16+
ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 3, 2021
Nauka i Shkola
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Журнал является рецензируемым изданием
Издается с 1996 г. Выходит 6 раз в год
Учредитель и издатель:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий Высшей
аттестационной комиссии (ВАК).
Журнал зарегистрирован в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу «Пресса России» – 85008.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446.
Тел.: + 7 (499) 730-38-61
E-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2021
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает с позицией редакции.
Авторы статей несут полную ответственность за точность приводимой информации, цитат,
ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна без письменного разрешения
редакции.
Стр.2
ISSN 1819-463X
Science and School
№ 3, 2021
All-RussiAn
scientific And PedAgogicAl JouRnAl
The Journal is a peer-reviewed scientific publication
The journal was founded in 1996. Comes out 6 times a year
The founder and the publisher:
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Moscow
Pedagogical State University”
Journal is included by Higher Attestation Commission of RF in the List of leading
peer-reviewed scientific editions, published in the Russian Federation.
The Journal is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of February 01, 1996.
Subscription index in the United Catalogue «Pressa Rossii» – 85008.
Adress: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, 88, office 446.
Tel.: +7 (499) 730-38-61
E-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: nauka-i-shkola.ru
© MPGU, 2021
Editor’s views may differ from the authors’ opinions.
In case of partial or complete reproduction of the journal materials,
the reference to «Science and School» Journal is mandatory.
Стр.3
Редакционный совет:
Дронов В. П. (главный редактор), первый проректор МПГУ, доктор географических наук,
профессор, академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика», доктор
педагогических наук, профессор
Гольдберг Э. А., директор Института нейронаук А. Р. Лурии (США), PhD
Гончаров М. А., профессор Кафедры педагогики и психологии профессионального образования
имени академика РАО В. А. Сластёнина, директор Научно-образовательного центра теории,
истории образования и педагогической компаративистики Института педагогики и психологии
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент, член бюро Научного совета по проблемам истории
образования и педагогической науки РАО
Джуринский А. Н., профессор Кафедры теории и практики начального образования Института
детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Дин Дэкэ, заместитель председателя Ассоциации по науке и технике провинции Шэньси, КНР,
PhD
Масанао Такеда, профессор Университета Хаккай-Такуен, Саппоро (Япония), PhD,
иностранный член РАО
Мясников В. А. главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных исследований НИИ
Общей патологии и патофизиологии РАМН, доктор биологических наук, профессор
Полонский В. М., главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Чертов В. Ф., заведующий Кафедрой методики преподавания литературы МПГУ, доктор
педагогических наук, профессор
Редакционная коллегия:
Абашева Д. В., профессор Кафедры русской классической литературы Института филологии МПГУ,
доктор филологических наук, профессор
Агеносов В. В., заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры истории журналистики и
литературы ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, академик РАЕН, Петровской академии наук и искусств,
доктор филологических наук, профессор
Алмазова А. А., директор Института детства, заведующий Кафедрой логопедии МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент
Аргунова М. В., методист Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма,
кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, доцент
Арзамасцева И. Н., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института филологии
МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Бондарев А. П., заведующий кафедрой отечественной и зарубежной литературы переводческого
факультета МГЛУ, доктор филологических наук, профессор
Готовцева А. Г., профессор факультета журналистики Института Массмедиа РГГУ, доктор
филологических наук, доцент
Егупова М. В., профессор Кафедры теории и методики обучения математике и информа тике
Института математики и информатики МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Жигорева М. В., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Института
детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Наука и Школа / Science and School № 3’2021
3
Стр.4
Ильченко Н. М., заведующий кафедрой русской и зарубежной филологии НГПУ
им. К. Минина, доктор филологических наук, профессор
Ким Т. К., заведующий Кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент
Князев В. Н., профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования
МПГУ, доктор философских наук, профессор
Короткова М. В., профессор Кафедры методики преподавания истории Института истории
и политики МПГУ, руководитель творческой лаборатории «Музейная педагогика», кандидат
педагогических наук, доктор исторических наук, доцент
Кузьменко Г. А., профессор Кафедры теоретических основ физической культуры и спорта МПГУ,
доктор педагогических наук, доцент
Левушкина О. Н., профессор Кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент
Мескин В. А., профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета
РУДН, доктор филологических наук, профессор
Никола М. И., заведующий Кафедрой всемирной литературы Института филологии МПГУ, доктор
филологических наук, профессор
Осипова О. П., профессор Кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Речицкая Е. Г., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Института
детства МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор
Рыжов А. Н., профессор Кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени
академика РАО В. А. Сластёнина Института педагогики и психологии МПГУ, доктор педагогических
наук, доцент
Сибгатуллина А. Т., старший научный сотрудник Отдела литературы народов Российской Федерации
и СНГ ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, ведущий научный сотрудник отдела истории Востока
Института востоковедения РАН, доктор филологических наук, профессор
Славина В. А., заведующий Кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Института
журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Солдаткина Я. В., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института филологии
МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Уваров А. Ю., и.о. заведующего отделом содержания образования и проектирования
образовательных процессов Федерального исследовательского центра «Информатика и управление»
РАН, доктор педагогических наук, профессор
Урюпин И. С., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института филологии МПГУ,
доктор филологических наук, доцент
Филатова Ю. О., профессор Кафедры логопедии Института детства МПГУ, доктор педагогических
наук, профессор
Черемных Г. В., профессор Кафедры декоративного искусства и художественных ремесел
Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ, кандидат
педагогических наук, доцент
Черник В. Э., заведующий кафедрой педагогики Мурманского арктического государственного
университета, кандидат педагогических наук, доцент
Шаряфетдинов Р. Х., доцент Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института филологии
МПГУ, кандидат филологических наук, доцент
Состав редакции:
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Переводчик: Ю. В. Курбакова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
4
Наука и Школа / Science and School № 3’2021
Стр.5
Editorial Council:
Dronov V. P., Editor-in-Chief, First Vice-rector, Moscow Pedagogical State University, ScD in
Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in-Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Professor
Ding Deke, Assistant Chairman, Science and Technology Association of Shaanxi Province (China),
PhD
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow Pedagogical State University, ScD
in Education, Academician, Russian Academy of Education
Goldberg E. A., Director, Luria Neuroscience Institute, PhD
Goncharov M. A., ScD in Education, Associate Professor, Professor, V. A. Slastyonin Department of
Pedagogics and Psychology of Professional Education; Director, Scientific and Educational Center
for Theory, History of Education and Pedagogical Comparative Studies, Institute of Pedagogy and
Psychology, Moscow Pedagogical State University; Member of the Bureau of the Scientific Council
on the Issues of History of Education and Pedagogical Science of the Russian Academy of Education
Masanao Takeda, Professor, University of Hakkai-Takuen, Sapporo (Japan), PhD, foreign member of
Russian Academy of Education
Myasnikov V. A., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian
Academy of Education, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Pankova N. B., Chief Researcher, Laboratory of Polysystem Research, Institute of General Pathology and
Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences, ScD in Biology
Polonskiy V. M., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian
Academy of Education, ScD in Education, Corresponding Member of Russian Academy of Education
Editorial Board:
Abasheva D. V., Professor, Russian Classical Literature Department, Institute of Philology, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Agenosov V. V., Honored Scientist, Professor, History of Journalism and Literature Department,
A.S. Griboedov Institute of International Law and Economics, Academician, Russian Academy of Natural
Sciences, Peter’s Academy of Sciences and Arts, ScD in Philology, Professor
Almazova A. A., Director of the Institute of Childhood, Chairperson, Department of Speech Therapy,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Argunova M. V., Methodist, Moscow Children and Youth Center for Ecology, Local History and Tourism,
ScD in Education, PhD in Biology, Associate Professor
Arzamastseva I. N., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate Professor
Bondarev A. P., Chairperson, Domestic and Foreign Literature Department, Moscow State Linguistic
University, ScD in Philology, Professor
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow Pedagogical State University,
PhD in Education, Associate Professor
Chernik V. E., Chairperson, Pedagogics Department, Murmansk Arctic State University,
PhD in Education, Associate Professor
Egupova M. V., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching Mathematics Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Filatova Yu. O., Professor, speech therapy Department, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Professor
Наука и Школа / Science and School № 3’2021
5
Стр.6
Gotovtseva A. G., Professor, Journalism Faculty, Institute of Mass media, Russian State University for the
Humanities, ScD in Philology, Associate Professor
Ilchenko N. M., Chairperson, Russian and Foreign Philology Department, K. Minin Nizhny Novgorod State
Pedagogical University, ScD in Philology, Professor
Kim T. K., Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sport Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Philosophy, Professor
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow Pedagogical State
University, ScD in History, Associate Professor
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Levushkina O. N., Professor, Russian Language Teaching Methods Department, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Associate Professor
Meskin V. А., Professor, Russian and Foreign Literature Department, Philology Faculty, Peoples’ Friendship
University of Russia, ScD in Philology, Professor
Nicola M. I., Chairperson, World Literature Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Philology, Professor
Osipova O. P., Professor, T. I. Shamova Department of Educational Systems Management, Moscow
Pedagogical State University, Associate Professor
Rechitskaya E. G., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Education, Professor
Ryzhov A. N., Professor, V. A. Slastyonin Department of Pedagogics and Psychology of Professional
Education, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education,
Associate Professor
Sharyafetdinov R. Kh., Associate Professor, Department of Russian Literature, Moscow Pedagogical State
University, PhD in Philology, Associate Professor
Sibgatullina A. T., Senior Researcher, Department of Literature of the Peoples of the Russian Federation
and the CIS, A. M. Gorky Institute of World Literature, Russian Academy of Sciences, Leading Researcher,
Department of Oriental History, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, ScD in
Philology, Professor
Slavina V. A., Chairperson, Journalism and Media Communications Department, Institute of Journalism,
Communication and Media Education, Moscow Pedagogical State University, Doctor of Philology, Professor
Soldatkina Ya. V., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Uryupin I. S., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate Professor
Uvarov A. Yu., Senior Researcher, Federal Research Center “Informatics and Management”, Russian
Academy of Sciences, ScD in Education, Professor
Zhigoreva M. V., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Institute of Childhood,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator Yu. V. Kurbakova
Design and layout: N. I. Lisova
Подписано в печать 25.06.2021.
Формат 70х100/16.
Тираж 1000 экз. Усл. печ. л. 18,47.
6
Наука и Школа / Science and School № 3’2021
Стр.7
Содержание
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной
комиссией Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых
для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и
кандидата наук по следующим научным специальностям:
10.01.00 – Литературоведение: 10.01.01 Русская литература; 10.01.02 Литература народов Российской Федерации;
10.01.03 Литература народов стран зарубежья; 10.01.10 Журналистика.
13.00.00 – Педагогические науки: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.02
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 13.00.03 Коррекционная
педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия);
13.00.08 Теория и методика профессионального образования.
Литературоведение (10.01.00)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС
Курьянова В. В. Толстовский текст в поэме Д. Бурлюка «Великий
кроткий большевик» .................................................... 11
Матевосян А. А. Фольклорные мотивы волшебной сказки
в художественном мире романа М. Петросян «Дом, в котором…» ..............23
Цуруева П. Ш. Феномен «машина времени» в прозе Бориса Рахманина ........29
Шаряфетдинов Р. Х. Обращение к мифопоэтическому образу
Шурале в современной татарской прозе ...................................37
Пронин В. А. Австрийский Нобель .......................................44
ЖУРНАЛИСТИКА
Землянский А. В. Практика инфодемии: теории «коронавирусного»
заговора, их циркуляция и разоблачение в СМИ .............................51
Зубаркина Е. С. Гуманистические идеи в радиопрограммах
Януша Корчака ........................................................62
Педагогические науки (13.00.00)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Чертов В. Ф., Маныкина А. А., Соколова А. А. Об углубленном
изучении литературы в контексте современного медиапространства ...........70
Чеха В. В. Цифровые платформы как новые субъекты
образовательных отношений .............................................81
Тишулина С. Г. Теоретико-методологические основы проектирования
этнокультурной среды в образовательной организации .......................94
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Габдулгалимова Л. С., Троя Д. В. Наставничество на первом курсе
обучения: обзор и сравнение практик России и США ........................101
Янь Фэнь. Аналитический обзор индикаторов подготовки педагоговисследователей
(Россия–Китай) .........................................109
Наука и Школа / Science and School № 3’2021
7
Стр.8
Содержание
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шаповалов В. Л. Педагогические кадры на локальном рынке труда:
проблемы и дефициты (на примере Приволжского федерального округа) ...... 119
Гореев А. М. Психологические аспекты формирования
функциональной грамотности: что должен знать учитель? ...................130
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Анамова Р. Р., Хотина Г. К. Методики и средства обучения
для дистанционных занятий по геометро-графическим дисциплинам ..........137
Шоканова Р. Д., Тарасова Е. Н. Приемы создания ситуаций
психологического комфорта в обучении русскому языку
как иностранному казахских учащихся гуманитарного
(филологического) профиля ............................................154
Данилин М. В. Проблема измерения степени аутентичности
в процессе отбора видеоматериалов как средств обучения
иностранному языку ...................................................168
Лю Цянь. Технология дистанционного обучения русскому языку
китайских студентов-филологов в условиях пандемии .......................180
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Горнаева О. М. Факторы риска школьной неуспешности обучающихся
в школах малого города ................................................191
Кислякова М. А. Неуспеваемость учащихся по математике
как психолого-педагогический феномен ...................................200
Куфаева Н. В. Системообразующая основа качественного
преобразования содержания школьного курса лексики ......................212
Радынова О. П., Корсакова И. А. К проблеме индивидуального
подхода в развитии основ пианистической культуры у студентовмузыкантов
разных специальностей ......................................219
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Овчаров А. В., Голубь П. Д. Из истории открытия радиоактивности ..........226
8
Наука и Школа / Science and School № 3’2021
Стр.9
Contents
Literary Studies (10.01.00)
LITERARY TEXT AND LITERARY PROCESS
Kurianova V. V. Tolstoyan text in the poem by D. Burlyuk “Great
meek Bolshevik” ........................................................ 11
Matevosyan A. A. Folklore motives of a fairy tale in M. Petrosyan’s novel
“The gray house” .......................................................23
Tsurueva P. Sh. The phenomenon of “time machine” in the prose
of Boris Rachmanin .....................................................29
Sharyafetdinov R. Kh. Appeal to the mythopoetic image of Shurale
in modern Tatar prose ...................................................37
Pronin V. A. Austrian Nobel ..............................................44
JOURNALISM
Zemlyanskiy A. V. “Infodemic” case study: conspiracy theories around
COVID-19 – spreading and debunking in the media ............................51
Zubarkina E. S. Humanistic Ideas in Janusz Korczak’s Radio Programs ...........62
Pedagogics (13.00.00)
EDUCATIONAL STANDARDS AND TEACHING PRACTICE
Chertov V. F., Manykina A. A., Sokolova A. A. On in-depth study
of literature in the context of modern media space .............................70
Cekha V. V. Digital Platforms as New Subjects in Education .....................81
Tishulina S. G. Theoretical and methodological foundations of designing
an ethno-cultural environment in an educational organization .....................94
EDUCATION ABROAD
Gabdulgalimova L. S., Troya D. V. Mentoring in the first year of studying:
an overview and comparison of practices in Russia and the United States .........101
Yan Feng. Analytical review of indicators of training of research teachers
(Russia–China) ........................................................109
Наука и Школа / Science and School № 3’2021
9
Стр.10
Contents
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Shapovalov V. L. Teaching staff on the local labour market: problems
and deficiencies (using the example of the Volga Federal District) ................ 119
Goreev А. M. Psychological aspects of forming functional literacy:
what should a teacher know? .............................................130
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Anamova R. R., Khotina G. K. Teaching methods and tools for distance
learning in geometric and graphic disciplines ................................137
Shokanova R. D., Tarasova E. N. Methods of creating situations
of psychological comfort in teaching Russian as a foreign language
to Kazakh students of the humanitarian (philological) profile .....................154
Danilin M. V. The problem of estimating the degree of authenticity
in the selection process of videos as teaching aids in English
as a foreign language instruction process ...................................168
Liu Qian. Technology of distance learning of the Russian language
to Chinese philology students in pandemic conditions. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .180
PEDAGOGICAL SEARCH
Gornaeva O. M. Risk factors for school failure of students
in small-town schools ...................................................191
Kislyakova M. A. Students’ failure in mathematics as a psychological
and pedagogical phenomenon ............................................200
Kufaeva N. V. System-forming basis of qualitative transformation
of the content of the school vocabulary course ...............................212
Radynova O. P., Korsakova I. A. To the problem of individual approach
in the development of the basics of piano culture among music students
of different specialties ...................................................219
THE FLOOR IS GIVEN...
Ovcharov A. V., Golub P. D. From the history of the discovery of radioactivity .....226
10
Наука и Школа / Science and School № 3’2021
Стр.11