МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени ДОРЖИ БАНЗАРОВА
Э Т И К А
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся
по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2020
Стр.1
УДК 17 (075.8)
ББК 87.7 (я73)
Э 901
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Р е ц е н з е н т ы
К. А. Багаева
канд. филос. наук, доцент, Бурятский государственный
университет
Э. Ч. Дарибазарон
д-р филос. наук, профессор, Восточно-Сибирский
государственный университет технологий и управления
Э 901 Этика: учебно-методическое пособие / сост. Н. А. Жапова,
Э. Д. Чагдурова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2020. — 120 с. ISBN 978-5-9793-1501-0
В пособии дана программа курса «Этика», раскрываются цели и задачи
дисциплины, компетенции студента, тематика лекций. Пособие оснащено
учебно-методическим материалом: темами рефератов, примерными тестами,
списком рекомендуемой литературы, заданиями по работе с терминологическим
аппаратом.
Для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое
образование (с двумя профилями подготовки), и преподавателей
этики.
УДК 17 (075.8)
ББК 87.7 (я73)
© Н. А. Жапова, Э. Д. Чагдурова,
составление, 2020
ISBN 978-5-9793-1501-0
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2020
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов,
изучающих курс «Этика» в рамках реализации образовательной
программы высшего образования 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки) и подготовлено в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования и для преподавателей этики.
Курс «Этика» относится к дисциплинам курсов по выбору вариативной
части Блока 1 в структуре образовательной программы.
Пособие состоит из двух частей: в первой части раскрываются
структура и содержание дисциплины, включающую цели и задачи
дисциплины, основные компетенции студента, которыми он должен
овладеть в результате освоения курса, тематику лекционных занятий.
Во второй части представлено учебно-методическое и информационное
обеспечение учебного процесса, содержащее тематику
рефератов, примерные вопросы тестов, вопросы к зачету, словарь
терминов, дан список рекомендуемой литературы.
Цели освоения дисциплины
Целью курса является раскрытие содержания этики как философской
дисциплины, выявление и определение социальноисторической
природы и сущности этического знания, его духовноценностной
значимости. Анализ развития этической мысли в истории
философии позволяет показать, что важнейшими проблемами,
волновавшими мыслителей, были вопросы обоснования морали и
законы морального поведения, что привело в итоге к формированию,
с одной стороны, философии морали как теоретического знания,
а с другой — к развитию прикладной этики.
Изучение дисциплины направлено на формирование универсальной
компетенции УК-5: способности воспринимать межкультурное
разнообразие общества в социально-историческом, этическом
и философском контекстах. В результате освоения дисциплины
студент должен
знать:
- историю этических учений;
- основные понятия морали;
- основные положения теории общения;
3
Стр.3
уметь:
- соотносить этические нормы с реальностью;
- осуществлять моральную рефлексию, диагностировать и оценивать
этические проблемы, возникающие в процессе общения;
- вступать в диалог и сотрудничество;
владеть:
- основными понятиями морального сознания и нравственности
в решении этических проблем;
- навыками толерантного диалога и сотрудничества в ситуации
культурного, этнического, конфессионального многообразия.
Основной задачей пособия является изучение этических проблем
в рамках дисциплины «Этика». Пособие имеет структуру: тематическое
планирование курса; тексты лекций, методические рекомендации
для студентов по изучению курса; библиографический список.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тема 1. Этика как наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Тема 2. Этика Древнего мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Тема 3. Этика Средневековья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Тема 4. Этика Нового времени и XVIII–XIX вв. . . . . . . . . 27
Тема 5. Этика XIX–XX вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Тема 6. Нравственный опыт человека . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Тема 7. Основные направления прикладной этики . . . . . . 53
Тема 8. Деловая этика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Тема 9. Педагогическая этика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Методические рекомендации для студентов . . . . . . . . . . . 78
Терминологический словарь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Тематика рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Контрольно-тестовые задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Вопросы к зачету . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
119
Стр.119