16+
ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 2, 2021
Nauka i Shkola
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Журнал является рецензируемым изданием
Издается с 1996 г. Выходит 6 раз в год
Учредитель и издатель:
офедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
бразования «Московский педагогический государственный университет»
атЖурнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий Высшей
тестационной комиссии (ВАК).
Журнал зарегистрирован в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу «Пресса России» – 85008.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446.
Тел.: + 7 (499) 730-38-61
E-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2021
Авторы статей несТочка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает с позицией редакции.
ссылок и списка использованной литературы.
рПерепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна без письменного
азрешения редакции.
ут полную ответственность за точность приводимой информации, цитат,
Стр.2
ISSN 1819-463X
Science and School
№ 2, 2021
All-RussiAn
scientific And PedAgogicAl JouRnAl
The Journal is a peer-reviewed scientific publication
The journal was founded in 1996. Comes out 6 times a year
The founder and the publisher:
PFederal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Moscow
edagogical State University”
Journal is included by Higher Attestation Commission of RF in the List of leading
peer-reviewed scientific editions, published in the Russian Federation.
The Journal is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of February 01, 1996.
Subscription index in the United Catalogue «Pressa Rossii» – 85008.
Adress: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, 88, office 446.
Tel.: +7 (499) 730-38-61
E-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: nauka-i-shkola.ru
© MPGU, 2021
Editor’s views may differ from the authors’ opinions.
In case of partial or complete reproduction of the journal materials,
the reference to «Science and School» Journal is mandatory.
Стр.3
Редакционный совет:
Дронов В. П. (главный редактор), первый проректор МПГУ, доктор географических наук,
профессор, академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика», доктор
педагогических наук, профессор
Гольдберг Э. А., директор Института нейронаук А. Р. Лурии (США), PhD
Гончаров М. А., профессор Кафедры педагогики и психологии профессионального
образования имени академика РАО В. А. Сластёнина, директор Научно-образовательного
центра теории, истории образования и педагогической компаративистики Института
педагогики и психологии МПГУ, доктор педагогических наук, доцент, член бюро Научного
совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО
Джуринский А. Н., профессор Кафедры теории и практики начального образования
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Дин Дэкэ, заместитель председателя Ассоциации по науке и технике провинции Шэньси,
КНР, PhD
Масанао Такеда, профессор Университета Хаккай-Такуен, Саппоро (Япония), PhD,
иностранный член РАО
Мясников В. А. главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных исследований
НИИ Общей патологии и патофизиологии РАМН, доктор биологических наук, профессор
Полонский В. М., главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Чертов В. Ф., заведующий Кафедрой методики преподавания литературы МПГУ, доктор
педагогических наук, профессор
Редакционная коллегия:
Абашева Д. В., профессор Кафедры русской классической литературы Института филологии
МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Агеносов В. В., заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры истории журналистики
и литературы ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, академик РАЕН, Петровской академии наук и
искусств, доктор филологических наук, профессор
Алмазова А. А., директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент
Аргунова М. В., методист Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и
туризма, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, доцент
Арзамасцева И. Н., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Бондарев А. П., заведующий кафедрой отечественной и зарубежной литературы переводческого
факультета МГЛУ, доктор филологических наук, профессор
Готовцева А. Г., профессор факультета журналистики Института Массмедиа РГГУ, доктор
филологических наук, доцент
Егупова М. В., профессор Кафедры теории и методики обучения математике и информа тике
Института математики и информатики МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Жигорева М. В., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Института
детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Наука и Школа / Science and School № 2’2021
3
Стр.4
Ильченко Н. М., заведующий кафедрой русской и зарубежной филологии НГПУ
им. К. Минина, доктор филологических наук, профессор
Ким Т. К., заведующий Кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта МПГУ,
доктор педагогических наук, доцент
Князев В. Н., профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования МПГУ, доктор философских наук, профессор
Короткова М. В., профессор Кафедры методики преподавания истории Института истории
и политики МПГУ, руководитель творческой лаборатории «Музейная педагогика», кандидат
педагогических наук, доктор исторических наук, доцент
Кузьменко Г. А., профессор Кафедры теоретических основ физической культуры и спорта
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Левушкина О. Н., профессор Кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент
Мескин В. А., профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического
факультета РУДН, доктор филологических наук, профессор
Никола М. И., заведующий Кафедрой всемирной литературы Института филологии МПГУ,
доктор филологических наук, профессор
Речицкая Е. Г., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Института
детства МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор
Рыжов А. Н., профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования
имени академика РАО В. А. Сластёнина Института педагогики и психологии МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент
Сибгатуллина А. Т., старший научный сотрудник Отдела литературы народов Российской
Федерации и СНГ ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, ведущий научный сотрудник отдела истории
Востока Института востоковедения РАН, доктор филологических наук, профессор
Славина В. А., заведующий Кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Института
журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ, доктор филологических наук,
профессор
Солдаткина Я. В., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института филологии
МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Уваров А. Ю., и.о. заведующего отделом содержания образования и проектирования
образовательных процессов Федерального исследовательского центра «Информатика
и управление» РАН, доктор педагогических наук, профессор
Урюпин И. С., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института филологии
МПГУ, доктор филологических наук
Филатова Ю. О., профессор Кафедры логопедии Института детства МПГУ, доктор
педагогических наук, профессор
Черемных Г. В., профессор Кафедры декоративного искусства и художественных ремесел
Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ, кандидат
педагогических наук, доцент
Черник В. Э., заведующий кафедрой педагогики Мурманского арктического государственного
университета, кандидат педагогических наук, доцент
Шаряфетдинов Р. Х., доцент кафедры русской литературы XX–XXI веков Института филологии
МПГУ, кандидат филологических наук
Состав редакции:
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Переводчик: Ю. В. Курбакова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
4
Наука и Школа / Science and School № 2’2021
Стр.5
Editorial Council:
Dronov V. P., Editor-in-Chief, First Vice-rector, Moscow Pedagogical State University, ScD in
Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in-Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow Pedagogical
State University, ScD in Education, Professor
Ding Deke, Assistant Chairman, Science and Technology Association of Shaanxi Province
(China), PhD
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Goldberg E. A., Director, Luria Neuroscience Institute, PhD
Goncharov M. A., ScD in Education, Associate Professor, Professor, V. A. Slastyonin Department
of Pedagogics and Psychology of Professional Education; Director, Scientific and Educational
Center for Theory, History of Education and Pedagogical Comparative Studies, Institute of
Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University; Member of the Bureau of the
Scientific Council on the Issues of History of Education and Pedagogical Science of the Russian
Academy of Education
Masanao Takeda, Professor, University of Hakkai-Takuen, Sapporo (Japan), PhD, foreign member
of Russian Academy of Education
Myasnikov V. A., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian
Academy of Education, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Pankova N. B., Chief Researcher, Laboratory of Polysystem Research, Institute of General Pathology
and Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences, ScD in Biology
Polonskiy V. M., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian
Academy of Education, ScD in Education, Corresponding Member of Russian Academy of
Education
Editorial Board:
Abasheva D. V., Professor, Russian Classical Literature Department, Institute of Philology, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Agenosov V. V., Honored Scientist, Professor, History of Journalism and Literature Department, A.S.
Griboedov Institute of International Law and Economics, Academician, Russian Academy of Natural
Sciences, Peter’s Academy of Sciences and Arts, ScD in Philology, Professor
Almazova A. A., Director of the Institute of Childhood, Chairperson, Department of Speech Therapy,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Argunova M. V., Methodist, Moscow Children and Youth Center for Ecology, Local History and
Tourism, ScD in Education, PhD in Biology, Associate Professor
Arzamastseva I. N., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute of
Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate Professor
Bondarev A. P., Chairperson, Domestic and Foreign Literature Department, Moscow State Linguistic
University, ScD in Philology, Professor
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow Pedagogical State
University, PhD in Education, Associate Professor
Chernik V. E., Chairperson, Pedagogics Department, Murmansk Arctic State University, PhD in
Education, Associate Professor
Egupova M. V., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching Mathematics Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Наука и Школа / Science and School № 2’2021
5
Стр.6
Filatova Yu. O., Professor, speech therapy Department, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical
State University, ScD in Education, Professor
Gotovtseva A. G., Professor, Journalism Faculty, Institute of Mass media, Russian State University for
the Humanities, ScD in Philology, Associate Professor
Ilchenko N. M., Chairperson, Russian and Foreign Philology Department, K. Minin Nizhny Novgorod
State Pedagogical University, ScD in Philology, Professor
Kim T. K., Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sport Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in
Philosophy, Professor
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow Pedagogical State
University, ScD in History, Associate Professor
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Levushkina O. N., Professor, Russian Language Teaching Methods Department, Moscow Pedagogical
State University, ScD in Education, Associate Professor
Meskin V. А., Professor, Russian and Foreign Literature Department, Philology Faculty, Peoples’
Friendship University of Russia, ScD in Philology, Professor
Nicola M. I., Chairperson, World Literature Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical
State University, ScD in Philology, Professor
Rechitskaya E. G., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Education, Professor
Ryzhov A. N., Professor, V. A. Slastyonin Department of Pedagogics and Psychology of Professional
Education, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, ScD in
Education, Associate Professor
Sharyafetdinov R. Kh., Associate Professor, Department of Russian Literature, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Philology
Sibgatullina A. T., Senior Researcher, Department of Literature of the Peoples of the Russian Federation
and the CIS, A. M. Gorky Institute of World Literature, Russian Academy of Sciences, Leading
Researcher, Department of Oriental History, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences,
ScD in Philology, Professor
Slavina V. A., Chairperson, Journalism and Media Communications Department, Institute of
Journalism, Communication and Media Education, Moscow Pedagogical State University, Doctor of
Philology, Professor
Soldatkina Ya. V., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate Professor
Uryupin I. S., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology
Uvarov A. Yu., Senior Researcher, Federal Research Center “Informatics and Management”, Russian
Academy of Sciences, ScD in Education, Professor
Zhigoreva M. V., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Institute of
Childhood, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator Yu. V. Kurbakova
Design and layout: N. I. Lisova
Подписано в печать 26.04.2021.
Формат 70х100/16.
Тираж 1000 экз. Усл. печ. л. 18,47.
6
Наука и Школа / Science and School № 2’2021
Стр.7
Содержание
кЖурнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной
ата наук по следующим научным специальностям:
13.00.00 – Педагогические науки: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.02
ре Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 13.00.03 Коромиссией
Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых
д для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и канди10.01.00
– Литературоведение: 10.01.01 Русская литература; 10.01.02 Литература народов Российской Федерации;
10.01.03 Литература народов стран зарубежья; 10.01.10 Журналистика.
кционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия);
13.00.08 Теория и методика профессионального образования.
Литературоведение (10.01.00)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС
Трыков В. П. Публикации о России в журнале «Revue des Deux Mondes»
в первой половине XIX века
Нагайцева К. А. Образ ребенка в творчестве Элизабет Баррет Браунинг
Минералова И. Г., Москаленко С. В. Терминологический ресурс
«фэнтези» и «fantasy» в исторической перспективе: внутренняя форма слова
Пономарева Т. А. Циклизация в творчестве новокрестьянских писателей
Хайруллин Р. З., Таирова И. А. Сравнительный анализ переводов
стихотворения Г Тукая «Родной язык»
ЖУРНАЛИСТИКА
Иванова С. В. Инфодемия в зеркале журналистики
Педагогические науки (13.00.00)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Дронов В. П. Федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования: поиск национальной модели
Стабровская А. В. Виртуальная академическая мобильность и формы
ее реализации в контексте цифровизации высшего образования
Рязанова Н. Е., Моргун Д. В., Аргунова М. В. Формирование глобальных
компетенций для VUCA-мира: зачем, чему и как учить?
Короткова М. В. Параметры оценки проектной деятельности учащихся
по истории в музее и школе
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Божович Д. Межъязыковая конвергенция в обучении РКИ в Сербии
Сиссоко Мамаду. Организационные трудности в интернатных
учреждениях для детей-сирот Мали
66
79
86
98
105
116
11
23
34
44
52
60
Наука и Школа / Science and School № 2’2021
7
Стр.8
Содержание
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Никонов В. В. Ликвидация безграмотности на Гжельском народном
художественном промысле в 1920–1930-х гг
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Осипова О. П., Горохов С. А. Педагогические кадры на локальном рынке
труда: проблемы и дефициты (на примере Дальневосточного
федерального округа)
Атанасян С. Л., Сафуанов И. С., Чуйкова Н. В. Новые подходы
к магистерской подготовке учителей математики
Черник В. Э., Чернюк Л. А. О стилевой компетентности педагога
как условии совершенствования математического образования
Никитина Л. А. Почему исследование в выпускных работах будущих
педагогов превращается в формальность?
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Жарикова Д. С. Приемы работы с научно-популярными текстами
как способ формирования информационной культуры школьника
Надха С. Э. Критерии отбора текстов культурологической
направленности при реализации аксиологического подхода на занятиях
по русскому языку как иностранному
Мартыненко Ю. Б. Типы языковых упражнений при изучении
антропонимов в иностранной аудитории
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Жигорева М. В., Алхури Н. Изучение состояния профориентации
старшеклассников с нарушениями слуха в России и Сирии
Соколова Г. Е. Воспитание эстетической культуры личности
у иностранных студентов на занятиях по развитию устной
и письменной речи
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Ван Ци. Культурно-языковая технология в контекстах пластического
искусства (подготовка учителей ИЗО в школе)
Лу Хунюн. Об искусстве Китая и России, историография взаимного
влияния
123
136
147
153
162
171
179
187
199
210
218
223
8
Наука и Школа / Science and School № 2’2021
Стр.9
Contents
Literary Studies (10.01.00)
LITERARY TEXT AND LITERARY PROCESS
Trykov V. P. Publications about Russia in the journal «Revue des Deux
Mondes» in the first half of the XIX century
Nagaytseva K. A. The image of a child in the works of Elizabeth Barret Browning
Mineralova I. G., Moskalenko S. V. Terminological resource of fantasy
in historical perspective: internal form of the word
Ponomareva T. A. Cyclization in the works of new peasant writers
Khairullin R. Z., Tairova I. A. Comparative analysis of the translations
of the poem “Native Language” by G Tukay
JOURNALISM
Ivanova S. V. Infodemic in the mirror of journalism
Pedagogics (13.00.00)
EDUCATIONAL STANDARDS AND TEACHING PRACTICE
Dronov V. P. Federal state educational standards of general education: search
for a national model
Stabrovskaya A. V. Virtual academic mobility and forms
of its implementation in the context of digitalization of higher education
Ryazanova N. E., Morgun D. V., Argunova M. V. Forming global competences
for VUCA world: why, what and how to teach?
Korotkova M. V. Appraisal criteria of history project activity of pupils
at school and in a museum
EDUCATION ABROAD
Božović D. Language convergence in teaching Russian as a foreign
language in Serbia
Sissoko Mamadou. Organizational difficulties in institutions such as boarding
schools for orphaned children in Mali
105
116
66
79
86
98
11
23
34
44
52
60
Наука и Школа / Science and School № 2’2021
9
Стр.10
Contents
HISTORY OF EDUCATION AND PEDAGOGY
Nikonov V. V. Elimination of illiteracy in the Gzhel folk art industry
in the 1920s and 1930s
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Osipova O. P., Gorokhov A. S. Teaching staff in the local labor market:
problems and deficits (using the example of the Far Eastern Federal District)
Atanasyan S. L., Safuanov I. S., Chuikova N. V. New approaches
to mathematics teacher master’s training
Chernik V. E., Chernyuk L. A. On cognitive style competence of a teacher
as a condition for improving mathematical education
Nikitina L. A. Why is research in theses of future teachers becoming a formality?
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Zharikova D. S. Techniques of working with popular scientific texts
as a method of forming pupils` information culture
Nadkha S. E. Criteria for selection of texts of culturological orientation
in the implementation of the axiological approach in Russian
as a foreign language classes
Martynenko Ju. B. Types of language exercises for teaching anthroponyms
to foreign students
PEDAGOGICAL SEARCH
Zhigoreva M. V., Alhourе N. Studying the state of career guidance for high
school students with hearing impairments in Russia and Syria
Sokolova G. E. Forming personal aesthetic culture among international
students in classes of oral and written speech development
THE FLOOR IS GIVEN....
Wang Qi. Cultural and language technology in the contexts of plastic art
(training of school art teachers)
Lu Hongyong. On the art of China and Russia, historiography
of mutual influence
123
136
147
153
162
171
179
187
199
210
218
223
10
Наука и Школа / Science and School № 2’2021
Стр.11