технологий социально-культурной деятельности МГИК (г. Москва)
Коллектив авторов:
Астахов О. Ю., гл. 1, п. 1.2; Басалаева О. Г., гл. 1, п. 1.2; Васильковская М. И.,
гл. 3, п. 3.1; Волкова Т. А., гл. 1, п. 1.1; Гендина Н. И., гл. 4; Дворовенко О. В., гл. 3, п. 3.2;
Двуреченская А. С., гл. 1, п. 1.2; Жегульская Ю. В., гл. 3, п. 3.2; Казарина Т. Ю.,
гл. 1, п. 1.3, гл. 3, п. 3.3; Колкова Н. И., гл. 4, п. 4.3; Лазарева Л. И., гл. 3, п. 3.1; Мухамедиева
С. А., гл. 2, п. 2.3; Пономарев В. Д., введение, гл. 2, п. 2.2–2.3, заключение;
Прокопова Н. Л., гл. 1, п. 1.3; Родионова Д. Д., гл. 3, п. 3.1; Скипор И. Л., гл. 2, п. 2.1,
гл. 3, п. 3.3; Тараненко Л. Г., гл. 3, п. 3.2; Черданцева А. А., гл. 2, п. 2.2; Шорохова И. В.,
гл. 1, п. 1.3, гл. 3, п. 3.3; Шунков А. В., гл. 2, п. 2.2–2.3, гл. 3, п. 3.3, заключение;
Юдина А. И., гл. 1, п. 1.1.
К90
Культура России, основанная на знаниях: традиции и инновации
подготовки кадров в сфере культуры и искусства [Текст]:
кол. монография / под науч. ред. В. Д. Пономарева, А. В. Шункова;
Кемеровский государственный институт культуры. – Кемерово:
КемГИК, 2019. – 312 с.
ISBN 978-5-8154-0501-1
Монография посвящена теоретическому осмыслению «открытого» художественного
образования в Российской Федерации, которое отражает целевые ориентиры, закрепленные
в «Основах государственной культурной политики» и реализует творческие, научные и профессиональные
потребности человека на протяжении всей жизни, сохраняет и осуществляет
преемственную политику и уникальные отечественные традиции подготовки высококвалифицированных
кадров в сфере культуры и искусства. В данном контексте на основании педагогического
и творческого опыта, многолетних исследований, осуществленных преподавателями
Кемеровского государственного института культуры, обосновываются принципы образовательной
политики и предлагается стратегия осуществления образовательной деятельности
на основе создания инновационной модели творческого вуза.
Книга предназначена студентам, преподавателям, работникам учреждений культуры,
искусства и образования, широкому кругу читателей.
УДК 378
ББК 74.58
ISBN 978-5-8154-0501-1 © Коллектив авторов, 2019
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2019
2
Стр.2
Культура, образование и
наука являются стратегически
важными опорами России, задают
основной вектор общественного
развития, определяют духовный
и нравственный климат
внутри общества.
Убежден: только внимательное
к вопросам просвещения
граждан государство может
добиться успеха и признания
в современном мире, направить
в созидательное русло свой человеческий
потенциал, обеспечить
собственную национальную безопасность и устойчивое развитие.
В нашей стране одну из ключевых ролей в достижении этих
целей играет отечественная система образования в сфере культуры
и искусства.
На протяжении многих лет студенты Кемеровского государственного
института культуры получают знания в гуманитарной
сфере, учатся основам творческого мастерства. Особенно важно,
что замечательные традиции вашего вуза получают свое продолжение.
В
основу разделов данного научного издания лег колоссальный
опыт, накопленный несколькими поколениями преподавателей,
ученых, деятелей культуры. В монографии отражены не только
достижения, но и перспективные направления развития отрасли,
призванные содействовать укреплению базовых для нашей страны
ценностей.
Уважаемые коллеги! Искренне желаю вам дальнейших успехов
в благородном служении идеалам культуры и творчества, просвещения
и духовности.
В. Р. МЕДИНСКИЙ,
Министр культуры
Российской Федерации
3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
(Пономарев В. Д., доктор педагогических наук, доцент;
Шунков А. В. доктор филологических наук, доцент)............. 4
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА
И «ОТКРЫТОЕ» ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Основные положения государственной культурной политики
и задачи художественного образования в Российской
Федерации
(Волкова Т. А., кандидат философских наук, доцент; Юдина
А. И., доктор педагогических наук, профессор)................. 13
1.2. Субъекты и объекты государственной культурной политики:
стратегическое партнерство для сохранения и развития
культуры Российской Федерации
(Астахов О. Ю., доктор культурологии, доцент; Басалаева
О. Г., кандидат философских наук, доцент; Двуреченская
А. С., кандидат культурологии, доцент)......................... 38
1.3. Системность, непрерывность и преемственность как отечественные
традиции художественного образования
(Казарина Т. Ю., доцент; Прокопова Н. Л., доктор культурологии,
профессор; Шорохова И. В., доцент)....................... 59
Глава 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ
СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
2.1. Образовательные траектории подготовки специалистов
в вузе культуры и искусства и перспективы успешной профессиональной
карьеры
(Скипор И. Л., кандидат педагогических наук, доцент)........ 82
309
Стр.309
2.2. Наука и инновации как интеллектуальный ресурс вуза в
профессиональной подготовке кадров культуры и искусства
(Пономарев В. Д., доктор педагогических наук, доцент; Черданцева
А. А., кандидат технических наук, доцент; Шунков
А. В., доктор филологических наук, доцент).................... 107
2.3. Экономика творчества и проектный подход в профессиональной
подготовке кадров в вузе культуры и искусства
(Мухамедиева С. А., кандидат экономических наук, доцент;
Пономарев В. Д., доктор педагогических наук,
доцент; Шунков А. В., доктор филологических наук,
доцент)........................................................................................ 122
Глава 3. «ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» КАК ИННОВАЦИОННАЯ
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В
ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
3.1. Подготовка кадров сферы культуры и искусства в перспективе
«Атласа новых профессий»
(Васильковская М. И., кандидат педагогических наук,
доцент; Лазарева Л. И., кандидат педагогических наук,
доцент; Родионова Д. Д., кандидат философских наук,
доцент)......................................................................................... 144
3.2. E-learning как инновационная образовательная среда в
подготовке кадров сферы культуры и искусства
(Дворовенко О. В., кандидат педагогических наук, доцент;
Жегульская Ю. В., кандидат педагогических наук, доцент;
Тараненко Л. Г., кандидат педагогических наук, доцент)............................................................................................
172
3.3. Стратегическое партнерство вуза и международный
трансферт образования в сфере культуры и искусства
(Казарина Т. Ю., доцент; Скипор И. Л., кандидат педагогических
наук, доцент; Шорохова И. В., доцент; Шунков А. В.,
доктор филологических наук, доцент).................................... 202
310
Стр.310
Глава 4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
ЗНАНИЙ В XXI ВЕКЕ: ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ
И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
4.1. Информационное образование: сущность, виды, принципы
(Гендина
Н. И., доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ)............................................. 215
4.2. Информационная культура как феномен информационного
общества и область образовательной
деятельности
(Гендина Н. И., доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ)............................................. 237
4.3. Вызовы информационного общества и проблема качества
электронных информационных ресурсов как основы
информационного пространства знаний
(Гендина Н. И., доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ; Колкова Н. И., кандидат
педагогических наук, профессор).............................................. 258
ЗАКЛЮЧЕНИЕ О БУДУЩЕМ
(Пономарев В. Д., доктор педагогических наук, доцент;
Шунков А. В., доктор филологических наук, доцент)............ 280
БИБЛИОГРАФИЯ.................................................................... 289
311
Стр.311